ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЗА ДРУГИ СВОЯ
Поиск

-098765.jpgПочти сутки ребята вели бой в Аргунском ущелье с бандитами Хаттаба, численность которых превосходила их в 20 раз. Неопытные бойцы, отслужившие полгода, — многим не исполнилось и двадцати — были брошены в схватку с вооруженными до зубов боевиками, с отборным отрядом «Джимар». Подмоги десантникам не было. Майор Александр Достовалов, заместитель комбата Марка Евтюхина и его друг, несколько раз запрашивал у командования разрешения идти на помощь роте. Так и не получив ответа, Александр по собственной инициативе собрал пятнадцать добровольцев из взвода старшего лейтенанта Олега Ермакова и обратился к ним со словами: «Родные мои! Вы знаете, что гибнут наши товарищи. Надо прорываться к ним, и никто, кроме нас, это не сделает. Кто не готов, приказывать не буду». Оглядев строй солдат, у которых и мускул на лице не дрогнул, Достовалов, улыбаясь, добавил «Ну что, мужики, как говорил Суворов, в честь которого меня мой батя и окрестил, мы русские, и с нами Бог! Вперед!» С тяжелым боем под шквальным огнем противника прорывались десантники к своим.

Смертельное ранение получил командир взвода старший лейтенант Олег Ермаков, но продолжал вести огонь из автомата, прикрывая своих солдат. Их прорыв вызвал ликование у измученных многочасовым боем ребят: «Ура! Наши прорвались! Значит, помощь будет!» К утру многие получили неоднократные тяжелые ранения, стали замерзать, обезболивающие средства закончились. И все же ребята продолжали отбиваться, даже когда Хаттаб пустил своих лучших из лучших из отряда «Джимар». Боевики шли лавиной во весь рост. Началась рукопашная схватка, десантники подрывали себя последней гранатой, уничтожая несколько боевиков. Этот бой выявил мастерство молодых воинов. Но открылось и большее: та поистине христианская любовь, благодаря который каждый, связанный десантным братством, жертвовал своей жизнью, прикрывая других товарищей или вынося раненых. Не дождавшись помощи от высоких командных чинов, ребята помогали друг другу, следуя, вероятно, сами того не сознавая, заповеди Христовой — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 32). Многие, не успев познать в жизни любовь земную, творили любовь истинную, Божественную. Ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13).
Когда в живых осталось несколько человек, комбат Марк Евтюхин вызвал огонь на себя. Страшную картину увидели наши десантники, которые пришли утром к месту боя. Закаленные в боях немолодые офицеры плакали навзрыд, вынося ребят с поля боя.
Обычным человеческим пониманием невозможно постичь, откуда черпали силу духа эти мальчишки. Но когда узнаешь историю их короткой жизни, можно понять, какая Сила их укрепляла...
Оказывается, большинство ребят были казачьего рода, предки их служили в казачьих войсках — кто в Донском, кто в Кубанском, кто в Сибирском. Казаки всегда были защитниками земли русской.
Некоторые из героев того боя приняли крещение у духовника Псковской дивизии протоиерея Олега (Тэора) перед уходом в Чечню. А многие были не только крещеные, но и уже укрепленные в вере. Приехали мы в Брянск к маме старшего лейтенанта Олега Ермакова, а над кроватью у него висит много крестиков. «Он их с детства собирал, — рассказывает мама, — хотя у нас в семье никого верующих не было».
Солдатик из Воронежской области, Саша Кобзев, перед отправкой на службу в Псковскую дивизию попал в Троице-Сергиеву Лавру и был потрясен всем увиденным там. С восторгом писал маме, как взял благословение у самого Преподобного Сергия Радонежского.
Самый красивый мальчик из роты — Сережа Василев — белокурый, голубоглазый, с широкой улыбкой, не расставался с гитарой, картины рисовал, по дереву вырезал, не армейский совсем был, а когда в армию забирали, написал на заборе «Мой выбор — ВДВ». Похоронили его рядом с могилой его прадеда, офицера царской армии.
Комбат Марк Евтюхин незадолго до отправки в Чечню побывал с женой в Псково-Печерском монастыре и с радостью узнал, что одним из основателей пещер монастыря был Марк, у святых мощей которого он попросил благословения на ратные подвиги для себя и своих солдат.
Несомненно, духовную помощь оказывал Благоверный Князь Александр Невский: Псковская дивизия носит Его имя, и отец Олег в храме Александра Невского постоянно совершал в присутствии воинов-десантников молебны, устраивал православные праздники. А еще ребята помогали отцу Олегу восстанавливать часовню пророка Божия Ильи — покровителя ВДВ, которую построила на своей родине в селе Выбуты Великая Равноапостольная Княгиня Ольга. Отец Олег много рассказывал ребятам о житии Великой Ольги. Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева закономерно окончилась героической смертью за Родину... Будучи из семьи потомственных казаков и военных, детство он провел в сибирской деревне. Еще в школе отличался от сверстников своей глубиной, романтичностью, верой, любовью к России и ее истории. В 14-летнем возрасте он записал в своем дневнике: «Я горжусь, что я — русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине, как это делали мои предки — казаки». Играл на баяне, любимой его песней была «Тонкая рябина». Рябина росла и перед окном его комнаты в деревне, и никто тогда не мог предположить, что через несколько лет у разведчика Воробьева будет позывной в Чечне — «Рябина»... Учителя прочили ему большое будущее, он был одарен во всех науках. Все думали, что Алексей в МГУ поехал поступать, а он, никому не сказав, поехал в Рязанское десантное училище. По окончании был направлен на службу в Псковскую дивизию. Будучи лейтенантом, продолжал вести дневник, размышлять. Любил свою веру православную, почитал Царя-страстотерпца Николая. В Рязани венчался со своей односельчанкой, у них родился сын Артем. В Чечню пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля: он первый увидел следы боевиков на снегу, ведущие в сторону Улус-Керта, его разведвзвод первым принял бой с бандитами в 12.45 29 февраля, и он последний из всех погиб, скончался от ранений и большой потери крови утром первого марта. Раненый, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков — полевого командира Идриса. Можно рассказать о жизни любого погибшего героя-десантника, и окажется, что каждый имел духовные корни своего воинского и человеческого подвига. Тогда, 15 марта 2000 года, вся страна была потрясена, увидев по телевизору, как в двадцати двух городах и селах сразу хоронили 84 воина. 84 гроба и на каждом — голубой берет и фотография молодого красивого лица, рядом — живые, застывшие от горя лица отцов и матерей, жен — молодых вдов...
Большинство ребят были псковские. В Троицком Соборе псковского кремля их отпевали настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон и настоятель храма Александра Невского протоиерей Олег. Впереди похоронной процессии несли икону Царя-страстотерпца Николая Второго. Этот чудотворный образ привезли на остров Залита к батюшке Николаю Гурьянову, а он благословил проводить с этой иконой ребят в последний земной путь. И шла похоронная процессия — впереди убиенный Царь-Мученик, а за ним убиенные на поле брани воины.
А в Москве в тот же день, 15 марта, в Ново-Спасском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду по воинам-десантникам. За восемьдесят лет безбожной власти впервые на панихиде по убиенным на поле брани воинам присутствовал Верховный Главнокомандующий Владимир Владимирович Путин. Не напрасно было выбрано и место проведения панихиды — ведь Ново-Спасский монастырь является усыпальницей рода Романовых...
День пятнадцатого марта (по старому стилю 2 марта) — трагический для России. Это день предательства русского Царя, когда в результате заговора политиков и генералов Николай Александрович вынужден был подписать акт об отречении от престола. Ребят-десантников тоже предали. -0909876544.jpgБоевикам дали возможность выйти через «коридор» на равнину во Введено, а ребята встали на их пути. Хаттаб предлагал им деньги, ссылался, что есть «договоренность» с армейскими начальниками о проходе через «коридор»... И никто не пришел на помощь. Говорят, что был туман в горах, который помешал послать помощь.
Знаменательно, что многие матери видели в ту ночь, первого марта, сны о гибели своих сыновей, хотя официальное подтверждение из военкоматов они получили позже, через десять дней. Во время похорон жена комбата Лиля видела своего Марка в гробу улыбающимся. Потом кому через год, кому раньше, ребята стали являться матерям во сне и почти все говорят одно и то же: «Мама, не плачь за меня, мне здесь хорошо». Являются веселыми, светлыми. Матери теперь все ходят в церковь и многие говорят, что реально ощущают помощь от сыновей.
Родителям из уральского города Чусового Трегубовым приснился сын Денис. Он сказал: «Пойдите в сберкассу и снимите деньги с моей сберкнижки, отдайте их в фонд ветеранов чеченской войны». Родители сделали, как Денис просил их, после этого мама увидела сына опять, он благодарил их.
А Саша Коротеев приснился сестренке, которая была беременна, и сказал, что у нее родится дочка, и просил назвать ее Ольгой. Сестренка так и сделала.
Трогательна история неразделенной любви со школьной скамьи девушки к одному из погибших офицеров — Олегу Ермакову. С женитьбой у них не сложилось. И теперь не жена, а она приходит каждую неделю на могилу...
И мне выпало счастье познакомиться с матерями, прикоснуться к судьбе этих ребят... В годовщину их гибели мы приехали с актерами в Псков для проведения вечера памяти. Вместе с матерями стояли на панихиде в Троицком Соборе. Накал чувств был невероятный. И в это время под куполом храма я увидела красивого светловолосого юношу, который нес хоругви и пел какое-то дивное духовное песнопение, а за ним еще и еще ребята тоже с хоругвями. Он посмотрел на меня и сказал: «Не плачь, нам тут очень хорошо. Пойдем за нами, не пожалеешь». Волнение меня охватило, конечно, сильное. А вечером в московском поезде ехала я в одном купе с матерями. Одна из них, из Брянска, достала мне фотографию сына — тот же юноша, которого я видела в храме. Оказалось, это Сережа Васильев.
Прошло несколько лет, скорбь матерей и вдов сделалась какой-то светлой, тихой... Невольно вспоминается письмо Царицы-Мученицы Александры Феодоровны к матери погибшего на войне солдата: «Я пишу тебе, потому что любое выражение человеческого сочувствия приносит небольшое облегчение, хотя бы напоминает таким, как ты, что мы в мире не одиноки. Я знаю, что ничего не может возместить тебе твою потерю. Но твоя любовь не умерла. Почему те, кто покинул нас, если они сейчас с Богом, не могут не быть ближе к нам, молясь за нас на небесах, и помогают нам, и ведут тем путем, в котором мы нуждаемся. Да, не бойся верить, что тот, которого ты любила, все еще рядом с тобой, и ты с ним рядом, и вы оба близки Богу, который, распявшись на Кресте, отдал за вас Свою жизнь. Это все, что я могу сказать. Но верить в это — большое утешение».
Воины-десантники избрали путь мученичества. Они исполнили заповедь любви — жизнь свою положили «за други своя». В Пскове начался путь нашего Царя к русской Голгофе. По пророчествам русских святых, должно состояться и возрождение России, но исполнение этих времен зависит от каждого из нас, от нашей верности и любви. За это возрождение и положили души десантники шестой роты.
Елена Легичева — режиссер фильма «Русская жертва», который должен скоро появиться на экранах кинотеатров. В нем рассказывается о подвиге воинов-десантников.

 

Архив газеты "Русь Триединая, Харьков, 2008