При всей огромности литературы о Владимире (Василии) Всеволодовиче Мономахе никто, кажется, специально не отмечал, что именно Мономах особым образом подвёл русский народ к осознанию своего отечества как Святой Руси; не мифической, как кто-то теперь готов нам внушать, но реальной, пребывающей и поныне в виде сакральной матрицы народного и государственного идеала. На разрушение этой матрицы, на подмену её веками вбрасывались громадные энергии тех сил, которым святость Руси – смерть...
Девять столетий назад, в апреле 1113 года, великим князем Киевским стал Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125).
В нынешнем году мы отмечаем и 960-летие со времени его рождения.
Почётное родовое прозвище «Мономах» (единоборец) он получил от деда – отца матери, императора Византии Константина IX Мономаха. В крещении Владимир назван Василием; он правнук Владимира Крестителя, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода и греческой царевны Марии. Владимир-Василий Святой благоверный великий князь оставил нам урок победы над врагом внешним и внутренним. Его победы – это победы нравственного устроения мира над хаосом разложения. Мономах устранил внешних врагов и собрал воедино Русские земли.
Кому-то покажется странным, но, несмотря на удалённость во времени, мы можем увидеть Мономаха живым, ясным нам человеком… Сообщения о Владимире Мономахе содержатся во множестве летописных сводов; чудом, или, как пишут, до нас дошли и три его литературных произведения: «Поучение детям» (Завещание), содержащее интереснейшие сведения о его жизни, «Письмо убийце сына» – двоюродному брату Олегу Святославичу и «Молитва».
Мономаху посвящены разделы в трудах наших выдающихся историков.
В былинном эпосе образ Мономаха сливается с образом Владимира Крестителя – из-за созвучности времён и одинаковости имён.
В.Н.Татищев передаёт из недошедшей до нас летописи портрет Мономаха: «Лицом был красив, очи велики, волосы рыжеваты и кудрявы, чело высокое, борода широкая, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силён».
Отец его Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого, был полиглотом, знал пять языков. Первой женой Мономаха была англичанка – Гита Уэссекская, дочь несчастливого англосаксонского короля Гарольда II. Несомненно, Мономах был хорошо образован и был отличным полемистом, при этом обладал и сильным писательским слогом. Но главным искусством той эпохи (как и многих иных) было искусство войны и хитрой дипломатии, чему с младых ногтей учила такая забава, как княжеская охота на опасного зверя.
Мономах, естественно, ценя свою жизнь как на охоте, так и в сражении ведал житейскую мудрость: «Хорошее дело – остерегаться самому, но Божие сбережение – лучше человеческого»; он свято верил в Бога. Он вспоминал, уже «сидя на санях» («на санях» – готовясь в последний путь), как в молодости, «разъезжая по равнине, ловил своими руками коней диких», вспоминал и о превратностях охоты: «Два тура (мощные первобытные быки) метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь за колено укусил, лютый зверь (раньше полагали – рысь, теперь думают – леопард) вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей...»
Как некогда набеги хазар сменились набегами печенегов, так на смену печенегам из Степи пришли половцы.
Половецкие нападения станут системой. Силою оружия с ними в ту пору сладить было нельзя.
Мир покупался буквально – деньгами, драгоценными тканями, скотом.
Половцам нельзя было верить, они с лёгкостью нарушали слово.
Мономах поднялся в боевое седло в 13 лет и провёл в походах шесть десятков лет. Он говорит: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Беспечных времён у него почти и не было. За 60 лет – 83 памятных похода, каждый год один-два больших похода, не считая мелких схваток – нескончаемая вереница сражений.
Две напасти кроваво терзали Русь, одна усиливая другую: хищные степняки и междоусобные нестроения.
Летописец Нестор, современник Мономаха, говорит о причине бедствий (в переводе Карамзина): «Небо правосудно! Оно наказывает россиян за их беззакония. Мы именуемся христианами, а живём как язычники; храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи…» Вот главная причина! Общественное легкомыслие порождает несчастья. Подобное будет и через тысячу лет.
Русь словно бы сама выбрала Мономаха себе в князья; не спеша подобрала его себе в вожди из множества других князей для свершения великого русского дела…
Он прожил более тридцати лет в Переяславле Русском (Хмельницком), в княжестве на границе со Степью. Переяславль при набеге первым принимал удар кочевников.
В былинном образе Тугарина Змеевича, обобщённом образе заклятого врага Святой Руси, мы без труда угадываем грозную фигуру половецкого хана Тугоркана, побитого Мономахом у стен Переяславля в 1096-м.
Мономах как сильный и влиятельный человек, желая пресечь междоусобные войны, несколько раз, ещё и не будучи великим князем, инициировал княжеские съезды для примирения всех со всеми. Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече на Днепре (ныне посёлок городского типа Черниговской области).
Повесть временных лет говорит о съезде: «В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…» Решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец. И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все…"»
Мономах умел убеждать князей. Вот дивный пример его риторики.
Весной 1103-го Мономах взялся уговорить великого князя Святополка Изяславича идти походом на половцев – «на поганых». Переговоры проходили близ Киева на берегу Долобского озера. В дружине Святополка царило весеннее настроение. Киевляне заключили: «Не время теперь отнимать поселян от поля». Мономах не отступил. В изложении Соловьёва дело обстояло так: «Съехались и сели в одном шатре - Святополк с своею дружиною, а Владимир с своею; долго сидели молча, наконец, Владимир начал: "Брат! Ты старший, начни же говорить, как бы нам промыслить о Русской земле?" Святополк отвечал: "Лучше ты, братец, говори первый!" Владимир сказал на это: "Как мне говорить? Против меня будет и твоя и моя дружина, скажут: хочет погубить поселян и пашни; но дивлюсь я одному, как вы поселян жалеете и лошадей их, а того не подумаете, что станет поселянин весною пахать на лошади, и приедет половчин, ударит его самого стрелою, возьмет и лошадь, и жену, и детей, да и гумно зажжет; об этом вы не подумаете!" Дружина отвечала: "В самом деле так"…»
Половцы были разгромлены, 20 ханов легли мёртвыми, один пытался откупиться – давал золото и серебро, коней и скот. Мономах так судил: «Сколько раз вы клялись не воевать, и потом все воевали Русскую землю?..» Зарубили поганого.
В 1109 и в 1111 годы Мономах вновь организовывает успешные общие походы, «зачищает» Степь до Дона.
Летопись сообщает: «Победители спрашивали пленных: "Как это вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?" Те отвечали: "Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам"». Летописец поясняет: это ангелы, от Бога посланные. «И надолго остался Мономах в памяти народной как главный и единственный герой донского похода…»
Так свершаются русские победы – в покаянии, в братском единстве, где впереди под святыми хоругвями вождь и священство.
Став великим князем в 1113 году, Мономах проводит в отношении половцев взвешенную политику, сочетая силу с дипломатией.
И ещё четверть века после смерти Мономаха половцы опасались сунуться на Русь.
После кроваво-огненных десятилетий братских междоусобиц и набегов степняков при Мономахе постепенно наступила тишина. Строились города и дивно украшались храмы. Открылось время и литературному досугу. Мономах пишет «Поучение», обращённое к сыновьям и ко всем князьям, по сути, ко всей Руси. Мономах нашёл те формы и тот художественный язык, которые выражали смыслы святой Руси. Мономах учит: «Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней…»
В «Поучении» Мономаха сконцентрирован военный опыт всей его жизни. «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает».
Владимир-Василий Мономах отошёл в вечность 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви, которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Погребен он был в Софии Киевской, рядом с дедом – Ярославом Мудрым и братом Ростиславом.
В памяти народа он остался как «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».
БАЗАЛЬТОВЫЙ МАТЕРИК
До недавнего времени личность Владимира Мономаха (в крещении Василий) не являлась «камнем преткновения» для потомков его подданных. Даже у «самого» М. Грушевского, сочинившего фантастический катамаран-этноним «Русь-Украина», нет слов о «великом украинском князе» Мономахе или «древней Украине», у него в этом плане вполне корректно: «князивство Русской земли», «концентрация земель Русского государства», «связи русской династии»…
Фантастикаторство в описании истории проявится позже, когда усилия русского народа Юго-Западной Руси к единению они придумают называть борьбой украинского народа за независимость, подменяя этим подспудную истинность цели – стремление к воссоединению народа и Русской земли. Расчленённость народа, как мы понимаем, удобна спонсорам историков для пережёвывания и переваривания Руси: кусками легче.
Таким образом, на «этапе Мономаха» и школьные учебники Украины Мономаха «великим украинским князем» пока не называют. Впрочем, в этих книжках акцент делается на термине «Киевская Русь», придуманном лишь в ХIХ веке. При этом по-партизански замалчивается, что Русь, Русская земля, включала в себя Минск и Полоцк, Псков, Новгород и пространства до северных морей, Ростов, Суздаль, Муром, Рязань…
В детских учебниках России, наоборот, акцент делается на древности Новгорода как на основном центре древнерусского государства. Это, заметим, точно такая же игра в пользу спонсоров историков-расчленителей.
Мономах, собравший Русские земли под своё начало, обозначил ту мощную базальтовую материковую платформу, которую мы смело можем называть Святой Русью.
Не удивительно, что в ХХI веке последователи успешных историков-расчленителей пожелают поколебать Мономаха и объявить его «украинским».
Всеукраинская газета «День» объявила 2013-й Годом Владимира Мономаха так и пишет: «По сути, походы… Владимира Мономаха положили начало присоединению юго-восточных земель к Украине». Здорово! И это речь о событиях начала ХII века! Цирковая подмена понятий! Русь шулерски заменена на Украину.
А вместе с тем осуществлена и подмена сакральных смыслов. Это у Руси эпитет «святая», а у Украины, увы, «незалежная». Независимость от чего? От святой Руси, разумеется. Чтоб и намёка на святость не было, ибо «европейскому выбору» с его гей-прайдами это как нож острый.
СВЯТОЙ КРЕСТ НАД ШАПКОЙ МОНОМАХА
Иван IV, уважительно прозванный Грозным, венчавшись на царство, был единственным на свете православным государём (Византия пала, Константинополь – Второй Рим – объявлен Стамбулом). Иван IV происходит по прямой линии от младшего сына Мономаха – Юрия Владимировича Долгорукого, князя Суздальского и великого князя Киевского, основателя Москвы. Поэтому Москва совершенно точно и названа при Иване Грозном Третьим Римом. Многим это не нравилось и не нравится. Во все времена находились ненавистники Третьего Рима. Один из них, пребывая в должности рейхсканцлера, планировал на месте Москвы устроить озеро.
Москва с ХV века, ещё лишь примериваясь к шапке Мономаха, неожиданно для всего мира стала быстро набирать мощь и как наследница мономаховой воли собирать воедино Русские земли. Мономахов дух, несомненно, привёл провидчески и Богдана Хмельницкого в Переяслав, вотчину Мономаха, в 1654-м. С именем Мономаха связано спасительное для народа возрождение Руси, неизбежное собирание в целое, казалось бы, разбитого вдребезги.
Момент церковной канонизации Владимира Мономаха теряется в огне древних пожаров. Но мы читали, он и в Патерике поименован благоверным. Благоверные – в данном случае именование лика православных святых из монархов. В «Описании о российских святых» (XVII-XVIII вв.) о нём говорится: «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день». Канонизация Владимира-Василия Мономаха подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Священный Синод УПЦ (МП) на заседании 10 февраля 2011 года (журнал № 1) утвердил список Собора Киевских святых, выделив в список из всех ликов несколько десятков имён, в их числе читаем: «Св. блгв. князь Владимир Мономах († 1125)». Празднование Собора Киевских святых благословлено совершать 15/28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира.
Вспомним о нем, почтим его, обратимся к нему - соберем земли Русские.
Ведь Святой благоверный Владимир Мономах, собрав Русские земли под своё начало, обозначил ту мощную базальтовую материковую платформу, которую мы смело можем называть Святой Русью. Трагический разрыв верхних плодородных слоёв и последующее растягивание их или даже их счистка решающего значения иметь не могут. Святая Русь жива, она в ожидании нового Мономаха.
Олег Слепынин
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013