ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - АРХИПАСТЫРСТВО НА РУСИ
Поиск

1118765432jpg.jpg1 февраля исполнилась годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Патриаршество было судьбоносным в нашей истории, промыслительно появившись накануне Смутного времени ХVII века в недрах церковной соборности, вновь восстановилось во время смуты ХХ века и возвеличилось после крушения СССР и начала кризиса 90-х гг. Сан Патриарха сохраняется до конца жизни, поэтому Патриарх обязан служить Церкви, несмотря на состояние здоровья и прочие жизненные невзгоды.
Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола. Кандидат (не моложе 40 лет) должен иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления. Процедуру избрания устанавливает Священный Синод. Так, патриарха Тихона избрали методом жребия, Сергия открытым голосованием по одобрению правительства, а Алексия Второго – тайным голосованием в два тура.


Патриарх Кирилл стал шестнадцатым по счету патриархом РПЦ. Интронизация предстоятеля РПЦ совершилась 1 февраля 2009г.
Патриарх Кирилл стал шестнадцатым по счету патриархом РПЦ. Интронизация предстоятеля РПЦ совершилась 1 февраля 2009г.
На вопрос о том, что было причиной к учреждению патриаршества, историки отвечают: разобщенность Русской Церкви от греческой после завоевания Царьграда османами, увеличение территории и созревшая независимость русского государства от всякой иноземной власти, что способствовало внешней независимости и самой Церкви.
На вопрос о том, что было причиной к учреждению патриаршества, историки отвечают: разобщенность Русской Церкви от греческой после завоевания Царьграда османами, увеличение территории и созревшая независимость русского государства от всякой иноземной власти, что способствовало внешней независимости и самой Церкви.
Это желание царя поддержали бояре, особенно Борис Годунов. При поставлении Патриарха Иова царь возложил на него драгоценный крест, зеленую мантию, белый клобук с знамением креста и повелел ему именоваться Патриархом всех северных земель «по милости Божией».
Возвышение церковной власти требовалось ходом исторического развития жизни русского государства и тем состоянием его, в котором оно поставлено и оставлено царем Грозным наследнику своего престола сыну Феодору. В конце царствования Грозного, когда погибли последние удельные князья Юрий Смоленский и Владимир Старицкий, было завершено объединение русских областей, но единение это было далеко не прочным -- оно держалось железной рукой Ивана Грозного. Иначе обстояло дело по его смерти. Царь Феодор был благочестив, но слаб. При таком государе отдельные области -- Тверь, Рязань, Смоленск, а особенно недавно покоренные Казань, Сибирь, могли еще думать о своей самостоятельности и отделиться от Москвы. Необходимо было объединить эти области духовной властью, крепкой в ее церковном средоточии, что, конечно, было весьма благодетельно и для всей Русской Церкви. А таким средоточием и явился патриарший высочайший престол в центре государства в царствующем граде Москве.
И действительно, никто другой не мог так хорошо служить этой цели, как Святейший Патриарх всея Руси. Потому-то и царь Феодор, и особенно Борис Годунов так настаивали на избрании патриарха собственно русского, именно Иова, а не Царьградского патриарха Иеремии: ведь и Иеремия мог бы возглавить Русскую Церковь и служить ее интересам, но не интересам государства российского.
Иеремия (+1595) трижды занимал Константинопольский престол, во время его третьего патриаршества Собор, созванный в Константинополе, утвердил патриаршество на Руси).
И поставил царь этот превысочайший престол рядом со своим в 1589 году. Получилась прекрасная картина, та, о которой впоследствии стали говорить, как о симфонии властей, когда эти два трона, царский и патриарший, стали рядом в Успенском Соборе, престол царя и престол патриарха пред престолом «Царя царствующих и Вечного Первосвященника, прошедшего небеса».
Так две власти, верховные на земле, поддерживаемые одна другой, стали под сенью единой благодати Вседержителя Христа. И первым патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал святитель Иов. (До этого над Русской Церковью стоял Константинопольский Патриархат, который после захвата Византии турками пребывал в весьма тяжелом положении).
Надежды царя Феодора, возлагавшиеся на Патриарха, оправдались. Когда на Руси наступило «лихолетие» самозванщины и происходила постоянная смена правительства, то Св. Гермоген спас Православие; а когда избран был царем Михаил, то патриарх Филарет помогал, и помог ему, царю, собрать и восстановить Московское государство из пепла и развалин, освободить народ от воров и мятежников…
Скажут: но патриарх Никон стремился к преобладанию даже над царем. Да, но когда власть Никона переходила в самовластие, то он был низложен Собором и со- слан в монастырь.
Скажут: царь Петр и без патриарха создал империю. Да, но когда им созданный Сенат и Синод называли его Императором и Отцом Отечества, то народ православный назвал его антихристом именно за упразднение патриаршества. Итак, в 1721г Петр I упраздняет институт патриаршества, введя вместо него Духовную коллегию -– будущий Святейший Правительствующий Синод. Учреждение такой коллегии было новостью в Церкви Христовой, она была создана по немецко-голландским образцам и вовсе не для пользы церкви, как показало время.
Вот с этого момента и начался цезарепапизм, т. е. насилие государственной власти над церковной. Духовная иерархия стала параллельно гражданской. Иерархи превратились в сановников, святители стали кавалерами. Дошло до того, что Платон (Левшин), митрополит Московский, вынужден был носить орден св. Анны выше панагии. Его современник, архиепископ Ириней (Клементьевский,1818),облачаясь в мантию, помещал на ней орденскую звезду на левом плече, а на правом -- аксельбанты.
Ничего подобного не было прежде. Теперь владыки стали крепко держаться за эти ордена, а обер-прокуроры, одаряя владык этими звездами, крепко держали их в покорности своей власти. Обер-прокурор Св. Синода Мелиссино (1763-1768) даже «позаботился» об ослаблении и сокращении постов или запрещении ношения по домам церковных икон. Вот это-то крайнее преобладание абсолютной императорской власти над церковной и создало потребность в восстановлении патриаршества. Словно предвидя тяжелые времена, царь Николай II хотел было оставить трон, восстановить патриарший престол и возглавить его, но Священный Синод так и не понял его намерений.
Ничего подобного не было прежде. Теперь владыки стали крепко держаться за эти ордена, а обер-прокуроры, одаряя владык этими звездами, крепко держали их в покорности своей власти. Обер-прокурор Св. Синода Мелиссино (1763-1768) даже «позаботился» об ослаблении и сокращении постов или запрещении ношения по домам церковных икон. Вот это-то крайнее преобладание абсолютной императорской власти над церковной и создало потребность в восстановлении патриаршества. Словно предвидя тяжелые времена, царь Николай II хотел было оставить трон, восстановить патриарший престол и возглавить его, но Священный Синод так и не понял его намерений.
И уже вновь к патриаршеству страна вернулась только при большевиках, а в 1943 году Сталин предлагает именовать предстоятеля Русской Православной Церкви «Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».
О судьбах Патриархов и их высоком призвании мы будем вести рассказы на страницах нашего издания.

 

Ольга Куценко

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010