ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - САМАЯ ЛЕГКАЯ ЗАПОВЕДЬ
Поиск

345678900987890-09890.jpgЖалуются люди грешные, что труден путь ко спасению, что не по силам для них заповеди Господни... Но вот милосердный Господь наш Иисус Христос дает самую легкую заповедь: блажени, глаголет Он, милостивый, и тут же за исполнение этой заповеди обещает блаженство: ибо они помилованы будут (Мф. 5; 7), — будут помилованы на Страшном Суде Его, когда Он, праведный и милостивый Судья живых и мертвых, будет судить всех людей только по этой одной заповеди — о милосердии.


И в самом деле: что может быть легче дел милосердия? Есть добродетели особенные и дела великие, для которых нужны особенные дарования и силы благодатные, нужны особенные случаи. Есть особенно трудные служения в Церкви Божией, к которым не всякий способен и призван. Но нет человека, который не мог бы быть милостивым к ближним своим, если только сам не ожесточил сердца своего; нет времени, когда не было бы множества случаев к милосердию; а следовательно, нет человека, который не мог бы получить Царства Небесного, обещанного всем милостивым.
Каких же дел милосердия требует от нас Господь наш? Слушайте: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; Был странником, и вы приняли Меня; Был наг, вы одели Меня; Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Мф. 25; 35, 36). И как сильно убеждает Он к исполнению перечисленных дел милосердия! Он, Создатель и Спаситель наш, все благодеяния, какие окажем мы ближним нашим, благоволит принимать так, как бы мы Ему лично благодетельствовали: говорит Он: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне!
Чье сердце будет так жестоко чтобы, памятуя эти слова Спасителя, могло отказать в милости собрату своему нуждающемуся, когда в лице сего брата благоволит принимать наш малый дар Сам Господь наш? Тот, Кто дает и дал тебе плоть Свою ясти, просит у тебя куска хлеба: ужели ты в лице бедного не напитаешь Его алчущего? Тот, Кто испил за тебя чашу страданий и смерти, испил до дна, Кто дает тебе кровь Свою пити, просит у тебя чаши студеной воды: неужели ты в лице нищего не напоишь Его жаждущего? Тот, Кто крестом купил и даровал тебе в наследие небо, не имеет где главы приклонить: ужели ты в лице странных не введешь Его в дом свой и не отворишь дверей Тому, Кто отверз тебе райские двери? Тот, Кто одел тебя в светлую боготканную одежду правды и веселия, терпит холод, едва прикрываясь рубищем: ужели ты в лице беспомощных не оденешь Его нагого? Тот, Кто исцелил тебя от смертельных ран греховных, очистил струпа, беззаконий твоих, лежит и страждет на одре болезни: ужели ты в лице больных не послужишь Ему в болезни? Тот, Кто избавил тебя от уз адовых и даровал тебе вечную свободу чад Божиих, сидит в темнице, обложенный оковами: ужели ты в лице узников не посетишь Его и не послужишь Ему? Ужели ты постыдишься мрачного жилища узников ради Того, Кто не постыдился сойти в ад для искупления грешников?
Но может быть, ты скажешь: все такие дела милосердия доступны только богатым, здоровым и свободным от дел житейских, а я сам беден, нищ, наг, болен и даже лишен свободы: как же я могу творить дела милосердия, за которые обещано блаженство? Не смущайся такими мыслями, возлюбленный! Бог не требует невозможного; не можешь сделать многого — делай немного; не можешь благотворить телу ближнего — благотвори его душе. Душа человека, как и тело его, имеет свои нужды, и нужды ее настолько важнее телесных, насколько душа сама важнее тела.
Помогай же ближнему в этих нуждах, твори дела милосердия духовного. Видишь, что ближний твой уклонился от веры истинной, что живет он не по-христиански, обрати его от заблуждения пути его добрым словом увещания от любящего сердца (Иак. 5; 20). Заметишь неведущего — научи его истине и добру, подай ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, предостереги его в опасности, которой он не замечает, молись за него Богу, утешай его в печали, не воздавай ему злом за зло, какое он тебе сделал, от всего сердца прощай ему обиды... Ужели ни одного из этих дел милости не можешь сделать? Ужели не можешь помолиться за других? Не воздавать злом за зло, прощать обиды? Ужели не можешь желать добра близким, радоваться с радующимися, плакать с плачущими? Есть у Бога награда не только за дела и слова, но и за благожелание, за слезы участия в горе ближнего, даже за самые вздохи.
Если же есть награда за слезы и вздох, то подумай, каково будет воздаяние, когда к этим слезам присоединятся слова, усердие и самые дела? — Блаженны милостивы, те помилованы будут, говорит Господь. Вот награда милостивым! Им обещается помилование за то, что они сами были милостивы к ближнему.
От кого милостивые получат эту награду? Они получат ее даже и от людей, а главным образом от Бога. Бог, по премудрости Своей, разделяет между людьми дары Своей благодати так, что никого не лишает даров Своих, но и никому не дает всех даров. Иной богат, но не умен; другой и умен, но немощен; иной крепок телом, но не пользуется почетным положением в обществе; а другой и славен, да беден. Словом, нет ни одного человека, который бы имел все и не нуждался в помощи других. Един Бог вседоволен: ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем и живот, и дыхание, и вся (Деян. 17; 25). А всякий человек нуждается в помощи собратий своих ближних. Но кто больше имеет права на такую помощь от ближних, как не тот, кто сам помогает ближним? Кому с большей охотой мы обыкновенно оказываем милость, как не тому, кто сам милостив к другим? Всегда ожидай от других того, что сам делаешь другим. Ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6; 38), сказал Господь.
Правда, нередко бывает, что люди по своему недоброжелательству не хотят, или по бессилию своему даже не могут оказать помощи человеку милостивому; что до того? Отчаиваться ему не следует. Милостивый человек имеет постоянно и неизменно верного защитника и помощника в Том, Кто сказал: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Сам Господь защитит и помилует милостивого во время бедствий, которые неразлучны с настоящей временной жизнью; Он Сам восполнит его скудость от сокровищницы даров Своих: Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь, говорит святой Пророк Давид, Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. (Пс. 40; 2, 3). Так милует милостивых Господь еще в сей жизни, а полная награда ожидает их в будущей жизни. В день Страшного всемирного Суда Царь и Судья скажет им: прийдите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство уготованное вам от создания мира! Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне!.. И идут сии в жизнь вечную (Мф. 25; 34, 35, 36, 40, 46). — Но суд без милости несотворившим милости! (Иак. 2; 13). Им скажет праведный Судья на последнем Суде: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его! Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал , и вы не напоили Меня. Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице не посетили Меня». Истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне!.. И пойдут сии в муку вечную (Мф. 25; 41, 42, 43, 45,46).
Воистину ужасный приговор!.. Он ужасен тем более, что уже никогда не будет отменен или смягчен ни для кого; он навсегда останется таким — он вечен!.. Братия! Праведный Судья объявил нам этот ужасный приговор заранее, чтобы мы знали: какая участь ждет немилостивых, чтобы не считали заповеди о милосердии неважной, чтобы не обольщали себя пустой надеждой, будто можно и без дел милосердия войти в Царство Небесное. Нет, возлюбленные: дела-то милосердия и взыщет Господь прежде всего и паче всего; по делам этим Он и судить нас будет! Будем же, братья, делать добро всякому человеку, хотя бы малое, какое можем и как можем; не будем пропускать случаев, которых всегда так много, по милости Божией! «Бедный, который просит у тебя милостыни, говорит блаженный Августин, — это — дверь твоя, а ты сам — нищий пред Божиими вратами. Как ты поступишь со своим просителем, так и Бог поступит с тобой!..»

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005