ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПАСТЫРСКИЙ ВИЗИТ
Поиск

vstrecha.jpgПоследствия визита Патриарха еще предстоит оценить но уже ясно, что у многих жителей Западной Украины поменялось отношение к Русской Православной Церкви.
Об этом заявил архиепископ Львовский Августин.
«Даже те, кто относится к нашей Церкви без особой симпатии, я думаю, зауважали Святейшего. Потому что одно дело видеть проповеди по телевизору и слышать по радио, читать книги и репортажи, а другое дело -- когда это все в реальном режиме общения. Много хороших отзывов я уже слышал через третьих лиц -- что раскольники, люди, которые себя ассоциировали не с нашим лагерем, в большом восхищении.


«Для меня еще важнее то, что наконец-то и большая Украина, и все увидели, что оказывается, Западная Украина не настроена против Русской Церкви, против патриарха, против единства с Русской Церковью. Количество протестующих было в несколько крат меньше, чем тех, кто приветствовал Патриарха», -- констатировал владыка.
Святейший Патриарх посетил множество святых мест Восточной, Центральной, Западной Украины побывал в Крыму.
И везде народ который жив не хлебом единым но и словом Божьим мог слышать слово Пастыря, которое затрагивало и глубоко личные переживания каждого человека, и общественные стороны нашей действительности.
Конечно, привести все выступления Святейшего на страницах газеты мы не можем. Приведем выдержки, может быть отдельные мысли Патриарха, которыми он поделился с нами в ходе Пастырского визита.
О СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ
23 июля в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с журналистами ведущих украинских СМИ.
В ходе часовой беседы Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание собеседников на «колоссальный сдвиг и слом всей общественной, политической и экономической жизни», имевший место в «критические» 90-е годы минувшего столетия. Главная задача Церкви, по мысли Его Святейшества, заключалась тогда в том, чтобы «преодолеть этот хаос, заложить правильную систему церковно-государственных отношений, построить модель, которой никогда не было в истории».sevastopol_1.jpg
«То, что сейчас удалось сделать и распространить, может быть, не только на Россию, а на значительную часть канонической территории Московского Патриархата, — это видение правильной модели церковно-государственных отношений», -- подчеркнул Святейший Владыка.
В то же время Святейший Патриарх уточнил, Церковь не может быть ни оппозицией власти — иначе она была бы вовлечена в политические процессы, ни «обслуживать политику власти». Призвание Церкви — «основываясь на Священном Писании, говорить Божию правду», но не «поднимаясь на баррикады», не «с искаженным от злобы лицом», а «пастырским языком, который давал бы людям возможность принять это слово в свое сердце».
«Церковь сильна своим бессилием. У нее нет средств и способов манипулировать общественным сознанием, политически влиять на массы. Церковь своим тихим голосом должна будить народ. Мы -- колокол. Если от удара этого колокола кто-то вздрогнет или проснется, мы сделаем свое дело», — именно в этом, напомнил Святейший Патриарх, и заключается позиция Русской Православной Церкви.
Предстоятель обратил особое внимание на то, что предложенная Церковью модель церковно-государственных отношений не сводится исключительно к отношениям Русской Церкви и Правительства Российской Федерации, но может быть воплощена и «в других странах, где большинство народа является православным и находится под омофором Патриарха Московского».
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые в 2000 году, — это не документ для использования лишь в рамках Российской Федерации. Его принимали все, в том числе и епископат Украинской Православной Церкви. Сегодня против этого документа не выступает ни один богослов в Поместных Православных Церквах. Он принят практически всей православной полнотой без какого-то особого обсуждения. Мы не встречаем критики в адрес этого документа и той модели церковно-государственных отношений, которая в нем предлагается», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.sv_dari.jpg
Симфония Церкви и государства, по мнению Его Святейшества, «скорее мечта, чем реальный проект», который никогда в полной мере не был осуществлен ни в России, ни в Византии. «Но в этой мечте есть некие параметры, которые мы можем реализовать, к реализации которых мы должны стремиться», -- отметил Патриарх. -- В первую очередь -- Церковь должна сохранять свою автономию по отношению к светской власти. Она должна оставаться свободной, она не должна входить в политический проект, она не должна поддерживать одну партию против другой партии, потому что она является общей для всего народа».
В то же время Церковь не должна проявлять «инфантильность в оценке политического процесса», но призвана давать «нравственный, духовный комментарий». Существует огромное количество вопросов, которые нужно решать вместе с государством -- «это вопросы общественной нравственности, воспитания, вопросы сохранения культурного наследия» и многие другие, подчеркнул Святейший Патриарх. По его словам, «идейная и богословская база такого взаимодействия» во многом уже разработана -- на данном этапе актуальным становится вопрос развития конкретных программ.
О КРЕЩЕНСКОЙ КУПЕЛИ
После молебна на Владимирской горке в Киеве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Мы должны быть вечно благодарны Крестителю Руси за сделанный им судьбоносный выбор: принятие святой православной веры, которая стала бесценным сокровищем народа. Наступающий завтра день его памяти -- это великий праздник Русской Православной Церкви, общий для всех окормляемых ею народов. Молясь здесь, у воздвигнутого святому князю памятника на берегу нашей общей крещальной купели, мы свидетельствуем о том, что завет нашего духовного прародителя живет и торжествует в истории, что мы, наследники Владимирова Крещения, живя в разных государствах, свято храним заповеданное им духовное единство. В этом единстве -- наша сила, основа нашей стойкости перед лицом всех искушений и разделений мира.
А сколько этих искушений, сколько этих разделений было за тысячелетнюю историю Церкви нашей! Но милостию Божией, молитвами святого Крестителя нашего мы всегда со смирением и твердостью духа выходили победителями из этих искушений и разделений.
Это пастырское посещение станет для меня прежде всего радостной возможностью общения с народом Божиим, ревностно хранящим веру своих отцов, глубоко преданным своей Церкви, которая духовно воспитала его и, от дней Киевской Руси доныне, сформировала все те замечательные черты национального характера Украины, которые нам так дороги и которые на протяжении истории являлись источником побед, которые одерживал народ.
О ГОЛОДОМОРЕ
Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром и Главой Украинского государства В.А. Ющенко посетил в парке Вечной Славы мемориальный комплекс в память жертв массового голода тридцатых годов.
Мне хотелось бы особенно ясно сказать сейчас всем, у кого, может быть, возникают сомнения по поводу правомерности моего присутствия на этом месте: мы вспоминаем жертв голода — того самого голода 1932-1933 годов, который лично ко мне имел самое непосредственное отношение.
Я сегодня рассказал господину Президенту о том, что мой дед — исповедник, около тридцати лет просидевший в тюрьмах и лагерях только за то, что он боролся за сохранение веры Православной, — был в это страшное время арестован. И когда его забирали -- а дело было в Поволжье -- то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа -- волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и услышала моя бабушка голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого, а рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне.
Я позволил себе рассказать эту историю потому, что голод -- страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, -- привел к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, на Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране. Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб.
Вспоминая их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также, чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время.
ПРЕЗИДЕНТУ О ПОМЕСТНОЙ ЦЕКВИ
Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине!
Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать — молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит.
Но самое главное -- исцеление придет тогда, когда мы сумеем в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина -- в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории -- это все паства единой Поместной Церкви. Если мы не будем проецировать на церковную жизнь наши политические предпочтения, то освободим нашу дискуссию от того фона, который сегодня так отягощает размышления о будущем Православия в Украине.
Я верю в то, что так и будет.
Я верю, что размышления о Православии в Украине должны сопровождаться молитвой, духовным подвигом и что по милости Божией, по молитвам Киево-Печерских преподобных — мы в двух шагах от их мощей — будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника — от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром.
Я благодарю вас, господин Президент, за то что Вы подчеркнули духовный, пастырский характер моего визита. Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве. Но это Патриарх Московский и всея Руси. И скажу больше, при образовании Московского Патриархата в Томосе, который был подписан Константинопольским Патриархом и который был принят потом всеми Восточными Патриархами, было сказано: Патриарх Московский, всея Руси и всех Северных стран. И до упразднения Патриаршества при Петре Первом так и подписывались Московские Патриархи.
В этом нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, но есть ясная православная экклезиология: Патриарх -- это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем, — он отец всех тех, кто принадлежит к Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию, возглавляемую Патриархом.
Я как Патриарх приложу все силы к тому, чтобы по милости Божией преодолелись разделения. Господь нам укажет пути, я верю в Его водительство. В отличие от светских политиков, я не склонен к тому, чтобы делать некие конкретные прогнозы. Нужно отдать свое сердце и свой ум Господу. И пусть сила Святого Духа ведет нас по правильному пути. Сопрягая молитву с трудами и, что самое главное, с честным, открытым и ясным подходом к тем проблемам, которые существуют в Украине, думаю, с Божией помощью мы все вместе сможем преодолеть существующие преграды.
О КРЕЩЕНИИ РУСИ
28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались -- чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.
А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем -- он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.
Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.
А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова -- то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.
Эти слова остаются непонятными для многих людей -- гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес — стремление быть богатым, сильным, могущественным.
Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества -- это Божественная мудрость.
Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека, и этот опыт помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения.
Он сделал это, движимый любовью к людям, к творению Своему, и через этот пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь — любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви — не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.
Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому — семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так, что за этим скрывается? Может быть, он или она меня больше не любит? Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.
А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы -- политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.
Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, одурачивая людей призывами к счастью.
Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких «высших» целей! Это разделение являет самое ужасное, что может быть в жизни христианина, -- отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач мирского устроения, разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение.
Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви — не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.
Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего -- мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели Крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое. Аминь.
О СВЯТОМ МЕСТЕ
После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.
Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти -- посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси.
Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.
Трудами насельников Киево-Печерской Лавры и других обителей, их горячей проповедью, подвигом их жизни утверждалось Православие на необозримых просторах Киевской Руси. И ныне верим, что их молитвами, их духовным подвигом на великих просторах исторической Руси продолжает утверждаться Православие как единственный духовный непререкаемый и спасительный фундамент нашей национальной жизни.
Сегодня богослужение совершали архипастыри из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из дальнего зарубежья. Это символ нашего нерасторжимого единства, которое превышает всяческие человеческие разделения, потому что наше единство не политическое, не имперское -- наше единство во Христе, единство, которое Господь создал для нас и образовал не только словом, но и Кровию Своею. Верные этому единству, мы пойдем дальше по историческому пути со смирением и любовью ко всем, с упованием на помощь Божию.
О ИДЕАЛЕ РУСИ
Я хотел бы поздравить Украину с тем, что праздник Крещения Руси теперь объявлен здесь государственным праздником. Это доброе и правильное деяние. Я надеюсь, что и в России, и в Беларуси будет так же.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви уже принял решение о выделении этого дня в церковном календаре красным цветом. День памяти святого равноапостольного князя Владимира становится великим праздником всей нашей Церкви. Мы должны помнить об этом событии, потому что это наш исток. Из этого истока родилась мощная цивилизация -- самобытная, с великим напряжением религиозной жизни.
Ни одна страна не называлась святой страной, а Русь называлась Святой Русью. Возникает вопрос: откуда это словосочетание — Святая Русь? Некоторые говорят: на Руси было много храмов. Сейчас люди имеют возможность путешествовать по Западной Европе и видят, что там храмов не меньше, чем на Руси. Кто-то говорит: монастырей было много. И монастырей в других странах не меньше. Русь стала Святой Русью потому, что святость была доминантой жизни нашего народа.
Святой человек был положительным героем нашего эпоса, житийной литературы, а затем художественный образ святого человека вошел в классическую литературу. Он потерял многие житийные черты святости, но образ положительного героя классической литературы — нашей общей литературы — дает замечательное понимание того, как святость, христианский образ жизни, высокая нравственность могут проявлять себя в конкретных жизненных обстоятельствах. Думаю, поэтому и называлась Русь Святой -- потому что главным идеалом жизни народа была святость.
Сегодня люди в богатых странах теряют веру. Вы видите, как стоят пустыми величественные соборы во многих европейских столицах, потому что святость и даже идея перестали быть доминантой жизни. Доминантой стало достижение материального благополучия, комфорта, власти, денег. Потому и храмы опустели без всякого внешнего давления.
Мы с Вами сохранили веру в условиях гонений, сохранили ее не только потому, что те или иные люди оказались мужественными, но и потому, что нравственной, духовной силой Православия проросла вся наша культура. Когда священники не могли проповедовать, проповедовало искусство, музеи с их иконами.P7300226.JPG
Сейчас мы стоим перед не менее серьезным испытанием. Не только во времена Миклухо-Маклая побрякушки были притягательными — красивая обертка привлекает всегда. Побрякушки современной жизни кружат голову, пьянят человеческое сознание; особенно молодым людям хочется жить непременно так, как живет женщина, которая глядит на тебя с обложки глянцевого журнала. Люди верят в рекламу, верят в моду, верят в стереотипы как в реальность, а ведь это виртуальный мир!
Наша борьба — за тот образ жизни, который предлагает нам Иисус Христос, и против того образа жизни, который предлагает нам сегодня безбожная цивилизация. Так называемая секуляризация опасна не в плане церковно-государственных отношений, когда Церковь отделена от государства. Секуляризация опасна тогда, когда дух отсекается от плоти, когда разделяются духовное и материальное, когда человек отдается во власть материальных стихий. Думаю, что это самый главный вопрос, от решения которого зависит будущее всего рода человеческого. Нам, вышедшим из киевской купели крещения, есть, что сказать миру. Мы с вами имеем уникальный опыт никто такого опыта не получил, мы имеем опыт гонений, исповедничества, мученичества, сопротивления организованной безбожной идеологии.
Я думаю, что наше единство -- единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить.
В следующих номерах мы продолжим публиковать выступления Святейшего Патриарха

 

Архив газеты "Русь Триединая, Харьков, 2009