ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Харькове
Поиск

274px-Imaghju.jpgСерафимо-Дивеевский монастырь. Нет такого русского православного человека, который бы не знал про эту обитель, учрежденную Самой Царицей Небесной как Ее четвертый удел на земле и ее покровителя преподобного отца нашего Серафима Саровскаго чудотворца.
Но немногим известно, что до революции у этой обители было 7 подворий: большое подворье в Петергофе, небольшое в Петербурге, обширное в Москве, два подворья в Нижнем Новгороде, в Арзамасе и Харькове.


Мне бы хотелось рассказать о самом малоизвестном из них, о котором до сих пор почти ничего никому неизвестно, кроме того, что оно находилось в Харькове.
Харьковское подворье Дивеевского монастыря, что нам известно о нем и его сестрах? К большому сожалению, нужно сказать, что за давностью лет ныне нам уже мало что известно о нем, его первых и единственных насельницах, их быте, внутренней и внешней жизни.
Известно лишь то, что незадолго до революции, жительница Харькова Островерхова Елизавета Тимофеевна, имея желание оставить по себе милостыню, подарила Дивеевской обители под подворье небольшой одноэтажный частный дом, который находился в городе Харькове в районе Ивановки на улице Малопанасовской, 30, недалеко от железнодорожного вокзала. Таким образом, было основано первое и единственное подворье, которое находилось на юге Российской империи. Вследствии появления подворья те православные христиане, что проживали в этих краях, имели теперь возможность делать пожертвования в монастырь.
Игумения монастыря Александра (Траковская) первоначально прислала на новое подворье семерых сестер из Серафимо-Дивеевского монастыря, точно нам известны имена шестерых из них: монахини Мариамна, Серафима, Рафаила, Анна, инокини Мария и Анна. В доме имелось все необходимое для их проживания, молиться они ходили в Благовещенский собор и Озерянскую церковь на Холодной горе. В дальнейшем предполагалось, что когда сестры обживутся на новом месте, то к ним еще на помощь приедут другие инокини. Игумения Александра приезжала на подворье, чтобы проведать своих сестер.
Но в 1917 году свершились февральская и октябрьская революции, Российская империя под властью Царя православного пала под натиском внутренних и внешних врагов. В 1918 году Харьков стал столицей советской Украины, здесь до 1931 года находилось большевистское правительство республики. Вследствии этого в городе начались сильные гонения на верующих, уже в 1922 году по просьбе обновленцев, которые захватили все храмы в городе, кроме одного, был закрыт единственный находящийся в городе мужской Свято-Покровский монастырь, вскоре та же участь постигла все 11 монастырей епархии. После революции сестры не прерывали своего послушания, они также собирали пожертвования, поминания и отправляли в обитель. Во время захвата обновленцами церковной власти они остались в подчинении патриарху Тихону. Им неоднократно предлагали вернуться назад в монастырь, но они отвечали, что их благословила на это послушание матушка игуменья, и они без ее разрешения не могут что-либо предпринимать по самочинию.
В это время Харьков стал местом ссылки тех епископов, которые стали активно противодействовать обновленческому расколу. С 1925 по 1926 год у матушек в разное время проживали епископ Антоний (Панкеев), Дамаскин (Цедрик), в 1932-33 годах епископ Макарий (Кармазин).
После выхода печально знаменитой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) сестры подворья остались едины с Дивеевской обителью и примкнули к не поминающим. С того времени до самой своей кончины матушки принадлежали к катакомбной церкви. При советской власти молодые сестры устроились на работу, так инокиня Анна работала в больнице, но до конца они считали себя на послушании, и все, что было у них в излишке от своих трудов и милостыни, они передавали в Дивеево в распоряжение тайной игумении. Еще в 1950-х -60-х годах они ездили туда, и помогали сестрам, которые тайно проживали в Дивеево и окрестностях.
В их доме в одной из комнат был сделан домовой храм, в котором в разное время служили иеромонах Амфилохий (Фурс), он проживал у матушек на подворье, обладал даром прозорливости и юродствовал, иеромонах Пахомий (Петров) из Полтавы и иные катакомбные пастыри. На молитву матушки всегда полностью одевались в монашеское одеяние, сами пекли просфоры, пели на службе. Одна из сестер была больна и постоянно лежала на русской печи, а остальные за ней ухаживали.
Так и проживали они в молитве и труде, до конца оставаясь верными своей обители. Последние из сестер инокини Мария и Анна, когда им батюшка предложил принять монашеский постриг, по своему смирению отказались, сказав ему, что они пришли сюда инокинями и инокинями и умрут, а принять постриг без разрешения игумении не смеют.
Хоронили матушек в монашеском облачении, сестры похоронены все в одном месте, из-за давности лет на крестах стерлись даты смерти, и теперь нам известно лишь, что монахиня Анна умерла (15.7.1951 года), инокиня Мария (12.2.1974 года), инокиня Анна (16.11.1976 года).
После смерти матушек, дом некоторое время стоял пустой, а потом был снесен вместе с целой улицей домов при расширении дороги и строительстве завода.
М.А.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005