глава I Малый исток
Изборск — один из древнейших городов на Руси. К восьмому веку это был уже хорошо укрепленный, племенной центр славян кривичей, расположенный на высоком холме у живописного озера. Озеро, теперь именуемое Городищенским, имело выход в Балтику. Здесь пролегал знаменитый путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию).
В «Повести временных лет» в легендарном сказании о призвании трех варяжских князей говорится: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси.
Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…».
Позже место встречи славян с варягами стало называться Труворовым городищем.
Городищенский холм с треугольным плато был очень удобен для поселения. Это и само по себе красивейшее, а теперь и сакральное место – малый исток русской цивилизации. С этого события пошел отчет русской государственности. Рюрику суждено было стать основателем и символом русской государственности. Изборск – это модель русской государственности. Тут русская государственность явлена как в зародыше. Здесь открывается как на ладони древняя, первородная Русь.
Из маленького треугольника Изборского городища берет свое начало, несущая в себе печать богоподобия Триединая Русь. Это малый исток нашей цивилизации. Даже озеро у Изборска питают двенадцать источников, именуемых словенскими ключами или двенадцатью апостолами.
Впоследствии центр русской цивилизации переместился в Киев, который был основан на трех горах, и лишь потом русская идея укрепилась в Москве, в основании которой тоже треугольник с двенадцатью башнями – Московский кремль.
Но вернемся к истоку. Здесь рядом с Труворовым городищем расположено кладбище, на котором установлены древние каменные кресты. По преданию под одним из них и похоронен Трувор. Хотя он был язычником, но предания не берутся на пустом месте.
И крест на его могиле могли установить позже, как говорится задним числом. Причем на надгробных плитах высечены загадочные геометрические фигуры, ступенчатые пирамиды, называемые «Вавилоны». Историки до сих пор ломают голову, кто и зачем нанес эти изображения.
В первой половине 11-го века город становится первой каменной крепостью Руси. Впоследствии эта русская крепость стала костью в горле западных агрессоров. Началась тысячелетняя героическая борьба с европейскими колонизаторами.
Крестоносцы и ливонцы многократно нападали на Изборск. Христианская готовность к мученичеству была сильна и жива, и она давала силы нашим предкам отстаивать свой город. Каменными крестами и часовнями отмечены множественные захоронения русских воинов в окрестностях Изборска.
Одно из полей, на котором часто происходили сражения, до сих пор называется "Шибалицы". Не случайно именно здесь теперь высится холм общерусской славы, увенчанный поклонным крестом. Но обо всем по порядку…
Город растет, и вот уже 1330 году псковский посадник Жилога руководит стройкой большой и мощной каменной крепости, воздвигнутой по всем законам фортификации. Некоторые башни достигают высоты 19 метров. Крепость выросла из скалы и стала камнем преткновения, об который впоследствии разбивались многочисленные вражеские волны. До 16-го века крепость выдержала 8 крупных осад и ни разу не сдалась врагу в открытом бою.
Люди больше стояли за веру, и не дрожали за свои пожитки, видя приближение врага, сами сжигали посад и уходили в крепость. И полагались не только на крепость стен, но и на помощь Божию.
Возведенный в крепости Никольский собор с момента открытия в 1341году и по сей день ни разу не закрывался. Не раз в нем молились суровые воины, готовясь к смертельной схватке. Жены не отставали от мужей, они обрубали косы и становились на стены вместе с мужьями.
Один немецкий поэт, участвовавший в штурме крепости назвал ее железной.
На первом же опустевшем поселении Труворовом городище был отстроен Николо-городищенский монастырь, от которого ныне сохранилась белокаменная красавица Никольская церковь.
Сами изборцы про свою суровую жизнь говорили – год войны, год мора, год стройки. Но духом не падали, ведь Бог не оставлял перед лицом суровых испытаний.
Однажды сильный враг намеревался взять Изборск и одна вдова, у которой остался только один сын, молилась перед Корсунской иконой Божией Матери, и увидела, как из глаз Богородицы обильно потекли слезы. Изборяне сообщили об этом чуде Псковскому Архиепископу и он повелел сорок дней перед иконой петь молебны и враг отступил.
Впоследствии через эту икону изборяне неоднократно получали чудесную помощь.
Однажды на Словенском поле после одной страшной битвы с ливонцами, все поле было усеяно телами убитых и раненных. Земля пропиталась кровью, а вода в Словенских ключах покраснела и потом вовсе иссякла. Тогда один юноша стал молиться, чтобы Господь вернул воду. И во сне ему было сказано, что если жители города нарекут источники именами 12-ти апостолов и отслужат молебен, то вода появится. Так и случилось, с тех пор эти ключи именуются ключами 12-ти апостолов.
В очередной раз убеждаешься, что Россия сильна окраинами. Ведь суровая без излишеств жизнь духовно закаляет и укрепляет человека.
Изборск обладает большой притягательной силой. Сюда за вдохновением едут писатели, поэты, художники чтобы почувствовать, откуда есть и пошла земля русская.
Суровая крепость не боялась осад. Страшнее для нее внутреннее предательство. В русско-ливонскую войну двое предателей однажды открыли ворота врагу и крепость ненадолго оказалась в руках поляков.
После революции 1917 года большевики особенно яростно уничтожали общерусское наследие, но промыслительно, что с 1920 года по 1940-й год Изборск оказался в составе Эстонии.
В Советский период в стенах крепости снимали эпизоды фильма Андрей Рублев. Андрей Тарковский не случайно выбрал Изборск, ведь именно здесь можно прикоснуться к нетронутой временем Руси.
В 90-е годы прошлого века новоявленные бояре в очередной раз пали ниц перед Западом, и крепость пережила мерзость запустения, в этот раз спасли ее простые женщины, музейные работники-краеведы. Они обошли все возможные министерства и теперь крепость уже отреставрирована.
Сейчас в стенах крепости проводятся исторические фестивали, которые собирают до восьми тысяч участников, и это при том, что постоянное население Изборска составляет всего 600 человек.
ПУТЕШЕСТВИЕ К НАЧАЛУ РУСИ глава II Время собирать земли
Прикоснувшись к прошлому города-крепости Изборска становится понятно почему в Москве был создан именно Изборский клуб и в 2007 году на поле брани "Шибалицы" был открыт мемориал – Священный холм символизирующий духовное возрождение Руси и ее будущее воссоединение.
В основание холма легли камни-валуны, рассеянные по полю, политому кровью защитников Отечества. Тогда же рядом с холмом была заложена часовня Державной иконы Божией Матери и принесены горсти земли с мест русской воинской славы, с мест памятных для сердца всякого русского человека.
Руководитель движения «Переправа» автор проекта по собиранию Русской земли «Планета Русь» Александр Нотин отмечает, что проект вызывает живой отклик людей.
Без административного ресурса и без каких то особых затрат на сегодняшний день работают штабы в тридцати регионах России и за рубежом в США, Европе и на Ближнем Востоке.
Ключевое же для нас понятие — это малая родина. Люди испытывают дефицит знания о своей родной земле. Путем собирания дорогих сердцу земель мы хотели бы возродить в человеке интерес и почтение к месту своего проживания. И тогда произойдут коренные перемены.
Поднимающий горсть родной земли с могилы своего соотечественника, полководца, героя, святого начинает понимать, что он живет в не забытой Богом глубинке, а на великой и славной земле.
Тем самым мы восстанавливаем ткань исторической памяти, разорванную идеологией различных режимов. Формируем наше общерусское будущее.
Также, по мнению Александра Нотина важно, чтобы молодежный форум существенно отличался от своего двойника на Селигере, где все-таки сильно развит дух западничества и либерализма. А молодежи преподается духовный «винигрет».
Нам же с учетом нависших над страной вызовов важно опереться на исконно русскую традицию. Именно она выручала нас в самые сложные моменты истории.
Наш проект не должен быть заорганизован и «перегружен» административным влиянием. Ведь мы – инициатива снизу, и наш проект низовой. Поэтому он не должен стать очередным симулякром.
ПЕРВЫЙ ФОРУМ – НА ПЕРВЫЙ СПАС
14 августа 2015 года на Первый Спас, именуемый в народе медовым, состоялось торжественное открытие первого "Изборского молодежного форума «Планета Русь» -- 2015", который собрал около около двухсот участников из 30 регионов России от Тюмени до Краснодара, а так же Новороссии, Палестины и Сирии.
Были: московская организация «Сорок Сороков», организация из Курска «Русская улица», молодые делегаты проекта "Наша Армия" и партии "РОДИНА", представители Духовно-патриотического союза России, общественных организаций ДНР, а так же многие другие.
Среди участников форума особенно выделялась богатырская фигура трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе депутата Государственной думы, Героя России Александра Карелина.
Так же был заметен соучредитель и председатель Изборского клуба, писатель Александр Проханов.
Открытие форума началось с молебна у часовни Державной иконы Божией Матери.
С приветственным словом к собравшимся обратились митрополит Псковский и Порховский Евсевий, А так же главный организатор форума Александр Нотин. Он отметил: «Это место на современных военных картах отмечено как начало земли русской, это духовное сердце Русского мира. Здесь происходят удивительные вещи, тут происходит очень много чудес. Когда освящался этот холм, аист прилетел и ходил вокруг священного холма и сегодня над нами кружат пять аистов. Здесь энергии со всех частей Русского Мира сплетаются в могучий духовный волновод. Это место где стало возможным и возвращение Крыма в лоно исторической России, здесь рождается энергия собирания. Господь сказал, кто не собирает — тот расточает. Мы, либо собираем с Ним, либо мы обречены на расточение и, в общем-то, погибель для вечной жизни. Наш Русский мир далеко не совершенен, но мы должны выполнять историческое призвание: служить другим народам и быть силой удерживающей. В этом смысле наш проект действительно планетарный. Нам продолжать великую историческую миссию наших предков».
Перед собравшимися выступил представитель байк-клуба «Ночные волки» Алексей Вайц, а так же другие участники форума.
После молебна владыка освятил мед и участники форума с радостью отведали освященного меда.
В окружении владыки Евсевия мы заметили отца Олега Тэора, духовника Псковской десантной дивизии, настоятеля псковского храма Александра Невского и построенного еще в 15-м веке храма Илии Пророка в погосте Выбуты на родине святой равноапостольной княгини Ольги.
Это об отце Олеге в последние годы жизни старец Николай Гурьянов говорил своим духовным чадам: "Меня не станет - будете ходить к отцу Олегу. Мы с ним одной крови".
Узнав, что я из Харькова отец Олег спросил — сколько человек в нашей делегации? И роздал по четыре иконы Святой равноапостольной Княгини Ольги и Святого князя Александра Невского и еще дал напутствие, о котором я скромно умолчу. Дай Бог вынести.
Благословил нас и владыка Евсевий спрашивая, откуда прибыли и спросил еще -- а из столицы есть?
— Есть! откликнулись некоторые.
Так вот, – отметил владыка, обращаясь к москвичам, — «У нас связь большая псковской земли с Москвой. Идея Третьего Рима родилась у нас на псковской земле в Елизаровском монастыре. Был подвижник Филофей, вот он эту идею и выдал: «Два Рима пали. Третий Рим стоит, а четвертому не быть!».
ЗЕМЛЯ С СЕМИ ПАМЯТНЫХ ХАРЬКОВСКИХ МЕСТ
После молебна мне выпала честь внести в холм Славы землю с семи памятных мест харьковской области.
Я обратился к собравшимся, и рассказал о значении для общерусской истории тех мест, откуда привезена земля.
Напомнил, что территория харьковской области вошла в состав России за 150 лет до Переяславской Рады в 1503 году. «Сейчас это великая тайна, но пришло время открывать эти тайны и делать их фактом общественного сознания.
В харьковской области в 1888 году произошло трагическое, но и чудесное событие крушение императорского поезда и чудесное спасение императорской семьи. Там стоял Храм Христа Спасителя, который по величине, значению и благолепию уступал лишь храму Христа Спасителя в Москве. Мы этот храм возле станции Борки называем Третьим Спасом Русского Мира. Теперь это будет и Спас Новороссии. Храм снесен, на месте крушения сейчас стоит часовня, восстановленная нашим бывшим губернатором, ныне почившим Евгением Кушнаревым. Но в будущем мы надеемся восстановить этот храм.
Восстановление храма Христа Спасителя в Москве, символизирует обращение России к историческим корням.
Строительство храма Христа Спасителя в Екатеринбурге, символизирует раскаяние русского народа в грехе цареубийства.
А третий храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту, который будет отстроен и освящен после освобождения большой Новороссии, будет символизировать собирание большой Руси от Курил до Карпат. И вот теперь земля с этого места сейчас у нас здесь.
Часто, когда ты проходишь реперную точку, Господь дает тебе подсказку. И когда я ехал сюда в метро, думал верным ли курсом следую? Еду в метро около шести утра, и вижу – женщина рядом со мной смотрит фильм по смартфону про Спасов Скит, о спасение семьи Александра III. Понятно, что вероятность такой случайности практически равна нулю.
Мы в Харькове сами сняли фильм про Спасов Скит и вот Виктор Александрович Дегтярев (тогда сотрудник администрации Президента Российской Федерации) посмотрел этот фильм, нашел меня в Харькове и поблагодарил за то дело, которое мы делаем.
http://www.youtube.com/watch?v=-V5Weg1C1eA
В этом же цикле у нас был фильм и о Державной иконе Божией Матери и вот здесь часовня Державной иконы.
И теперь Виктор Александрович пригласил меня сюда. Вот так благодаря тому нашему делу теперь я здесь рядом с часовней Державной иконы Божией Матери.
Еще у нас был фильм о Чугуеве.
Это тоже важный город в нашей общерусской истории. Чугуев — это город ратной славы России. Там в свое время располагался лучший казачий и уланский полк России. Эти полки были овеяны боевой славой и многие генеральные сражения происходили с их участием.
«Милостью Божией и помощью чугуевских казаков взят город Измаил», -- писал Суворов императрице Екатерине II.
В Чугуеве закончилась Кавказская война. Князь Дмитрий Иванович Святополк-Мирский взял в плен имама Шамиля и привез его в Чугуев. В
Чугуеве имам Шамиль встретился с императором Александром II. Император позвал его на аудиенцию и говорил с ним один на один. Причем Шамиля не разоружили, он был с кинжалом. Но, когда они поговорили, Шамиль сказал: «Я недооценил величия русских царей. Если бы я знал, каков Александр, я бы не воевал с Россией».
То есть на войну с Россией бросает иллюзия и ложные представления. И он лишился этих иллюзий в городе Чугуеве. Там произошло примирение русского и кавказского народов. И вот с этого места мы тоже привезли землю.
И с могил династии князей Святополк-Мирских мы тоже привезли землю, потому что род князей Святополк-Мирских, которые похоронены в Гиевке (район г Люботин) участвовал во многих войнах, доблестно служил России. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский был министром внутренних дел в императорской России.
В фамильном захоронении покоятся и ближайшие родственники Князей Святополк-Мирских — герои, погибшие в Русско-японскую войну, братья Николай и Александр Дены. Они явили пример служения.
Сейчас тяжелое время. А власть — это форма ответственного служения. И только с таким пониманием можно вообще прикасаться к власти. Кто прикасается к власти с иным пониманием, неминуемо будет наказан. Он обратит это себе во зло и окружающим. И мы должны брать пример с тех, кто понимал свою жизнь как служение. Ответственное и опасное и самое главное жертвенное.
Здесь у нас еще земля с памятных мест Великой Отечественной Войны. Харьков был освобожден 23 августа, а освобождение города началось с битвы за высоту, которая теперь носит имя лейтенанта Петрищева.
Мне довелось лично познакомиться с героем Советского союза Василием Петровичем Петрищевым несколько лет назад и передать ему поклон от харьковского областного совета. Он мне рассказал о том бое.
Это был действительно потрясающий эпизод настоящего жертвенного служения. Восемьдесят автоматчиков взяли неприступную стратегическую высоту, по сути дела, крепость. Ночью подползли и уничтожили немцев в рукопашном бою. Но на них бросили и пехоту и танки. Целый день шел бой, который переходил в рукопашные схватки, и когда уже нечем было отбиваться. Наши бойцы буквально на лету ловили гранаты и бросали их назад. После того, как командир роты лейтенант Петрищев понял, что возможности отбиваться больше нет, он вызвал огонь на себя. И высоту перепахали наши снаряды.
Василия Петрищева и еще нескольких солдат нашли засыпанных землей и обломками. Господь сохранил их в такой страшной мясорубке — это ли не чудо?
И еще у нас земля с высоты Маршала Конева, откуда был дан приказ освобождать город Харьков 23-го августа.
Но самая первая памятная дата, о которой мы хотим сказать — это 1111 год. Потомок Рюрика, князь Владимир Мономах на харьковской земле возле города Изюма на реке Сальница одержал блестящую победу над половцами. И половцы тогда поверженные и плененные говорили: «Не могли мы с вами бороться потому, что над вами мужи ездят в бронях светлых и помогают вам». И оробели половцы и бежали половцы. Это была историческая победа еще и потому, что князь Владимир Мономах собрал земли русские не только мужеством и духовной крепостью, но действительно жертвенностью. Он по сути дела повторил подвиг Авраама (послушание Господу до готовности принести даже сына в жертву), он простил убийцу своего сына, (князя Олега Черниговского) хотя был сильнее его. И вот Господь, видя это духовное мужество, дал ему победу в бою.
Такая же победа, как следствие единства, была одержана на Куликовом поле и такая же победа у нас будет одержана на нашей харьковской земле. Мы освободим ее от оккупации. Сейчас многие сидят в тюрьмах, в застенках, под пытками. Многие погибли. Но их жертву видит Бог. А мы сегодня начнем собирать земли с малого, а там, с Божией помощью, все реализуется и мы с вами будем встречаться не только здесь, но и на святой для нас харьковской земле у восстановленного храма Христа Спасителя в Спасовом Скиту».
Выступление я специально не готовил, говорил экспромтом и упустил из внимания еще два памятных места.
Нами так же была привезена земля с могилы героя Крымской войны 1853-1854гг контр-адмирала Федора Давыдовича Степанова. Командуя фрегатом «Колхида», он успешно отразил атаку значительно превосходящих сил противника.
Еще одно памятное место — это село Городнее. Мало кому известно, что первая крупная победа русского оружия в Северной войне была одержана под Харьковом. В начале 1709 г. Карл XII совершил попытку завладеть территорией Слободской Украины и прорваться через Белгород на Москву. Но первая же неудача этого похода постигла короля у слободы Городнее, близ Красного Кута, где располагался корпус Российских войск под командованием генерала Ренэ и Слободские казаки.
9 февраля 1709 года, за полгода до Полтавской битвы у села Городнее, Богодуховского уезда Харьковской губернии, наши славные предки разгромили Шведскую армию Карла XII.
Под Карлом была убита лошадь, шесть драбантов, окружавших его, погибли. Сам король Карл с группой солдат и Мазепой укрылся в водяной мельнице, и в страхе ожидал пленения. Лишь утром шведский генерал Круз, нашел своего короля и вывез в расположение своего полка. Следует заметить, что в результате этого сражения Карл потерял свою шляпу, что по тем временам расценивалось как потеря королевской короны.
После Городненского боя маршрут шведов резко изменился. Они отказались от дальнейшего похода на Харьков–Белгород-Москву и свернули на Полтаву. Этот бой называют Предвестником Полтавы.
Прибывший в составе харьковской делегации ополченец, воевавший в Славянске и оборонявший Саур-Могилу, Николай Иванович вместе с членом оргкомитета «Планета Русь» Виктором Александровичем Дегтяревым участвовали во внесении земли в Священный холм.
Думается после этого символического воссоединения и территория харьковской области вслед за Крымом поменяет историческую прописку.
Также в этот день к холму Славы внесли землю с места упокоения православного американца Серафима Роуза в Северной Каролине.
Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2015