С карты нашего города вновь безвозвратно исчезают старые здания. Одно из них - кирпичный дом, находившийся на «вечной реставрации» и завешенный целый год «флером маскировачной сеткой» – по проспекту Московский, №131 , напротив выхода из метро «Площадь восстания». До 2009 г. на его фасаде еще находилась табличка «ПАМЯТКА АРХИТЕКТУРЫ ОХОРОНЯЕТЬСЯ ДЕРЖАВОЮ», но многострадальное здание пережившее две войны, в свой 100-летний юбилей все же уничтожили тихо и цинично!
Цинично потому, что за ЧАСЫ НЕЗАЛЭЖНОСТИ в городском бюджете так и не нашлось средств на его ремонт, а в двойне обидно - что теперь на месте, где стоял трехэтажный красавец в стиле «модерн» теперь появилась автостоянка, вероятнее всего под ЕВРО-2012. Те, кто пролоббировал и осуществил снос векового здания, наверняка руководствовались формулой – «ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП». Но жизнь нашего любимого города после футбольного чемпионата все же не заканчивается… и назревает актуальный вопрос «А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ, после ЕВРО-2012?!». А поверьте – спасать сегодня в Харькове еще есть что!
Согласно всем известным на сегодняшний день печатным источникам здание, которое осталось теперь к сожалению только на фотографиях, было построено в 1899-1900 годах для 122-го Тамбовского полка по проекту архитектора М.И.Дашкевича. На открытке, приведенной выше, написано «Тамбовский 122-й Пехотный полк».
В «Харьковских губернских ведомостях» от 01.08.1899г упоминается о закладке казарм для батальона Тамбовского полка на ул. Старо-Московской. Сюда следует отнести и заметку в «Истории Харькова» Д.И. Багалея (т.2, с.69) о том, что на Старо-Московской выстроены за городской счет новые казармы с полковой домовой Николаевской церковью для Тамбовского полка. Постройка обошлась городу в 90 000 рублей.
Забегая вперед хочу отметить, что в этом здании, за его вековую историю побывали: Государь Император Николай II, профессоры Д.Багалей и Д.Миллер, фотографы мирового уровня А.Иваницкий и А.Федецкий, генералы Клембовский, Келлер , Кутепов, полковник М.Левитов и многие другие государственные и военные деятели нашего Отечества. На фото периода гражданской войны у этого здания запечатлены бойцы 3-го Корниловского Ударного полка сформированного из рабочих-добровольцев «Гельферих-Саде», Паровозостроительного заводов и студентов Харьковских вузов. Именно эти казармы 122-го пехотного Тамбовского полка являлись базой для формирования в 1919 г. этого подразделения.
М.Н.Левитов, «Корниловцы в боях летом и осенью 1919г.» - в своих мемуарах посвятил Харьковцам целый раздел своей книги. О них писал и генерал М. Туркул в книге своих воспоминаний «Дроздовцы в огне» в главе «Харьков». В Советское время в здании по ул. Военная располагалась «Школа красных командиров», в годы Великой Отечественной войны - военный госпиталь, позднее В/Ч и казармы ХВУ им. Крылова, а при Независимой Украине – Харьковский военный университет. Теперь, к большому стыду и сожалению «красный» дом по ул. Военная заброшен и разрушается, став местом последнего приюта для бездомных собак и бомжей. И не ищите на его стенах мемориальных досок и охранных табличек - о здании и его истории пытаются забыть.
А здание по пр. Московскому,131 выполненное в стиле модерн, которое летом 2011 г было снесено как аварийное, а вернее сказать доведено городскими службами до аварийного действительно строилось для воинских казарм, только не в 1899-1900, а между 1910 и 1913г.
Вот, что говорится о «вновь» выстроенном здании «Кареевских» казарм в сборнике «Современное хозяйство города Харькова (1910-1913), выпуск II». Кроме постройки этого здания был возведен амбар в 2 этажа, и произведен ремонт старых зданий. На постройки и ремонт Кареевских казарм было израсходовано до 130 тыс. рублей.
А вот что писали в газете «Южный край» 30 октября 1888 г. «В городской Думе 29 октября 1888 года обсуждался вопрос о способе раздачи денег, завещанных поручиком А.А.Киреевым, на проект-инструкцию и строительство новых военных казарм по ул. Старомосковской, близ Свято-Духовского храма и надзоре за производством городских работ».
Одновременно с ним строились казармы на Сумском шоссе - (160 тыс. рублей) и казармы на Ващенковском переулке.
На карте-плане 1902г (путеводитель Гусева) казармы 122-го Тамбовского полка показаны на углу ул. Военной и пр. Московского, а на месте здания по пр. Московскому 131, показано размещение 201 Лебединского резервного батальона, хотя строительство планировалосьдля Воронежского 124 пехотного полка.
К счастью, на ул. Военной пока еще сохранилось здание казарм 122-го Тамбовского полка на углу пр. Московский и ул. Военной построенное в 1900 году.
Очевидно, что именно оно и является казармами постройки 1900 г. по проекту городского архитектора М.И.Дашкевича. В настоящее время это уникальное здание с встроенной полковой церковью, кстати единственной сохранившейся домовой церковью в Харькове за последние 100 лет находится в ужасающем состоянии. Памятник архитектуры и истории скорее всего «попал в черный список главного архитектора Харькова пана Чечельницкого» подлежащего сносу, ведь с момента выселения из здания воинской части в 2004г., его бросили на разграбление.
Тамбовский пехотный полк был сформирован в 1863 году. Полковой праздник отмечался 6 декабря. Полк участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг.
В сражении у Горного Бугарово особенно отличился 1-й батальон полка, где был убит командир и выведены из строя все офицеры.
В Русско-японскую войну участвовал в сражении при Кангуалине:
В Первую мировую сражался на Юго-Заподном фронте.
Полк имел знаки отличия: Георгиевское знамя с надписями: «За Севастополь в 1854 и 1855 годах и за Горное Бугорово 20 Декабря 1877 года» и «1797-1897» с Александровской юбилейной лентой. Первое отличие пожаловано батальонам полка в бытность их батальонами Севского полка.
Знаки на головные уборы с надписью: «За войну 1812, 1813 и 1814 годов». Пожалованы в 1833 г. батальонам 22-го егерского полка для уравнения с Севским полком;
- Серебряная труба с надписью: «За усмирение Венгрии в 1849 году». Пожалована 25.12.1849 г. 1-му батальону в бытность его 4-м батальоном Севского полка.
Две Георгиевских трубы с надписью:
на 1-й: «За усмирение Венгрии в 1849 году и за Горное Бугарово 20 Декабря 1877 года».
на 2-й: «За Горное Бугорово 20 Декабря 1877 года». Обе трубы пожалованы 12.10.1878 г.
Поход за военное отличие. Пожалован 8.02.1907 г. за отличия в войну с Японией в 1904-05 гг.
Далее в тех же газетах находим следующую информацию: «При Харьковской губернской земской управе находится капитал в 13100 рублей, завещанный обездоленным штабс-ротмистром 122 пехотного Тамбовского полка С.П.Тихоцким» (Южный край)- 22 декабря 1890 г.
При отправке 122 пехотного Тамбовского полка на Японский фронт 4 мая 1904г. Харьков посетил Император Николай II. Совершая объезд гарнизонных частей города Государь посетил казармы и полковую церковь Тамбовцев, где хранились полковые реликвии, иконы и знамена. На площади, после посещения Николаевской больницы, Государь провел строевой смотр, о чем записал в своем дневнике: «на хорошем поле смотрел 1-ю бригаду 31-й дивизии-121-Пензенский и 122 Тамбовский, а также 1-й Оренбуржский казачий полк-все с огромными обозами. Полки представились отлично, они неделю тому мобилизовались… благодарил за хлеб-соль Тамбовцев и сбереженные ими святыни… напутствовал всех в поход».(Дневник Николая II, 1904 г) Россйский самодержец хорошо помнил солдат 122-го полка по событиям 1888 г. Тогда во время ликвидации последствий крушения царского поезда под Борками, он был еще цесаревичем.
Этот полк особо отличился при спасении пострадавших при крушении Императорского поезда.
Из газет тех лет - «Для спасения пострадавших и семьи Александра III при крушении царского поезда на стацию Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги прибыл 122-й Тамбовский полк». («Южный край» 1888 г. 17 окт.). Именно этот полк оказал неоценимую помощь при спасении раненых, первым прибыв к месту катастрофы. Сохранились фотографии А.М.Иваницкого и А. Федецкого сделанные в те дни под Борками на которых запечатлены нижние чины 122-го полка. Кстати, сам А. Иваницкий не однократно посещал полк и был лично знаком с офицерами харьковчанами служившими в этом подразделении. Он присутствовал на освящении алтаря домовой полковой церкви на втором этаже –«после освящения полковой церкви солдаты 122-го полка провели спектакль для гостей. На спектакль был приглашен фотограф А. Иваницкий делавший снимки своим фотографическим аппаратом». Об этом уникальном историческом здании писал Д. Багалей -- «При казарме Тамбовского полка была построена военная домовая церковь в 1901 году она была освящена в присутствии первых лиц города».
«Походная (при полку) церковь существует с 1863 года. Церковь эта сопутствовала полку в походах: в Турецкую войну в 1877-1878 г.г. и в Русско-Японскую войну в 1904-1905 г.г.
По окончании Турецкой войны и до 1901 года полк первоначально, для удовлетворения религиозных нужд воинских чинов, пользовался Вознесенскою приходскою церковью. С построением по Старо-Московской улице городских казарм в 1899-1900 г.г., для полка отведено во втором этаже помещение для домовой полковой церкви и алтаря, вместимостью на 900 человек молящихся. Освещается церковь электричеством.
По штату при церкви рукоположен: один полковой священник. Полковым священники на 1904-1905 гг. был отец - Любомудров Александр (умер от ран полученных в Манжурии при боевых действиях в 1904-1905 гг.)
К числу достопримечательностей полковой церкви должно отнести: полковой образ (складень) Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе; с полком был в военных походах; икону Благовещения Божией Матери – «напутственное благословение и в память освобождения Болгарии от турецкого ига победоносному Тамбовскому полку. Софийский митрополит Мелетий. Гор. София, 16 мая 1879 года»; образ Св. Преподобной Евфросинии - благословение, с Высочайшего Государя Императора соизволения, присланное инокинями Вознесенского женского монастыря - в Москве, вышивавшими юбилейное знамя, ко дню исполнившегося в 1897 году столетнего юбилея полка. Знамена хранились при полковой церкви до отправки полка на Австрийский фронт в авг.1914г. Но после развала большевиками Румынского фронта осенью 1917г. половина личного состава 122-го Тамбовского полка, сохраняя верность присяге влился в только, что сформированный Дроздовский полк, с которым совершили тысячекилометровый поход Яссы-Дон, а позднее прошли с боями по всей левобережной Украине от Царицына до Харькова и от Киева до Орла.
Все это и многое другое может поведать каменная летопись Харькова. Эта история не ко двору строителям незалежной державы, мы молчим, а камни вопиют!
Юрий Червяк ХООРС «Память Державы»
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012