ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ УКРАИНЫ НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ
Поиск

regnum_picture_15150602651438509_normal.jpgУ нас в гостях специалисты-международники Харьковского центра международного анализа и прогнозирования Собора славянских народов России, Украины, Белоруссии «Левый берег», известные по публикациям в Харьковской прессе, выступлениями на ТВ и радио, — преподаватели и студенты факультета международных экономических отношений ХНУ имени В.Н. Каразина. Хотя центру всего полгода, он достаточно уже известен и авторитетен в регионе.
Милюха Георгий Владимирович, доцент ХНУ, директор центра «Левый берег»:
— У нас на Украине шутят: Львов на всю страну экспортирует идеологию, Киев — бюрократию, Донецк и Днепропетровск — мафию. А Харьков первая столица — молчит.


Так давайте же в наше больное кризисное время познакомимся с мнением настоящих и будущих специалистов — международников харьковчан об острейших проблемах сегодняшнего дня. Итак:
Кризис связан с проводимой
внешней политикой?
Коваленко Роман Сергеевич, преподаватель кафедры МЭО ХНУ им. В.Н. Каразина:
— На мой взгляд, экономический кризис в Украине больше связан с проводимой внутренней политикой. Известное выражение классика: «Политика есть концентрированное выражение экономики», у нас, в Украине, поставлено с ног на голову, и, пожалуй, можно сформулировать: «Экономика есть концентрированное выражение политики». В условиях финансового кризиса как внешняя, так и внутренняя экономическая политика должны проводиться консолидировано и согласовано между всеми ветвями власти. В данный момент основной ее целью должен быть выход из экономического кризиса и поднятие экономики.
В какой-то степени внешняя политика является следствием внутренней. Все мировое сообщество и, в частности, наши стратегические политические и экономические партнеры рассматривают отношения с Украиной, надежность этих отношений сквозь призму внутренней политической стабильности. Отражением этого были недавние перебои в поставках газа в Восточную Европу.
На фоне общемировой рецессии экономики в Украине по многим показателям (инфляция, темп роста ВВП, промышленное производство и т.д.) уровень экономического спада гораздо выше. Выходом из этой ситуации являются скорейшая стабилизация реального курса гривны и поднятие промышленного производства за счет взвешенной фискальной политики, поиск новых рынков сбыта украинской продукции, особенно в странах Ближнего Востока и Азии, и использование эффекта девальвации для экспортных отраслей промышленности.
Пашкина Кристи­на Юрьевна, студент­ка факультета МЭО и ТБ:
— Делая какой-либо выбор, мы все надеемся совершить как можно меньше ошибок. Ведь каждый шаг содержит и положительные и отрицательные моменты.
Также и Украина, как постсоветское государство, оказалась в затруднительном положении, когда приходится проводить внешнюю политику в условиях еще не окрепшей внутренней политики. Определенное влияние на ВЭП Украины оказывает географическое положение. Она не может отказываться от сотрудничества ни с одной из семи стран, с которыми граничит. Непозволительно отдавать приоритет отношениям только с определенной группой стран. Как для европейского государства, взаимодействие со странами-участниками ЕС — это объективная реальность. Однако, неизбежно и развитие более тесного сотрудничества с Россией. Экономики двух стран исторически взаимосвязаны. Российская Федерация была и остается наиболее значимым партнером нашего государства (более 18% экспорта страны и более 40% импорта). Эти стратегические отношения должны базироваться на принципах добрососедства, партнерства, равенства и взаимной выгоды. Перед Украиной и соседствующими с ней странами возникает общая задача — сосредоточить усилия на практической реализации достигнутых договоренностей, вывести свое сотрудничество на уровень действенного стратегического партнерства, наполнить принятые политические документы конкретным реаль­ным содержанием.
Беренда Сергей Васильевич, зам. директора центра «Левый берег», старший преподаватель кафедры МЭ ХНУ им. В.Н. Каразина:
— Вступление или невступление Украины в ЕС не должно быть самоцелью. В первую очередь для Украины речь должна идти о построении мощной экономики и внутреннего рынка и лишь потом на всеобщем референдуме должен ставиться вопрос о ее вхождении. Слепое желание политиков вступить в ЕС, не подкрепленное экономической составляющей, делает из Украины посмешище в глазах европейцев. Более того история развития ЕС показывает нам, что на референдумах, которые происходили в европейских странах перед их вступлением, их результаты были самыми разными. Так, например, богатая страна Норвегия дважды, в 1973 и 1995 годах, на своих референдумах не поддержала вступление в ЕС.
В любом союзе стран уважают только сильных партнеров. Среди стран ЕС Украина не есть сильным партнером и скоро им не станет. Наши подсчеты свидетельствуют о том, что уровень ВВП Украины достигнет среднего уровня ВВП ЕС при оптимистическом сценарии примерно через 40 лет, что является слишком отдаленной перспективой.
Таким образом, Украина не может стать полноправным членом ЕС. Однако не стоит отбрасывать выгоды, которые Украина может получить от сотрудничества с ЕС во всех сферах социально-экономической жизни. Вместе с тем Украина должна развивать взаимовыгодное сотрудничество с Россией и другими странами СНГ. На мой взгляд, для Украины образца 2009 года жизненно необходимо развивать равные отношения со всеми экономическими партнерами, как на Востоке, так и на Западе. А вступить в какой-нибудь союз страна всегда сможет и успеет!
Андреева Екатерина Алексеевна, студентка факультета МЭО и ТБ:
— Не кажется ли вам парадоксальным тот факт, что Украина, которая имеет выгодное географическое положение, выход к морю, плодородные почвы, богатые лесные и рекреационные ресурсы , такие природные ресурсы как уголь, марганец, никель, уран, запасы серы — крупнейшие в мире, по запасам ртутных руд занимающая второе место в мире, обладающая железными рудами (свыше 5% мировых запасов), унаследовавшая почти треть советских предприятий ВПК после распада СССР, по уровню жизни является одной из беднейших стран Европы (по данным Всемирного банка ВВП на душу населения в Украине составляет 6,92 тысячи долларов)?
Давайте не искать виновных в сложившейся политико-экономической ситуации, а отталкиваться от того, что есть на сегодняшний момент. Традиционно, Украину рассматривают как государство, на деятельность которой влияют несколько мировых лидеров: США, страны ЕС и Россия. А как по-другому?! Есть территория, с выходом к морю, с плодородными землями, где внутренняя политика — в хаосе, внешняя — тем более, отсутствуют какие-либо признаки национального самосознания граждан. Как этим не воспользоваться? Наблюдаем активное воздействие со стороны многих стран, направленное совсем не на развитие экономики нашей страны, и грустно, что Украина уже не может противостоять давлению.
Ведь вся политика базируется на экономике, и хотелось бы, чтобы наши руководители не забывали фразу Наполеона: «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Проблемы Харьковщины зависят от внешних факторов?
Чичина Ольга Андреевна, студентка факультета МЭО и ТБ:
— Еврорегион «Слобожанщина» — это наша перспектива, которая направлена на возобновление экономического сотрудничества Украины и России, повышение культуры, экономики, уровня жизни населения региона. Еврорегион является стабилизирующим фактором, точкой начала на пути к созданию свободной экономической зоны. Этот вопрос наиболее актуален в период кризисного состояния страны.
Еврорегион «Слобожанщина» признан лучшим в Украине. Он должен стать методологической базой для еврорегионов Украины в вопросах развития трансграничного партнерства, а в будущем представительством ассоциации европейских приграничных регионов Восточной Европы.
Мы гордимся тем, что идея создания еврорегиона «Слобожаннщина» принадлежит профессору, заведующему кафедры МЭО Голикову Артуру Павловичу.
На 2009 год запланировано множество проектов со сторон субъектов еврорегиона. Еврорегион дает большие перспективы, но что бы все идеи были осуществлены, необходимы, огромная политическая воля со сторон Харьковской и Белгородской областей.
Пашкина Кристина Юрьевна, студентка факультета МЭО и ТБ:
— У американцев существует пословица: «Что хорошо для Дженерал Моторс— то хорошо для Америки». Экстраполируя данную мысль на нашу почву, можно однозначно сказать, что процессы последних 17 лет Харьковщине добра не принесли. Деиндустриализация региона колоссальна! (Харьков-2009 составляет менее 10% Харькова-1990 года.) Высокие технологии (атом, электроника, космос, оборонка и т.п.) или исчезли, или агонизируют. Например, советский аналог «Шатла» системы «Буран-Энергия» ведь собирались в нашем городе и летали еще в конце 80-х. А сегодня ржавеют на «Байконуре». А сколько десятков миллиардов нам должны заплатить только за уход с внешних рынков только конкуренты Мартин-Марриэтта, Дуглас, Локхид, Боинг? А французские и германские компании, производящие танки «Леклерк» и «Леопард» за уничтожение конкурента, более качественного Харьковского танка? А Харьковская электроника, которая раньше продавалась по всему Средиземноморья, Ближнему Востоку и Центральной Азии? И прочая, прочая, прочая…
Зато сегодня на рынке «Барабашово» — 85 тысяч человек. Вместо индустриальной столицы, мы стали столицей-«барахолкой»!!! Нет слов.
Изменения внешнеполитических ориентиров назрели
Милюха Георгий Владимирович, доцент ХНУ, директор центра «Левый берег»:
— В конечном итоге вопрос стоит о коренном изменении геополитической ориентации Украины. Не получается и не получится быть «немножко беременной». Мондиализм, концепция единства мира, провозглашающая идеалом от силовых методов решения международных вопросов в принципе, сегодня невозможна. Слова А.С. Пушкина: «Когда народы распри позабыв в единую семью объединятся» будут реализованы в политике еще очень не скоро, хотя идеал—остается идеалом.
В жестком современном мире стоит вопрос о военно-политическом объединении, но с кем? Здесь для Украины, с моей точки зрения, возможны два выхода.
— Первый, прямое вступление в ОДКБ и созданное в рамках него коллективной силы оперативное реагирование (КСОР) — так называемое русское НАТО. В более широком смысле — присоединение к ШОС (Шанхайская организация сотрудничества Китая, России, Казахстана, Киргизстана), при геополитической ориентации на группировку БРИК (Бразилия, Россия, Индия Китай — половина населения, половина территории, половина экономики мира). С июля 2008 года вышеназванная группировка перестает быть, как в предыдущие годы, виртуальной. Подписан первый совместный документ.
— Второй, при сохранении общей вышеуказанной геополитической ориентации для Украины возможен и «внеблоковый» вариант. Идея Путина В.В. 2003 года звучит так: «Единая система безопасности от Атлантического до Тихого океана», сегодня подтверждена президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони: «Стратегический союз НАТО и России». Иными словами это будет уже не НАТО!
Возможен, правда, третий путь — путь президента Ющенко В.А. — прямое присоединение к существующему НАТО. Данный путь вступления Украины в антироссийскую организацию закончится, с нашей точки зрения, развалом самой Украины.
Чумакова Анна Сергеевна, ответственный секретарь центра «Левый берег»:
— Думается, нынешняя политическая линия руководства Украины пришла к своему логическому завершению—обанкротилась, «благодаря» проводимой внешней и внутренней политики прозападного, точнее проамериканского характера. От политики вульгарного национализма, Украина ничего не приобрела, но очень много потеряла. Прежде всего, испорченные отношения с Россией, что приводит не просто к нарушению дружбы братских народов, но и коллапсу экономики Украины, к ее вытеснению из международных отношений, как самостоятельного государства. Не подарит нам Запад этой самой «незалежности». Не говорю уже о том, что наши рынки, наше экономическое будущее, там где мы нужны, где наша продукция конкурентоспособна и ее покупают, — это рынки СНГ, это рынки Востока. Иными словами, как экономист-международник, считаю насущно необходимым присоединение Украины к ЕЭП и в перспективе — к ШОС.
В политическом же плане, видимо, необходимо продумать вариант вступления в ОДКБ. И пора, наконец, прекратить слушать президента, который бездумно повторяет: «Ми йдемо до Європи!»
Кузьмина Яна Олеговна, студентка факультета МЭО и ТБ:
— Украина является государством, включенным в поле интересов крупнейших в мире политических и экономических игроков: России и США, а также частично западных стран. При этом, как США, так и Россия их отстаивают, не собираясь уступать друг другу. Поворот украинской политики в ту или иную сторону всегда связан с потерями. Но изменения внешнеэкономического курса крайне необходимы, иначе мы просто потеряем всю страну. Украины не будет! (По крайней мере, в современных границах). По результатам проведенных соцопросов, больше половины украинцев выступает за постоянные, долговременные и всеобъемлющий союз с Россией, на Востоке и Юге страны так считает свыше 80% населения.
Примером совершенно непродуманного внешнеполитического шага является, с моей точки зрения, соглашение о «стратегическом» партнерстве с США, подписанное украинским МИДом в январе этого года. Оно уже вызвало бурные политические протесты в Крыму. Политика, в конце концов, должна выражать мнение граждан!
Резников Валерий Владимирович, старший преподаватель кафедры МЭО ХНУ им. В.Н. Каразина:
— Традиционно всю историю своего существования Украина находится на географическом, культурном и торговом пересечении. Современная кризисная ситуация, в которой очутилась Украина, диктует свои условия и в очередной раз подсказывает об изменении как внешней, так и внутренней политической составляющей. Как говорил еще в конце 19 столетия князь Горчаков (легендарный министр иностранных дел России): «Политика внешняя и политика внутренняя — две родные сестры, которые взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга».
Внешняя политика Украины, которая всегда была виртуальной, окончательно прекратила свое существование со времени победы «оранжевой революции». Существует внешняя политика отдельных политических образований и кланов. Президент Украины Ющенко В. А. официально заявляет об интеграции страны в НАТО, ЕС и развивает стратегическое партнерство с США при поддержке партии НУ-НС. Премьер-министр Украины Тимошенко Ю.В. в своих официальных заявлениях еще не определилась, насколько и куда необходимо интегрироваться Украине и БЮТ, т.к. не уверена в политических предпочтениях украинского электората. Виктор Янукович, будучи премьер-министром Украины, официально заявлял о нежелании интеграции Украины в Евроатлантические структуры и при этом проводил политику более тесной дружбы с Россией, в разрез официальным заявлениям президента Украины.
Определяясь с кем дружить, а с кем не ссориться, следует помнить, что среди товаров от общей доли экспорта Украины 53% приходится на страны ЕС, из чего львиную долю составляет сырье, а в Россию и страны СНГ экспортируется готовая и высокотехнологическая продукция. По меньшей мере кажется странной та ситуация, в которую втягивает Украину ее нынешние руководители, т.к. интеграция Украины в ближайшем будущем в ЕС бесперспективна из-за усугубляющегося кризиса в странах-участницах.
Складывается парадоксальная ситуация в экономическом развитии Украины: основными потребителями готовой высокотехнологической продукции являются бывшие страны СССР, а ЕС выступает основным потребителем украинского сырья.
Бережный Александр Григорьевич, студент факультета МЭО и ТБ:
— Внешняя политика Украины имеет одновекторное направление. Нынешняя власть проводит прозападную политику, в то же время ухудшая отношения с восточным соседом. А почему так? Это нетрудно сказать, потому как «с чьей стороны пришли, для того и пляшут». И на сегодня мы видим результат четырехлетней работы: в стране глубокий кризис, страна на грани дефолта и народ расколот. По социологическим опросам на очередных выборах люди готовы голосовать не «за», а скорее «против», т.е. восток против оранжевых, а запад против белоголубых. Такие действия лидеров страны привели к расколу общества в политических воззрениях на запад и восток. А кому это выгодно? После распада СССР США начали «демократизацию» стран Центральной и Восточной Европы. В 2004 г. пришло время и Украины. Тем самым политика вестернизации подошла к границе России на противовес приходом к власти Путина В.В. в РФ. Лидер восточного блока начал наверстывать упущенное и увеличивать свое влияние. Украина в свою очередь оказалась среди двух огней. Решение этой проблемы следует ожидать от политической силы, победившей на очередных выборах.
Мамазова Марина Махмадустовна, студентка факультета МЭО и ТБ:
— Не смотря на то, что Украина тяготеет к европейским ценностям, преимущественно ее интересы имеют восточное направление, поскольку этим странам присущи емкие рынки, большая часть сырьевых запасов и трудовых ресурсов. Однако Украина не относится к данному региону, поэтому выгодным, на мой взгляд, будет четко спланированная стратегия ведения внешней политики, которая позволила бы ей реализовывать свои восточные интересы. Например, это возможно за счет создания интеграционного объединения с постсоветскими странами. Предпосылкой планирования подобного объединения можно считать ситуацию, связанную с мировым экономическим кризисом, в ходе которого происходит перераспределение ролей между главными актерами международных отношений — США и Китаем. Несмотря на тесную взаимосвязь рынков этих стран, безостановочный прогресс Китая представляет очевидные риски,как для США так и для Европы. Иными словами, Китай имеет все шансы для получения своего места под солнцем, которое не могут разделять два экономических гиганта одновременно.
В сложившейся ситуации Украина должна использовать свое выгодное географическое положение для реализации действительно перспективных планов с использованием ее экономического потенциала.

 

Так что делать?

Беренда Сергей Васильевич:
— Надо строить свой дом, а не идти в чужой!
Чумакова Анна Сергеевна:
— Внешнеэкономическое будущее Украины на Востоке. Там, где нас действительно ждут и действительно смогут гарантировать безопасность.
Коваленко Роман Сергеевич:
— Работать!
Пашкина Кристина Юрьевна:
— Украина должна поступательными шагами реформировать свою политическую, экономическую и социальную систему. Только так мы можем оптимизировать отношения с Россией и странами-участниками ЕС.
Милюха Георгий Владимирович:
— Политика, в том числе и внешняя, должна не разъединять, а объединять людей. В данном случае, с нашей точки зрения, будущее внешней политики Украины (в самом широком смысле) в объединении людей народа Украины, России, Белоруссии, других стран СНГ во имя экономического, духовного прогресса и процветания.
Сделать это должны новые люди!

Материал подготовлен
Пашкиной Кристиной Юрьевной

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009