Вечер памяти протоиерея Всеволода Чаплина (31.03.1968-26.01.2020) прошел в библиотеке И.А. Бунина 30 марта 2023 года в День его Рождения. Сейчас бы ему исполнилось 55 лет. На вечер люди приходили, как говорится, без особых приглашений, спонтанно: одноклассники, соратники, друзья.
Философ Эммануил Кант говорил о «вещи в себе», о непознаваемости сути вещей и явлений, определял, что мы, люди, знаем только то, как Мир явлен по отношению к нам. Поэтому, чтобы выйти из субъективного представления, надо собрать о нем массу свидетельств.
Собравшиеся вспоминали о своем опыте общения с незаурядным пастырем.
Каждый из выступающих во взаимодействии с отцом Всеволодом открывал для себя какие-то грани его личности, которые открывались только ему. Но многогранность, масштаб личности трудно увидеть, общаясь с великим человеком на прямую. Нужны и другие свидетельства. Только так можно увидеть масштаб личности, узнавая, как человек проявлял себя в разных обстоятельствах с разными людьми.
Вечер вела Елена Леоновна Драчева, кандидат экономических наук, доцент российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, член православного палестинского императорского общества. Елена Леоновна отметила, что очень волновалась, когда готовила этот вечер. Пояснила, что знакома с отцом Всеволодом от самой юности. Его духовный рост, рост как личности происходил на глазах ее семьи. И что очень — важно сохранить добрую память об отце Всеволоде.
Отметила: «Физически его нет с нами, но он нас не покинул. Иногда приходит во снах. Однажды во сне он мне показал свой монастырь в Горнем мире».
Елена Леоновна продемонстрировала слайд фильм, собранный из фотографий отца Всеволода, начиная с детских и юношеских лет. Перед нашими глазами развернулся его жизненный путь. Фото из семейного архива комментировал брат отца Всеволода Виталий Чаплин.
Иерей Даниил (Зубов) служил в храме Николая Угодника на Трех горках вместе с отцом Всеволодом. Он видел, что жизнь отца Всеволода была сплошным подвигом, он забывал про себя в служении Богу и окружающим людям.
«В сложных ситуациях я тоже мысленно обращаюсь к отцу Всеволоду и советуюсь, получаю ответы, значит он близок к Богу», — заключил отец Даниил.
Иеромонах Никон (Белавинец) рассказал историю давней дружбы с отцом Всеволодом.
Отметил: «Он очень остро чувствовал болезнь общества. Чтобы хоть как-то заставить общество задуматься, прибегал к приему, можно сказать, провокационному, вызывающему, но задача была пробудить наше общество от благодушной спячки. Его начинали ругать, но, по итогу, начиналось обсуждение поставленной проблемы по сути. Отец Всеволод старался в Православие вернуть христианство. Он был христианином до глубины души и старался каждого привести к спасению. Для кого-то его жизнь была соблазном, для кого-то безумием. Но эта жизнь была для Христа и во имя Христа!»
Актриса Наталья Захарова рассказала, что однажды пригласила его на вечер памяти Бунина. Он пришел и сказал потрясающие слова о Бунине. Я был поражена. Ведь его творчество изучаю около сорока лет. Это не было какое-то светское выступление. Было видно, что мысли о творчестве Бунина не родились спонтанно, это был плод внутренней духовной работы отца Всеволода, глубокого осмысления творчества Бунина.
Также выступил Федор Вадимович Шилов-Коведяев, первый замминистра иностранных дел России (1991-1992 г.).
Когда отец Всеволод внезапно умер, то Федор Вадимович смог в кратчайшие сроки совместно с отцом Никоном организовать достойные похороны своего друга.
Музыкант Игорь Королев напомнил, что именно отец Всеволод подвинул Святейшего Патриарха Кирилла на работу с молодежью. К этой работе привлекались известные музыканты. Те музыканты, которые сами искали через свое творчество Христа. Благодаря энергии отца Всеволода стали возможны выходы на огромные молодёжные аудитории на стадионах и площадях, в России и на Украине.
Автор данной статьи Сергей Моисеев, председатель общественной организации «Русь Триединая», вспомнил, как благодаря отцу Всеволоду удалось издать в 2019 году автобиографическую книгу о «Русской весне» в Харькове «Переход через пропасть»: «Прочитав рукопись, отец Всеволод сказал, что эта книга должна быть в каждой школе Новороссии. Сам написал аннотацию к книге, сам нашел деньги на издание этой книги и издательство, в котором эту книгу напечатали. А на презентации книги отметил: «Это первая твоя книга, но ты Моисеев, с тебя пять книг, Пятикнижие».
Продолжая свой рассказ, вспомнил, как «днажды, более десяти лет назад, я оказался на одной из секций на Рождественских чтениях, ее вел отец Всеволод. В какой-то момент собравшиеся стали бурно обсуждать тему кодов и цифровизации. Это обсуждение можно сравнить с ураганом. Страсти бушевали. Зал разделился на два лагеря, уже казалось, что с этим сделать ничего невозможно. Я сидел и думал, как отец Всеволод сможет справиться с этой ситуацией? Но я был поражен, как отец Всеволод смог всех утихомирить. Когда он говорил, меня поразил его дар рассуждения. Он смог найти мудрые слова и расставить значения, при этом не покривить душой. В итоге, всех утихомирил. Могу без преувеличения сказать, что это было чудо.
С отделом РПЦ, который возглавлял отец Всеволод, мы начали сотрудничать в 2010 году, когда еще находились в Харькове. Наши инициативы и предложения отец Всеволод доносил до Святейшего Патриарха. Благодаря этому, по нашей инициативе, по ходатайству отца Всеволода, по благословению Святейшего патриарха, представителями организации «Русь Триединая» из Харькова в Москву была привезена икона «Георгия Победоносца». Эта икона участвовала в торжествах на Поклонной горе 6 мая 2010 года: Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Кирилл, а также Крестный ход и присягу молодежных патриотических организаций.
17 июля 2010 года из Москвы в Харьков представителями «Союза Православных Хоругвеносцев» была привезена чудотворная мироточивая икона «Святых Царственных Мучеников». Святыню встречала братия Свято-Покровского монастыря и тысячи верующих.
Для нас, жителей Харькова, это имело огромное значение. Эти события воодушевили и консолидировали харьковчан, дали волю к сопротивлению бандеровской экспансии в исконно русском городе. Все это стало прологом дальнейшим событиям «Русской весны».
Когда мы были вынуждены покинуть Харьков в 2014-м году, отец Всеволод оказывал нам всяческую поддержку. Он делал все возможное, чтобы приблизить день освобождения Южнорусских земель от оккупации антихристианским Западным проектом. За несколько дней до своей смерти, выступая на конференции в институте стран СНГ, он отметил, что в новой Конституции России должно быть записано право русского народа на воссоединение.
Игорь Стрелков (министр обороны ДНР в 2014 г.) рассказал о своем опыте общения с отцом Всеволодом. «Встретившись с ним в 2014 году, я от него услышал, — я сделал свой выбор. Я за Бога! Он повторил эти слова три раза. Но тогда в 2014 году я не понял смысла этого обращения его ко мне».
Отец Всеволод приезжал на наши митинги в Москве в поддержку Новороссии. Несмотря на то, что эта тема был не очень популярна в официальных кругах. Когда стал вопрос о передаче двух Курильских островов Японии, отец Всеволод проявил тоже деятельное участие в том, чтобы привлечь внимание к этой проблеме.
У него были большие стратегические детальные планы, как из-под власти Константинопольского патриархата вывести Греческую и Кипрскую церковь. При этом никакого экуменизма. Он выступал категорически против контактов с Папой Римским.
Мы вступаем в то время, когда таких людей, как отец Всеволод будет катастрофически не хватать.»
Александр Петрунько. Участник «Русской весны», харьковчанин, отметил: «Поражался тому, как отец Всеволод успевал быть буквально везде. Посещать массу мероприятий. Общаться с разными группами людей, даже взаимно враждебными. Он был вездесущим и объединяющим стержнем. Находил каждому свое пастырское слово». Да, действительно отец Всеволод жил по формуле: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых». (1-е Коринфянам 9:22)
Полковник Владимир Васильевич Квачков в своем выступлении рассказал, что был осужден по политическим статьям. После освобождения из тюрьмы, пришел к отцу Всеволоду в храм Феодора Студита с рядом вопросов о церкви и государстве. Поделился своими сомнениями. Отец Всеволод ответил: «Думайте, думайте. Если вы со Христом, то Он подскажет верный путь. Мы часто беседовали. В том числе и по итогам этих бесед мною была написана книга «Манифест Русского Мира».
Выступающие отмечали, что иногда кажется, что мы не можем никак повлиять на события в нашей стране. И нет смысла писать письма в инстанции, но отец Всеволод говорил, писать надо, этим можно добиться результата.
И, может быть, сейчас, когда его уже нет с нами физически, он продолжает влиять на наши пути, и может быть даже путь русской истории. Даже тем фактом, что сегодня он собрал нас воедино.
Художница Нина Кибрик руководитель музыкально-художественного проекта «Клуб-артЕрия» говорила о сердечности, отзывчивости, огромной широте понимания разных явлений и разных людей выдающегося духовного пастыря. Пояснила, что он никогда не позволял себе за глаза сказать ироничное слово о своем оппоненте. О Ксении Собчак отец Всеволод как-то сказал: «Она будет у нас еще подсвечники чистить. Мы не знаем, когда и как это произойдет. Но знаем, Богу все возможно!
Мы ощущаем его живое участие в нашей жизни, делах и это не преувеличение. Нет никаких показаний на то, что отца Всеволода нет среди нас. Кроме того, что мы были на похоронах. Помните, как неожиданно запел военный хор и прозвучал оружейный залп в тот момент, когда тело отца Всеволода стали опускать в землю. Рядом хоронили военного с воинскими почестями. Получилось, что эти воинские почести отдали и отцу Всеволоду. Он получил эти почести, несмотря ни на что, и совершенно закономерно.
На отпевании в небольшом храме Феодора Студита одновременно служило шестьдесят священников, пели поставленными голосами. Я такого хора никогда не слышала. Это были в высшей степени достойные проводы. Отец Всеволод всегда становился на защиту тех, за которых некому заступиться. Однажды к нам в студию пришли пожарные и решили опечатать наш центр. Когда я обратилась к отцу Всеволоду с этой проблемой, он спокойно ответил: «Не обращайте внимание, работайте спокойно, вас не закроют».
— Как? А что вы с ними сделали?
— А я на них просто посмотрел, и они все поняли».
Действительно, еще на детской фотографии отца Всеволода родители обратили внимание на то, что взгляд ребенка был очень взрослым. В этом недетском взгляде читалось будущее высокое предназначение. Быть проводником Божьего попечения о России и о нас грешных.
Православный общественник Юрий Шубин рассказал, как защищал с отцом Всеволодом строительство православных храмов в Москве и поделился своим откровением: «Просыпаюсь я утром от телефонного звонка. Смотрю, звонит отец Всеволод. Беру трубку, и он мне говорит своим характерным для него басом, ну что ты меня забыл?!
— Как забыл?! Нет не забыл.
— Нет, забыл, не молишься обо мне, утром и вечером, не забывай! Ну, ладно.
Тут я вспоминаю, что он уже ушел из жизни, пытаюсь расспросить, ну как же там на том свете? И просыпаюсь. С тех пор я стал каждый раз молиться о его упокоении. Молитесь об отце Всеволоде. Поминайте его».
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»