ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - БЕСЕДА О САМОЛЮБИИ
Поиск

unnamed-09876543-0987.jpgВопрос. Что такое самолюбие?
Ответ. Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя; и вместо угождания Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, то это самое и есть порочное самолюбие.
Вопрос. Но как себя не любить?
Ответ. Всякому человеку сродно любить себя, но истинный христианин должен любить себя непорочно.
Вопрос. Как понимать эту непорочность?
Ответ. Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе.


Вопрос. Что надобно воздавать Богу?
Ответ. Веруя в Него, люби Его всем сердцем, и твори добрые дела, исполняя Святой Закон Его.
Вопрос. Что воздавать ближнему?
Ответ. Всякому человеку желай и твори добро чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: «любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5: 46). Никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит (Рим. 13:10). О плодах же любви христианской написано и в первом послании к Коринфянам (гл. 13).
Вопрос. Что можно сказать о душевном состоянии самолюбием побежденного.
Ответ. Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство, он есть идолопоклонник, раболепно служащий своим страстям. Он враг Креста Христова и нарушитель Святого Евангелия. Ибо, забыв Бога и не имея в виду Святого Закона Его, о своем спасении не печется, но делает все то, что приятно чувствам и растленной воле его. Он больше сластолюбец, нежели Боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство суть его утешение. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, немилосерд, гневлив, памятозлобен, завистлив и столь привержен ко временным благам, что не получая или лишаясь их, погружается в печаль несносную и самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от людей. Его сердце исполнено гордости и тщеславия. Да избавит Господь от зла сего всякого человека!
Вопрос. От чего разрастается столь постыдное самолюбие?
Ответ. От худого воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского попущения.
Вопрос. Чем оно укрепляется более всего?
Ответ. В неверных — безверием, а в нас верных — нерадением. Ибо нерадивый, понемногу снисходя своим склонностям, приходит, наконец, в крайнее самолюбие.
Вопрос. Какой вред бывает от самолюбия?
Ответ. Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.
Вопрос. Чем вообще опасно самолюбие?
Ответ. Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, затемняет слово, помрачает ум, растлевает волю, и врата спасения затворяет.
Вопрос. Что производит самолюбие в богатом?
Ответ, Прежде всего злоупотребление богатством, которое он в таком случае безотчетно расточает на роскошь. Или самолюбие становится причиной скупости и немилосердия к ближним.
Вопрос. А в бедном?
Ответ. Зависть, роптание, обман, татьбу, убийства и другое зло сему подобное.
Вопрос. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу?
Ответ. Нет! Вот слова Спасителя нашего: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной (Мф. 16: 24) и ...любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. (12: 25). Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: Не можете Богу служить и мамоне (Мф. 6: 24). Итак, не будь самолюбив, и будешь Боголюбив; не будь самоугодник, и будешь братолюбив.
Вопрос. Можно ли победить самолюбие?
Ответ. Можно. Имей благое произволение к самоотвержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи. Не дружи с самолюбцами, отвращайся всякой греховной страсти и питай к ней совершенную ненависть. Одолеваемый страстью воле и разуму своему не следуй, но держись воли Божией и воли духовного твоего руководителя. Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склонностями сердца, не давай себе послабления сотворить чего-либо, даже и малейшего, по самолюбию.
«От малых согрешений к великому злу человек приходит», — так говорит св. Дорофей.
Вопрос. Что делать, если нет произволения к самоотвержению?
Ответ. Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к тому насильно страхом Божиим, воспоминая Божие правосудие, наказующее за беззакония, а также неминуемую смерть свою, Страшный суд Христов, вечные муки и Царствие Небесное.
Вопрос. Что следует за победою над самолюбием?
Ответ. Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарованиями свыше, наслаждается миром ангельским, и таким образом достигает горнего Сиона.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006