По инициативе общественной организации «Русь Триединая», при участии ряда казачьих и общественных организаций 10 декабря 2011 года в Харькове прошли памятные мероприятия, посвященные Дню Георгиевских кавалеров.
Утром у памятника святому благоверному князю Александру Невскому собрались представители общественных организаций: «Верное Казачество» Слобожанское казачье войско», Харьковский Слобожанский казачий полк имени Ивана Сирка, являющийся формированием Всевеликого Войска Донского, общественные организации; «Память Державы», «Русское Вече», «Великая Русь», харьковское отделение клуба «Альтернатива», Десантно-спортивный клуб «Маргеловец», движение «Юных миротворцев», представители харьковского губернского дворянского собрания.
Напомним, что Святой Великомученик Георгий Победоносец уже более тысячи лет считается покровителем русского воинства.
После победы над печенегами великий князь Ярослав Мудрый в 1036 году основал в Киеве церковь Святого Георгия, при освящении которой завещал «творити праздник св. Георгию месяца ноября в 26-й день» (9 декабря по новому стилю).
В 1769 году императрица Екатерина II учредила «Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия». Орден был разделён на 4 степени и предназначался для награждения за ратные подвиги.
По всей обширной Российской империи это был так называемый “Кавалерский праздник”, во время которого чествовали георгиевских кавалеров. Отмечался он к тому же и как общевоинское торжество Русской Императорской Армии.
В этот день чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий – от таких прославленных людей, как Александр Суворов, Григорий Потемкин, Михаил Кутузов, до простых солдат, матросов и казаков, награжденных Георгиевскими крестами.
В 1917 году орден был упразднён, но выражение «георгиевский кавалер» всегда оставалось в памяти народной.
В 2007 году этот праздник снова вошел в российский календарь знаменательных дат.
На нашей земле праздник был возрожден общественниками в славном городе Чугуеве хорошо известном своими военно-историческими традициями. До 1917 года в Чугуеве, этот день отмечался особенно пышно, будучи училищным праздником Чугуевского юнкерского училища. Теперь же география праздника расширилась.
В 2011 году торжества начались у памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому общим построением, молитвой и возложением цветов.
От памятника святому князю колонна проследовала к памятнику гетману Богдану Хмельницкому, у которого состоялся сход, на котором выступили руководители организаций и активисты.
К собравшимся обратился Вячеслав Картавых, известен харьковчанам своей гражданской позицией. Его усилиями в городе были установлены памятники Святому Благоверному князю Александру Невскому, гетману Богдану Хмельницкому, Михаилу Ломоносову, а так же при его участии установлено сорок памятных досок, в том числе маршалу Георгию Жукову и Клавдии Шульженко.
В своем выступлении Вячеслав Иванович отметил, что патриотическим организациям необходимо консолидироваться через общую для нас историческую память.
Атаман Слобожанского Казачьего войска Виктор Белый отметил, что казачий народ единое сословие, которое не разделить государственными границами.
День продолжился конференцией в главном зале Харьковского Дома Учёных.
С приветственным словом к собравшимся обратился представитель Генерального Консульства Российской Федерации в Харькове Владимир Соломатин. Он отметил, что этот праздник неотъемлемая часть общей истории России и Украины.
На сходе и конференции выступил атаман Верного Казачества Алексей Селиванов, призвал казаков и всех «людей воинского чина» объединяться вокруг общего дела – патриотического воспитания молодёжи.
Предводитель Харьковского Губернского Дворянского собрания Валерий Чернай в слове к участникам конференции заметил, что он видит в зале много молодых людей, которые пришли сюда по зову сердца и это обнадеживает.
Представленные на конференции доклады, были посвящены ратным традициям наших предков — от Александра Невского до генерала Маргелова.
Борис Волобуев (ХООО «Русь Триединая») в докладе, посвященном осмыслению деятельности Святого благоверного князя Александра Невского, акцентировал внимание на том, что сейчас принято ставить под сомнение заслуги великого князя. Тем не менее, ответ дан самой историей — Русь сохранилась в условиях татарского ига и во многом это следствие мудрой, прозорливой политики Александра Невского.
Более того в 1261 г. происходит, казалось бы, невозможное, в столице Орды стараниями великого князя. Александра и митрополита Кирилла организуется православная епархия.
К слову, вместе с Александром Невским перед тем же цивилизационным выбором оказался еще один известный князь Даниил Галицкий.
Князь Александр Невский, будучи по титулу князем Киевским в отличие от Даниила рассудил, что союз с татарами принесет Руси меньшее зло, чем союз с латинским Западом. Ведь татар интересовал сбор дани, и они не претендовали на душу народную. Они не отбирали имя и Веру и невольно через систему золотых ярлыков содействовали централизации Руси.
Папа Римский напротив, заключив союз с Даниилом Галицким, потребовал отречься от Православия. Князь Даниил это условие выполнил, но был вероломно обманут. Вместо обещанных рыцарей, землю Западной Руси наводнили папские легаты.
Даниил, увидев обман, отрекся от католицизма, но это ему уже мало помогло, доверия к нему со стороны татар, как к князю Александру уже не было, вместе с данью они потребовали срыть и городские укрепления.
Ошибка Даниила, запутавшегося в многовекторности, дорого обошлась Руси – Галичина, и, по сей день, отрезана от нас незримой идеологической чертой.
Председатель фонда им. Генерала Кутепова Николай Ганжа свой доклад посвятил вехам Чугуевского казачьего, а потом и уланского полка, которому выпала яркая и героическая судьба. На протяжении трехсот лет ему сопутствовало военное счастье, позволявшее вносить решающий вклад в исход многих сражений.
Чугуевцы верой и правдой служили императорскому престолу, саблей ковали славу России их заслуги отмечали Суворов и Кутузов.
Конвойная команда императрицы Екатерины II и графа Потемкина была набрана из Чугуевских казаков.
В 1709 года чугуевцы одержали полную победу над запорожцами-мазепинцами, изрубили до полутораста изменников и взяли в плен 29 человек.
По одной из версий именно чугуевские казаки перед началом Полтавской битвы в одной из стычек ранили Карла XII в ногу.
В марте 1814 года с боем чугуевские уланы первыми вошли в Париж.
Считалось, что из Чугуевского пехотного юнкерского училища выходило больше кавалеров Ордена Святого Георгия Победоносца, чем из любого другого юнкерского училища.
В трагический момент истории, юнкера оказались единственной духовно зрелой и организованной силой в Отечестве, остро осознавшей, какие страшные последствия может повлечь за собой революционная смута. И они еще до зарождения белого движения мужественно стали на пути лавины, сметающей бытийные основы русского мира.
15 декабря 1917 года многие чугуевские юнкера пали в неравном бою с большевиками, прибывшими на бронепоезде, во главе с матросом Железняковым.
О том, как произошло воссоединение земель «единокровных и единоверных» под руководством Богдана Хмельницкого поведал собравшимся председатель «Русского Вече» Геннадий Макаров.
Присягнув ему на верность вместе с представителями всех сословий, казаки тем самым признали Алексея Михайловича Романова своим самодержцем, который в отличии от соседей не смотрел на южнорусский народ, как на «быдло», «схизматов» и «неверных».
Незаурядный талант организатора, полководца и политика позволил Богом данному Богдану совершить историческую миссию, которая до него никому не удавалась. Недаром в 1649 году в Киеве общественность и православное духовенство окрестило его «русским Моисеем, который «освободил свой народ от польского рабства».
«Едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа», — говорил Богдан в Переяславле, очерчивая исторический выбор.
А на соблазны отложиться от Москвы отвечал: «Но видно судьба Божия, устраивающая дела человеческие всегда к лучшему избрала соединение его с народом единоверным по доброй и обоюдной воле и согласию непринужденному, которых разрушать я почитаю за грех смертельный, и с тем жить и умереть хочу».
Богдан Хмельницкий, пользовался огромной популярностью в народе, но дело, начатое им, оказалось недовершенным. Смута, охватившая Малороссию после его смерти, в какой-то степени продолжается, и по сей день.
О малоизвестных подробностях основания города Харькова изложил старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Дмитрий Бадаев.
По всем признакам Харьковское городище возникло еще при Иване Грозном, когда «на Московской украине» устанавливалась система станичной и сторожевой службы. А возникновению первого на Слобожанщине города — Путивля. Запорожские казаки отказались штурмовать город, в котором оборонялись русские стрельцы, подняли восстание против поляков под предводительством Якова Остряницы, ушли в Московскую окраину и по разрешению царя Михаил Федоровича в 1638 году основали здесь первый город — Чугуев.
О подробностях героической обороны русской крепости «Осовец» в своем докладе изложил член историко-культурной организации «Память Державы» Юрий Червяк.
В Великой войне, которая нам известна как Первая Мировая мужественно сражались и жители Харькова. У храма Усекновения главы Иоанна Прредтечи на улице Пушкинской была аллея Георгиевских кавалеров.
Осада крепости была эпизодом Первой Мировой и началась в январе 1915-го. За время осады на крепость было обрушено до 400 тысяч тяжелых снарядов.
Даже после газовой атаки немцев, когда казалось, что в крепости не осталось никого в живых русские бойцы встречной атакой ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Этот бой войдет в историю как «атака мертвецов».
Крохотный по стратегическим меркам Осовец защищался полгода, с семью батальонами русских солдат и с этим ничего не смогли сделать ни огромные снаряды Берт, ни Цеппелины, ни четыре десятка отборных батальонов Кайзера, ни удушающий хлор.
Остается добавить, что секрет мужества русского солдата кроется в воодушевлении. Воодушевление — это такое состояние человека в экстремальной ситуации, когда он действует, не думая о себе. Воодушевление не только помогает человеку преодолеть страх и адекватно действовать в бою, но и даёт доступ к резервным возможностям организма. Для солдата главным источником воодушевления являются действия командира. Яркими образцами военноначальников, умевших воодушевить своих солдат являются Александр Суворов, и Михаил Скобелев.
Одним появлением на поле боя эти полководцы меняли исход сражения.
«Чудо-богатыри! Отдыхайте! Ложись, где стоишь... Через два часа большая радость будет, пойдем бить Огинского... У него наши в плену. Постоим за своих! Не отдадим их врагу! Мы — русские: с нами Бог!» — такими простыми словами ободрял генералиссимус Суворов своих солдат.
Как сделать так, чтобы бойцу было доступно такое воинское состояние как воодушевление? Есть только один способ — это воспитание и самовоспитание высоких моральных качеств и религиозности.
В этом громадное значение всякого религиозного воспитания, и в этом ужасное, разлагающее государство и его армию, влияние атеизма и равнодушия к религии.
Никакие семинары и психотренинги не могут решить проблему психологической подготовки человека к бою. Они, конечно, дают полезные знания, но самое главное — это воспитание религиозности и высоких моральных качеств. Без изменения состояния сознания обойтись можно, а вот без любви к родине, без понятия о чести — нет.
Белый генерал Антон Васильевич Туркул в своих воспоминаниях писал: «В огне спадают все слова, мишура, декорации. В огне остается истинный человек, в мужественной силе его веры и правды. В огне остается последняя и вечная истина, какая только есть на свете, божественная истина о человеческом духе, попирающем саму смерть».
Представитель харьковского отделения «Верного Казачества» Ярослав Ефименко доклад о потерях в Великой Отечественной Войне изложил в разрезе информационной войны.
Аргументировано сопоставляя разные источники по подсчетам потерь — пришел к выводу, что разницы в военных потерях немецких и советских войск практически нет. Огромные потери нес Советский Союз в начале войны, но в конце войны потери фашистов были сопоставимые. С мечом к нам пришли и от меча погибли. А попытки увеличить наши потери и уменьшить немецкие преследуют одну цель — дискредитировать армию, которая одержала заслуженную победу и не только благодаря героизму солдат и офицеров, а также стратегическому и тактическому превосходству над «сверхлюдьми и чистокровными арийцами».
Обращение к лучшим традициям русской императорской армии дало духовные силы, помогло выстоять в самой страшной войне, а орден Славы стал аналогом Георгиевского Креста. По сути, Советская армия в годы ВОВ представляла Святое воинство, защитившее землю Русскую.
Руководитель Десантно-спортивного клуба Дмитрий Гурин рассказал о легендарном основателе ВДВ генерале Маргелове, мужественном человеке, продолжателе лучших воинских традиций нашего триединого русского народа.
«Когда его спрашивали: «Ты бульбаш? Он отвечал, – да! Хохол? Да! Русак? Да!»
И добавлял: «Во мне льется кровь трех братских народов».
Сергей Самойлов председатель организации «Юных Миротворцев» в своем выступлении отметил, что миротворчество высокая миссия и наша история знает немало примеров истинного миротворчества, в том числе и в советский период. В этой связи очень важно прививать молодому поколению систему ценностей, основанную не на эгоизме, а на жертвенном служении Отечеству по примеру отцов и дедов. Ведь сейчас, чтобы завоевать государство, нет надобности захватывать территории, достаточно всего лишь заняться воспитанием молодого поколения.
Председатель правления общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев, подводя итоги конференции, отметил, — мы верим, те, кто считают, что политика — это лишь концентрированная экономика и что политика не должна быть связанна с какими-либо идеалами, принципами и заповедями, неминуемо уйдут в прошлое.
Процитировал слова мыслителя Ивана Ильина, который еще в 1937 году в своей работе «Творческая идея нашего будущего писал каким путем следует выбираться из кризиса: «Русские люди поймут и продумают окончательно то, что начали понимать уже и в наши дни: а именно, что один человек с духовным характером — есть уже целый остров в бушующем море; и что два таких человека, сговорившихся в крепком и верном, жизненно-смертном единомыслии, образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может все и для него нет невозможного.
… Невозможно? Неосуществимо? Утопическая мечта? Непосильный идеал?
Смотрите же: весь смысл переживаемой нами смуты в том, чтобы повсюду запылали очаги нового, национально-государственного рыцарства.
И не говорите, что «нас мало» и, что нельзя нам «переть против рожна». Тех, кто прав, силен и верен — всегда было на свете меньше; и все большие движения всегда начинались скудным меньшинством. Дело не в числе людей, а в их внутренней, духовной силе и в их спайке на жизнь и на смерть. Зверь гораздо сильнее укротителя, но не смеет броситься на него, пока дух укротителя собран и пока не дрогнула сила его взгляда.
Читайте историю России: и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия Радонежского, патриарха Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.
Так было. Так и еще лучше будет и впредь. В России зазияла бездна безбожия и жадности, бесчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением деятельных православных общин и рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли!»
В завершении конференции прозвучали казачьи песни в исполнении руководителя театра «Амадей» Олега Калинина.
Приготовление традиционного напитка Русской Императорской Армии — глинтвейна была частью исторической реконструкции и, судя по тому, как опустел котел с напитком — реконструкция удалась.
Наша история, как лоскутное одеяло, каждая эпоха по-своему формирует фокус общественного внимания. Для нас же история нашего отечества непрерывна и едина, в каждую эпоху были настоящие достойные люди. Мы одинаково чтим память и царских офицеров, и советских воинов.
Не нужно забывать о том, что власть большевиков была временной, а народ русский остался и не потерял своей самоидентификации. Нам нужна благодатная память, которая откроет единый смысл очень непростой истории.
Свято место исторической памяти пусто не бывает, работает Евангельская формула — увижу дом пуст, приду и вселюсь в нем. Забудем своих героев – будем чтить своих. К тому же история — это не набор разрозненных фактов, это всегда смыслы, важно эти смыслы выявить.
Русский офицерский корпус на протяжении столетий объединял все лучшее, что было в стране, и служил опорой российской государственности.
Отдавая дань прошлому, мы уже строим будущее. Ведь на чем строить будущее? На песке сиюминутной выгоды? Когда под нами уже имеется прочное основание, скрепленное жертвенной кровью многих поколений защитников Отечества.
10 декабря праздник выдался двойным, ведь это был день чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».
В XII веке чудо, явленное через Новгородский Образ этой иконы, пресекло междоусобие Новгородцев и Суздальцев. А «Знамение» Курская Коренная, является покровительницей русского воинства, Ею благословляли донских казаков. В 1812 году о даровании победы в войне с Наполеоном молился перед чудотворным Образом фельдмаршал Кутузов.
Евроинтеграторы: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему» (Матф. 12:38-39). Помнится, в 2005 году Ющенко даже забрался на Говерлу, возносил руки, хотел заручиться поддержкой свыше, но получил ответ в виде грома и молнии, пострадали бывшие с ним люди, были погибшие и раненные.
Мы же, сторонники Русского Мира, знамения не ищем – Знамение во благо нас находит.
Сергей Моисеев
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011