ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - НАСЛЕДНИКИ МАМАЯ
Поиск

64899125.jpgЧасто приходится слышать, от заболевших украинством борцов за чистоту расы, что дескать русские это наследники Орды, а Украинцы-это славяне и практически не имели ничего общего с Ордой, поэтому, все должны признать что Украина це Европа!

Но так ли это? И откуда тогда в украинском эпосе взялся загадочный казак Мамай? Он что тоже европеец? Известно, что в украинском эпосе есть думы о «Марусе» о «Байде», но напрочь отсутствуют былины Киевского цикла о князе Владимире, Илье Муромце и других богатырях. И почему эти устные сказания сохранились в России, а не в окрестностях Киева? Этого щекотливого вопроса украинствующие сепаратисты стараются избегать. В довесок есть еще один неудобный вопрос. Куда же делись Половцы? Но обо всем по порядку.


Когда Золотая Орда распалась на автономии, то началась так называемая «Великая замятня». С 1359 по 1370 год темнику Мамаю боровшемуся за власть в Орде, пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.
Мало кому известно, но ставка Мамая находилась в низовьях Днепра у города Укек. Сейчас это место затоплено Каховским водохранилищем (Херсонская область).
Здесь в Причерноморской Орде выдавались русским князьям ярлыки на Великое княжение. В 1363 году получил ярлык и московский князь Дмитрий, который позже станет Донским. Правда, позже Мамай поддержал Тверского князя.
В 1377 году молодой хан, законный наследник золотоордынского трона Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению законной власти в Золотой Орде. Тохтамыш вторгся в западную часть контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное Причерноморье и Крым.
Куликовскую битву 1380 года с войском московского князя Дмитрия Донского темник Мамай проиграл. В 1381 году в Кафе его убили генуэзцы. После убийства Мамая-Кията один из его сыновей Мансур-Кият (Мансур Киятович Мамай), опасаясь репрессий нового хана, покинул Крым и отправился в родные половецкие степи (северная часть Причерноморья и Приазовщина), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества.
На территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур Мамай восстановил несколько городов: Глинск, Глинница, Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от соседних государств. В состав этого образования вошла одна из южных групп севрюков междуречья Ворсклы и Сулы, в районе Полтавы.
Позже владения князей Мамаев расширились и фактически включали в себя также на севере южные части Черниговщины и Сумщины, на востоке современные Курскую, Белгородскую и Харьковскую области, на западе левобережье Черкасской области. Центром княжества являлся деревянный городок-крепость под названием Глинск.
Князь Мансур Киятович Мамай, учитывая тот факт, что его новые земли слабо заселены и необходимо постоянно вести войну с соседними государствами, не стал навязывать местному населению феодальную систему управления: захватывать уже используемые земли, вводить какие-либо налоги, назначать своих начальников. Единственным нововведением было объединение в единое политическое целое местных этнических общин, обязанностью которых стало совместное выступление под командованием князя Мамая против общего врага. Система местного управления сохранялась прежней — главы местных общин и их командиры выбирались самим населением. Военный поход объявлялся Мансуром Мамаем только после всеобщего одобрения. Князья тут были более похожи на казачьих атаманов, чем на настоящих феодалов. Позже у запорожских казаков стал выбираться гетман, но у реестровых казаков система взаимоотношений с королём польским сохранилась почти идентичная с политической системой Мансура.
В 1392 году Алекса, сын Мансура Мамая, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств: Золотой Орды и Великого княжества Литовского, решается признать над собой власть великого князя литовского Витовта. Для укрепления политических связей со своим новым сюзереном Алекса Мамай в том же году крестился по греческому обряду, получив имя Александр. Стоит учесть, что скорее всего Алекса и Александр — два варианты одного имени, Алекса (в форме Олексы) и сейчас используется на Украине для именования Алексеев и Александров, а в те времена, о которых идет речь Александр и Алексей часто считались вариантами одного имени и использовались одновременно.
С тех пор Мамаи стали называться князьями Глинскими.
После присоединения к Великому княжеству Литовскому внутренняя система управления вотчины князей Мамаев не изменилась, оставаясь до 1508 года полуавтономным княжеством внутри Великого княжества Литовского.
Витовт передал в управление фактически всё левобережье Днепра. Взамен князь Александр Мансурович Мамай и его потомки должны были защищать эти земли от недругов и участвовать в войнах литовских князей. Так, уже в 1399 году войска князя Александра Мамая участвовали в походе Витовта против Золотой Орды, но потерпели поражение от золотордынцев на реке Ворскла. По литовским летописям «казак Мамай» спас великого князя Витовта после разгрома на Ворскле.
Второй сын Мансура Мамая — Скидер, при поддержке Витовта отправился со своим половецким войском в 1390-х годах в западную часть Северного Причерноморья, где стал во главе местных половцев.
1jpg-4_big.jpgПосле европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды. К тому времени покоренные Ордой половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кипчакский язык лёг в основу татарского, крымскотатарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других языков.
Часть половецкой знати приняло Православие. Историк и этнолог Лев Гумилёв первым доказал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев.
Благодаря союзу с князьями Мамаями Великое княжество Литовское и Русское сумело мирным путём присоединить и поставить под свой контроль огромную территорию Дикого поля и стать крупнейшим по площади государством Европы.
В XV веке князей Мамаевых в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция. Но до середины XVI века большинство представителей рода Глинских в своих документах продолжают подписываться фамилией Мамай. Так, в Киевской летописи упоминается, что в первой четверти XVI века воеводой Киева был Иван Львович Мамай (из князей Глинских). Богдан Федорович Глинский, воевода Черкасс (1488-95), тоже использовал имя Мамай. В истории он стал известен тем, что организовал первые черкасские пограничные войска, которые вскоре после этого стали называться казаками. Во главе с ним черкасские казаки в 1493 году впервые громко заявили о себе взятием только что построенного крымскими татарами Очакова.
Владения Глинских стали огромными, а сами князья стали могущественнейшими феодалами Великого княжества Литовского. Поскольку эти земли были приграничьем славянских и тюркоязычных народов, население их не отличалось этническим единством, и все же в основном здесь селились потомки северян, а также половцы. С XV века севрюки благодаря своей стабильной миграции начинают ассимилировать половецкое и тюркское население.
В 1638 году при уточнении русско-польской границы, проходившей тогда через этот район, польские представители предъявили ряд документов, с конца XV до начала XVII века, о принадлежности польским феодалам отдельных имений в этой местности. Имениями владели уже не Глинские, хотя были там и их родственники под другими фамилиями. В двух документах, 1570 и 1590 годов, упомянуты в качестве обитателей этой местности «севрюки Ворскольские». В 1570 году севрюки, фактически перешедших под протекторат Московского княжества.
Князья Мамаевы и их деятельность сохранилась в народной памяти украинцев в образе легендарного «козака Мамая». Казак Мамай стал настолько символичной фигурой для казаков и народа, что, когда вспыхивали народные восстания на Украйне, обязательно появлялся Мамай. Во время гражданской войны на Черкащине, среди гайдамаков Холодного Яра было три атамана, носившие псевдонимы Мамай, хотя на самом деле у них были другие фамилии.
Родственники князей Глинских, русские князья Ружинские, Острожские, Дашкевичи и Вишневецкие сыграли важную роль в развитии казачьего сообщества Поднепровья, становлении Войска Запорожского и подконтрольных ему земель, Запорожья.
Следы Мамая часто находятся в названиях рек, балок, яров, ручьев и другой топонимике. В подавляющем большинстве случаев это - Дикая Степь, контролируемая татарами. Есть архивные сведения о реальных казаках, носивших фамилию или прозвище Мамай: это Василий Мамай Максимовской сотни Чигиринского полка (1649 год), Марко Мамай Кущивского куреня (1738), Павло Мамай (1747). Всего их насчитывается не более 10 и вряд ли они могли повлиять на становление художественной традиции. Перечисленные «мамаи» вторичны по отношению к татарскому правителю и, скорее всего, обязаны своим происхождением могущественному Мамаю.
Который, будучи потрясен своим поражением на Поле Куликовом, воскликнул: «Силен Бог русский!» Думается, не меньше были потрясены пережившие сражение остатки войска Мамая, ведь на их глазах "бессмертный" заговоренный тибетскими ламами Темир-Мурза Челубей был сражен монахом-воином Пересветом. Выжившие, разбрелись по низовьям Днепра, и основали там Запорожскую сечь. И с тех пор первым делом принимаемого в казачество брата спрашивали не о его родословной, а о самом главном: «В Бога веруешь?» Ведь правильно осмысленное поражение приводит духовной победе. Им открылась высшая истина, -- во Христе нет ни Эллина ни Иудея.
Но все же, старые ветераны, вышедшие некогда на битву под руководством Мамая, размышляя о мимолетности жизни и о казацкой судьбе, порою тосковали об утраченном земном величии Орды, частью которой некогда были и они. Но как выразить эти переживания? Некоторые исследователи считают, что в войске Мамая имела хождение старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Умельцы воспроизводили картину, дополняли своими деталями и атрибутами, но неизменной оставалась напоминающая о бренности всего сущего «поза Будды» изображаемого казака Мамая.
Когда в Литовско-русском княжестве стали притеснять православных, (на рубеже 15-16 веков при Иване III и Василие III) началась эпоха русско-литовских войн, многие Православные князья Литвы glinskaya2.jpgстали переходить под защиту и покровительство Великого князя Московского. На борьбу против католической экспансии поднялись и Глинские со своими сторонниками, но потерпев поражение в Литве, дали присягу Василию III. Перешёл на московскую службу и глава рода Михаил Глинский. А его племянница Елена Глинская вышла замуж за Великого князя Московского и всея Руси Василия III Ивановича. Молодая красавица Елена стала второй женой Василия III после его развода с бесплодной Соломонией Сабуровой. Четыре года спустя в 1530 году родила сына Ивана.
В 1533 г. Василий III, умирая, благословил сына Ивана, вручив ему «скипетр великиа Руси», а «Елене приказывает под сыном своим государство дръжати до возмужания сына своего».
Вот такой замысловатый узор линии рода Мамаева вырисовался на историческом полотне. Могущественный язычник шел на Москву и не смог ее покорить, не смогли покорить ее в течении веков и его духовные последователи движимые духом гордыни, а вот его кровным  потомкам принявшим Православие, Москва сама вручила Скипетр и Державу!
Несколько лет правила Елена Россией при малолетнем Иване IV. Успела провести денежную реформу -- монеты было приказано перелить в новые, на которых был изображен великий князь на коне с копьем в руке, и деньги эти стали называться копейками.
А ее сын, возмужав, прослыл Грозным, ибо Грозен стал потомок Дмитрия Донского и Мамая для врагов Православного Русского Царства.

 

Сергей Моисеев

P/S
Тема влияния тюрского и половецкого фактора на формирование запорожского казачества и украинского субэтноса в целом, подробно разобрана на лингвистическом и историческом анализе в книге Анатолия Железного «Два языка – один народ» ее легко найти и скачать в интернете.