Урочище «Кипячее» расположено на правом берегу речки Ирша в четырех километрах от селения Чоповичи Малинского района Житомирской области среди необыкновенно живописной местности. Однако, кроме сказочной природы, это место отличает то, что оно освящено особым Божиим Промыслом, избрано Самой Царицей Небесной.
В 1911 году на этом месте, по преданию, явилась двум женщинам в огненном сиянии икона Пресвятой Богородицы. Женщины дерзали взять икону в руки, но, возможно, не были духовно подготовлены, и икона обожгла их. Ожоги остались на их теле на всю жизнь.
Женщины пришли вскоре со священником, который отслужил молебен и с трепетом взял икону в руки. Предание свидетельствует, что это был Казанский образ Божьей Матери.
На месте явления иконы забил источник, вода в котором кипела, как в Силоамской Купели, оттого это место получено название «Кипячее».
Вода имела целебные свойства. Набирая воду после молитвы, умывшись ею и испив ее, больные избавлялись от многих болезней, даже от слепоты. Господь по молитвам Пресвятой Богородицы являл великие милости.
По другим документальным свидетельствам Сама Богородица явилась людям над источником, повелевая им построить часовню и отправлять в ней Божественную службу. Слухи о знамении в Кипячем дошли до Санкт-Петербурга, откуда приехала Синодальная комиссия, чтобы официально засвидетельствовать Божие чудо.
После соборной молитвы и свидетельств людей, которые получили благодатное исцеление. Комиссия вынесла решение основать здесь новый монастырь и устроить монашескую жизнь. Наполнить этот край земными ангелами, которые день и ночь будут приносить за людей жертву духовную — молитву.
Настоятелем этого монастыря был поставлен игумен Константин — афонский монах, родом из села Чоповичи, призванный Самой Богородицей вернуться на Родину и возглавить обитель. Именно ему судилось собирать братию и устроить монашескую жизнь. На месте явления Божией Матери была построена церковь в Ее честь. Несколько повыше, на холме, был основан монастырь (скит от Киево-Печерской Лавры) с храмом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В монастыре несли послушание более ста монахов. На большие праздники здесь собиралось до двух тысяч паломников.
Но волна гонений на христиан захлестнула землю и достигла этого святого места.
А в 1921 году банда Петлюры, (по другой версии большевистская банда) напала на монастырь, которая заперла в церкви игумена Константина и игумена Рафаила с монахами и послушниками. Все монахи с игуменом были замучены в тот день, а монастырское имущество разграблено.
Чтобы это преступление не получило огласки, бандиты сожгли церковь и монастырь. Но по слову Господню: «Нет ничего тайного, что не открылось бы». Несколько монахов, которые находились тогда недалеко от монастыря, стали свидетелями этой трагедии.
Они похоронили тела мучеников около сожженного храма. К сожалению, узнать подробнее об этом монастыре и его подвижниках не удалось, поскольку последний из свидетелей этих событий, архимандрит Парфений, известный многим нашим землякам, отошел в вечность. Но на все воля Божья.
Слава Богу, прошло время гонений.
По милости Божией, по молитвам святых, началось возрождение и этого святого места. Однажды раба Божия Мария привезла воду из источника в Киев, в храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского.
Святую воду давали прихожанам, и те, кто был одержим духами злобы, начинали кричать, лаять, падали на землю. Настоятель храма протоиерей Роман Барановский понял, что это вода необычная. Тогда и пришло вдохновение поехать в Кипячее вместе с прихожанами.
Был 2001 год. Из Киева выехало около 100 человек. Когда возле источника стали служить молебен, с болящими творилось что-то страшное.
Было решено установить возле источника большой крест.
12 человек, которые находились возле места, где некогда стоял монастырь (остальные были возле источника), увидели видение — церковь и монахов, — как они поняли тех самых, которых сожгли большевики.
Паломники разговаривали с монахами, и несколько человек даже исповедались у них. Монахи им говорили: «Передайте матерям, чтобы детей в церковь водили, чтобы Евангелие читали. Почему они Евангелие не читают? Ведь Господь слушает, когда они молятся».
На Пасху 2000 года раба Божия Татьяна видела, что стоят на кладбище возле крестов монахи и поют «Христос Воскресе!»
С первого же посещения этого места приходило глубокое покаяние, удивительным образом открывались давно забытые грехи. Появлялось сокрушение сердца и желание служить Господу.
Обо всем случившемся доложили владыке Августину, архиепископу Львовскому и Галичскому и владыке Виссариону, архиепископу Овручскому и Коростенскому, которые родом из этих мест. Архиереи приняли решение, что на месте мученической кончины монахов необходимо построить храм.
И вот с Божией помощью, буквально за 2 месяца, построили храм. Приближался храмовый праздник монастыря — Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна.
На месте уничтоженного храма, в лесу, милостью Божией, почти через 70 лет была отслужена первая Божественная литургия. Готовясь духовно к этому событию, как и в давние времена, люди вышли к святому месту Крестным ходом.
Во время одного из посещений святых мест трем сестрам милосердия было видение: по дороге недалеко от мужского монастыря к ним обратилась монахиня. Назвалась она игуменьей Еленой. При этом сестры милосердия обоняли запах ладана. Игуменья попросила их, чтобы они пошли с ней к тому месту, где над ней в 1941 г. издевались немцы, а потом расстреляли ее вместе с другими жителями села. Игуменья сказала: «Передайте отцу Роману, чтобы там, где я погибла, поставили крест».
Сестра милосердия, ныне игуменья Екатерина, по благословению о. Романа, провела расследование, имели ли место события, которые явились в видении. В селе Чоповичи она нашла семью, где в годы великой Отечественной войны действительно жила игуменья Елена: монастырь ее закрыли большевики, и она ходила на службу в мужской монастырь. По милости Божьей нашлась женщина, которая была свидетельницей трагических событий. Когда расстреливали односельчан, в том числе и матушку Елену, немец смилостивился над девятилетней девочкой и отпустил ее домой. Через много лет эта девочка закончила свою жизнь на этом же месте, но уже инокиней Марией в монастыре в честь Афонской иконы Божьей Матери, который построили на месте кровавых событий силами церковной общины храма святителя Михаила и сестер милосердия.
В 2002 году, по благословению архиепископа Овручского и Коростенского Виссариона, начинается строительство женской обители, закладывают храм на двенадцати Афонских камнях, привезенных в рюкзаках со святой Горы в результате паломнических поездок о. Романа.
Сегодня храм в честь Афонской иконы Божьей Матери имеет несколько уникальных святынь — это частица пояса Матери Божьей, мощи 24 старцев с Афона, привезенных по благословению игумена Иеремии, настоятеля Свято-Пантелеймоновой обители, чудотворная икона Троеручица, также этим монастырем была пожертвован Псалтирь.
Все иконы в храме Афонского письма. Самой большой святыней монастырского храма является частица Животворящего Креста Господня. Есть на территории и источник священномученика Киприана и мученицы Иустинии, который начал бить со времени основания обители. Вода его славится целительными свойствами.
В первый постриг - на Лазареву субботу 2006 года - здесь нашли молитвенное пристанище 18 послушниц, которые были раньше сестрами милосердия при Киевском храме святителя Михаила. Сегодня монастырь в честь Афонской иконы Божьей Матери — это полноценная обитель, где проживает 60 насельниц, из них 20 монахинь. 20 инокинь и около 20 послушниц.
Почти через 70 лет снова потянулись в Кипячее тысячи паломников. С верой и молитвой притекают сюда люди, набирают святой воды. Человеческие сердца безошибочно ощущают, что за всех, кто приходит сюда помолиться, молится Сама Пресвятая Богородица и монахи-мученики, которых верующие поминают на заупокойных службах.
Вот так Матерь Божия взяла эти места под свою опеку и заботу.
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011