ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - КОРЕНЬ ДРЕВА ГОСУДАРСТВА
Поиск

07.jpgС 27 января по 2 февраля 2008 г. в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялись уже традиционные «Рождественские чтения», которые собрали около пяти тысяч участников из разных стран. Здесь был представлен весь Русский Мир.
В последние годы эта конференция заняла место самого крупного и представительного форума Русской Православной Церкви, который не подстраивается под власть, а все более настоятельно обращается к государству — в образовательной сфере, и 0к обществу — в сфере нравственной.
Чтения стали демонстрацией реальных достижений церковной общественности из самых разных епархий и привлекли массу светской интеллигенции. Одним из показателей становления РПЦ МП как мощной гражданской силы является презентация приходских проектов и православных молодежных организаций, что говорит о возрождении живой приходской жизни.


Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач чтений входит развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания.
Ежегодно на чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады регулярно публикуются в специальных сборниках. В программу мероприятий также входят ознакомительные экскурсии по православным образовательным учреждениям Москвы.
Завершаются чтения обычно в Троице-Сергиевой Лавре благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся.02.jpg
Одной из основных задач, поставленных на этих чтениях, стало возвращение православия в школы и вузы почти в таком же объеме, как это было до революции 1917 года, но с новым содержанием.
28 января 2008 года первое пленарное заседание XVI Международных Рождественских образовательных чтений открылось трансляцией видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви сказал о важной роли воспитания и о тенденциях в современном образовании. Патриарх отметил, что начавшийся год объявлен Годом семьи. Напомнив о словах святителя Филарета, митрополита Московского: «Семья — корень древа государства», Святейший Патриарх подчеркнул: «Зло легко сеется в сердце, поэтому правильное воспитание жизненно необходимо».
В эпоху, когда быстрыми темпами развивается технический прогресс, то, что вчера казалось вершиной технических достижений, меркнет перед новыми созданиями человеческого разума. Но вечным остается одно — высокий нравственный подвиг учителя.
В заключение речи Святейший Патриарх пожелал участникам и гостям чтений Божией помощи в трудах и успехов на ниве духовного просвещения.
Приветствие собравшимся первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева было зачитано председателем оргкомитета чтений митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Первый вице-премьер уверен, что работа этого «авторитетного форума будет иметь широкий общественный резонанс и послужит успешным решением важнейших проблем гуманитарной сферы».
В последовавшем затем выступлении заместителя Председателя Государственной Думы Любови Слиски центральной мыслью стало то, что «дело религии — спасать, она спасает нас».
Большое впечатление на собравшихся произвело выступление митрополита Калужского и Боровского Климента. Продлившееся более получаса, оно неоднократно прерывалось аплодисментами. В своем докладе Управляющий делами Московской Патриархии говорил, что первоочередной задачей школы является воспитание человека.
Важно, чтобы ребенок, живя среди других, оставался самим собой, православным.
Школа при этом не может игнорировать ожидания родителей, большинство которых сегодня в России православные. «Родители сделали этот выбор самим фактом крещения ребенка», — подчеркнул митрополит Климент.
Следующим докладчиком стал Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. В своем выступлении он напомнил слова Президента Российской Федерации Владимира Путина о том, что духовная составляющая жизни общества важна, как политическая и экономическая стабильность.
Перед перерывом участники чтений почтили память новопреставленного Предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Христодула и пропели ему «Вечную память».
После обеденного перерыва выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с докладом «Православные ценности как основа воспитания».
Одним из лучших примеров для подражания в деле духовного образования и воспитания является подвиг новомучеников. Ведь «нынешний период современной России называют вторым крещеним», — отметил митрополит.
Обращаясь к практике Московской епархии, митрополит Ювеналий отметил, что взаимодействие епархии с школьными учреждениями стало сейчас нормой. Благодаря этому происходит «позитивное преобразование духовного облика школьника».
Глубокое и содержательное выступление профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского было посвящено важности и значению слова.
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан вышел с написанным докладом, прочел пару строк, но, после, отложив листок, стал говорить от души.
Его слова буквально излучали безусловную веру. Невольно вспомнилось евангельское: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мар.11:23).
Он делился своей верой и опытом работы своей епархии в деле духовного преподавания и воспитания.
Поведал, как в 2000 году на вопрос журналистов, что он собирается делать, ответил, что нужно восстановить храм Архистратига Михаила в Грозном. Маловерные журналисты смеялись: в Грозном же боевики! Но Бог поругаем не бывает — восстановленный храм вот уже два года радует прихожан.
Трудна, но и благодатна миссионерская работа на Кавказе. Особенно впечатляюще прозвучала история о двух родных братьях, пришедших креститься втайне друг от друга с интервалом ровно в неделю. Епископ Феофан также рассказал, как однажды крестил сразу 1200 человек. Это незабываемое выступление прерывалось частыми рукоплесканиями и выкриками из зала с просьбой продолжить доклад.
Во вторник, 29 января, пленарное заседание в Кремлевском дворце съездов было посвящено теме «Православные ценности и современное образование». Заседание прошло под председательством управляющего делами Московской патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.
Первым выступил полпред президента России в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов. В своей речи он поделился опытом поддержки православных учебных заведений, молодежных православных инициатив в своем округе. В Приволжском округе уже не первый год молодежи предлагают альтернативу Дню всех влюбленных 14 февраля и празднуют День молодой семьи.
Далее с обширным философским докладом выступил министр культуры России Александр Соколов. По его словам, мир переживает сейчас «точку бифуркации» (непредсказуемого разделения), выбирая глобальное направление движения. Однако за Россию министр спокоен: возрождение в нашей стране православия особенно заметно на фоне угасания христианства в Европе. По мнению Соколова, в нашей культуре есть силы и возможности для преодоления главной опасности нашего времени — «духовно-нравственного опустошения». Об этом свидетельствуют такие явления в культуре, как фильм «Остров».
Тема диалога Церкви и общества получила новый поворот в докладе председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Он, как всегда, продемонстрировал блестящую отточенность формулировок:
«Сегодня Россия, да и мир в целом, находятся в цивилизационном кризисе, и, глубинной причиной этого кризиса является отсутствие единого понимания человеческой природы.
Речь идет об отражении и соотношении в общественной жизни таких базисных характеристик человеческой жизни, как биологическое и духовное измерение, свобода выбора и свобода от греха, материальное потребление и духовное самосовершенствование. К сожалению, в нашем обществе до сих пор нет единства позиции по этим базисным понятиям. По этой причине сохраняется и неопределенность нашего будущего. В этой ситуации Русская Православная Церковь, имеющая видение человека, проверенное веками на опыте, может внести свой важный вклад в созидание общественной жизни через диалог с различными силами общества».
Резко критиковал позицию изоляционизма, которая возобладала в «пензенских пещерах и в отдаленных географических районах», объясняя, почему изоляционизм является препятствием церковной миссии.
«Многие Святые Отцы, такие, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, — стремились овладеть внешней мудростью и культурой для того, чтобы поставить достижения человеческого разума на службу христианству и Церкви.
Монах удаляется от мира ради достижения духовного опыта покаяния и общения с Богом. Затем, как свидетельствуют многочисленные примеры из истории Церкви, этот опыт ставился на служение церковному строительству и свидетельству.
Уход Церкви из общественного пространства означает отказ от миссии свидетельства».
Только находясь в широком диалоге с обществом, Церковь может отстаивать свою позицию и в отношении образования: необходим «интегральный, холистический подход», который, не отвергая практические навыки и знания, ставит своей целью «формирование целостно- и ценностно-ориентированной личности». Этому в немалой степени может способствовать новый предмет — «Духовно-нравственная культура», считает митрополит Кирилл. Он привел многочисленные примеры преподавания религиозной культуры в странах Европы и заверил, что в России современная церковная концепция религиозного образования «учитывает интересы всех традиционных религий, а также безрелигиозных людей».
«Совсем недавно люди думали, что дальнейшее развитие науки окончательно докажет, что человек — это биологическое существо».
«Современный человек осознает, что его существование не ограничивается биологическими параметрами, что, лишенный религиозного опыта, он не может до конца разобраться с духовными проявлениями своей природы.
Другую трудность для современного человека представляет адаптация к многокультурной, многорелигиозной и многоэтнической среде современных обществ. В результате появилось большое число людей с дезориентированным самосознанием.
Если в XX веке процветала наивная вера во всемогущество материального прогресса, то в XXI веке будущее принадлежит тем народам, которые смогут обеспечить мощное духовно-нравственное осмысление материального развития и адаптировать свою образовательную систему к этим реалиям жизни».
«В нынешней системе образования вопросы духовного и нравственного развития личности предоставляются произвольному ходу событий.
Но даже маловерующие или нецерковные люди понимают, что школа должна не только обучать, но и воспитывать. На церковном языке это означает, что школа призвана способствовать всестороннему раскрытию образа Божия в человеке.
Конечно, свобода каждого человека священна, и это — христианская максима, ибо только свободный человек способен выстраивать ответственные отношения с себе подобными и Богом.
Но мы приходим к пониманию того, что нужна система защиты добра, которая обеспечивала бы не только свободу выбора, но и свободу от зла.
Святитель Феофан Затворник пишет об этом: «Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли. Образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве».
После этого доклада стало очевидно, почему антицерковные секулярные либералы откровенно боятся, что митрополит Кирилл «лезет» на их поле — поле интеллектуального сообщества. Митрополит Кирилл «виновен» тем, что вновь пытается повернуть русское самосознание к Православию и, самое страшное — отбирает у них монополию на вопрос прав человека, возвращая ему исконное христианское измерение.
Что может быть общего между поклонниками постхристианского «Евросоюза» и полными изоляционистами и политическими утопистами вместе с чукотскими и пензенскими «ревнителями», призывающими православных уйти из этого общества, не брать паспорта, уходить в пещеры — и те и другие не желают сильной Церкви в современном обществе. И те, и другие именно поэтому борются с митрополитом Кириллом.06.jpg
Эти переводчики «с бжезинского на церковнославянский», антицерковных идей на церковный язык, ретранслируют взгляды тех, кто не хочет, чтобы укреплялась Церковь. Ведь идеолог англо-саксов Бжезинский главную угрозу гегемонии запада видит в возрождающейся Русской Православной Церкви, а персонифицировано в деятельности митрополита Кирилла.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) начал свое выступление с реплики, что европейцам трудно понять, почему в России РПЦ столь долго борется за очевидное право преподавания религиозной культуры. «У нас в Германии не только протестанты и католики, но и незначительное число православных преподают Закон Божий с первого до последнего класса», — пояснил он. Свой доклад иерарх РПЦЗ посвятил опыту русской эмиграции по сохранению духовного и культурного наследия русского православия. Воспитание, образование и просвещение архиепископ Марк рассматривает как «грани воцерковления».
На заседании также выступила экс-депутат Госдумы, историк Наталия Нарочницкая, которая рассказала о религиозно-философских основах культуры на латинском Западе и православном Востоке, резко противопоставляя их.
До выступления она сидела во втором ряду. Под видом фотографа мне удалось преодолеть охрану, подсесть к ней и заговорить, она посетовала, что вчера у нее поломался компьютер, и она не подготовилась должным образом.
«Странно, — подумал я, — такие люди, оказывается, тоже волнуются перед выступлением?»
«Мы из Харькова следим за вашими выступлениями, и я уверен, что и это будет достойным.»
Когда с трибуны прозвучал ошеломляюще блестящий экспромт Натальи Алексеевны, доктора исторических наук, владеющей английским, немецким, французским и испанским языками, стало ясно, — и слово может воевать!
В завершение выступил Алексей Осипов, профессор Московской Духовной академии. Доклад на тему «Старец и ученик в прошлом и настоящем», не подлежащий пересказу, зал слушал, затаив дыхание.
Все-таки одаренные люди стоят на страже русского мира.
Вечер завершился концертом: хоры Тобольской Духовной семинарии и Московского Сретенского монастыря пели всем известные русские и украинские народные песни. Довершил дело академический ансамбль песни и пляски внутренних войск России, причем так, что тысячи зрителей аплодировали стоя, у многих на глазах блестели слезы. Трудно было определиться, где все происходит на небе или на земле. Наверно где-то посредине. Что такое Кремль по своей сути? Это сердце Руси Триединой — даже в плане Кремль треугольный.
Напомним, что митрополию в Москву перенес митрополит Петр в 1325 году, как известно, волынянин по происхождению. Иоанн Калита приглянулся ему как богобоязненный князь, известный миролюбием, набожностию и щедростию к бедным.
И в своем завещании он предрек князю: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем».
А мы знаем, то что связано определением слуги Божьего на земле, связано и на небесах, и это непреложно.
На третий день участники конференции разъехались на заседания 150 секций и Круглых столов.
Судя по программе секций, православные вполне успешно занимаются театральным искусством, педагогикой, богословием, психологией, даже бисероплетением, резьбой и ковкой (во время чтений были устроены соответствующие мастер-классы). На чтениях были представлены как почитатели отца Александра Меня, так и его противники. Работали секции по темам о высокой культуре и музыке, о «сектах».
Участники исторической секции пришли к выводу, что пришло время разрабатывать учебники русской истории в контексте православной веры. Ведь понимание России невозможно без знания Православия — духовного стержня России, пронизывающего все сферы жизни общества и государства на протяжении тысячелетия. Придя к власти в 1917 году, большевики попытались уничтожить Церковь, построить атеистическое общество. Несмотря на огромные усилия государственного атеизма, от пропаганды до массовых расстрелов, Церковь в России сохранилась, однако общество в большой степени оказалось расцерковленным.
Современный мир также вступил в этап очередной перестройки. Послевоенное мироустройство, о котором говорили как о вечном, продержалось всего полвека. Сегодня весь мир находится в движении. Меняются идеология и политика, создаются новые союзы и распадаются старые. Возникают военные угрозы там, где их не было уже веками. В этих непростых условиях для любой страны возрастает значение общественного согласия. Ибо уже много раз в человеческой истории оправдывалась та истина, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет».
Современная правовая система находится на распутье. Либо остаться верной заповедям Божиим и нравственным нормам как основе законотворчества, либо отказаться от нравственности и взять за основу политическую корректность, где понятия о добре и зле размыты.
И самое главное, теряется идея единства истины. Остались одни мнения, следовательно, человек — мера всех вещей. Подмена христианской свободы идеей свободы жить по прихоти является обманом.
Значит, нужно идти другим путем, путем уважения православной культуры. И естественный шаг на таком пути — преподавание основ православной культуры в общеобразовательных школах.
Основы православной культуры — это не Закон Божий, это не вероучительный предмет, а культурологический курс.
Политические и идеологические концепции никогда не поспевают за реальной жизнью, гораздо более сложной и динамичной, чем любая доктрина. И только религия неизменна и отвечает самым глубоким чаяниям людей.
Православие даёт понимание смысла исторических событий, их мотиваций, движущих сил, причинности.
Работа секций показывает, как можно воплотить практически в нашей повседневной, общественной и государственной жизни Евангельские истины.
На заседаниях секций Рождественских чтений, конференциях и Круглых столах также обсуждались самые современные проблемы взаимоотношений Церкви и общества: «Место Православия в современном образовании», «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика», «Православная культура в современной школе», «Православные молодежные организации и проекты», прошла конференция, посвященная агиологии — науке о святости, говорили о православной миссии в Интернете. В рамках Рождественских чтений состоялась презентация научного богословского портала Богослов.RU.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, открывший заседание секции «Православные ценности и бизнес», отметил, что давно исчерпал себя подход, принятый на Западе, что экономика — это «главная определяющая сила», и что благосостояние общества измеряется цифрами доходов населения. «Без нравственных правил, без высшего смысла любая человеческая деятельность постепенно становится обуреваемой грехом и разрушается», — сказал священник, отметив, что Церковь «вот уже две тысячи лет исповедует этот принцип». В то же время от людей, представляющих светскую часть нашего общества, часто приходится слышать, что дело Церкви — «молитва и некие отвлеченные рассуждения», не касающиеся государства и общества, но на самом деле «Дело Церкви касается всего, что волнует людей, а экономическая дискуссия касается всех», — заключил о. Всеволод Чаплин.
Олег Платонов, генеральный директор Института русской цивилизации, вкратце изложил суть своей книги «Экономика русской цивилизации». Он представил таблицу, в которой показал, что природные ресурсы России сегодня в 10 раз превышают ресурсы США и в 27 — Западной Европы в расчете на душу населения. «Это огромное богатство, которое дал Бог», — подчеркнул докладчик.
Священник Александр (Миняйло), профессор Уральского института бизнеса им. Ильина, в докладе «Духовно-нравственная экономика в становлении личности» подчеркнул, что нынешний кризис — это возможность качественного преобразования хозяйства. От нынешней «либеральной» экономики, которая характеризуется разрывом между богатыми и бедными, нужно перейти к «высшему типу хозяйствования — духовно-нравственной экономике». Он указал ее основные моменты, в частности, тот, что экономика не является «главенствующей в главном деле — деле спасения человека». И категория богатства должна предполагать позицию: «вы только управляющий».
31 января в Консервативном Клубе на Садовнической улице состоялся Круглый стол Института стран СНГ и Союза Православных граждан «Православная миссия. Глобальные и национальные аспекты. Церковное единство России и Украины как условие выживания восточнохристианской цивилизации». Данный Круглый стол готовился как секция Рождественских чтений. В Круглом столе приняли участие представители Харьковской области: руководитель отдела религиозного образования отец Олег Боровлёв, и автор данной статьи Сергей Моисеев, руководитель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая» и также представители Сумской, Одесской, Донецкой, Крымской, Тернопольской и Киевской епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, представители многих епархий Русской Православной Церкви, эксперты, политологи.
Главной темой Круглого стола стало единство Русской Церкви, недопущение отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Практически все выступавшие священники и миряне с Украины высказались категорически против отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и даже критиковали российское православное сообщество за недостаточную, по их мнению, последовательность в этом вопросе. В качестве примера приводилась просьба Синода УПЦ об открытии подворья Киево-Печерской Лавры в Москве, которая не получила своего продолжения.
Заместитель главы движения «Путь Православных» «донецкий киевлянин» Юрий Болдырев отметил в своем докладе: «В настоящее время усилилось давление Администрации Президента Украины и членов его семьи на УПЦ с целью создания «поместной церкви». Тем людям в нашей Церкви, кто готов поддержать эту идею, кажется, что после разрыва с РПЦ давление на них со стороны властей прекратится, их церковная жизнь войдет в нормальную колею.
Если в эпоху первого Президента Украины Л. Кравчука, находившегося в близких личных отношениях с Филаретом (Денисенко), давление на каноническую церковь было грубым и наглым и поэтому вызывало естественное сопротивление, а при втором Президенте Л. Кучме создание «поместной церкви» лишь декларировалось из соображений ложно понимаемой патриотичности, то сегодня при третьем Президенте В. Ющенко давление и угрозы на уровне местной власти, сопровождаемые захватами наших храмов и неисполнением судебных решений, если они приняты в пользу УПЦ, сочетаются с пряниками обещаний, раздаваемых Президентом, его братом и главой его администрации».
Также Юрий Болдырев заявил о необходимости установить в Русской Церкви особую молитву о ее единстве в связи с угрозой автокефалии на Украине.
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин считает, что отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата добиваются политические силы, заинтересованные во вступлении Украины в НАТО.
«Синхронное появление письма о присоединении Украины к НАТО и церковный раскол — это звенья одной цепи, и их цель — прервать общую судьбу, цивилизационную миссию России и Украины», — заявил Затулин на заседании круглого стола, приуроченного к XVI Рождественским чтениям.
Между тем, по мнению депутата, именно «единство нашего Православия, факт общности нашей церковной судьбы» остаются единственной неразрывной связью между Россией и Украиной и гарантией того, что между народами двух стран никогда не сможет развязаться война.
Однако, отметил выступавший, сегодня Русская и Украинская Православные Церкви стоят на пороге «исторического расхождения», которому активно способствуют представители как политических, так и церковных властей Киева.
Сегодня, по его мнению, в рядах священноначалия Украинской Церкви появилась группа так называемых «неизбеженцев», то есть тех, кто считает неизбежным ее автокефалию, отделение от Московского патриархата. Эта группа, считает депутат, представлена в основном молодыми священнослужителями, которые рассматривают идею автокефалии как «вопрос личного карьерного роста» и, таким образом, «идут на поводу у политиков, пожелавших заиметь у себя под боком поместную Церковь».
Константин Затулин коснулся в своем выступлении всего спектра российско-украинских отношений, в том числе интерпретации истории (реабилитации Мазепы, «голодомора» и т.д.).
Несколько выступлений было посвящено практике православной миссии, которая актуальна во всей Русской Церкви, в том числе на Украине, где вызовы Церкви наиболее остры. В том числе выступил с докладом о смысле нашей деятельности и автор данных строк. Кому-то она может показаться не очень масштабной, но это не делает ее менее настоящей. Раскрыл словесную формулу «Русь Триединая», которая сама по себе уже является действенным лекарственным средством для умов, пораженные химерами разных измов.
Украинский национализм, являясь химерой по своей сути, обречен на историческое поражение, так как далек от подлинного бытия. Ведь человек создан по образу и подобию Божьему, а не по мифическим лекалам так называемой национальной «свидомисти», то-бишь гордыни.
Одной из главных задач нашей деятельности является содействие формированию православной политической элиты. Как говорил философ Иван Ильин, в России все станет на свои места, когда к власти после слома коммунистического режима и эпохи социальных политических потрясений, которая вытолкнет на поверхность людей далеко не самых достойных, они своим примером наглядно покажут всем остальным «что такое плохо». В тяжелый переходный период вырастет новое поколение с православным самосознанием, и они своей жизнью будут воплощать формулу деятельного служения Господу. «России нужны свободные умы, зоркие люди и новые религиозные укорененные творческие идеи», говорил по этому поводу Иван Ильин.
И смысл нынешнего разделения, может быть, в грядущем синтезе на более высоком уровне. Сейчас распалось административно-командное единство, но это лишь в конечном итоге со всей очевидностью выявит и укрепит наше общее бытийное, цивилизационное основание — Веру Православную.
И это будет не песок насилия или выгоды — каменное основание Духа Христова соединяет по-настоящему, навечно, а не сиюминутно. Время расточать прошло. Задача вновь обрести этот капитал, который когда-то терпеливо собирался и умножался многими поколениями наших предков.
Православная Церковь, пронесшая на протяжении тысячелетий объективную истину, сохраненную в словесной формуле Символа Веры (лишь по такому обращению ежегодно возжигается Благодатный огонь в Иерусалиме), гарантирует человеку возможность стать в нашем мире по-настоящему счастливым, только верой можно решить жизненные проблемы. И Церковь, очевидно, начинает справляться со своей миссией. Ведь нет большего счастья для человека, чем обретение истинной веры, и нашедший ее вслед за апостолом Павла сможет дерзновенно воскликнуть: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21).

 

Сергей Моисеев

Архив газеты "Тайны  века",Харьков, 2008