С какой бы стороны ни прибывал путник в Харьков, на подъезде к центру перед ним обязательно, хоть на миг, мелькнет вдали среди застройки сияющий золотом купол над многоярусной башней колокольни Успенского собора. Харьков имеет радиально-кольцевую планировку и Александровская колокольня Успенского собора, является доминантой, идейным композиционным центром города. Видовые центральной части города Харькова без нее невозможно представить, возвышаясь над домами, она видна при подъезде к центру города с многих сторон. Со времени основания Харькова роль собора и колокольни была главенствующей не только в общественной и духовной жизни, но и по местоположению. Большинство улиц было ориентировано на колокольню и собор. Сегодня в пределах исторической части города насчитывается свыше 25 улиц и их участков, перспектива которых замыкается вертикалью соборной колокольни.
Самое сердце Харькова. Когда-то именно отсюда, с пологого косогора в междуречье Лопани и Харькова, начинался город.
В середине XVII века в устье реки Харьков прибыли беженцы из захваченных Польшей частей Малороссии. В то время это были окраинные земли Московского государства, и правительство не только охотно давало разрешение селиться на них, но и предоставляло переселенцам всяческие льготы, освобождая от различных налогов и податей, давая крупные земельные наделы, взамен требуя охранять южные рубежи государства от набегов крымских татар. По мнению историков, в 1655 году численность прибывших поселенцев составляла 1500 – 1800 человек. Уже в 1656 году они построили первую крепость, собственно «город», имевший периметр 530 саженей (около 1130 м).
Ещё во время стройки, в 1657 году два харьковских священника Еремей и Василий, а также дьякон Иосиф, посетили Москву с целью получить деньги и церковные предметы для начатого строительства Успенского храма и подали челобитную царю Алексею Михайловичу с этим прошением.
Название церкви было связано с христианским праздником Успения Богородицы, который относится в русском православии к 12 наиболее значительным церковным праздникам. Особая популярность богородичных праздников объяснялась широким почитанием богородицы как «народной заступницы».
В 1685 году стараниями харьковского наказного полковника Авдия Григорьевича, внесшего основную сумму, и прихожан, а также за счет казны начинается строительство первого в Харькове каменного соборного храма. Уже в 1687 году собор был в основном закончен, в 1688 году освящен белгородским митрополитом Аврамием и открыт.
3 мая 1733 года в Харькове случился пожар. Он уничтожил в городе 300 дворов со всеми постройками, все торговые лавки. В огне погибла Николаевская церковь, стоявшая на пересечении нынешних улиц Короленко и Пушкинской. От Успенского собора уцелели лишь каменные стены. И хотя через год он был восстановлен и даже покрыт белой «аглицкой жестью», а кресты позолочены, судьба собора была предрешена. В здании появились многочисленные трещины, и к 70-м годам XVIII века его дальнейшее использование стало опасным. В 1771 году принимается решение о разборке собора и строительстве нового.
По благословению Самуила Миславского 14 мая 1771 года заложили новый каменный храм квадратной формы с пятью куполами и пятью престолами.
Cтроительство продолжалось около 12 лет и 8 июня 1783 года в новом храме было совершено первое торжественное Богослужение.
В стилистическом отношении сооружение относится к барокко. Слово «барокко» означает «странный», «причудливый». Родившись в Западной Европе, это искусство прославляло величие трона и церковных престолов, но вместе с тем выражало расширяющиеся представления человека о бесконечном разнообразии мира, его изменчивости и динамике.
есть сведения, что в 80-х годах XIX века в Успенском соборе , соборный иконостас был изготовлен по рисункам В. Растрелли.
Собор отличался пышным убранством, среди которого выделялись две особо почитаемые верующими иконы, – икона Елецкой Божьей Матери и образ Святителя Христова Николая. По легенде, Елецкая икона явилась в 1060 году на ели в Чернигове.
Икона Святителя Николая датируется 1841 годом. Особенно икона прославилась во время войны 1877 года на полях Болгарии.
В XVII – XVIII веках при соборе существовало «братство», которое вело обширную разностороннюю деятельность. На добровольные пожертвования «братчиков» содержались две большие школы с четырьмя преподавателями, больница для бедных и нищих, рассчитанный более чем на 50 человек, оказывалась материальная помощь малоимущим, оплачивались погребения бедняков, наделялись приданым девушки-сироты, содержались странноприимный дом и братский двор.
Первая колокольня при Успенском соборе появилась одновременно с ним – в 1687 году и простояла, несмотря на пожар 1733 года более 130 лет. После перестройки собора в 1771 – 1783 годах возник вопрос о соответствии архитектуры старой колокольни зданию нового соборного храма. Неудовлетворительным было и состояние ее стен – в них появились трещины.
13 февраля 1819 года на собрании известных харьковских граждан, состоявшемся у настоятеля Успенского собора протоиерея А. Прокоповича, было принято решение о строительстве новой колокольни «самой лучшей архитектуры и в ней устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского в память славного царствования императора Александра и благодарственное воспоминание о богодарованных ему победах в 1812 – 1814 гг.». Так жители Харькова решили увековечить память о славном окончании Отечественной войны.
Замысел архитектора Евгения Васильева оказался настолько грандиозным, что харьковский губернатор не решился сам утвердить план и фасад «по причине великой колоссальности здания». Чертеж направили в Петербург, где он попал на рассмотрение к крупному русскому зодчему В. П. Стасову.
Согласно городской легенде, при рассмотрении первоначального проекта городской голова Ломакин сильно возмутился тем фактом, что проектируемая колокольня будет на 4,5 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве, имеющей высоту 81 метр. Архитектор не хотел уменьшать высоту здания и ему пришлось пойти на хитрость и пообещать к следующему собранию переделать проект. На следующее рассмотрение Васильев представил тот же самый проект, только с указанием высот каждого этажа, без общей высоты. На словах же он уверил присутствующих, что колокольня не превысит колокольню Ивана Великого. И таким образом 8 мая 1820 года был утверждён план и фасад колокольни. В реальности колокольня в Харькове превосходила по высоте звонницу Московского Кремля, известную под именем «Ивана-Великого».
Васильев же создал проект не просто соборной колокольни, а постройки, триумфальный облик которой стал своеобразным монументом победы в Отечественной войне и вместе с тем – символом Харькова, символом, собирательная сила которого, благодаря удачно выбранной высоте, работала на огромные пространства долин рек Лопани и Харькова и заречных холмов, навсегда определив масштаб композиции общегородского центра.
Средства составляли добровольные пожертвования, львиная доля которых приходилась на купцов, а остальные – на дворян и других «разных доброхотных людей». Впоследствии один из приделов колокольни по желанию купчихи Прасковьи Тамбовцевой, одной из крупнейших жертвовательниц, был освящен во имя святой мученицы Параскевы.
Завершили работы только в 1844 году. На постройку было израсходовано 3,5 млн. штук кирпича, 4000 пудов (64 т) железа на укрепляющие стены связи. Общая высота колокольни с куполом и крестом составила 42 сажени (около 89,5 м). Толщина стен в основании превышает 4 м.
4 ноября 1846 году по ходатайству преосвященного Иннокентия решением Священного Синода Успенский собор получил статус кафедрального, а Покровский собор, бывший до этого кафедральным, стал просто монастырским храмом. Также, с учётом того, что колокольня собора строилась «въ память избавления отечества отъ нашествія иноплеменныхъ въ 1812 году», Синод счёл допустимым сделать на колокольне надпись: "Богу Спасителю за избавленіе отечества отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языкъ."
На медной памятной доске, установленной в притворе, была сделана следующая надпись: «Воздвигнута колокольня сия в благодарность Богу Спасителю за избавление Державы и Церкви Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году».
К числу достопримечательностей колокольни относились ее колокола. Если на старой колокольне XVII века их было восемь, то на новой уже к 1894 году установлено двенадцать колоколов. Общая их стоимость составляла по описи 50 339 рублей 60 копеек.
В сентябре 1863 года бывший самый большой 200 пудовый колокол был заменён на пожертвованный собору братьями Рыжовыми и отлитый на их заводе намного больший колокол весом 1003 пуда (более 16,1 тонны).
17 октября 1888 года в районе станции Борки, неподалеку от Харькова, потерпел крушение поезд, на котором из Крыма возвращался Александр III вместе с семьей. Несмотря на катастрофические последствия крушения, никто из членов царской семьи не пострадал. Через год в память этого чудесного спасения на пожертвования был сооружен еще один колокол. Он был отлит из серебра, весил 18 пудов (288 кг) и располагался во втором звонном ярусе колокольни. На колоколе среди орнаментов изображена монограмма с инициалами императора, окружённая с трёх сторон гирляндой с рельефными изображениями имён императорских детей.
В 1862 году на колокольне были установлены выписанные специально из Парижа часы с боем, изготовленные фирмой «Борель». Горожане приняли на себя обязательство содержать часового мастера, который должен был вести за часами постоянное наблюдение и осуществлять их ремонт. В настоящее время на колокольне установлены электрические часы.
Большую часть своей 350-летней истории Харьков, как и вся Россия, пребывал под скипетром и короной царей династии Романовых, не раз осчастливливавших его жителей Высочайшими посещениями. При каждом визитев Харьков они непременно посещали Успенский собор:
1-2 июня 1709 г. на пути из Азова к Полтаве Харьков посетил Император Петр Первый и в Успенском Соборе слушал Литургию и сам читал Апостол.
1787 году 11 июня Императрица Екатерина Вторая.
1817 г 18 сентября Император Александр Первый.
31 июля 1820 по дороге из Чугуева Император Александр Первый.
9 января 1826 года, по пути в столицу в Харьков было доставлено тело умершего в Таганроге Императора Александра I.
Покойный находился в Успенском соборе до 12 января.
15 сентября 1842 года из Чугуева прибыл Император Николай Первый.
16 сентября1845 Император Николай Первый по пути в Чугуев .
В 1850 г Император Николай Первый.
В 1859 году Император Александр Второй.
6 октября 1863 цесаревич Николай Александрович (II).
15 августа 1872 года Император Александр III.
24 августа 1874 года Император Александр III поездом в Чугуев прибыл в Харьков и посетил успенский Собор.
19 августа 1880 года Император Александр III поездом в Чугуев прибыл в Харьков и посетил успенский Собор.
19 октября 1888 г после крушеня царского поезда Император Александр III.
28 октября 1894 года , Император Николай II по пути из Крыма после смерти отца.
4 мая 1904 года Император Николай II по пути из летних военных лагерей в Малиновке.
23 ноября 1914 года Император Николай Второй.
Собор, переживший революционные бури начала века, иностранную интервенцию, в годы гражданской войны перестал существовать. До Великой Отечественной войны здесь размещалась первая харьковская радиостанция.
Во время Великой Отечественной войны собору чудом удалось избежать разрушения, хотя вокруг него было уничтожено много зданий:
В послевоенное время в здании работали швейный цех и мелкие учреждения.
Только в 1970-х годах родилась идея вновь вернуть Успенскому собору первоначальный вид и выполнить реставрацию уцелевших частей.
Реставрационные работы продолжались около 12 лет и общие затраты составили 1,8 млн рублей.
1 декабря 1986 года в помещении храма был открыт Дом органной и камерной музыки, рассчитанный на 472 места. В алтарной части собора был установлен орган содержащий 3 мануала, 3564 звуковые трубы.
Первое богослужение в отреставрированном соборе состоялось 2 ноября 1990 года, которое провёл митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Устав Свято-Успенского сбора был утверждён 4 марта 1992 года, после чего на основании договора с Харьковской филармонией в соборе проводили нерегулярные богослужения.
После открытия нового филармонического комплекса Успенский Собор полностью перейдет в ведение Епархии.
А сейчас регулярные богослужения сейчас проводятся в верхнем храме который расположен на втором ярусе Александровской лолокольни. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Валерий Александрович Рудась. В сослужении с ним находится иерей Александр Каневский, наш сподвижник, автор передачи "Воскресение" председатель харьковской общественной организации "Родительский комитет".
Сейчас купол колокольни обветшал и нуждается в срочном ремонте, не секрет, что «незалежнисть» убийственно сказалась на многих памятниках архитектуры.
Но это памятник особый для нашей исторической памяти, Александровская колокольня Успенского собора это знаковое здание в каменной летописи Харькова это и знак победы в первой Отечественной Войне и самый высокий духовный ориентир.
Михаил Спасский
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012