ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СВЕТ ВО ТЬМЕ
Поиск

001929.jpgИоанн (Иван Матвеевич Снычев) (1927-1995 гг.), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выдающийся деятель Русской Православной Церкви, мыслитель, богослов и историк.
Родился в крестьянской семье, служил в армии. С 1946 г. монах, духовный сын русского подвижника епископа Мануила (Лемешевского). Помогал ему в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897-1956 гг.».
Превозмогая физическую немощь, владыка Иоанн непрестанным, кропотливым трудом получил блестящее образование, стал магистром богословия и доктором церковной истории. Мудрый, предельно простой в общении, глубокий и тонко чувствующий человек, владыка Иоанн стал для миллионов верующих источником чистоты православной веры, лучом света посреди тьмы, надеждой на возрождение Святой Руси.


С первых выпущенных им книг мощно и убежденно зазвучал голос Духовника, Проповедника, истинного сына Отечества.
С того момента, когда владыка прибыл на служение в Санкт-Петербургскую епархию, он стал главным духовным наставником и водителем современной России, в проповедях и книгах которого содержались ответы практически на все вопросы, которые тревожат православного человека.
Один из главных трудов митрополита Иоанна: «Самодержавие Духа (Очерки русского самосознания)».
Книга является бесценным достоянием русской национальной идеологии.
Вслед за святым Иоанном Кронштадтским владыка Иоанн провозглашал, что «родиться русским есть дар служения». Православная Россия стоит на страже духовного мира всего человечества. Ей определено Господом «до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры».
Как справедливо отмечал публицист М.Н. Любомудров: «Владыка Иоанн являлся одним из крупнейших мыслителей и величайшим религиозно-нравственным авторитетом нашего времени. Его исследования, его публицистика — свидетельство нового взлета и цветения русского православного богословского и историко-философского творчества — всегда бесстрашного и исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем русского народа. А если вспомнить, что именно судьба России теперь, в очередной раз стала эпицентром мировой истории, то значение деятельности владыки возрастает до масштабов общечеловеческих».
Церковь, учил владыка Иоанн, не может делать вид, что не замечает того шабаша, который сегодня устроили на Руси христоненавистники, растлители и сатанисты разных мастей. Нынешние реформаторы экстремисты, унаследовавшие худшие черты террористического большевистского самосознания, уже стоившего России невероятных жертв, ведут дело к созданию чудовищной по своему цинизму системы власти — коррумпированной и бесконтрольной, скрывающей за псевдодемократической риторикой полное презрение к закону.
Подводя итоги космополитической реформы, митрополит Иоанн писал: «Сегодня мы имеем возможность оценить первые плоды такого реформирования. Единое государство разрушено. Русский народ расчленен на части границами новоявленных «независимых государств». Россия отброшена в своем территориальном развитии на триста пятьдесят лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц «свободной» прессы и экранов телевизоров. Церковь подвергается бешеным атакам еретиков и сектантов, понаехавших в Россию со всего света, чтобы «просветить» русских варваров. Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистот «масскультуры» и фальшивых ценностей «общества потребления». Страной по-прежнему правят богоборцы, космополиты и русоненавистники».
На вопросы многих людей, как бороться с космополитическим режимом, владыка неизменно отвечал, что единственный путь спасения — путь объединения вокруг русских вековых святынь, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. «Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, — учил владыка, — значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся — Россия погибнет».
Деятельность митрополита Иоанна способствовала росту широкого православного движения за чистоту веры и сохранение тысячелетней православной традиции.
Митрополит Иоанн ушел от нас в ноябре 1995 года. На его могилке в Александро-Невской лавре, пожалуй, никогда не бывает безлюдно.
Многие знали владыку лично, часто обращались к нему за мудрым советом или просто благословением. Не раз шли к известному архиерею за молитвенной и иной помощью политики, деятели науки, культуры.
Легенды о доброте и нестяжательности владыки Иоанна продолжают жить и сейчас, хотя столько лет уже миновало с его кончины.
Приведем лишь один характерный случай:
В резиденции на Крестовом острове раздался телефонный звонок.
— Извините... — прозвучал в трубке голос. — Мне надо с митрополитом поговорить...
— А кто Вы?..
— Я только что из тюрьмы вышел, мне телефон этот на зоне дали...
— Вот как... И о чём Вы собираетесь говорить с владыкой?
— Я о помощи хотел попросить митрополита Иоанна...
— Кого?!
— Митрополита Иоанна...
— Так он уже семь лет как преставился...
— Помер?! А к кому же мне теперь обращаться? Я же больше не знаю никого, кто ещё людям помогает...
С 1969 по 1990 гг. митрополит Иоанн был архиепископом Самарским и Сызранским. Петербургскую кафедру возглавлял с 1991 по 1995 год. Благодаря своим смелым выступлениям в церковных и светских СМИ он стал широко известен в России и за ее пределами. Владыка активно боролся за дело русского духовного возрождения. «Молчанием предается Бог!» — так называлась одна из его последних статей.
Оружие Церкви есть слово. Бескомпромиссное слово Истины, непримиримое ко лжи, лицемерию и человекоугодничеству. Именно сегодня оно должно прозвучать сильно и властно.
В последние годы своей жизни владыка публиковался в журналах «Москва» и «Наш современник», а также, наиболее часто, в «Руси Православной» — приложении-вкладыше к газете «Советская Россия». Здесь появились такие его статьи, как «Битва за Россию», «Молю вас: одумайтесь», «Державное строительство», «Смотрите, не ужасайтесь»...
Уже давно назрело плодотворное сотрудничество между всеми людьми, которые искренне желают и все делают для спасения Руси.
Об одном интересном факте, происшедшем в связи с кончиной митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна в 1995 году, рассказал в своей книге «Чудеса последнего времени» иеромонах Трифон: «В Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре вдруг зазвонил колокол. Все были в недоумении, причины для звона не было. Тогда стали выяснять: кто и зачем звонил. Оказалось, что к звоннице никто не подходил (даже близко никого не было). Все были удивлены. Вывод напрашивался один — колокол зазвонил сам... И вот в этот самый момент, когда все пытались разгадать эту загадку, работник связи принес в монастырь телеграмму: «Умер Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский». Это был траурный колокольный звон, и звонили, надо полагать, Ангелы».

 

Михаил Спасский

архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007