ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СЛОВО О ЕДИНСТВЕ
Поиск

908767464578987.jpg30 июля, после Божественной литургии, в Свято-Успенской Святогорской Лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.
«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы совершили сегодня Божественную литургию, причастились Тела и Крови Спасителя.

В Литургии Василия Великого есть молитва, которую священник читает сразу после освящения Святых Даров. Молитва эта содержит такие удивительные слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие». Святая Евхаристия, Божественная литургия, которая есть центр и средоточие жизни Церкви, не только соединяет человека с Богом, потому что через хлеб и вино даруется нам истинное Тело и истинная Кровь Спасителя; причащаясь от единого Хлеба и единой Чаши, мы причащаемся во общение Святого Духа, соединяемся друг с другом невидимой, но реальной Божественной силой, и из простой группы людей становимся Церковью Божией, таинственным Телом самого Спасителя, пострадавшего и воскресшего ради нашего спасения.
Если нас во едином Хлебе и Чаше сам Бог соединяет, что может нас разлучить? Какими человеческими аргументами, какими человеческими мечтами, какими человеческими ценностями может разделиться Тело Христово? Нет такой мечты, нет таких ценностей! Тем более, не может быть таких общественных, национальных или политических идеалов, ради которых было бы позволительно разделять то, что сам Бог соединил.
Никому в голову не придет политическими, национальными, культурными или другими аргументами оправдывать распад семьи, развод мужа и жены, сиротство детей при живых родителях. Когда это происходит, мы содрогаемся от ужаса, мы понимаем губительную скверну этого деяния и молимся о том, чтобы Господь простил людей, дал им силы жить вместе.
Что же говорить о единстве Церкви? Никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол это нарушение слов Господа о единстве Его наследия. Зачем же тогда в расколе совершать литургию и произносить кощунственно эти слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие»? За лицемерие Бог наказывает — и тех, кто в расколе, и народ, который не понимает истины и Божественную заповедь о единстве Таинства Евхаристии предает во имя человеческих мечтаний и идеалов.
История показывает, что еще ни одна человеческая мечта, ни одна политическая или национальная идея за две тысячи лет существования христианства не была достигнута и реализована через разделение Тела Христова. Там, где разделение, — проливается кровь, теряется энергия, утрачивается единство и появляется дробность на месте целостности; там теряется способность достигать целей, поставленных перед народом, перед нацией и перед государством, потому что разделенные в самом главном и святом люди становятся неспособными объединиться, в том числе, вокруг политических лозунгов и политических программ.
Я говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле. Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю!
Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе. Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх, в том числе, и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад.
Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня не только к вам, жители Донбасса, но и к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в разделении. Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие».
«…Я хотел бы выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Владыке митрополиту Владимиру, мужественному Предстоятелю Украинской Церкви, молитвеннику и духовному пастырю, который своим смирением и любовью сохраняет единство, несмотря на угрозы разделений. Хотел бы также поблагодарить митрополита Владимира и за возрождение этой святой Лавры, и за то, что сему монастырю дано было право именоваться Лаврой — таким образом, этот монастырь был введен в историю других великих обителей земли нашей».
О СЧАСТЬЕ
30 июля 2009 г., в Никольском кафедральном соборе города Горловки Святейший Владыка в своем выступлении отметил: «Кризис есть результат греха, который проник в современную экономику. Люди честного труда расплачиваются за тех, кто стяжал миллионы и миллиарды из воздуха. Мы все вместе расплачиваемся за человеческий грех: за обман, за стяжательство, за стремление к наживе, за потерю человеческого измерения экономических отношений.
Церковь громко об этом говорит. Каждый труженик достоин пропитания. Апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам пишет: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10). Вы знаете, что потом безбожная идеология подхватила эти слова, включив их в свои «священные тексты». Но апостол Павел произнес Божественную истину: Трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:18). И потому не нужно унывать когда возникают временные трудности, нужно помнить, что трудящийся человек совершает дело, достойное того, чтобы иметь награду и от Бога, и от людей.
Но каково же сегодня слово Церкви, которое она обращает к народу? А слово такое: вне зависимости от того, сколько мы получаем денег, какими материальными благами обладаем, являемся ли мы людьми обеспеченными или нуждающимися, — нужно помнить о том, что счастье человека — в его сердце. Можно обладать колоссальными деньгами и быть человеком глубоко несчастным — время от времени средства массовой информации приносят нам свидетельства о том, как кончают жизнь самоубийством самые богатые люди на планете. Они уходят из этой жизни, «громко хлопнув дверью», потеряв все и одновременно имея все, что хотели иметь.
Из чего слагается и от чего зависит человеческое счастье? Оно принадлежит нашему духу, нашему сознанию, там все — и плохое, и хорошее, и радость, и скорбь. Одни и те же обстоятельства могут вызывать у одних радость, у других — скорбь. Мы сами производим на свет свое благополучие или свое несчастье.
Церковь, обращаясь к людям, говорит, что счастье наступает тогда, когда мы живем с Богом. Когда у нас сильная вера, тогда мы молимся и просим Господа помочь, и Он всегда слышит наши молитвы. Он не потакает нашей лени, нашему разгильдяйству, нашему стремлению жить лучше за счет других, поэтому не нужно обращать к Господу пустые молитвы. Но молитва искренняя, сердечная, в которой отражается реальное страдание человека либо его радость, надежда или разочарование, достигает Божия Престола, и Господь слышит эту молитву и отвечает нам.
Храните веру православную, несмотря на все соблазны жизни! Храните единство Церкви, выше которого нет ничего. Если теряем единство Церкви, то не имеем надежды сохранить единство в наших семьях, в наших трудовых коллективах и даже в стране. Человек, который разрушает единство Тела Христова, никогда не будет иметь единства в своей семье и счастья, не будет иметь дружного и сплоченного коллектива. Этот человек обречен на одиночество. Мы должны беречь как зеницу ока единство Церкви нашей — Церкви мученической, исповеднической, свидетельствующей сегодня со всей прямотой и ясностью, что есть правда, а что есть ложь.
Здесь, на священной земле Донбасса, я не могу не сказать об отношениях России и Украины. Это единое пространство Святой Руси, как и Беларусь, как и многие другие страны. Мы единый народ, вышедший из купели Киевского крещения. Существуют различия в языках, в обычаях, в темпераменте, но мы живем одними ценностями. И пока есть одни ценности, есть и эта духовная общность. А если есть духовная общность, то должна быть и солидарность, и взаимная поддержка, в том числе и в трудную годину экономического кризиса.
Я уверен, что мы все вместе, как братья, взявшись за руки, сможем преодолеть, в том числе, и этот экономический кризис. А Церковь, объединяющая все братские народы, крестившиеся в Киевской купели, будет делать все для того, чтобы способствовать развитию духовных и иных связей, включая экономические, культурные связи, сотрудничество в области образования и науки. Если кто-то нам скажет, что это плохо, — давайте спросим, почему. И он нам никогда не ответит, почему плохо быть братьям вместе. Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе (Пс. 132:1), — говорит нам древний Псалмопевец, утверждая сегодня великую истину о том, что единство есть благо, а разделение есть грех и человеческое несчастье.
Сегодня трудно быть христианином, но нельзя терять надежды. Огромное число верующих людей и в Киеве, и здесь, в Донбассе, с которыми я имел и имею счастье молиться, ваши светлые лица, ваша твердая вера — все это свидетельствует о том, что никакие трудности, возникающие на пути верующего человека, не являются для вас препятствием. Только очень важно хранить веру Православную, хранить единство Церкви, почитать святыни, молиться Богу не формально, а искренне, вкладывая в молитву и свою боль, и радость, и надежду. Ничто не приближает больше к Богу, чем живая, искренняя молитва, постоянное памятование о Божием присутствии в жизни.
Если человек живет с Богом, он ни на минуту не забывает, что Бог рядом, и это приводит к тому, что человек останавливается, когда, например, хочет произнести плохое слово, останавливается, когда задумал плохое дело. Потому что Бог совсем рядом, Он все видит. Это ближнего своего можно обмануть — мужа, жену, брата, сестру, коллег по работе, начальников и подчиненных, можно даже целый народ обманывать — Бога обмануть невозможно. И в ответ на нашу жизнь Бог произносит свой суд. Не тот Страшный Суд, который будет в конце истории, и не тот суд, через который мы все пройдем после нашей смерти. Господь выносит Свой суд и здесь, в этой жизни, над каждым из нас.
Бывает, грешник наказывается не очевидным для других людей образом. Иногда эта неочевидность приводит в смущение, и кто-то говорит: «Ну почему же такой мерзкий, действительно плохой человек внешне так благополучен?» Это не значит, что над ним не совершается Суд Божий. Никто не знает, что в душе этого человека, какой там ад, какой там огонь — он лишается счастья и покоя не потому, что у него сокращается количество денег в кармане, или не потому, что он не может купить то, что очень хотел, а потому, что вместо рая внутри — ад. И это есть самое страшное наказание; у таких людей не светятся глаза так, как у вас светятся. Берегите этот свет — его можно сберечь только если вы будете беречь веру Православную, любить свою святыню, любить свою Церковь — единую Православную Церковь, Церковь Святой Руси.
О ПЕРВОРОДСТВЕ
29 июля 2009 года, по окончании выступления в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечая на вопросы участников встречи говорил о важности единства:
«Невозможно требовать и достигать единства, настаивая на победе своего частного мнения. Так не бывает. Это — самое важное, что должно войти в сознание всех православных людей (я говорю и о тех, кто сегодня находится в расколе). "Все или ничего" — это не разговор для Церкви. Когда нам говорят: либо автокефалия, либо ничего; либо автокефалия, либо раскол — это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического Православия группы, не может ставиться в качестве категорического условия объединения всех православных. Это методологический нонсенс, что очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов.
Давайте переведем этот разговор на бытовой уровень. Муж с женой поссорились; из опыта известно, что если принимается только одна точка зрения, то конфликт не затихает; он будет исчерпан тогда, когда обе точки зрения будут приняты во внимание, когда вырастет чувство доверия, способность преодолевать трудности в семье»…
«…Киев — это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии — Автокефальная Церковь, в Албании — Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви!
А Киев — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни! И если закрыть глаза на тысячелетнюю историю и сказать: «Ничего страшного, мы уже двадцать лет независимы, давайте все здесь перекроим», то это будет не просто отказом от истории, это будет отказом от Предания Церкви. И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это? Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34-е Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего — Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь»…
«В древности существовала Пентархия, пять Патриархатов — Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. И никогда Патриархаты не были ограничены границами государств. Патриархаты всегда распространяли свою юрисдикцию на несколько государств. Так было, так есть сейчас. Как известно, Московский Патриархат был создан после отпадения Рима, он занял место в Пентархии, и в Томосе, который был выдан Патриарху Московскому, значилось: "Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран", то есть всех, что лежали к северу от Византии. И это не происки Москвы, это экклезиологическое самопонимание Православной Церкви!
И сегодня Константинопольский Патриархат — это не одна Турция, а многие страны мира; Александрийский Патриархат — это вся Африка; Антиохийский Патриархат — это Средний Восток; Иерусалимский Патриархат — Палестина, Израиль, Иордания.
Национальные Патриархаты, привязанные к государствам, возникли в XIX веке и раньше, конечно: Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных Церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм. Осуждению подверглось не появление этих Церквей, а то, чем оно сопровождалось — осуждалась попытка тесно связать Церковь с государством и нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному, вот что подверглось осуждению Православной Церкви. Поэтому в том положении, которое сейчас имеет место, когда Патриарх Московский и всея Руси и всех северных стран имеет попечение не только о Российской Федерации, отражается наша традиция. Она может кому-то нравиться или не нравиться, как кому-то нравится или не нравится сам факт существования христианства, но это традиция, а всякий слом традиции есть очень болезненное для Церкви дело. И всякий слом традиции порождает разделения.
Поэтому мне кажется, что Церковь, которая сегодня существует в Украине, соответствует реальным потребностям народа и страны. Украинская Православная Церковь является самостоятельной, во главе Церкви — ее Предстоятель, Блаженнейший митрополит Владимир, и Синод, который без всякого вмешательства Москвы решает все вопросы церковной жизни. А наше единство — в том, что мы сознаем себя великой и единой Православной Церковью, к которой принадлежат 80 % всех православных верующих в мире.
Кто-то может сказать, что это символика. Да, это символика, но она имеет огромное значение в диалоге Православия со всем миром. Мы действительно духовная скрепа и основа той цивилизации, которая только и может на равных говорить с миром.
О КРУШЕНИИ ИДОЛОВ
В воскресенье 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора святого равноапостольного князя Владимира.
«Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.
Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе — одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником — одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.
А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга — материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.
Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.
Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.
Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие — дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все — идолопоклонство.
И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.
О ЦЕРКВИ ГОНИМОЙ
Я хотел бы сердечно поблагодарить Владыку Варфоломея. Мы только что были в центре Ровно. Невозможно смотреть без слез на наш православный верующий народ. Когда я спустился в храм, то первая мысль, которая меня посетила — ведь это катакомбы! Но и другая мысль посетила меня — христианская Церковь начиналась с катакомб. Катакомбы — это наш родной дом; христианин никогда не должен забывать о том, что Церковь Христова за правду, которую она провозглашает, всегда была притесняема. Когда-то в древнем Риме это были открытые гонения; сегодня мы сталкиваемся с различными силами, которые не хотят добра Церкви и не желают, чтобы ее слово преображало человеческую жизнь.
В каких-то местах нам снова приходится входить в катакомбы. Но что бы ни происходило, в каких стесненных обстоятельствах мы ни жили бы — мы верим и знаем, что победа за Церковью, потому что здесь Христос. Диавол побежден, а поэтому всякое торжество несправедливости и зла является временным. Господь испытывает нас именно торжеством зла, испытывает крепость нашей веры. Иногда проходят годы и даже десятилетия, в течение которых мы видим, как Церковь находится под воздействием этих темных сил. Но тем сильнее и значительнее подвиг нашей христианской жизни.
Поэтому нам не нужно смущаться и робеть. Мы должны просто идти своим путем, а поскольку это путь Христов, то вокруг нас будут спасаться, по слову святого преподобного Серафима Саровского, тысячи людей. Для того чтобы они спасались, не нужно громко кричать, размахивать знаменами или обижать кого-то. Нужно просто жить по вере, как жил преподобный Серафим Саровский, вокруг которого спасались тысячи. Так и вокруг этой обители спасаются тысячи, потому что здесь истинная и искренняя вера».
О ЗРИМОМ СИМВОЛЕ ПРАВДЫ
Прибыв в город Владимир-Волынский. У стен Успенского кафедрального собора Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«…С особым чувством, с духовным трепетом я вошел под сень величественного Успенского собора одного из древнейших храмов Святой Руси.
На стенах этого храма как бы запечатлена вся трагическая история нашего православного народа. Он был построен тогда, когда расцветала вера, когда люди стремились сопрягать веру с жизнью, когда на веру в Бога, на воплощение Божиих заповедей надеялись, полагая в христианской жизни основу своего национального бытия. Но мы знаем, что непроста была история: храм был захвачен, попытки его перестроить по чужим культурным и религиозным образцам завершились тем, что рухнула кровля. И долго стоял этот обезглавленный храм как немой укор тем, кто силой хочет переломить жизнь народа, изменить его культуру, веру, национальное самосознание.
Успенский собор во Владимире-Волынском это не просто архитектурный памятник мирового значения. Это великая святыня, это великий символ правды Божией, которая, подобно траве, способна прорасти сквозь дорогу, покрытую асфальтом. Никакая искусственная сила не способна удержать духовную силу народную. Только когда эта внутренняя сила народа поддерживается всеми общественными силами, наступает благополучие, мир, счастье, благоденствие и гармония.
У стен сего святого храма я вспомнил о другом Успенском соборе, его ровеснике, — храме Успения во Владимире на Клязьме. Два города Владимира и два Успенских собора два ровесника, два свидетеля о едином духовном пространстве Святой Руси, которое некогда было и пространством единого государства. Но сегодня на этой территории существует несколько суверенных государств, и Православная Церковь с уважением относится к выбору людей; в каждом из этих государств она вместе с народом, она служит народному благу, примиряя людей, преодолевая конфликты, призывая жить по законам любви. При этом Церковь сохраняет свое единство не просто в память о стародавних временах, но продолжая великую духовную традицию народа Божия, вышедшего из киевской купели Крещения.
Русская Православная Церковь как мать всех народов и народностей, живущих на просторах Святой Руси, служит Богу в смирении и в простоте сердца. Далекая от каких-либо политических амбиций, от того, чтобы поддерживать одних против других, она со смирением и любовью, как и надлежит матери, открывает свои объятия людям и, в первую очередь, молится. Даже тогда, когда ей мешают молиться, она возносит молитвы, призывая милость Божию, благословение Божие и на тех, кто лобызает ее материнские руки, и на тех, кто эти руки готов выкручивать, потому что у матери не может быть другого слова — только слово любви, только слово примирения и только призыв жить по Божию закону.
Если вы слышите другие призывы: исполненные злобой, стремлением вступить в конфликт, силой навязывать свою правду — то это не Божие слово, это не слово Церкви. Бог говорит с человеком не криком, не руганью, не диктатом — Он говорит в тихом дуновении Божественного Духа. Это дуновение нужно уметь слышать и чувствовать, и только «чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Для того, чтобы различать Божий язык, нужно сохранять чистоту сердца, чистоту мысли, нужно стремиться жить по закону любви, распространяя этот закон даже на тех, кто не желает любовь полагать в основу жизни общества и государства.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ЗАПАДУ
5 августа, в заключительный день пастырского и паломнического визита на Украину, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Почаевской лавре. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью.
«…Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы все с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере, люди среднего и старшего поколения. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались неспособны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого сложили головы миллионы людей. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни.
Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного, вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти.
И отсюда, с этой святой Почаевской горы, я бы хотел обратить к Украине — стране, где крепка вера, где так много людей призывает имя Божие, — увещание хранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни. Чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным; а для этого нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит счастья и благополучия, если путь к его достижению лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей.
Но этот же самый призыв я бы хотел обратить и к России, и к Беларуси, и к Молдове ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку, тогда, сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала, горы сможем свернуть.
Но с этой святой горы я хотел бы обратиться и к Европе. Здесь она совсем рядом. Почаев — один из великих духовных центров русского Православия; и с этой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога. Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои осознали, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку. Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни»…
«…Церковь Христова непобедима — это хорошо известно тем, кто изучает историю. Но это должно быть очевидно и тем, кто либо не знает истории, либо закрывает на нее глаза. Достаточно взглянуть на народ Божий, объятый силой молитвы, хранящий верность Христу и Его Церкви, исповедующий единство Православия, чтобы понять: Церковь несокрушима, неистребима, и какие бы силы ни пытались разрушить ее, это не по силам человеку, ибо Сам Господь сказал: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
Я благодарю Вас, Блаженнейший Владыка митрополит Владимир, за ревностное стояние в истине; благодарю епископат Украинской Православной Церкви, духовенство и всех, кто поддерживает Ваши руки в столь непростое время подобно тому, как Аарон поддерживал руки Моисея в тот момент, когда решалась судьба Израильского народа.
Пусть Господь хранит Украину, дарует ей мир, процветание, благоденствие, обновит веру народа, восстановит разделенное там, где оно есть, сохранит единство Церкви и дарует Свое благословение в ответ на нашу чистую веру и крепкую надежду.
Я покидаю сию благословенную землю, оставляя здесь часть своего сердца. Всегда Украина и украинский народ будут в моем сердце, ибо я осознаю себя преемником Киевских и всея Руси митрополитов, которые так же, в трудных обстоятельствах, хранили единство Церкви и веру своего народа.
Да поможет всем нам Господь идти по пути, указанному Его перстом, сохраняя веру, надежду и любовь в наших сердцах. Аминь».