ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - АЛЕКСАНДР СОЛОДОВНИКОВ — СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Поиск

p-AB3aU90m.jpgВ музее при храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке 16 ноября 2024 г. прошёл вечер, приуроченный к 50 летию со дня смерти великого православного поэта Александра Александровича Солодовникова (1873-1974 гг.). Зал был полон. Пришли люди, знавшие поэта, их к сожалению остаётся с каждым годом всё меньше, а также поклонники его блистательной поэзии.
Открыл мероприятие внук богослова Н. Е. Пестова, настоятель храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов, который в детстве и юности лично знал Александра Александровича.
Также на вечере поделилась своими воспоминаниями троюродная сестра и публикатор творческого наследия Солодовникова Анна Петровна Шпакова.
Собравшиеся с интересом встретили рассказ литературоведа Светланы Будниковой о т.н. "сеймчанском" периоде жизни поэта (1940-1956 гг.)

Предприниматель и историк Дмитрий Абрикосов поведал о истории абрикосовского рода.
Композитор Антон Ровнер рассказал о подготовке к публикации нотных рукописей Солодовникова, который был не только поэтом, но также и талантливым музыкантом.

 

_6F8fBML95w.jpg
В вечере также приняли участия иерей РПЦ Анатолий Копалкин, а также настоятель храма преп. Сергия Радонежского иерей Алексий Дроздов.

WjBdgncg8oA.jpg
Свою оценку творчества Солодовникова огласили на вечере глава общественной организации "Русь Триединая" Сергей Моисеев и актёр и поэт Юрий Юрченко.

L9Y1LNPREM4.jpg
Говорили о трудной судьбе поэта о том, что страдания это горнило. Плохих людей страдания делают еще худшими людьми, они становятся шлаком, а хороших только закаляют, ведут к святости очищают их в горниле, делают золотом высшей пробы!

GjwUiL-vI0U.jpg
Прозвучали песни в исполнении автора-исполнителя Стаса Бартенева. Литературный вечер сопровождался демонстрацией слайдов, что обеспечивал диакон храма Кирилл Храмчихин. Он же подготовил небольшую музейную фотоэкспозицию, посвящённую жизни и творчеству Александра Солодовникова.

EPJkrt8ut3Y.jpg
Вёл вечер поэт и журналист, исследователь и публикатор творческого наследия Солодовникова Евгений Данилов.

IMG20241116171552.jpg

Всё прошло в тёплой и дружеской обстановке, по завершению вечера те, кто мог, проследовали в трапезную и общение продолжалось ещё и там.

Трагически, но, впрочем, достаточно обыденно для русского человека, живущего в ХХ веке, складывался жизненный путь поэта.
Родился он 12 июня (по старому стилю) 1893 года, в один день с Пушкиным, в семье преподавателя правоведения, Александра Дмитриевича Солодовникова.
Мать, Ольга Романовна, происходила из рода заводчиков Абрикосовых. Ее дед, Алексей Иванович Абрикосов (1824 - 1904), был владельцем кондитерской фабрики, ныне это фабрика имени Бабаева.
Поэт закончил Московский Коммерческий Институт, затем учился на юрфаке МГУ, в дальнейшем работал над диссертацией. Все перечеркнули война и революция. Как вольноопределяющийся вместе со своим военным училищем поэт оказался в Киеве, где его и застала революция. В Москву он вернулся только в конце 1918 года.
Чем он занимался в Киеве, не прояснено до конца до сих пор. По одним сведениям, не поддавался на уговоры ни одной из сторон, и в боевых действиях начинавшейся гражданской войны участия не принимал. По другим повоевал у белых, но этот факт своей биографии в дальнейшем естественно не афишировал, как скажем и М.А.Булгаков.

Nt-K4n7v5ks.jpg
Если же говорить о духовной трансформации Александра Солодовникова в это время, то скажем в 10-е гг. это франт, аристократ, ловелас, любимец женщин, человек, ходивший со стэком (так было кстати и в конце его жизни), завзятый театрал, сам игравший как любитель в театре.
Если бы не революция, ему светило бы абсолютное благополучие и адвокатура.
И – еще одна черточка – в 18 году, вернувшись из Киева в Москву, он работает над своей кандидатской диссертацией по юриспруденции.
Т.е. как я понимаю он просто еще ничего не понял, не осознал, что права и закон в России приказали долго жить. Хотя возможно это была реакция на окружающее сумасшествие, своего рода вольтеровское «каждый должен возделывать свой сад».
В те годы – 10-20-е он писал весьма недурные стихи, но такие стихи все-таки писали многие. И он вполне мог бы повторить трансформацию в поэзию Зенкевича, Георгия Шенгели, Георгия Чулкова или Мариэтты Шагинян, которая начинала с неплохой философской лирики, а кончила книжками о Ленине.
Но примерно в возрасте Христа в его биографии произошло следующее. Он был арестован и около двух лет провел в тюрьме. В Лубянской тюрьме ВЧК и в Саратовском централе. Это переживание сильно открыло ему глаза и как я понимаю превратило его в истинного христианина в жизни, творческий же путь его поворотился к духовной поэзии. В принципе в 19 году на свет Божий явился новый человек. «Но сквозь утраты и печали растет духовный человек…», - как он похже скажет в одном из стихотворений. Он и стал таким духовным человеком. Так что дальнейший путь скорбей, концлагерь и жизненные потери явились естественным продолжением 19 года. И как поэт он продолжал эту линию становления себя как духовного поэта. Скажем, духовный поэт Александр Силин, о котором А.И.Солженицын пишет в "Гулаге", стал верующим и духовным поэтом в 40-е гг. в лагере. Солодовников тоже стал глубже и сильнее веровать в лагере – как он сам позже говорил, но эта его трансформация началась с ареста 19 года. В период первого ареста им было написано около 40 замечательных стихотворений, частью вошедших в т.н. «тюремный цикл», в том числе и знаменитая "Решетка", и стихотворение "Молитва".

Я ношусь облетевшим листом
По долине безрадостно снежной...
Помяни меня в Царстве Твоем
Иисусе, печальный и нежный.

Вспомнив лик свой младенческий, прежний,
Мне бы вновь заструиться теплом...
Иисусе, печальный и нежный,
Помяни меня в царстве Твоем.

Мне бы сердцем пожить, не умом,
Простотою, с неведеньем смежной...
Помяни меня в царстве Твоем,
Иисусе, печальный и нежный.

Солодовников был человеком христианского возрождения, но жить и творить ему пришлось в те достаточно мрачные времена, которые Николай Бердяев называл «новым средневековьем», а исповедание Христа являлось делом предосудительным и подсудным.
Учитывая к тому же, что взглядов своих он особенно не скрывал, в 30-е годы не сесть он не мог. В 1939 году его арестовали по обвинению в связях с заграницей: в Канаде в это время жила его сестра Анна (выступавшая на оперной сцене под именем Анны Юргенс).
Срок дали по тем временам детский - всего 7 лет. Все их он отбыл на Колыме, там же, в местечке Сеймчан, остался на поселении, где работал в детском саду.
Вернувшись в Москву уже после реабилитации, в апреле 1956 года, собрал свои стихи в несколько машинописных сборников - наиболее известны "Слава Богу за все!" и "Дорога жизни".
Писал и церковно-археологическую прозу, в частности посвященную Московскому некрополю и людям святой подвижнической жизни, погребенным на московских кладбищах.
Умер в преклонном возрасте, 16 ноября 1974 года, оплакиваемый всеми, кто его знал и любил. А таковых было немало. Погребен на Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущаго.
"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим".
Не случайно именно эти слова из Священного Писания поставил Александр Александрович в качестве эпиграфа к одному из самых своих замечательных поэтических циклов "Тюрьма".
Ибо путь христианина на Земле есть путь страдания и скорби; но в России этого века - это еще и путь со-распятия со Христом.
Всем своим творчеством утверждает поэт приоритет высших, духовных ценностей над временными и земными.
Те лучшие черты, которые всегда были свойственны русскому национальному характеру, такие как духовное смирение, богобоязненность, незлобивость, незлопамятливость, нестяжание материальное и стяжание духа святого были воспеты поэтом, который сам прошел буквально через горнило страданий, но не сломался, не озлобился и не изменил Христу.
Краеугольный камень поэзии Александра Солодовникова - это христианское смирение.
Недаром писал он в одном из своих замечательных стихотворений 30-х годов:

…Из рук Твоих любую муку
Покорно, Господи, приму.
С ребенком смертную разлуку,
Темницу, горькую суму.
И, если лягу без движенья,
Когда я буду слеп и стар,
Сподоби даже те мученья
Принять, как благодатный дар.
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь на свет и радость
Путями скорби и любви.
Конечно Александр Солодовников не просто поэт, а поэт-духовидец, один из вестников Царства Божия. Потому что оно созидается все время, в душе каждого из нас.
Именно поэтому поэзия его не устаревает, в отличии от очень многих других авторов.

Не думай, что Божье творенье застыло
На том, что мы видим, на том, что мы знаем.
Неистощима Отчая сила,
Живем мы над зыбким, изменчивым краем.
Человек, как созданье, не завершен,
Бессмертной душою он в рост устремлен,
И должен дозреть до положенной меры
Перед вступлением в новую эру.

Несмотря на весь трагизм жизни поэта, поэзии его свойственна высокая просветленность духа, отмеченность благодатью Божией; вся она утверждает победу Жизни Вечной над Смертью, воистину напоена радостью пасхальной.
Явственно и внятно видишь, узнав поближе его творчество, что душа Александра Солодовникова - одна из самых совершенных душ.
Души таких людей и сегодня спасают Россию своим заступничеством и предстательством пред Господом.

Евгений Данилов

† † †
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь на свет и радость
Путями скорби и любви.
Сквозь невозвратные утраты,
Сквозь дуновенья черных бед
В тоске взмывает дух крылатый
И обретает в скорби свет.
Из рук Твоих любую муку
Покорно, Господи, приму.
С ребенком смертную разлуку,
Темницу, горькую суму.
И, если лягу без движенья,
Когда я буду слеп и стар,
Сподоби даже те мученья
Принять как благодатный дар.
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь на свет и радость
Путями скорби и любви.

Александр Солодовников