Недавно многим стала интересна Евгения Бильченко -- поэт, писатель, переводчик, доктор ультурологии, кандидат педагогических наук, профессор, . В данное время преподает в
Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, а также занимается волонтерской деятельностью.
Ряд общественных рупоров дружно подвергли ее коллективной травле.
Дошло до того, что начали срывать выступления, как это делали в 2018 году. В начале апреля 2025 г произошел вопиющий случай. Руководитель питерского отделения СП Борис Орлов без объяснения причин отменил презентацию ее сборника патриотической поэзии «Женщина проходит через войну» в Книжной лавке писателей, изданного в издательстве «Алетейя» в 2025 году.
Эта история натолкнула меня на ряд размышлений, о сути общественника, какие неписанные или писанные правила существуют в общественной жизни?
Когда-то в юности посмотрел экзистенциальный фильм «Стена» группы «Pink Floyd» и думал, странно, о чем фильм? Типа живет человек, он один и никому не нужен. Он брошен в мир и окружающим нет до него дела. Что за проблема? Как это вообще возможно? Вот у нас такого ужаса нет, ты всегда кому-то нужен! Меня тогда спрашивали -- почему я не хочу быть комсомольцем? Вот значит я был нужен комсомолу!
В 90-е мы нырнули в Западный персонализм, ощутили, что это, когда ты сам по себе и никому ни до кого нет дела. Хоть на ушах стой в своей свободе. Но сейчас не все так плохо, сейчас вновь формируются надзорные органы из сетки общественных рупоров, которые если ты будешь отклоняться от Генеральной линии, расскажут тебе о глубине твоего падения.
Евгения относится к своему творчеству как к перформансу, свободному творческому потоку.
Но если бы Евгения была бы просто поэтессой, но она еще и общественник. Общественник не может жить только своей внутренней, переживаемой реальностью и лишь транслировать.
Общественник — это еще и архитектор, который трудится над архитектурой событий.
Когда я учился в Харькове на архитектора, хорошо усвоил, что полет фантазии архитектора должен дружить с законами физики.
Общественник — это воин, который должен понимать, что в каждой армии есть свой устав и дисциплина. Лично я общественную деятельность воспринимаю, как одну из форм духовной практики. Нельзя, к примеру, исповедовать Христа и встречать атаку бесов матерной бранью. Можно быть отличным хирургом, но если не стерилизовать инструмент, то мастерство хирурга может лишь потешить его самолюбие, но не поможет больному выжить.
Нельзя облиться бензином и прыгать через костёр.
Участник дорожного движения должен знать правила дорожного движения, иначе будет авария.
А участник общественных процессов должен знать устав той силы, под знаменем которой он вышел на общественное ристалище. Вступать в бой без духовной основы, связи с источником Силы — только беса тешить. А связь эта осуществляется через дисциплину духа. Христос ученикам пояснял -- через пост и молитву.
Я пришел к этому опытным путем. Вырос в Малиновке Харьковской области, в военном городке. Рос без отца с семи лет. Мать на работе, а я или в школе, или на улице. Мат, алкоголь, курение — это спутники моей ранней юности.
В 16 лет я бросил курить. Лет в тридцать понял, что надо расстаться с матерной бранью. Тогда же возложил на себя и дополнительною аскезу (личная блажь) — не носить символ вестернизации — джинсы. Как только я это сделал, то в моей жизни пошли изменения. Я обрел то, что называют призванием. Человек — это емкость, чем он наполнен, тем и переполнен.
Апостол Павел сравнивает человека с сосудом, отмечая, что одни сосуды в чести, а другие в низком употреблении. Призывает очищать внутренность чаши.
Без дисциплины духа мы не можем четко отфильтровать какая духовная сила действует через нас. Без дисциплины духа все мысли, проявляющиеся в нашем сознании, нам кажутся нашими, но святые отцы рекомендуют обращать внимание на чувства, которыми продиктованы наши мысли. Если основа мысли: алчность, зависть, обида, ненависть, чувство превосходства, то человеку над чем работать.
При таком методе мы вдруг начинаем видеть, что изрядная часть мыслей не наши. Начинаем понимать, что человек лишь инструмент противоборства духовных сил. Христианам заповедано из всех посылаемых ситуаций извлекать уроки, подниматься над собой прежним, восходить по ступеням духовного роста к преображению своего духа.
Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» Он ответил: «Бесы».
Слово — это основа реальности. Со словом надо работать осторожно, взвешенно, как с гремучей смесью. За каждое праздное слово будем на Суде держать ответ. Мы можем просчитать последствия удара ядерной бомбы, но не можем просчитать последствия брошенного в мир слова. Вот о чем надо помнить.
Вот как мне выступить адвокатом Евгении и оправдать ее словосочетание «страпон духа»? Ответ – никак.
Евгения Бильченко — человек искренний, в ней есть основа. Она искренне заблуждалась, была активисткой украинского майдана. Искренне раскаялась. Сейчас трудится волонтером, помогает бойцам СВО.
У Бильченко есть стремление к внутреннему триединству: говорить, делать и думать одно и то же, без лукавства.
Троичный код подлинного человека строится на формуле: возлюби Господа всем сердцем и ближнего как самого себя. В этой формуле любовь к себе необходима. Это мера любви к ближнему. Но надо подняться на две последующие ступени, меньше фиксироваться на себе.
Важно понять, что люди видят друг друга не на прямую, а только через плоды деятельности. «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто
унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11). Эксбиционизм поэта, у которого душа на распашку, в общественном деле бывает вреден. Не всегда надо метать бисер и не перед всеми.
Храни все тайное в душе своей,
Закрытым, запечатанным глубоко.
Лишь недреманному откройся Оку,
цветением своих полей.
Советует нам архиепископ Иоанн Шаховский.
Православные люди знают, что человек, который подвергся незаслуженной хуле этим
очищается от множества грехов.
В этот великий пост Евгении пришлось взойти на свою Голгофу. Что делать в такой
ситуации? С кого взять пример?
«Я победил мир», — Говорил Христос ученикам.
Как и чем победил? Не всем понятно. А победил тем, что дух злобы не нашел в Христе свою
часть. Христос с креста не призывал учеников, собраться и защитить его. В Ответ атаковавшей его
злобе, он лишь сказал: «Не ведают что творят!» (Лука 23:34)
Мало, кто из людей задумывается над тем, что именно он и может быть злом. Когда-то меня поразил финальный диалог фильма «Криминальное чтиво». Главный герой, матерый убийца, которого играет Сэмюель Джексон говорит начинающему преступнику: «На самом деле я зло. Я тиран и злодей! Но я очень стараюсь, чтобы не быть им.»
Коллективная травля блокирует личную ответственность за содеянное. Как все, так и я. А я не лучше и не хуже такой же, как и все. Если все решили, значит так надо. Срабатывает психология присоединения.
Люди как правило не задумываются о природе зла считают, что зло - это чужие. А зло коренится в повреждённой воле человека. Человек повреждённой воли может быть исполнен самых благих намерений и при этом, тем как он действует, как он добивается своих целей, умащивать себе дорогу в ад. Фильм о Гитлере Лени Рифеншталь называется «Триумф воли», точное название было бы
«Триумф повреждённой воли», а ещё более точное «Триумф зла». В 1934-м году это было не
всем очевидно, а теперь по плодпм правления Гитлера понятно, что бывает при триумфе
«человеческой поврежденной воли».
Еще недавно деятельность Евгении Бильченко не особо замечали, и к ее прошлому относились с пониманием. Но неожиданно вспомнили, что она поддерживала майдан и что она сейчас может работать на СБУ.
Сама Евгения в этом видит работу «сетевых кукушат соловьевского гнезда».
После того, как она выступила на стороне погибших бойцов Эрнеста и Гудвина против Пузика, ее обвинили в пиаре на этой теме. Известно, что вся та история была очень неудобна для медиа-гуру Владимира Соловьева.
Заметил, что в травле Бильченко в основном упражняются адепты псевдо-большевистского проекта. Бессмысленно обращаться к этим людям словами Христа, защитившего блудницу, которую забивали камнями, «кто из вас без греха, первый брось в нее камень.» (Ин: 8: 7-7). У многих грех, как понятие даже не прописано в понятийной сетке.
Общественная память избирательна. Никто не вспоминает, что известный телеведущий Киселев работал на центральных украинских каналах, зато все дружно обсуждают прошлое теперь уже русской поэтессы.
По поводу того, что Бильченко сотрудничает с СБУ и дает данные с зоны СВО, куда ездит в качестве волонтера, то общественники должны знать, что до того, как они подумали на эту ему, об этом уже давно подумали товарищи из спецслужб. Насколько мне известно, у этих товарищей к Бильченко вопросов нет.
Когда, в 2014 году в Москву хлынула первая волна политэмигрантов, с этой волной в Россию были засланы и агенты СБУ. Помню сколько было шума в общественных кругах Москвы, когда я озвучил, что харьковчанин Андрей Бородавка и львовянка Елена Вищур, представлявшаяся, как Бойко, являются агентами СБУ! Как же истово кипели не отдельные чайники, а целый котёл коллективного патриотического контента! Как же тогда именитые эксперты и журналисты на центральных каналах «со знанием дела» рассказывали, что я возвожу напраслину на именитых борцов-антифашистов (которые к тому времени прописались на центральных каналах ТВ), выдаю их в лапы СБУ.
Но когда эти персонажи были депортированы из РФ, этот шум как-то сам собой затих. Всем
стало ясно, что соответствующие органы что-то знают и я был в курсе кое-чего. Так вот, с
Бильченко ситуация обратная!
И в данное время от нее есть ощутимая польза Родине!
Она преподает в РХГА им. Достоевского в Питере, и я знаю, что она вкладывает в мозги студентам. Вкладывает то, что нужно: любовь к нашему Единому Отечеству от Курил до Карпат. Сегодня русско-украинская война, обозначаемая как СВО — война, по сути, гражданская, подобна войнам, которые вели русские княжества, когда Русь была политически разделена.
В данное время во всех храмах России по благословению Патриарха Кирилла читается «Молитва о Святой Руси». Речь в молитве о том, что у Святой Руси есть противники, которые хотят её разделить и погубить её единый народ.
Но кто будет возвращать жителям Киева истинный разум после победы? У кого это получится лучше всего? Думается, у тех, кто сам был в мороке украинства и исцелился.
Настоящая победа — это не уничтожение жителей исторической Юго-Западной Руси, а возвращение их сознания в общерусское пространство.
Украинство же, как антирусское явление, детище австро-венгров и большевиков, должно быть уничтожено, это историософская ересь. Те, кто стоят на позиции, что украинство необратимо или чего-то не понимают, или для достижения своих тайных политических целей работают на концепцию вечного разделения русского народа.
Бильченко являет собой живой пример того, что украинство как раз очень даже обратимо! После победы Бильченко расскажет киевлянам то, до чего еще в Киеве докопалась сама. Что духовное падение Киева произошло в 1147 году, когда киевляне вышли на свой первый майдан и убили законного князя Игоря Ольговича (причислен к лику святых). 1147-й год реперный в русской истории. В этот год Москва выходит на историческую арену и становится новым центром, собирающим русские земли.
Через ту древнюю историю Евгения осознала: майдан – это онтологическое зло! Первым бунтарем майданщиком был ангел Денница (сатана), он поднял бунт в Небесной иерархии и архистратигом Михаилом был сброшен с Неба в бездну.
Подлинная победа была одержана на Куликовом поле с благословения святого Сергия Радонежского не только потому, что был там разгромлен Мамай, а потому что под впечатлением от силы русского Бога, явленной в сражении, сын Мамая Мансур крестился в православие под именем Александр, взял фамилию Глинский. Войско Мамая крестившись, дало начало запорожскому казачеству. Праправнучка Мамая Елена Глинская стала русской царицей и матерью Ивана Грозного. Вот это подлинная победа! Подобная победа должна быть одержана и в сегодняшней войне!
Должно произойти возрождение Новороссии и воскрешение Малороссии. Воссоединение Триединого русского народа. Тогда это будет настоящая победа, в которую Евгения Бильченко уже вносит свою лепту! Евгения же сделает выводы из сегодняшней истории. Не даром на Руси говорят – за одного битого, двух небитых дают.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»