ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Поиск

23456789.jpg(празднуется 30 июня), прославилась в России в 1709 г., во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область).
История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме святителя Николая в Балыкине. В 1866 г. рукопись была вывезена архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Впоследствии текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами.
По преданию, когда войска шведского короля Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета.

После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 г. передал Образ Богородицы в новопостроенную деревянную церковь во имя святителя Николая в селе Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое — прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 г., известны исцеления после молебна перед чудотворным Образом и Е. С. Кончиной (в 1866 г.) и Е. И. Золотниковой (в 1888 г.). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
В 20-30-х гг. XX в. храм в селе Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.
Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле XVII века, закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение. Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба — 7 шестиконечных звезд. Существует несколько иконографических вариантов этого Образа: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута.
Иконография Богородицы восходит к западным образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны (известны с XVI в. в живописи Северной Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками.
В 1770 г. В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на икону. В 1811 году, согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом», 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 — в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и др. ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Богородицы после 1918 г. был утрачен.
В настоящее время Чудотворный Образ Богородицы находится в алтаре церкви во имя святителя Николая, в селе Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.
Празднование Чудотворного Образа Богородицы до 1917 г. совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в селе Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сентября (в память последнего подновления ризы в середине XIX века); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В настоящее время местное празднование в селе Балыкине 1 сентября, в Ростове 19 июля. Существует акафист иконе написанный в ХХ в.
До нас дошли Чудотворные списки Балыкинской Иконы Божией Матери.
Образ из орловского Введенского женского монастыря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в монастыре (первое зафиксировано в 1858 году), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Балыкинская икона, находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из села Балыкина. В настоящее время она находится в алтаре монастырского собора.
Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празднуется 19 июля) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 году в Ростове Великом после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 году, во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, святой царь-страстотерпец и мученник Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Великом перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря он беседовал с исцеленной девочкой.
В 10-х гг. XX в. с чудотворной иконы сделали несколько списков. Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней. Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте была перенесена в церковь святителя Николая на Всполье, где хранится и в настоящее время.
Чтимые списки Балыкинской иконы Божией Матери находились также во многих уголках России.

 

Елена Давыдова

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2008