ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЗАМЕТКИ КРЕСТОХОДЦА
Поиск

76543234567.jpg

В двух предыдущих номерах нашего издания мы подробно писали о беспрецедентной в истории Православного мира духовно-просветительской программе «Под звездой Богородицы». Наш 6-й луч хода Иерусалим-Москва, как и все восемь лучей крестных ходов, завершился в первопрестольном граде Москва 8 июня 2008 года.
Паломники других лучей начали путь из Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону и Архангельска.
Скорость православного крестоходца — девять тысяч километров в год.
продолжение читайте на стр. 4

Несколько харьковчан присоединились к крестному ходу и дошли до Москвы.
Пошли и представители нашей общественной организации «Русь Триединая» Виктор Старчиков и Ольга Куценко.


Конечно, изложенное на бумаге — лишь бледная тень пережитого, тот внутренний духовный приобретенный ими в пути, опыт не передать, но эмоциональный рассказ Виктора произвел неизгладимое впечатление на остальных членов нашей организации.IMG_0674.jpg
Удивительно, каких разных людей и разные судьбы собрал крестный ход, но при этом каждый был на своем месте.
Скорость хода — 100 м в минуту, завязал шнурки — отстал, догонять только бегом.
Может, поэтому у крестоходцев была слабость фотографироваться на фоне указателей до Москвы — 600 км., 500, 30, или всего 20. Между этими цифрами целая жизнь в пути. Поток впечатлений, обрушившийся на крестоходцев, был огромен.
2-3 раза в день приходилось стоять на молебнах в разных храмах.
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
Раб божий воин Христов Иоанн заслуживает отдельного рассказа.
Он шел крестным ходом по Харькову без документов, без денег, только форма казака и сапоги. Доходит до границы и чувствует призыв Богородицы идти дальше.
Подходит к таможенникам, вместо паспорта показывает удостоверение казака.
Ему поясняют, что это граница.
На вопрос: «Кто вы?», он накладывает на себя крестное знамение и, смотря в глаза пограничнику, зычным голосом произносит: — Воин Христов, раб Божий Иоанн!
— Проходи, — отвечают изумленные пограничники.
Такая же картина повторилась на российской таможне, после чего сами таможенники дружно пошли под иконы.
Обычно на привале крестоходцы набирались сил, а Иоанн Тихонович скромно занимал пост у иконы. Днем не обедал. Дошел со всеми до Москвы.
Так шел Чугуевский казак Иоанн Тихонович по России с фонарем впереди колонны крестоходцев.P6021079.jpg
Иоанн Тихонович поражал всех своей неприхотливостью, зачастую спал на полу, ничем не укрываясь.
Под Орлом, в лесу, паломники посетили святой источник с ледяной водой, все быстро окунулись, а Иоанн Тихонович сел в родник и сидел около получаса, на весь лес распевая молитвы.
Когда его позвали, он сказал, что ему не холодно, и вода от молитвы уже горячая.
Великий Суворов, под чьим началом служили чугуевские казаки, был бы доволен таким воином.
Когда все восемь лучей шли по Москве, впереди по-армейски с фонарем в руках чеканил шаг Чугуевский казак воин Христов и раб Божий Иоанн. Тихоныч поражал всех цельностью образа; его внешность, выправка, колоритный слобожанский говор и пламенная бесхитростная проповедь безусловной веры делали свое дело. На протяжении всего пути при каждой возможности Тихоныча (как его называли крестоходцы) всегда обступал народ.
Был с ним характерный случай. Уже в Москве трое паломников зашли в магазин, был среди них и Иоанн Тихонович, а надо отметить, что бывалый крестоходец во многом похож на бомжа: также не брит не мыт, но принципиально отличается от него взглядом. Как им не раз приходилось слышать от людей: «Странно, на вид бомжи, а глаза светлые, счастливые».
И тут, в магазине, холеный подвыпивший москвич, увидев странную группу, не смог для себя определить, кто же это перед ним.
Из любопытства подошел с вопросом: «Кто такие, откуда?»
Ему пояснили, что крестный ход в Москву пришел
Тогда он спрашивает: «А в какого Бога вы верите?»
— Во единого! — зычным басом перекрестившись, ответил Тихонович.
— А что, Бог есть? — не успокаивался москвич.
— А как же! Вот, к примеру, я или ты есть? Мне было бы обидно, если бы сказали что меня нет.
Москивич опешил от такого исчерпывающего ответа и отошел в глубокой задумчивости.
Довелось Иоанну Тихоновичу пересекать границу и в обратном направлении.
В этот раз, после краткой душеспасительной беседы, таможенники, крестясь, приложились к иконам и пропустили Тихоновича.
Крестный ход объединил различных людей, и по-разному они стали участниками. Один харьковчанин просто фотографировал событие, был невоцерковлен. Но на одном из снимков увидел, как вместо иконы появилось изображение женщины, похожей на Богородицу. Он был настолько потрясен увиденным, что пошел в ближайший храм, купил крестик и пошел до Москвы, по пути постигая смысл православия, засыпая всех вопросами о духовной жизни. Он как неверующий увидел и уверовал, но блажен, кто не видел и верует.
Духовный интерес, говорил Лаврентий Черниговский, это печать Духа Святого на человеке.
А вот предприниматель Сергей из Днепропетровска, хозяин двух магазинов, как раз делал ремонт, а тут мимо крестный ход проходил. Он задумался, а если не я, то кто? Присоединился и дошел до Москвы.P6021069.jpg
Василий из Запорожской области поражал всех тем, что не показывал усталости, вызываясь всегда выполнять послушания, которые остальные по причине утомления делать были не в состоянии. Предпринимательница из Белгорода Инна, после прохождения крестного хода по городу, стала добровольно приезжать к участникам крестного хода, выполнять различные поручения, покупать или привозить необходимые вещи, проявляла инициативу, снабжала всем необходимым, едой и теплой одеждой. Оказывала всевозможную посильную помощь.
Священник из Днепропетровска протоиерей Владимир догнал крестный ход в Орле и прошел до Москвы.
Один житель западноукраинского села не говорил по-русски, но по зову сердца шел из самого Севастополя в стольный град Москву.
Насколько каждый был на своем месте, все явно убедились через крестоходца Федора с западной Украины. Он заботился, чтобы участники крестного хода ни в чем не нуждались. Всех поражала его находчивость, казалось, он и кашу из топора сварит.
Вот один характерный случай: он раздобыл где-то два ведра, его стали корить, дескать, итак все тащить, еще эти ведра, но скоро все осознали, зачем Федору ведра — по пути следования оказалась птицефабрика, и вскоре это были уже не пустые ведра, а два ведра яиц.
Откуда-то у Федора появился газовый баллон, потом появилась печка, и самое главное шланг, которым он все соединил. Так появилась кухня. Федор готовил горячую пищу, и без устали добывал провиант.
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ
Тамара Владимировна из Севастополя пришла в церковь через скорби, после гибели сына.
Пыталась идти в монастырь, но из-за возраста (а ей было около 70 лет) ее не взяли, и она добровольно ухаживала в больнице за умирающими.
Шла она из самого Севастополя, поскольку со всеми наравне она идти не могла, то отставала, то догоняла всех после привала и таким образом шла без отдыха.
Она прошла 1200 километров, и никто не слышал от нее ропота. В день равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия ночевала в Свято-Введенском женском монастыре г. Орла. И тихо умерла в келье под Балыкинской иконой Божией Матери.
Участники крестного хода, которые поехали хоронить ее в Севастополь, были потрясены, обнаружив у нее дома Балыкинский Образ Богородицы. Оказалось, что Тамара этот Образ очень чтила, постоянно обращаясь к Нему с молитвой.
Выяснилось так же, что она всю жизнь проработала учителем и умерла в день учителей, посветителей славян.
На похоронах ее бывшие ученики вспоминали, что она сожалела, что не учила их самому главному, так как воцерковилась позже.
Свято-Введенскому женскому монастырю список чудотворной иконы Б.М.Балыкинской был подарен в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), впоследствии митрополитом Тобольским и всея Сибири.
КОНТРАСТЫЙ ДУШ
После приема в Белгороде 9 мая крестоходцы посетили прохоровское поле, здесь решалась судьба Отечества.
Особенно тепло принимали крестоходцев в монастырях.
Особо запомнилась встреча монахами Курской Куренной пустыни.
Так что доводилось Иоанну Тихоновичу располагаться и в архиерейских палатах.
Принимали в скитах, где общались с монахами затворниками.
Тепло встретила матушка Олимпиада настоятельница Свято-Веденского женского монастыря в Орле.
И все-же не переставали поражать контрасты. Можно было зайти в одно село, где все жители буквально на коленях встречали Богородицу, от грудных детей до стариков являя сильную искреннюю веру. Запомнился поселок Кромы, огромный храм полон воцерковленных людей, очень много людей исповедуется, причащается, все знают батюшку, и он знает каждого. С каждым поздоровается, спросит о чем-то, побеседует, сам батюшка пламенной веры, и народ воцерковленный. Точно, говорят в народе, каков поп, таков и приход.
Но буквально в следующем селе жители в общем равнодушны, почти никто при виде Иконы даже не крестится.
В Мценске подошла женщина, которая предложила съездить в Оптину Пустынь, оказалось, что у ее сына есть автобус. Так паломники неожиданно пообщались с оптинскими старцами и наместником монастыря.
По пути крестного хода Богородица являла множество чудесных явлений. В Харькове появились кресты на небе, в Москве — свечение вокруг солнца в виде радуги.
Реакция людей на святыню была самая непредсказуемая, некоторых явно отбрасывало, крутило, женщины кричали мужскими голосами. Крестоходцы стали свидетелями и участниками явного противоборства духовных сил.
Но все же главное чудо в том, что крестный ход все же состоялся.
Были случаи исцелений, многие получившие исцеление в знак свершившегося над ними чуда украшали икону драгоценностями. Был случай, когда человек после инсульта не мог, практически, передвигаться, но после того, как он с верой приложился к иконе, он прошел с крестным ходом более 20 км.
Один семилетний мальчик настолько воодушевился крестным ходом, что прошел более ста километров, несмотря на увещевания отца.
В дороге часто слышалось благоухание, исходящее от иконы.
По пути движения крестного хода в одном близлежащем селе произошло обновление иконы.
Был случай, когда священник всю ночь напролет читал у иконы акафесты.
Но были случаи, когда распространялись слухи, что идут сектанты или бомжи.
В одном из лучей крестного хода один священник не пустил крестоходцев в храм, и крест над храмом почернел, а его на следующий день его уволили за штат, причем, на внешнем плане — по другой причине.
Если люди принимали крестный ход по-разному, то животные вели себя с поразительным единодушием.
Пасущиеся на лугу лошади, как правило, начинали гарцевать. Быки и коровы прекращали жевать траву и зачарованно провожали крестный ход не мигающим взглядом, порывались идти, и если были не привязаны, то следовали за крестным ходом. Один раз бычок шел 20 километров.
ПУТЬ КРЕСТОХОДЦАP5230850.jpg
Хоть и было трудно, никто из крестоходцев не отказался идти до конца.
Восьмого июня все восемь лучей сошлись в Коломенском музее-заповеднике. Наиболее всего потрясли своим духовным подвигом крестоходцы, прошедшие от Владивостока до Москвы. Миряне и некоторые священники не могли сдержать слез. От Харькова шли не только харьковчане. В России к нам присоединились прилетевшие из отдаленных регионов России. Один паломник прилетел из Норильска в Орел и пошел на Москву, другой из Иркутска. Один житель Курска специально приехал в Харьков, чтоб отсюда начать свой путь.
От коломенского шли с монархическими флагами, хоругвями.
Впереди шли тысячи священников в праздничных облачениях.
Все восемь икон собрались перед храмом Христа Спасителя, и патриах отслужил молебен. А в небе над собравшимися, вокруг солнца сияла радуга.
Каждый стал свидетелем чуда.
Руководительница группы, приехавшей из Харькова на торжественное завершение крестного хода автобусом, рассказала следующий случай, произошедший с ней. Она горевала, что не сможет попасть непосредственно в храм Христа Спасителя, так как людей очень много, а в храм пускали ограниченное число людей, в первую очередь, духовенство и паломников пришедших в Москву пешком. А ей надо было запечатлеть событие на фото и видео. И тут резкий порыв ветра принес ей бейджик прямо в руки. Она, возблагодорив Бога, приколола его к одежде и прошла в храм, где ей удалось все запечатлеть.
Деньги на обратную дорогу паломникам пожертвовали благодарные миряне.
Духовник крестного хода Иерусалим-Москва отец Авенир вручил всем участникам икону державной Божией Матери с благословением патриарха.
После чего группа паломников решила посетить Троице-Сергиевскую Лавру, где состоялась встреча с духовником Лавры отцом Наумом. Он благословил всех крестоходцев Евангелием со словами: «Храните веру Православную!»
После этого многие поехали домой, а некоторые отправились крестным ходом к месту гибели царской семьи в Ганину яму, в Екатеринбургскую область.
Что такое крестный ход? Это вызов миру, переполненному страстями. Поэтому весь путь проходили с Иисусовой молитвой. Только перестал молиться — споткнулся. Один крестоходец не выдержал и покурил на привале, тут же натер ногу, снял обувь, зашел в траву и наступил на лампочку.
Кто-то кого-то осудил и тут же заболел. Каждый греховный посыл возвращался моментально.
Любой приход, где останавливались крестоходцы, старался накормить, обогреть паломников, даже если явно видно было, что некоторым небольшим приходам это было очень непросто.
Был случай, когда хозяин кафе решил накормить паломников и приготовил мяса, бутербродов с колбасой. Он не знал, что у крестоходцев соблюдается пост.
Бывало, когда размещались в номерах со всеми удобствами и телевизорами. Но удивительно, кто в миру смотрел телевизор, здесь не смог выдержать и пары секунд. Все утром друг другу рассказали, как, попереключая каналы, испытали сильнейшее отвращение к экрану.
Крестоходец живет по заповеди — не бери в дорогу ни посоха, ни сумы, и не думает, что пить, есть и во что одеться. Иоанн Тихонович говорил обычно после ужина — Богородица напитала.
Взаимодействие происходило на непостижимом уровне. Виктор отлучился временно от крестного хода и сел в автобус, на одной из остановок женщина выходила, и он вдруг почувствовал, что ему тоже здесь выходить. Выйдя из автобуса, осмотрелся и увидел за домами крест храма, пошел в ту сторону и к собственному изумлению увидел свою группу.
В начале крестного хода были сильные искушения, ведь до дома недалеко. Казалось, сил больше нет, сейчас попрощаюсь со всеми и вернусь домой, и тут объявляется привал. На привале отдохнул и пошел с новыми силами. Ведь Бог не по силам креста не дает!
Самый большой переход за все время шествия был более 60 километров, и никто не роптал.
Почему так происходило? Крестоходцы сами объясняли – Благодать укрепляет.
Кто-то сказал, что если человек делает шаг навстречу Богу, то Господь делает на встречу ему сто шагов.
Кто далек от Бога, тот не видит ни в чем ничего чудесного и с ним, как ему видится, все происходит по понятным, вполне объяснимым законам материального мира. Но кто ищет Бога, тот уже не под законом, а под благодатью, а благодать, как говорил Апостол Павел, выше закона, ибо благодать отменяет закон. Крестный ход — это переход в иную реальность более тесной связи с Богом, мы, не имея духовных глаз, подобны слепым, которые не видят пламени, но ощущают тепло, так и крестоходцы в пути чувствовали присутствие Духа Святого.
По нашей вере открывается Господь нам, из Святого Писания и Святоотеческой литературы мы знаем, как являл Он себя подвижникам за веру. Святое предание пишется и сейчас. Многие, в начале пути не имея крепкой веры, обрели ее в дороге, всеми чувствами соприкоснувшись с высшей духовной реальностью, горним миром. Обрели бесценный духовный опыт, через который заповеди прописываются не только в уме, но и на плотяных скрижалях сердца.
В населенных пунктах к основному составу обычно присоединялись сотни людей, а в таких городах, как Белгород, — тысячи.
Напомним, что Харьков собрал 25 тысяч жителей города и области, не уступив Москве, и это явный знак того, что именно Харькову, несмотря на противодействие нынешней политической элиты, переживающей за свои политические и бизнес-интересы, уготована роль хранителя ключей русско-украинского союза. Харьков рожден в год воссоединения, по выражению Богдана Хмельницкого, народа единоверного и единокровного, в год Переяславской Рады. И эти заветы предков Харьковчане пронесли сквозь века. И вышли к Державному Образу с мольбой о помощи: Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

Сергей Моисеев
со слов крестоходца
Виктора Старчикова.

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2008