В 2008 году Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил к лику общецерковных святых одного из самых почитаемых святителей русского зарубежья — архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. В РПЦЗ его прославление совершилось еще в 1994 году, тогда же были обретены и нетленные мощи святителя.
ПОТОМСТВЕННЫЙ СВЯТОЙ
Михаил Борисович Максимович родился 4 июня 1896 в семье Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке — родительском имении в Изюмском уезде Харьковской губернии. Он принадлежал к разветвленному малороссийскому дворянскому роду, среди представителей которого уже был святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, замечательный аскетический писатель и один из просветителей Сибири, скончавшийся в 1715 и канонизированный стараниями Царя-Мученика Николая II перед самой революцией, в 1916. К этому же роду принадлежал и замечательный этнограф и филолог, первый ректор Киевского Университета Михаил Александрович Максимович — собиратель украинских песен и преданий и защитник единства Руси от сепаратистских нападок.
Миша Максимович с детства отличался искренним и сильным благочестием — от первых детских игр «в монастырь» он перешел к многочасовым ночным стояниям на молитве и углубленному чтению житий святых, которые он впоследствии считал лучшей прививкой от «абстрактного» христианства и настоящей школой христианского благочестия.
Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.
Не менее ярко выразилась и та его черта, которая позднее была осознана всеми как юродство во Христе — полное пренебрежение светскими условностями ради благочестия.
Когда в 1914 году Михаил Максимович поступил на юридический факультет Харьковского университета, архиерейскую кафедру в этом крупном городе занял архиепископ Антоний (Храповицкий), знаменитый богослов и церковно-общественный деятель, собиравший вокруг себя молодежь, искавшую монашеской жизни. Владыка Антоний узнал о необычном юноше и искал с ним встречи, даже шутливо ругал родителей Михаила за то, что те «прячут сына», и в итоге знакомство произошло. Святитель Иоанн навсегда остался учеником и последователем владыки Антония, предметом его заботы и поддержки.
В годы гражданской войны семья Максимовичей покинула Россию вместе с белой эмиграцией. Другого способа сохранить жизнь Михаилу родители просто не видели: он активно выступал против любых попыток ущемления Церкви и несколько раз арестовывался разными сменявшимися на Украине властями. Максимовичи перебрались в Югославию, где Михаил поступил на богословский факультет Белградского университета св. Саввы, который закончил в 1925 году. В университете сформировался кружок талантливых студентов, сыгравших потом немалую роль в жизни разных русских юрисдикций — князь Дмитрий Шаховской (будущий архиепископ Иоанн Сан-Францисский), будущий архимандрит Киприан (Керн), философ Василий Зеньковский — все они были тогда достаточно близки к митрополиту Антонию. Но выступал с лекциями в Братстве во имя преподобного Серафима Саровского и оппонент митрополита Антония, архиепископ Феофан Полтавский — бывший духовник царской семьи, представитель строго ортодоксальной монашеской богословской традиции.
Именно в эти годы оформился стиль богословия святителя Иоанна — небольшие статьи, доклады, проповеди, заметки. Обычно — очень лаконичные, но источающие небывалую концентрацию духа истины и опыта живого соприкосновения с благодатью.
В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) Михаил Максимович был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка святителя Иоанна (Максимовича) Тобольского.
ПРИЗВАНИЕ ПОДВИЖНИКА
Святитель Николай (Велимирович) — сербский святой, поучал семинаристов: «Если вы хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»… Преподавателем семинарии о. Иоанн был с 1929 года и здесь, перед воспитанниками, открылось то, что дотоле было тайной от большинства — образ жизни истинного святого.
Святитель Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды, перед уходом из семинарии он повернулся к небольшой группе семинаристов и сказал: «Дети, слушайте отца Иоанна: он ангел Божий в человеческом образе». Сами семинаристы убедились в том, что святитель Иоанн действительно жил ангельской жизнью.
Отец Иоанн постоянно и беспрерывно молился, ежедневно служил Божественную Литургию или присутствовал на литургии, причащаясь Святых Христовых Тайн, строго постился и ел, обыкновенно, один раз в день около полуночи. Семинаристы заметили, что молодой иеромонах никогда не ложится спать, а если засыпает, то от изнеможения и, часто во время земного поклона в углу под иконами.
Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн стал «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Несмотря на все его знания и умение критически размышлять, он продолжал верить в Православное предание просто, каким оно и передано нам Церковью.
Образование его, его «премудрость» зиждилась на самом прочном фундаменте, на «страхе Божием». За своих семинаристов Святитель молился усердно. Ночью он обходил келии, проверяя всех; одному поправит подушку, другому одеяло. Выходя из комнаты, он осенял спящих крестным знамением.
В 1934 году одна благочестивая женщина случайно встретила о. Иоанна в Белграде в трамвае, и тот сказал ей, что приехал по ошибке — ему вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна прислали приглашение в столицу Сербии для хиротонии во епископа. Встретив её через несколько дней, он сообщил, что ошибка оказалась еще хуже — епископом хотят сделать его. Святитель пытался протестовать, указывая на то, что невнятно говорит — ему возразили, что и у пророка Моисея было то же затруднение, что не помешало ему вести народ Божий.
После возведения в сан епископа, владыка Иоанн был послан в Шанхай викарным архиереем Китайской епархии.
Там владыка утихомирил бушевавшие юрисдикционные раздоры, завершил остановленное было строительство большого собора в честь Иконы Божией Матери "Споручницы грешных", преподавал Закон Божий в школах и Коммерческом училище, основал детский приют святителя Тихона Задонского, в который сам собирал безпризорных, больных, голодающих детей. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Уже в эти годы святитель Иоанн прославился прозорливостью и чудотворением: известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
Во время японской оккупации, после того, как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, святитель Иоанн, несмотря на грозившую опасность, объявил себя временным главой русской общины, взяв ее под защиту своего сана, который унизить японцы не посмели. С возведением его в сан архиепископа он стал признанным властями главой Русской Православной Церкви в Китае.
ПРОРОК ВНЕ ОТЕЧЕСТВА
Хиротония епископа Шанхайского Иоанна 28 мая 1934 года была последней хиротонией, совершенной уже тяжело болевшим митрополитом Антонием (Храповицким). А накануне, 27 мая, на чине наречения во епископа, святитель Иоанн произнес проповедь, изложившую основные принципы, основные идеи его архипастырского служения.
«С первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленялась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь…
Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду…
Архипастырь ответствен не только за всех агнцев, Богом врученных ему, но и за пастырей. Взыщется с него за каждого грешника, которого вовремя не образумил, за каждого, кто шел путем правды, но совратился с него. Долг его болеть болезнями своих овец и тем исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «раною Которого мы исцелехом» (Исаия 53, 5)…
Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедывать Евангелие, не проявляя любовь в делах…
Истинное христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни. Христос сходил на землю не для того, чтобы преподать людям новые знания, а чтобы призвать к новой жизни. К вечной жизни мы приуготовляемся в жизни земной. Обстоятельства и события временной жизни влияют и на духовную жизнь человеческую. Сильные характером преодолевают влияние окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духом закаляются при гонениях, но слабые падают. Потому нужно, насколько возможно, создавать условия, в которых бы возможно больше людей могло духовно созидаться.
Пастырю нельзя уклоняться от участия в общественной жизни, но участвовать в ней нужно в качестве носителя Христова закона и представителя Церкви…»
Авторитетный голос святителя прозвучал и в 1938 г. на II Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви за границей. Эти слова имеют большое значение не только в истории РПЦЗ, но и сегодня для каждого ответственного православного человека: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал свершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним... Совершилось нарушение присяги, … а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков – Земского Собора 1613 года…
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе... Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции».
«Россия несет и будет нести тяжелые последствия этого преступления, пока власть в ней не перейдет опять в руки того, кто Самим Промыслом сделан ее объединяющим главою, опорою и хранителем ее благосостояния. …ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие».
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ВЕРА
После Второй мировой войны с приходом коммунистов к власти русские из Китая снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев высадилось примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он по молитвам святителя Иоанна изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун не замедлил обрушится на остров и полностью уничтожил все строения.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиреем Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Зная европейские языки, святитель развил обширную миссионерскую деятельность и привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев; собирал сведения о древних святых единой до 1054 года Церкви, восстанавливая их православное почитание. Слава русского владыки, который ходил босым, распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник вдохновлял молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». В Париже диспетчер железно-дорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь, достигая исцеления. Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
Осенью 1962 г. владыку Иоанна перевели в Сан-Франциско, где он, несмотря на многочисленные препятствия, построил великолепный собор Пресвятой Богодицы "Всех Скорбящих Радости". За свою твердую верность церковным правилам, много ему пришлось претерпеть и от нечутких собратьев: клевету, унижения в суде. Дети же, несмотря на обычную строгость Владыки, очень любили его. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным. Он мог отвечать издалека на мысленные вопросы людей.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 2 июля 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной, в возрасте 70 лет, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба, при этом уже в течении шести дней после кончины тело святителя не имело признаков разложения. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого. Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Осенью 1993 г. гробница святителя в подземелье Скорбященского храма была вскрыта, и в проржавевшем гробу было обретено его нетленное тело. 2 июля 1994 г. святитель Иоанн был торжественно прославлен, при огромном стечении народа с разных континентов. Так как на эту дату приходится память святого апостола Иуды, то празднование Шанхайскому Чудотворцу было установлено в ближайшую субботу ко дню кончины (и прославления). Обретение его мощей отмечается 30 сентября.
Святитель Иоанн верил в восстановление православной России. В одной из проповедей в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, он говорил:
«Искание правды – основная нить жизни русского народа... Тяжкие страдания его есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера».
Подготовил Михаил Спасский
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013