Между народами, как и между отдельными людьми есть баланс отношений. На исторических весах народы все время меряют, кто кому сколько должен и за что? Известно, что знание реального прошлого открывает контуры будущего. В истории Украины есть страшная тайна, о которой боятся говорить вслух. И, тем не менее, пришло время приоткрыть эту завесу.
Очевидно, что Зеленский считает, — народ Украины должен заплатить кровавую дань, а возможно вообще исчезнуть с лица земли. Ведь то, что делал Зеленский и те, кто иже с ним, в от-ношении жителей Донбасса и делает сейчас, иначе как геноцидом южнорусского народа уже не назвать. Но почему он с маниакальным упорством посылает на смерть сотни тысяч мужчин без всякой жалости к ним? За что и кем народ Украины приговорён к уничтожению?
Ответ есть. Этот ответ в этой книге, описывающей событиях далекого 17-го века. Книга Натана Ганновера впервые издана в Венеции в 1653 году; позже она была издаваема многократно.
В русской историографии события, предшествовавшие Переяславской Раде — это национально освободительная война южнорусского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, в советской — национально-освободительная борьба украинского (детище политтехнологов СССР) народа, а в еврейской историографии это время — конец райской, привилегированной жизни в Речи Посполитой. Тогда под горячую руку казаков попали не только польские магнаты, но и евреи-арендаторы, непосредственно угнетавшие народ Малороссии.
В документальной хронике Натана Ганновера последовательно изложена цепь событий, приведшая к геноциду евреев в тогдашней Польше.
Автор начинает свой рассказ описанием бунтов казацких гетманов Наливайки и Павлюка, остановившись подробно на личности Хмельницкого и на его первых действиях. Описывает кровавые погромы в Немирове, Тульчине, Баре, Остроге и других городах. В повествовании о разгроме еврейских общин по-встанцами звучат личные воспоминания автора и свидетельства очевидцев, цитируются письменные источники. Ганновер не сразу приступает к изложению событий крестьянской войны, а задерживается на тех явлениях, которые, по его мнению, обусловили бедствия: «Король Сигизмунд стал возвышать магнатов и панов польской веры и унижать магнатов и панов греческой веры, так что почти все православные магнаты и паны изменили своей вере и перешли в панскую, а православный народ стал все больше нищать, сделался презираемым и низким, и обратился в крепостных и слуг поляков и даже — особо скажем — у евреев» — честно отмечает Ганновер.
Евреи в XVII веке представляли особую привилегированную группу в Речи Посполитой. Так как сами поляки не очень стре-мились утруждать себя хозяйственными делами, то именно из еврейской среды выходили арендаторы поместий, принадле-жавших шляхте, аренда была временной, поэтому каждый из арендаторов старался выжать из крепостных крестьян по максимуму.
Крестьян впрягали в ярмо вместо скота, ключи от храмов тоже были в руках у еврея-арендатора. Нельзя было ни крестить, ни отпеть православного человека без оплаты арендатору.
И, тем не менее, несмотря на честное признание вины еврей-ского народа, относившегося к малороссам, как к «скоту» и ви-девшего в событиях кару Божию, Ганновер сыпет проклятия в адрес Богдана Хмельницкого, которого он называет вождем русского народа. Ганновер проклинает и народ Малороссии, который он называет русским. Слов – Украина, украинский народ автор 17-го века не знает. Территорию нынешней Украины автор называет Русью!
Неукоснительно приводимая после каждого упоминания имени «злодеев» и «недругов Израиля» (в данной книге Хмельниц-кого, Кривоноса и т.д.) лапидарная формула «да будет стерто его имя» в еврейской письменности передается трехбуквенной аббревиатурой, которая в глазах читателя как бы срослась с именем этих исторических деятелей. Нам представляется, что мы ближе передадим дух подлинника, если эту формулу (которая в этой книге встретится множество раз) будем передавать не в развернутом виде, а в соответствующем, сделанным по образцу оригинала, — сокращением (д. с. е. и.)
Последствия этого заряда ненависти, проклятия, южнорусский народ пожинает по сей день. Теперь уже очевидно, что те, кто последние тридцать лет пробирались в Верховную власть на Украине руководимы не заботой, а местью и ненавистью к доверчивому южнорусскому народу.
И сейчас многие русские, уверовавшие в то, что они украинцы, убивают своих братьев и гибнут сами в братоубийственной войне, а многие гибнут в пьяных драках, спиваются и умирают от наркотиков. Многие не догадываются кто и почему заставил их ненавидеть русских?
Именно в религиозном измерении находили глубинные механизмы этого конфликта его участники и свидетели, причем со всех сторон — как еврейские хронисты, так и русские.
В Названии книги «ПУЧИНА БЕЗДОННАЯ» автор использует игру слов: первое слово на иврите может также означать Грецию, символизирующую православие, с которым отождествля-лось войско Хмельницкого, напоминая проницательному читателю о греческих корнях веры малороссов в той религиозной войне. Тем самым историография переводилась в историософию, что предопределило читательские судьбы хроник в последующие века.
Тому, кто прочтет эту книгу станет понятно, почему столь сильны сейчас гонения на православных на Украине — захва-чена Киево-Печерская Лавра. Понятно почему мэр Киева Владимир Кличко распорядился уничтожить 75 православных храмов в Киеве!
В повествование о страшном разгроме еврейских общин впле-тены личные воспоминания автора, свидетельства очевидцев и письменные источники. Автор описывает как подло вели себя поляки, выдавая своих союзников-евреев казакам: «Евреи вместе с поляками обороняли крепости, которые осаждали казаки Хмельницкого. Они стреляли с крепостных стен по осаждавшим, пока у них были патроны и ядра…
К Тульчину подошел многочисленный отряд казаков и осадил крепость. Поляки и евреи поклялись, что не изменят друг другу и будут вместе оборонять город до последнего издыха-ния. Евреи стреляли с крепостной стены в осаждавших и не допускали их близко к городу.
После долгой и безуспешной осады, казаки послали сказать находившимся в крепости полякам: выдайте нам евреев; мы только их накажем, а вас не тронем. Польские паны, забыв о своей клятве, решили пожертвовать евреями ради собственного спасения и впустили неприятеля в город… Покончив с евреями, казаки перебили всех католиков, в числе которых было много знатных панов.»
Ганновер описывает как в неприметном сотнике Богдане Хмельницком беда пробудила таланты, о которых он даже не подозревал: «Хмельницкий договорился с ханом о татарской помощи, собрал собственный отряд в две тысячи человек обиженных и ринулся на всю Польшу. И до самой зимы 1649 года никто не мог его остановить – ни под Корсунем, ни под Пилявцами, ни под Львовом. Никогда ни до, ни после казаков не одерживали таких побед.
Вчерашний маленький человек, еще недавно не мысливший дальше своего хутора, теперь слал народу универсалы с гордыми словами: «Что же касается меня, то не пожалею ни сил, ни жизни, готов к любым опасностям, все отдам для общей свободы и спокойствия, и душа моя не утешится, пока не достигну этой цели, которую я наивысшим стремлением своим положил».
Если сегодня в Киеве от памятника понурому Шевченко напротив университета пойти по Владимирской улице, то, миновав монумент Грушевскому, безвольно сидящему на скамей-ке, вы все равно упретесь в конную статую Богдана на ретивом коне, управляемом гетманской рукой. Конь символизирует анархическую Малороссию. Всадник – того единственного, кто сумел ее оседлать.
У южнорусского, малороссийского народа есть только один способ спастись от векового проклятия и избежать погибели — исцелиться от внушенной ненависти к России, воссоединиться с народом великорусским по завету Богдана Хмельницкого: «Но, видно, судьба Божия, устрояющая дела человеческие всегда к лучшему, избрала наше соединение с народом единоверным и единоплеменным по доброй и обоюдной воле и согласию непринужденному, которые разрушать я почитаю за грех смертельный».
Михаил Спасский