ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЦВЕТЫ ЖИЗНИ
Поиск

8-098765434567654.jpgПереход на рельсы капитализма породил страшное массовое явление — детскую беспризорность, которая есть зримое выражение порочности общества в целом, ведь возникает оно по большей части от нашего равнодушия и общей зацикленности на своих проблемах.
Кому-то действительно не в чем выйти на улицу, а кому-то на второй Мерседес не хватает. Но, не смотря на все это, почти в центре города расположена Харьковская общеобразовательная школа социальной реабилитации.
Учреждение основал еще в 1927 году педагог Антон Макаренко как исправительную колонию, которая занималась перевоспитанием «трудных» подростков и дала начало развития завода ФЕД. В годы войны на территории школы был детский дом для сирот.
Какие возможности имеет школа в перевоспитании «трудных» подростков? Важным в достижении положительных результатов есть сплоченный коллектив опытных педагогов. Воспитательная работа базируется на отработанной годами и усовершенствованной системе воспитания Антона Макаренко.

Большинство учителей школы имеет первую и высшую категории, а учитель украинского языка и литературы Т. Цибань — и собственные методические издания.
Дети, которые попадают в школу социальной реабилитации, педагогически заброшены, не знают элементарных норм поведения, некоторые совсем не умеют читать и писать, а им по 12-13 лет. Почти все они — дети из неполных и социально неблагополучных семей, а иногда круглые сироты и бомжи.
Педагоги воспитывают в них взаимоуважение. Стараются сделать так, чтобы каждый воспитанник ощутил себя защищенным и нужным обществу, ощутил сознательную потребность учиться и развиваться, стремился стать на путь исправления.
В работе с учениками Харьковской ОШСР широко применяется принцип игры. Так, в основу взаимоотношений в коллективе мальчиков положены принципы жизни запорожского казачества в объединении с воспитательной системой Антона Макаренка. А именно: верность родине и обществу, честность, выборность органов самоуправления, взаимопомощь и безусловное выполнение требований устава школы — самодисциплина, здоровый образ жизни. Совершенно разработанная система групповых и индивидуальных соревнований между учениками дает возможность каждому получить вознаграждение (благодарность, приз, экскурсии в город или отпуск во время каникул).
В школе работают правовой кружок, музыкально-драматический, и прикладного искусства. Традиционными становятся экскурсии в музеи, посещения театров, выставок, культурных памяток, дворцов детского творчества, зоопарка и цирка, православных храмов и монастырей Харькова. Часто детские театральные коллективы, писатели, ветераны войны, спортсмены, известные певцы, предприниматели приезжают на встречи с учениками школы. Так завязались товарищеские отношения со студентами Харьковской духовной семинарии и местной православной церковью. Это делает детей чувствительными, добрыми, жизнерадостными, их наполняет желание познавать больше нового, возникает интерес к жизни.
Популярными среди воспитанников школы являются художественные конкурсы, театрализованные спектакли, концерты, военно-спортивные соревнования «Казацкие развлечения», трудовые и экологические десанты. Большое внимание педагоги уделяют индивидуальной роботе с воспитанниками. Некоторые ученики, склонны к нарушениям дисциплиные, имеют индивидуальную схему самовоспитания.
О положительных результатах работы Харьковской ОШ социальной реабилитации свидетельствуют добровольные заявления учеников относительно удлинения срока пребывания в учреждении, благодарности родителей, а также постоянная связь школы с его выпускниками. В основном дети продолжают обучение в училищах и техникумах. В свободное время работают на строительстве или в автомастерских. Часто встречаются с учителями и воспитателями, рассказывают им о своих достижениях, проблемах, советуются с ними как с близкими людьми. Ведь школа никогда не была для детей тюрьмой. Наоборот, они здесь нашли свою семью. Это помогло им изменить свою жизнь. И главное — не стать на противоправный путь, не опозорить себя, а превратиться в достойных людей.
Тяжелое и ответственное дело возложено на учителей, они должны искоренять порок и сеять добродетель на Божией ниве детских душ и без любви к ним это не возможно.

 

Галина Цигульская

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005