До революции в Харькове было более 50 храмов, из них почти треть – это храмы при учебных заведениях. Просвещение нашего народа базировалось на христианских ценностях. Божественную Мудрость ребенок впитывал с изучения букв – с «Азбучной молитвы», написанной учеником святого Мефодия, Константином Преславским. Но все же что-то осталось от прежних времен: и нынче учебный год оканчивается по традиции, заведенной еще в 1901 г. – в конце мая, в день памяти равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия. Только тогда во всех учебных заведениях вечером 10 мая (по старому стилю) совершалось торжественное всенощное бдение с чтением акафиста святым Кириллу и Мефодию, а 11 мая служили Божественную Литургию. Во время богослужений учащиеся принимали участие в чтении и пении, а после – чтения житий святых братьев Кирилла и Мефодия производилась выдача аттестатов, а лучшие ученики награждались книгами или иконами.
В 60-х г.г. XIX в. в среде харьковского купечества появилось понимание о необходимости создания в Харькове специального коммерческого училища. В то время Харьков это развивающийся центр обмена производств юга России. Городу, богатому различными учебными заведениями, недоставало ВУЗа, готовившего специалистов банковского дела, финансово-кредитной системы – одним словом, экономистов.
И в 1868 г. в городском Собрании впервые прозвучало предложение об открытии в Харькове коммерческого училища. Предложение это было «сочувственно» принято высоким Собранием, и даже выделены первые средства – 3000 руб. Но с переходом городского управления в общесословное, это постановление кануло «в лета».
В то время многие купцы, стремясь дать своим чадам образование и не желая при этом отвозить своих детей в Москву и Петербург в коммерческие училища, определяли их в местные гимназии, Университет. По выходе из них дети зачастую не желали продолжать занятия своих отцов, из-за чего многие старинные фирмы пришли в упадок и даже прекратили свое существование.
В 1888г. коммерсант и выдающийся общественный деятель Харькова Николай Васильевич Орлов вновь высказался о том, что «пришло время подумать об учреждении коммерческого училища».
Окончательное решение ожидалось принять на собрании 26 октября 1888 г. При этом все понимали – нужны громадные средства или могучая сила, чтобы «сообщить этой идее живительный импульс».
Но 17 октября (30 октября по н. ст.) 1888 г. случилось событие, которое заставило купеческую общественность по-иному подойти к решению этого вопроса. В тот день под Харьковом потерпел крушение поезд императора Александра III. Ни Царь, ни его Семейство в этой катастрофе, повлекшей за собой немалые жертвы, не пострадали. Спасение Царской Семьи близ станции Борки было поистине чудесным.
Нам сейчас сложно представить те чувства, которые питал тогда русский народ к своему к своему Державному отцу. После чудесного спасения императорской семьи народом русским был засвидетельствован небывалый подъем патриотизма и любви к своему монарху. По всей многонациональной Российской Империи, а в то время это была земля от Польши, Финляндии и до Камчатки, служились благодарственные молебны, раздавались призывы увековечить чудесное событие. Были построены десятки храмов, богаделен, учреждены памятные стипендии. В Крыму, в Бахчисарае, магометанское общество воздвигло православному Царю памятник-фонтан.
На месте крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. Там же вскоре был сооружен величественнейший храм Христа Спасителя.
В Харькове был предпринят ряд памятных мероприятий, отливка серебряного колокола для Благовещенской церкви (ныне — кафедральный собор). Обо всем этом мы неоднократно писали на страницах нашего издания.
В тот момент общество Харькова кипело таким горячим желанием выказать свои патриотические чувства, что достаточно было лишь намека об ознаменовании события 17 октября открытием коммерческого училища имени Александра III, и вопрос немедленно был решен.
Тут же явились и обильные жертвователи, и первым из них стал известный харьковский коммерсант и благотворитель М.Х.Гельферих.
Купеческий староста Н.А. Жевержеев созвал собрание 31 октября 1888г. и пригласил для участия в нем городского голову И.О.Фесенко, человека неравнодушного к образованию и много потрудившегося в деле открытия и развития народных школ, улучшения быта сельских народных учителей.
Для составления «плана и фасада» были приглашены городской архитектор И.И.Загоскин и молодой архитектор А.Н.Бекетов, который в то время только окончил Академию художеств.
Решено было остановиться на месте в конце Немецкой улицы (ныне Пушкинской).
В комиссию поступили проекты. Имена архитекторов были скрыты в запечатанных и приложенных к этим планам конвертах (стоит отметить, что такая практика «шифрования» существовала до 30-х г.г.), лучшим был признан проект молодого архитектора А.Н.Бекетова. Это училище стало его первой постройкой в Харькове.
Дело сдвинулось: харьковское купечество располагало замечательным местом, прекрасным планом архитектора А.Н.Бекетова и довольно видными пожертвованиями.
К сожалению, формат газетной статьи не позволяет нам перечислить имена жертвователей. Одно лишь заметим - среди этих имен не встретить имен «героев» революции. Может, поэтому эти герои с такой легкостью разрушали – ведь они не созидали!
17 июня 1890г. была совершена закладка здания. Владыка Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский, совершил молебен на месте закладки училищного храма. На молебне присутствовало все городское начальство.
После официальных мероприятий был завтрак. Первый тост, по традиции, за драгоценное здоровье Государя Императора был провозглашен начальником губернии и вызвал единодушное, долго несмолкаемое «ура!».
В 1891 г. была окончена кладка стен церкви, купола, сводов и лестниц, в 1892 г. выстланы полы, сделана гранитная лестница, отопление, штукатурка и все деревянные работы.
В строительстве училища принимали участие лучшие мастера строительных дел. Например, Товарищество «Инженер-технолог Лукашевич и К0» (отопление и вентиляция), проводили работы в императорских дворцах Петербурга.
Ах, какой же дивной красоты получилось это строение!
Фасад выполнен в стиле итальянского Возрождения, без лишнего декоративно-лепного оформления, в обычной известковой штукатурке, так что сразу понятно – это здание учебное. На фронтоне, по обеим сторонам герба города Харькова помещены две мифологические фигуры Меркурия и Цереры, под ними надпись: «Харьковское Коммерческое Училище».
При входе в здание посетителя поражало обилие воздуха и света. Лестница, ведущая на 2-й этаж, примыкала к домовой церкви Нерукотворенного Образа Христа Спасителя и была выдержана в византийском стиле. Особенность сооружения церкви состояла в том, что она помещалась как бы между этажами, а ее купол, украшенный золотым Крестом, господствовал над всем зданием училища и был виден издалека.
На первом этаже, в левой его половине, располагались квартиры директора (8 комнат с ванной и со всеми удобствами), инспектора (6 комнат), смотрителя здания (4 комнаты), шинельная для учеников. В правой половине здания находился кабинет директора, приемная и канцелярия, учебные кабинеты. Под церковью размещался музей товароведения.
При училище был разбит большой сад и вырыт колодец, в котором оказалась прекрасная вода.
В таких условиях сочли возможным открыть 1893 – 94 учебный год и набрать для обучения 1 и 2 классы.
Текущей работы оказалось много: был приобретен прекрасный школьный инвентарь и необходимые для 1 класса учебные пособия, выработан и представлен проект школьной одежды, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденной 25 октября 1893 года, исходатайствовано ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение на постановку рядом с портретом Государя Императора Александра III портрета Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
В благодарность за крупное пожертвование, поступившее от Общества взаимного кредита приказчиков, было принято 16 бесплатных и 24 платных ученика из детей членов этого Общества.
3 октября 1893 г. в 12 часов дня состоялось освящение и открытие Харьковского коммерческого училища. Это был общегородской праздник!
Почетных гостей было много. Играл оркестр Тамбовского полка – исполняли марш, специально написанный капельмейстером оркестра Катанским по случаю открытия училища.
А освящение училищной домовой церкви произошло несколько позже – 14 января 1896 г.
В вагоне, в котором находилась семья Александра III во время крушения поезда, находился список древней вологодской иконы Нерукотворного Спаса. Среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного была найдена невредимой на прежнем месте, поэтому и решено было освятить Престол храма в честь этой иконы с празднованием храмового праздника 16 (29 н.ст.) августа.
Церковь эта по своему внутреннему благоустройству была лучшей из всех домашних училищных церквей Харькова вмещала до 600 человек. Важно, что создана и украшена она не на казенные средства, и не по указке «сверху», а по добровольному и единодушному согласию Попечительного совета училища.
И по внешнему виду, и по внутреннему устройству церковь отображала священный характер величия, благолепия и высоты церковного вероучения.
Архитектор сумел вложить в свое строительное дело не только красоту, но и глубоко христианскую мысль о значении храма Божьего для воспитания и обучения подростков. Церковь находилась на пути в классы, всегда открыта взору проходящих и являлась центром и средоточием всего училищного здания.
Харьковские архивы сохранили описание храма: «Общий характер центральной постройки с внутренней стороны – строго византийский. Красиво обработанные, массивные входные двери церкви помещаются на площадке первого широкого марша прекрасной лестницы и сразу привлекают глаза зрителя, вошедшего в сени здания.»
«…Голубой свод купола, унизанным золотыми звездами. Конечная точка купола заканчивается золотой розеткой, из которой спускается на бронзовой золоченой цепи большое бронзовое позолоченное паникадило.
Средняя часть господствует над всей постройкой церкви, а купол церковный – возвышающийся снаружи и украшенный золотым четырехконечным крестом, господствует над всем зданием училища.
По своду сквозных арок на темно-простом фоне золотыми крупными буквами славянского письма горят священные изречения. Одно из них – «Свет Христов просвещает всех».
Именно эти слова были написаны на фронтоне первого отечественного университета, именно в этих словах заключалась основная стратегическая идея образовательной системы православной культуры Руси.
Традиционно культурологический путь нашего народа выстраивался от ключевого понятия Софии, - мудрости. Не случайно три главных храма Святой Руси, в Киеве, Новгороде и Полоцке, были посвящены Софии — премудрости Божией, явленной человечеству в таинстве Боговоплощения. Здесь истоки главного образовательного тезиса: «Свет Христов просвещает всех».
«Над обеими подпружными арками на прозрачных голубых фонах витают головки крылатых херувимов, имеющие по одному человеческому лицу и по два крыла. Употребление херувимов для украшения стен церкви –византийская традиция и символически указывает на полноту божественной жизни в храме Божием.»
Много труда и вкуса пришлось вложить талантливому архитектору в детальную разработку живописного орнамента.
«При сравнительно незначительных размерах, благодаря прекрасным пропорциям, внутренний вид храма имеет впечатление величавости и, вместе с тем, легкости.»
Стенная живопись была выполнена талантливым художником Михаилом Родионовичем Пестриковым, который принес в дар училищной церкви свою академическую работу «Иисус Христос и грешница в доме Симона фарисея». (Как выглядела роспись храма в исполнении этого художника можно представить по воссозданным элементам росписи трапезной бывшего особняка А. Бекетова (ул. Совнаркомовская, 10), выполненные по эскизам М.Р.Пестрикова).
«Иконостас был выполнен в два яруса и покрыт сплошной позолотой. Все иконы исполнены в византийском стиле XII столетия известным киевским художником академиком Иваном Федоровичем Селезневым и составляют главнейшее украшение церкви.»
Церковь была спроектирована без колокольни, поэтому во дворе училища была особо устроена деревянная звонница, на которой помещалось 5 колоколов.
Пожертвования учениками, их родителями, другими благотворителями, преимущественно купеческого сословия, украсили храм богатою утварью и роскошными облачениями священнослужителей.
Все это должно было развивать в детях теплое и деятельное религиозное нравственное чувство.
Но революция 1917 года разрушила общественные устои, в декабре 1919 года, после отступления Добровольческой армии из Харькова, училище было закрыто. А в Великую Отечественную войну прямым попаданием авиабомбы была разрушена училищная церковь, и при восстановлении здания института на её месте возвели новый актовый зал.
К счастью сохранилось подробнейшее описание храмового убранства. Может – не зря, может, восстановим?
В 1920 году на базе Харьковского коммерческого института и юридического факультета Харьковского университета был создан Институт народного хозяйства (ХИНХ).А потом Харьковский юридический институт.
Теперь это Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». Но в народе бытует мнение, что дух коммерции из этих стен никуда не ушел.
Фасад же здания по-прежнему свидетельствует о величии золотой эпохи Русского самодержца Александра III.
Ольга Куценко
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012