Многим непонятна причина несокрушимости России. Неоднократно казалось, что Русь погибнет, но всякий раз русская цивилизация выходила из череды испытаний обновленной. Так происходит потому, что Русский Мир стоит на прочном свайном фундаменте, на духовных столпах святых подвижников святой Руси. Широкой общественности известны лишь некоторые имена. О таких, как Сергий Радонежский, его вклад в Россию неоспорим, но есть и другие подвижники духа, о которых мы тоже должны помнить и обращаться к ним, устанавливать с ними молитвенную связь.
Когда-то, еще в 1998 году я ничего еще не знал о Преподобном Сергие Радонежском и «случайно» оказался в Троице-Сергиевой лавре, тогда я был потрясен масштабом личности игумена Земли русской. За эти годы я многое что узнал о русских святых подвижниках. Порой кажется, ну что я могу для себя открыть еще?
24 декабря 2022 года организация «Русь Триединая» совершили поездку в город Александров. Об этом напишу отдельно. Отправляясь в путь, всегда думаешь, как сложится поездка? Как тебя примет святой подвижник, к которому ты едешь?
Поездка в Александровскую Слободу, вотчину Ивана Грозного, откуда он правил Россией 17 лет, была очень благодатной. Но когда мы после Александрова заехали в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, то прием в монастыре превзошел все наши ожидания!
Преподобный Стефан Махрищский родился в Киеве, в семье благочестивых родителей. С юных лет он стал иноком Киево-Печерской лавры.
Киево-Печерская лавра — это духовный реактор Русского Мира. Из этой обители, как из зерна выросло огромное дерево русской цивилизации. Когда-то в 2002–ом году именно после посещения Киево-Печерской лавры мне пришла идея «Руси Триединой».
Вот и теперь после 20-ти лет жизненного странствия мне довелось посетить обитель Стефана Махрищского, навечно ставшего столпом русской цивилизации. И то, как принял нас преподобный Стефан в своей обители — это аванс и кредит доверия на дальнейший путь, чтобы у нас хватило сил дойти до победы.
Для нас специально открыли храм Стефана-Махрищского. Мы приложились к мощам преподобного основателя монастыря.
Нам приготовили трапезу на сорок человек. После трапезы вечерняя служба проводилась в Свято-Троицком соборе. Как выяснилось, служба в этом соборе проводится редко, по большим праздникам. Как нам сообщили, в этот день Троицкий храм открыли именно по случаю нашего приезда.
Но, что мы знаем о жизни преподобного Стефана? Уже после посещения основанной им обители я углубился в изучение его жития и открыл для себя еще одного выдающегося подвижника, строителя Святой Руси.
Каждый век истории России значим, но XIV век был особенным. В этот век происходила закладка свайного фундамента нынешней Российской государственности. Тогда как и сейчас Русь была разделена на враждующие отдельные княжества. Северо-восточная Русь оставалась под татарским игом. Юго-западная Русь оказалась под властью Литвы. Единственный общей скрепой оставалась православная вера и общая митрополия. Митрополит именовался Киевским, но поскольку Киев после нашествия Батыя был в запустении. Из пятидесятитысячного населения в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Митрополия была перенесена сначала во Владимир, а в 1325-м году в Москву. Митрополит Петр, перенёсший в Москву кафедру Митрополита Киевского и Всея Руси при великом князе Иване Калите был львовянином, но именно львовянин не только перенес митрополию в Москву, сделав этот град стольным, но и благословил Иоанна Калиту пророческими словами: «Прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его».
Нынешним львовянам, недовольным первенством Москвы, я обычно говорю: «Вы чем-то не довольны? Отмените благословение вашего земляка митрополита Петра Ратицкого.»
В XIV веке на пути русской политической раздробленности стали великие подвижники духа.
Философ Гегель считал, что идея мирового Духа творит историю через личность. Высший Замысел должен осуществиться. Если личность не выполняет свою возложенную миссию, то ее реализует дублер, как у космонавтов. Если бы не полетел Гагарин, то полетел бы в космос Титов.
Известно, что тяжелые времена рождают людей, сильных духом. Преподобный Стефан, ровесник преподобного Сергия, родился в Киеве в начале XIV века. Киев и через 50 лет не восстановился после Батыева нашествия. В городе насчитывалось всего лишь около 200-от дворов. Полуразрушенная Киево-Печерская обитель продолжала существовать. И в тот период явила около 50-ти святых. Киев покинули знатные горожане, перекочевав в основном во Владимирскую и Московскую земли. Именно поэтому русские народные сказки киевского цикла сохранились и устно передавались из поколения в поколение сказителями на территории северо-восточной Руси. Но в самом Киеве эта историческая память была утрачена.
Преподобный Стефан, будучи иноком Киево-Печерской обители, обрел известность в Южнорусских землях как подвижник строгой монашеской жизни. К моменту общецерковного прославления он почитался в Киеве, Вильно иПочаеве не меньше, чем в Московской земле.
В первой половине XIV века литовский князь Гедимин (король литвинов и русинов) захватывает Киев и южнорусские земли в то время разоренные и малолюдные. В Литву вошло девять русских княжеств. На одного литовца приходилось девять русских. Русская православная культура стала доминировать над литовско-языческой. Русский язык стал официально государственным. Огромное княжество, занявшую территорию от Балтийского до Черного моря до нынешнего Подмосковья. Мало кто знает, что Калуга входила в состав Великого княжества Литовского и Русского. И все же литовские князья, приняв православие, старались, как и нынешние правители Украины прикарманить православную церковь и разрушить единство русского православия.
В 1330-1331 годах в Константинополе был поставлен особый Галицкий митрополит, распространявший власть на Литву. Эта кафедра была закрыта в 1348 году, благодаря усилиям митрополита Феогноста и великого князя Семеона Гордого. Но Литовские князья не успокоились и предприняли еще две попытки расколоть церковное единство Руси.
В середине XIV века, уже немолодой опытный подвижник Стефан, не желая признавать отдельную от Москвы Галицкую митрополию, выходит с несколькими иноками из Киево-Печерского монастыря в Московское княжество. В Москве его встречает князь Иван Красный (сын Ивана Калиты и отец Дмитрия Донского). Принимает со всеми почестями как известного подвижника. Подолгу беседует со Стефаном, воспринимает духовные наставления, предлагает поселиться в любом монастыре Москвы. Но преподобный Стефан ищет уединения. Митрополит Феогност благословляет Стефана на пустынножительство. Подвижник выбирает место в лесной дебри, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. На берегу реки Махрищи. Тогда еще в этих глухих местах процветало язычество. Преподобный водрузил крест соорудил келью, стал проповедовать язычникам Христову веру.
Годом основания Махрищской обители считается 1353 год. Первый возведённый в обители храм освещает митрополит Киевский и всея Руси Феогност.
Тот судьбоносный для России век явил целое поколение духовных светильников, служителей Пресвятой Троицы. Они могли не знать друг друга, не видеться, находиться вдали друг от друга, но они были скреплены общей идеей и движимы. Действовали единодушно, руководились единым духом борьбы за общерусское единство. Преподобный Стефан Махрищский, призванный Господом в Московскую землю из Киева. Вошел в дружное духовное братство, которое подобно Евангельской закваске незаметно перестраивала внутренний строй русского человека, побуждая в нем сначала идею нравственного, а потом и политическое возрождение. Именно в ту эпоху Русь стали именовать Святой. Это было время бурного пассионарного распространения Русского мира. Только учениками и последователями преподобного Сергия Радонежского основано 90 монастырей! И не только в Москве, а в основном в далеких лесных дебрях Северо-Восточной Руси. Именно монахи 1/6 часть суши сделали русской.
Преподобный Стефан стал другом и собеседником преподобного Сергия. Святые подвижники неоднократно посещали друг друга и оба они основали монастыри, посвященные Пресвятой Троице. Тем самым выявив, что Русь — Триедина: Великая, Малая и Белая, и несет печать Богоподобия. Именно в ту эпоху формировался генезис Триединой Руси: Великой, Малой, Белой.
Преподобному Стефану, как и преподобному Сергию, пришлось претерпеть скорби и на время удалиться с основанного им монастыря. Но это лишь послужило основанием Стефаном еще одного монастыря Авнежской пустыни. Ученики Стефана также, как и ученики Сергия, шли дальше, продвигались на неосвоенное раннее место.
Однажды к Стефану пришел молодой человек по имени Косьма. Преподобный узрел в нем будущего подвижника Кирилла Белозерского, наставил и благословил его на путь подвижничества. Преподобный Стефан прожил долгую жизнь, отошел ко Господу 14 июля 1406 года. От тела преподобного исходило благоухание и у его мощей происходило множество исцелений, болящих и бесноватых.
На могиле старца из одного корня выросли три березки.
К слову, преподобному Александру Свирскому была явлена Пресвятая Троица. На месте явления Пресвятой Троицы в Александро-Свирском монастыре и сейчас можно увидеть три ели, растущие из одного корня.
В начале XV-го века старец Герман увидел на могиле преподобного Стефана под деревом горящий огонь, который озарял светом всю обитель. Царь Иван Грозный пожертвовал средства на строительство Троицкого храма.
При строительстве были обретены мощи преподобного Стефана. Кожаный пояс преподобного был помещен в серебряный крест, от которого стали происходить исцеления, а мощи преподобного были оставлены под спудом. И это тоже было промыслительно, ведь впоследствии монастырь дважды разоряли и уничтожали татары и поляки. Но до мощей преподобного грабители не добрались. Не добрались до мощей святого старца и большевики, разорившие и уничтожившие обитель в 1922 году.
Но ровно через 70 лет в 1992 году в монастыре начинает возрождаться иноческая жизнь. Обитель возродилась как Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. В данное время монастырь благолепен, восстановлены храмы, в монастыре воспитываются дети-сироты.
Святая Русь жива! В монастыре возносятся молитвы о единстве Руси. Сейчас суровое время, на Руси льется кровь. В нашей поездке были участники Русской весны, которые прошли через застенки СБУ, были участники СВО. Преподобные отцы, создатели Руси слышат наши молитвы и помогают нам в борьбе за воссоединение русских земель. В Киеве вновь гонение на православие. Преподобный позвал нас сейчас к себе. Стефан Махрищский — актуальный святой.
Исконно русский город Киев неизменно будет освобожден. Бог поругаем не бывает, но трудностями и временными поражениями испытываются верные. Победа — это дело не только нашей воли, она придет, когда мы будем четко видеть, что победа — это следствие не только нашей силы и воли, а прежде всего, воли Божьей, ибо сила Божья в немощи совершается. Когда русский народ войдет в общую очевидность и будет обращаться за помощью к святым подвижникам земли русской, и не будет втаскивать памятники Ленина на освобождаемую территорию, тогда и будет дарована победа.
Обращаясь к опыту подвижников Духа, мы черпаем силы. Вспоминаем, слова историка Ключевского в труде о русских подвижниках XIV века, о том, что: «Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»