В Чугуевском районе Харьковской области есть поселок городского типа Введенка который расположен на левом берегу реки Уды, выше по течению примыкает село Терновая, ниже по течению примыкает пгт. Новопокровка.
Напротив Введенки, на противоположном берегу раскинулось село Старая Покровка. К посёлкам Введенка и Терновая примыкает небольшой лесной массив.
Святитель Филарет Гумилевский В своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» отмечает что: «Левая сторона Донца обыкновенно называется Нагайскою, а правая – Крымскою; но иногда первая называется Русскою стороною, и именно – ниже Змиёва городища.
(Книга большого чертежа: «Абашкин перевоз, от Гомольши версты с 3, с Крымской стороны на Русскую». В сентябре 1596 года Князь Андрей Волконский «послан на Северское городище Белгород строити».) На западе от Чугуева, за Валками, увидим немало и других городищ, остатков Русского владычества дотатарского времени. Таким образом, Чугуевский обширный округ был древним Русским округом, где, по изгнании нагайцев, царь восстановил наследственную власть свою.»
«…в 1571 году Царь Иван Васильевич Грозный устраивает сторожевую службу на Слобожанщине для защиты от татар. Боярин князь Воротынский, дьяк Ржевский, князь Тюфякин и Юрий Булгаков получают начальство над пограничной линией. Нужно отметить, что в росписи мест, которые должен был объезжать рыльский голова, для наблюдения за татарами, сказано: «Да вниз по р. Удам, через Павлово селище, к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу, через Хорошев колодезь, да чрез Удския ровни». Уже в это время контроль над незаселенной территорией осуществляло московское правительство».
Великорусская колонизация края осуществлялась путём переселения на Слобожанщину служилых людей – стрельцов, детей боярских, русских.
В 17 веке запорожские казаки, подданные польского короля, стали переходить под руку русского царя. Насчитывается 7 массовых переселений – в 1617, 1638, 1640, 1645-1647, 1650, 1659 и в 1675 гг.
В русских документах того времени переселенцев называли литовскими людьми или черкасами. Почему литовскими людьми? Потому что на момент объединения Литвы и Польши в 1569 году в результате Люблинской унии Левобережье и Киев принадлежали Великому Княжеству Литовскому. А название черкасы использовали, потому что большая часть переселенцев происходила из Черкасщины. Сначала в документах перестали использовать термин литовские люди, а к концу 17 века и термин черкасы.
Для поселения на новой земле черкасам нужна была «прописка» в виде царской грамоты. Царские власти приветствовали приход православных братьев и делали всё для их закрепления в регионе. Выделялись поля, луга, семена, скот, деньги; вводились налоговые льготы. Водные и лесные ресурсы были общего пользования. Новоприбывшие должны были принять присягу на верность Государю и целовать Евангелие».
«В 1639 черкассы поселившиеся в городе Чугуеве после убийства атамана Стефана Остряницы, совсем оставляют земли царя московскаго, но, разсеявшись по Украине, снова селятся на свободных землях». (Ф. IV, 40).
В этом же году в построенном и оставленном черкассами Чугуеве поселяются присланные из России дети боярские, стрельцы и пушкари. Чугуев находится в ведении особого воеводы. (Пам. кн. 1865 г. 72).
В 1641 году на место удалившихся Черкасов скоро присланы были в Чугуев из разных мест России боярские дети, стрельцы, пушкари и казаки.
По писцовой книге 1647 г. показано в Чугуеве:
Детей боярских – 120
Казаков -- 300
Стрельцов из Москвы и из других городов - 400
Пушкарей - 300
Мастеровых - 9
Всего – 689 человек, прочие ожидались.
Поселенцы Чугуева обыкновенно называются «Сведенцами», потому что они сведены, собраны были из разных мест России. Тут значились «каторжные на лицо и каторжные по государеву указу прибранные», т.е. назначенные, но ещё не прибывшие в Чугуев. Вскоре сюда стали являться из разных мест беглые крестьяне и люди, которым угрожала строгость суда местного и которые, как понятно, сказывались здесь людьми свободными, готовыми служить царю. Отселе в чугуевском архиве весьма много памятей. Отписок, челобитных о высылке из Чугуева беглых. Отыскать и выслать их было нелегко. Видим даже жалобу чугуевцев к царю на то, что их будто бы напрасно тревожать и отрывають от службы царской розысками о беглецах.
Грамотою от 10 февраля 1641 года дано было знать, что в Чугуев послано было на службу 300 стрельцов; а грамотою от 20 февраля объявлено, что эти стрельцы посланы на год, «до зимнего пути 150 (1642) года». Грамота 9 мая 1641 года говорила, что предписано выслать в Чугуев с денежным жалованьем боярских детей, станичников и казаков из Белгорода 35, из Курска 70, из Оскола 50. К ним то, конечно, относилось убеждение грамоты 9 мая 1641 года остаться навсегда в Чугуеве. В 1642 году князь Гагарин доносил: «а всего, Государь, на Чугуеве разных служилых и жилецких людей 408 человек, а ныне многие Чугуевские служилые стрельцы и казаки разбежались». По другой его отписке 1642 года видели мы, что убежали многие из 99 детей боярских, присланных на вечноё житьё из Мценска в 1641 году. Царскими грамотами от 21 июня и 2 июля 1641 года дано знать, что в Чугуев посылаются 3 боярских детей на вечное житьё с жалованием и велено отдать им дворы «изменников Черкасс»; а в другой грамоте 1641 г. сказано, что посылаются из Мценска 100 чел.; распоряжение о них – прежнее и ещё прибавлено: «а которую рожь к нынешнему году сеяли изменники Черкассы, и ты бы ту рожь переписал и на десятинах роздал детям боярским, и всяким служивым людям». Отписка воеводы от января 1642 г. говорит, что 99 Мценян, присланные в 1641 г., убежали и не отысканы.
Царская грамата от 13 Января 1643 г., «назначая денежное вспоможение для постройки домов Чугуевским служилым людям, предписывает составить точную опись: а) всем наличным людям; б) людям, выбывшим из Чугуева, с означением времени и причины; в) всем угодьям, полям, лугам и усадьбам. Далее: « а станичников к урочищам посылал бы еси с Благовещеньева дни или ранее, смотря по весне и по тамошнему времени, и держал бы станичников в станичной службе с весны во всё лето и до больших снегов, и берегли бы на крепко, чтоб Татарове и воры Черкассы к Чугуеву и к иным Украинным городам безвестно не пришли и людей не побили и в полон не поймали; а то бы еси станичникам сказал имянно, чтоб они в станице ездили и до урочище доезжали и сакмы Татарския переезжали и на Чугуев приезжали с прямыми выстьми, а не с ложными». Царская грамата от 12 Апреля 1650 г., извещая о высылке денежнаго жалованья 50 станичникам Чугуевским, предписывает им «служить по прежнему указу к Борисову, к Салтовскому городищу, Изюмскою сакмою, и к Валкам вверх по Студенку, до тех урочищь доезжати». Память от 18 Февраля 1656 г. предписывает Исааку Савичу Бунакову посылать из Чугуева в Змеёв не более 10 детей боярских, 10 казаков и 8 стрельцов, в Харьков 5 человек детей боярских.
Первое упоминание о Введенке относится к 1647 году:
Дети боярские чугуевской сторожевой службы, на отведенной им по реке Удам земле, населяют села: Введенское, Терновое, Старое Покровское, Васищево, Шубино. Все они получают названия или от построенных здесь церквей, или же от прозвища первых поселенцев; так, Шубино от Шубина, Васищево – от Прокофия Васищева, Терновое от местности, Введенское и Покровское от церквей. (Ф. II, 107; IV, 96).
Одним из первых боярских детей, поселившемся на реке Студенок, впадающей в реку Уды, был Прокофий Васищев. И вот его то именем и было названо первое поселение русских боярских детей. Земля здесь была отведена 29 боярским детям. Первое пoceление 1647 года состояло из 29 дворов.
Постройки были все деревянные, из толстых брёвен из соседнего соснового бора. Кроме сосновой избы, где жила семья, в усадьбу входило много других хозяйственных построек. И основная – это конный двор. У каждого двора было по несколько рабочих и сторожевых лошадей. Каждый двор представлял собою подобие маленькой крепости. Все мужчины в случае опасности брали оружие, седлали лошадей и становились воинами.
Детьми боярскими были заселены сёла не только в Чугуевском уезде. В частности ими были основаны сёла Большие Проходы и Русские Тишки Харьковского уезда, в 1660 и 1662 гг.
Почти все жители сел русские, и разговаривают на русском языке с некоторыми особенностями.
До нас дошли некоторые фамилии первопроходцев товарищей Максима Степанова, многие из которых и по сей день распространены в Терновой и Введенке:
«Агарков, Антипов, Бегунов, Блудов, Булавин, Губин, Долгополов, Дюкорев, Дягилев, Дьяков, Веденьёв, Ерёмин, Ерохин, Истомин, Картавцев, Кащавцев, Красильников, Мишнёв, Поляков, Проскурнин, Пузиков, Сазонов, Cапелкин, Серокуров, Спесивцев, Степанов, Тарусин, Тонкий, Черников, Чернов, Чурилов.
Название село получило по имени церкви. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена между 1647 и 1654 гг. и является достопримечательностью этих мест.
Эта деревянная церковь, без сомнения, выглядит необычно, если сравнивать ее с внешним видом типичных каменных церквей. Глухие стены и отсутствие внешних настенных украшений – это то, что сразу бросается в глаза тому, кто остановил на ней свое внимание.
Единственным внешним украшением является треугольный фронтон крыльца, украшенный сценой из библейского сюжета, в честь которого построена и названа церковь:
Уникальность церкви не только в том, что она полностью сделана из дерева, но и в том, что она сохранила свой первоначальный вид когда была перестроена с 1785 года. Это очень редкий случай для нашего времени, тем более для деревянных памятников истории.
Это самый древний, из сохранившихся на Харьковщине, деревянный храм.
До 1937 г. в храме регулярно совершались богослужения. С 1937 по 1941гг. и с 1962 по 1989гг храм был закрыт. В 1989 г. по просьбе и стараниями прихожан храм был вновь открыт и освящён.
Другой достопримечательностью поселка является протекающая по границе поселка река Уды. Когда-то она служила естественным барьером от набегов татар. Сейчас трудно себе представить какое-либо ее использование в обороне.
Но, как и ранее, эта река является несомненным украшением этих мест.
Косвенные выводы позволяют рассматривать часть введенских Тарусиных как предков кубанских ветвей фамилии (казанские, ладожские Тарусины), учитывая, что в основании и заселении станиц кубанской линии в 1802 приняли участие 3277 казаков бывшего Екатеринославского войска, составивших Кавказский полк.
Между тем известно, что Екатеринославское казачье войско было создано в 1787 из Бугского казачьего полка и однодворцев, поселенных в Екатеринославской губернии по бывшей Украинской линии. В Екатеринославское войско, были включены, кроме того, бугские казаки, обращенные в казаков поселяне польских имений Г.А.Потемкина, старообрядцы Екатеринославского наместничества, мещане и цеховые городов Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств, Екатеринославский конный казачий полк, а также жители Чугуева и соседних селений (в т.ч. калмыки). Войско, состоявшее из 10 полков, не имело компактной территории.
Крепко переплелись корни нашего раскидистого дерева под названием Русский Мир. Листья поделены, окрашены в разные национальные цвета, но корни целы и едины!
Геннадий Тарусин
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012