ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПРОСТОЕ И НЕПОСТИЖИМОЕ
Поиск

981234567898764567.jpgЧто я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?
Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может.


В тебе, душа моя, измеряю я время… Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило.
Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать…
Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время... я вижу, что время есть некая протяженность.
Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?
Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.
Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время.
Если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю.
Августин Блаженный Аврелий (354-430) — христианский теолог и философ, оказавший существенное влияние на развитие общехристианского богословского канона.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007