ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Храм на песках
Поиск

3c6108b0b21c70621e4c20f3112e02c9.jpgК 120-летию храма «Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли миластиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим».
(Тропарь в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона)
Всемилостивый
Почитание святого мученика и целителя Пантелеимона в Русской Православной церкви известно уже с 12 века. В честь этого святого на Руси построено множество храмов, а честная и многоцелебная глава святого великомученика Пантелеимона «яко превеликое сокровище» хранится ныне в русском Афонском Свято-Пантелеимоновском монастыре, в соборном храме обители, посвященном его имени.
Пантелеимон (всемилостивый) до крещения имел имя Пантолеон, он родился в городе Никомидии в семье знатного язычника и матери-христианки.

Уверовав в Христа, Пантелеимон принял святое крещение.
Овладев врачебным искусством, он посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему за помощью. Император Максимилиан, узнав, что Пантелеимон именем Иисуса Христа исцеляет больных, потребовал, чтобы Пантелеимон принес жертву идолам, однако тот исповедал себя христианином. Ожесточенный Максимилиан приказал казнить Пантелеимона.
После долгих, изнуренных пыток мученику отрубили голову. Случилось это в 305 году...
Начало
В начале 19-го века Харьков активно заселялся и застраивался. В городе уже было 9 церквей и один монастырь. Для тогдашнего десятитысячного населения Харькова этого было достаточно, но по мере роста населения и расширения территории города, росло и число церквей. Так, с середины 40-ых годов наступает «время усиленного храмозиждительства», вызванного с одной стороны ростом города, а с другой — развитием благосостояния местного купечества, щедрого жертвователя на дело церковного строения и благолепия. Активно строятся новые церкви, ремонтируются и украшаются старые.
Уже в середине 19-20 столетия число церквей в Харькове достигает 21. В первой половине 1920 ст. северная окраина Харькова — Пески — была хуторком хат в тридцать, но уже со второй половины века это предместье тоже начинает быстро расти. С увеличением народонаселения, естественно, возникла потребность выделения Песков в самостоятельный приход. Из архивных документов известно, что еще в 1866 году почтенный старец Г. Г. Федоров, проникнутый святым желанием создать для Песков собственную церковь, добивался от правления Харьковского Императорского университета согласия на отчуждения того участка земли, где ныне расположен храм. Тогда этот участок принадлежал университету. В силу ряда причин попытка эта не увенчалась успехом, и построение храма затянулось на 15 лет.
Только к началу 80-х годов несколько наиболее заметных по своему общественному и материальному положению лиц — К. Н. Захарьев, Н. А. Жевержеев, В. Ф. Федоров, В.И. Богданов-Гайдуков, И.С. Соболев, М.Ф. Алексеенко и некоторые другие — под влиянием и руководством настоятеля кафедрального собора О. А. Кустова дали ход делу. Членом строительного комитета состоял также и первый священник Пантелеимоновского храма о. В. Ветухов.
Ярким желанием жителей Песков иметь собственную церковь явились довольно крупные денежные пожертвования.
24 мая 1882 года Харьковским епископом Иустином был утвержден план церкви. С этого времени работа закипела. Проект церкви принадлежит архитектору Данилову. Она построена в русском стиле и по форме напоминает корабль, каменная, с трехъярусной колокольней, о трех престолах.
Из архивных документов также известно, что устроение одного из боковых пределов во имя св. Иоанна Воина приняла на свой счет вдова Харьковского купца Е. М. Огненко, заказав иконостас мастеру А. Н. Бурлакову за три тысячи рублей и пожертвовав на церковь две тысячи. Кстати, Огненко явилась самой щедрой жертвовательницей.
Уже к осени 1883 года храм был окончен вчерне и покрыт железом, через год — возведена колокольня и полностью изготовлен иконостас для придельного алтаря.
Живопись икон была заказана художнику М. Ф. Плотникову, который с любовью и увлечением подготовил необходимые иконы, из коих самыми значительными были «Воскресение Христово» на горнем месте высотою в четыре аршина и в два аршина шириной и местные иконы Спасителя и Божией Матери. Все они были писаны на холсте (не сохранились).
Благодаря дружным усилиям строительного комитета и усердию жертвователей к июлю 1885 года Пантелеймоновский храм был почти готов, а 27 июля того же года Высокопреосвященнейший архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий Ключарев и протоиерей о. И. Чижевский, освятив северный придел св. Иоанна Воина, совершили первую литургию. Главный престол во имя св. Пантелеимона еще благоустраивался, и его освятили несколько позднее — в сентябре 1886 года, а через год был освящен и южный придел в честь явления иконы Ахтырской Божией Матери.
Годы безбожные
Далее, в «атеистические годы» судьба Свято-Пантелеймоновского храма складывалась традиционным, для наших церквей, образом. Тогда, за время своего вынужденного бездействия, она практически перестала существовать, будучи закрытой в 1922 году. Снова церковь была открыта во время Великой Отечественной войны в 1944-м, и до 1961 года в ее южном приделе шла служба, а уже в 1961-м церковь закрыли основательно.
Некоторое время здание церкви использовали не по назначению — здесь был склад, потом в нем хотели устроить музей спорта, еще позже храм забросили. Бесхозная церковь частично разрушилась, из нее было вынесено все, что только можно вынести. От некогда богато украшенного храма остались голые стены, на разрушенной крыше проросли молодые деревья...
К сожалению, период гонения на церковь в советские времена принес свои горькие плоды: безжалостно уничтожалось культурное наследие — старинные иконы, книги, церковная утварь, отправлялись на переплавку колокола, разрушались церкви (Позже все-таки церкви были объявлены памятниками архитектуры и взяты под охрану государства). Вряд ли кто тогда задумывался над тем, к каким бы трагическим последствиям могло привести полное уничтожение Святого Православия. Это мы начинаем понимать только сейчас. Ведь Русская каноническая церковь на сегодняшний день является единственной силой, которая объединяет три братских славянских народа: русский, украинский и белорусский...
Возвращение храма
Восстановительные работы в Пантелеймоновском храме начались в 1989 году, когда по просьбе верующих и ходатайствам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима церковь вновь была возвращена православной общине.
Настоятелем вновь обретенной церкви с благословения Высокопреосвященнейшего Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима был назначен священник Леонтий Танашкин, который приложил максимум усилий для того, чтобы церковь вновь засияла в своей былой красе. Однако завершить реставрацию храма протоиерей Леонтий Танашкин не смог, в 1995 году во время строительных работ по восстановлению храма он трагически погиб.
Продолжать восстанавливать Пантелеймоновский храм (с мая 1995 г.) было поручено протоиерею Николаю Терновецкому. А в этом, юбилейном для Свято-Пантелеймоновского храма, году, под его руководством была проведена поистине грандиозная работа — позолочены купола, что придало святыне торжественность и великолепие.
Воссоздать же внутренний облик церкви в первозданном виде нет никакой возможности, т. к. иконостас и его чертежи утрачены безвозвратно. В 1999 году была сделана новая роспись храма. Эту работу выполнили художники из Харькова, Луганска и Ровно.
Первое богослужение в Свято-Пантелеймоновском храме, находившемся в состоянии полной разрушенности, без окон и дверей состоялось 12 ноября 1989 года, а уже в 1993-м здесь впервые зазвонила колокольня. Полностью работы в храме были завершены в 1999 году.
Церковь восстанавливалась на добровольные пожертвования прихожан, которые, внося свою посильную лепту, и воссоздали храм «краше прежнего».
Школы при храме
Следует также отметить, что при Пантелеймоновском храме в 1886 году была построена единственная в Харькове школа слепых. До 1917 года она состояла при церкви, а после Октябрьской революции перешла под юрисдикцию комиссариата просвещения. Эта школа существует и по сей день, но с 1995 года отсюда переведена на Алексеевку.
В 1898 году при храме была открыта женская церковно-приходская школа. Первоначально она не имела собственного здания и занятия проводились в церковной сторожке, но в 1900 году было выстроено специально приспособленное для школы здание. Однако вскоре это помещение уже не смогло вместить всех желающих поступить в школу и в 1902 году здание было расширено. В этом же году заведующий школой, заботясь о том, чтобы ученицы, кроме обучения грамоте, имели возможность еще научиться кройке и шитью белья и платья, открыл при школе ремесленное отделение...
Ключ
Основной же достопримечательностью храма святого Пантелеймона, как и прежде, является источник чистой целебной воды, который протекает во дворе. Стоит заметить, что ключ возле церкви — явление довольно редкое и посему Пантелеймоновский храм в какой-то степени уникален.
Согласно преданию, в 19ом веке, здесь под горою от громового удара чудесным образом открылся источник прекрасной воды, привлекающий сюда многих жителей из центра Харькова и окрестностей.
Собственно говоря, источник и способствовал построению Пантелеймоновского храма на этом месте, так как вода из источника является целебной, а святой великомученик Пантелеимон — покровитель и помощник всех болящих.
В церковь всегда приходит много народа. Прежде всего для того, чтобы приложиться к иконе и раке с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. Кроме того, три раза в году, в частности на День Пантелеимона (9 августа) и крещение вода в источнике освящается.
Мало кто знает, что по закрытии храма, источник тоже прекратил свое существование. Он был засыпан землей. Вспомнили о нем только когда начались восстановительные работы. Однако из опрошенных людей никто не смог указать место, где некогда бил ключ.
Было перекопано все, но источник не был найден. И только в 1992 году во время очередных поисков, один из рабочих бросил на землю лом, и лом провалился. И все поняли, что родник нужно искать в этом месте.
Следует также отметить, что рядом с церковным источником находятся еще два с такой же чистой и холодной водой, но они расположены за пределами церкви и не ухожены.
Раньше все три источника одинаково служили людям. В 19ом веке в Харькове еще не было водопровода (Харьковский общественный водопровод начал функционировать с июля 1881 года), и по распоряжению губернатора С. А. Кокошина возле источников были вырыты три колодца, которые длительное время снабжали жителей Песков здоровой водой.
На круги своя
Невозможно даже на миг представить себе Великую Святую Русь без золотых куполов.
На вопрос «нужны ли сейчас людям церкви?» протоиерей Николай Терновецкий, настоятель Свято-Пантелеймоновского храма ответил: «Нужны несомненно. Мы уже жили без веры, без Бога... Человек состоит из души и тела, и у него есть два рода потребностей: духовные и телесные. Если человек живет духом, то его духовные потребности надо удовлетворить, ибо сказано: «Не хлебом единым жив человек». И свои духовные потребности человек может удовлетворить только здесь — в церкви.
Сейчас мы с прискорбием видим, что в нашем обществе образовался духовный вакуум. А утрачивая духовность, народ теряет свою нравственную красоту, ради которой он и призван к жизни».

 

Татьяна Орлова

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005