Оглядывая русскую историю, православный наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Бо-жия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки "объективным закономерностям", свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие "чин естества" и недалекий человеческий расчет.
Чудо сопровождает Россию сквозь века. В конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели — русский народ, в течение шести веков (с Х по XVI) вдумчиво и сосредото-ченно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем нацио-нально-религиозном мировоззрении. И все это — вопреки обстоя-тельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету.
С этого "вопреки" и начинается русская история. Ибо угодно было Господу явить здесь чудо крещения, положившего начало тысячелетнему служению соборного и державного православного народа тогда, когда это казалось невозможным и невыполнимым. Чтобы показать это с ясностью на исторических примерах, обратимся к моменту, когда Русь еще пребывала в языческом заблуж-дении, не догадываясь о своей будущей великой судьбе.
«А-а-ал-ла-ху-у-у э-экбе-ер…»
Окна закрывать бесполезно. Пронзительные голоса муэдзинов все равно пробиваются через вентиляционное отверстие гостиничного номера. Волей-неволей слушаешь вечерний азан – мусульманский призыв к молитве.
Знойный воздух раскален до предела, несмотря на вечернее время. Запах жареных каштанов дразнит проголодавшийся желудок. Звуки и запахи Стамбула обволакивают со всех сторон, погружая в какое-то трансовое состояние.
«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» Филофе?й Псковский (ок. 1465—1542)
В ноябре 2019 г. в мировом Православии произошли взаимосвязанные тектонические сдвиги. Глава архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Иоанн (Реннето) получил от патриарха Кирилла грамоту о воссоединении с РПЦ и сан митрополита. В 2007 году в Москве состоялось воссоединение РПЦ и РПЦЗ, а оставшиеся раны залечены сейчас. Вместе с Иоанном к Русской церкви присоединилось 60 приходов и около 90 клириков.
История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута — отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием — дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, богоугодного жития.
О ТОМ, КАК ВИТОВТ ТЩИЛСЯ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛИТЬ
Многие отмечают, что сегодняшняя попытка разорвать Русскую Православную Церковь, и лишить Патриарха Московского титула и Всея Руси, не первая. Гадают, чем же это все закончится?
Но заглянем в историю. Когда в XV веке Русь была политически разделена, на Русь Московскую и Русь Литовскую, и Литва доминировала (несколько раз литвины приходили штурмовать Московский Кремль), то литовские князья уже пытались разделить и Русскую Церковь.
Как отметили юбилей Ледового побоища, а фестиваль «Игорев Полк» «дюжину разменял». 28 апреля 2017 г. в Харьковском Национальном Университете им. В.Н. Каразина на кафедре истории России (ныне – «Восточной Европы») в рамках ежегодной научной конференции «Каразинские чтения» прошли «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященные 775-летию битвы на Чудском озере (Ледового побоища) 5\19 апреля 1242 г., 200-летию первого русского перевода «Слова о полку Игореве», изданного типографией Харьковского Императорского Университета и 832-летию воспетого в «Слове о полку Игореве» похода князя Игоря Святославовича (23 апреля – 11 мая 1185 г.).
29 января в Харькове в Большом конференц-зале гостиницы «Харьков» состоялась конференция 24 общественных организаций по инициативе шести объединений: «Великая Русь», «Украинский выбор», «Союз граждан Украины», «Русь Триединая», «Суть времени», «Трудовая Украина».
Начало работы благословил иерей Александр Каневский, известный также как глава организации «Родительский комитет». Собравшиеся почтили вставанием и минутой молчания память экс-губернатора Харьковщины Евгения Кушнарева, которому в день проведения конференции исполнилось бы 63 года, если бы не трагическая кончина 17 января 2007 г.
Название "Былины" установилось за русскими народными эпическими песнями о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин "былины" не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек", свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Термин "былины" впервые использовал И. Сахаров в своих "Сказаниях русского народа", назвав так отдел, в котором он поместил перепечатку эпических песен из более ранних сборников.
19 декабря, в праздничный православный день Николы зимнего, в Доме ученых города Харькова состоялась конференция «510 лет единства», посвященная вхождению Северских и Слобожанских земель в состав России. В ней приняли участие историки, деятели русских патриотических организаций Харьковщины, преподаватели вузов, представители учреждений культуры, студенты.
Конференцию вел Сергей Моисеев – руководитель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая».
18 января исполняется 360 лет со дня Переяславской Рады.
10 лет назад в канун юбилея известный историк профессор Владимир Сергийчук связал тему Переяслава с темой европейского выбора, придумав тезис: «Переяславская Рада – проигрыш Европы».
По сути жители Украины, о ключевом событии отечественной истории, о котором стоит вспоминать независимо от юбилеев самом событии знают очень мало. Обо всех позитивных итогах Переяславской Рады говорить на Украине не слишком принято. Ведь история, какую преподносят народу, всегда была не чистой наукой, а политикой, опрокинутой в прошлое, а поэтому неизменно мифологизировалась.
История знает два пути возникновения монастырей: первый путь, - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь, - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов, как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.
В начале XVII Россия погрузилась в пучину безвластия.
Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные. Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты мясника Кузьмы Минина.
Кроме известных Лжедмитриев появилось более десятка мелких претендентов. Каждый из самозванцев сажал в городах своих воевод. Казачьи атаманы служили всем, кто мог их обеспечить, промышляли грабежом.
В ситуации, когда неизвестно какая власть законна, теряли силу святость присяги и честь рода. Росло количество перебежчиков из одного лагеря в другой.
19–20 декабря 2012 года в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» прошли VII Международные научно-практические конференции «Переяславская рада: ее историческое значение и перспективы развития восточнославянской цивилизации» и «Пространство литературы, искусства и образования – путь к миру, согласию и сотрудничеству между славянскими народами».
Организаторами мероприятия выступили областной и городской советы, Институт восточнославянской цивилизации, харьковское отделение Союза писателей России, Харьковская академия непрерывного образования. Инициатором конференции стал НТУ «ХПИ».
На правах хозяев Форума, который проходил на базе Харьковского национального технического университета «ХПИ» председательствовали ректор Харьковского НТУ (ХПИ), профессор Л.Л. Товажнянский.
Когда-то Владимир Великий включил эту землю в состав своей державы под названием «Червенские города» — к ним относились Белз, Червень и Перемышль. Как один из главных центров этой Надсянской Руси, выдвинулся основанный еще в конце X века Перемышль.
Перемышльское княжество раз делило общую судьбу Южной Руси — сначала усобицы, потом поглощение Польшей. Не только Надсянская Русь, но и Русь Галицкая, а впоследствии и Надднепрянская, позже ставшая известной как Украина, попали в ХV-ХVI вв. под руку польских королей. И если к востоку от Днепра их владычество было сравнительно коротким, то на западных пределах Руси Речь Посполита господствовала многие столетия, навязывая шляхетские порядки, католицизм и унию, оставив неизгладимые следы на духовном облике русичей.
На Украине про двухсотлетний юбилей Бородинской битвы если и говорят, то стыдливо и отстраненно как о чужой дате. И это вполне объяснимо, ведь подобная историческая веха не вписывается в курс так называемой евроинтеграции.
1 сентября в историческом центре Харькова у Александровской колокольни, воздвигнутой в честь победы над Наполеоном, собрались общественники, для которых день Бородинской битвы является памятной датой нашей общей истории. Александровская колокольня стала символической отправной точкой нашего участия в юбилейных мероприятиях на Бородинском поле.
Со школьной скамьи нам вколачивали миф о «милитаризме русского империализма». Дескать, безвольный и слабохарактерный царь, идя на поводу у крайне реакционного дворянства, был одним из тех, кто развязал I Мировую войну, желая прикарманить пару-тройку колоний; и, если бы не революция, то мир так и не узнал бы, что только Советский Фонд Мира борется за мир во всем мире. При этом умалчивая о том, что, в действительности, у истоков «движения за всеобщее разоружение» стоял Николай II – Царь-мученик, расстрелянный вместе со своей семьей большевиками.
День 15/28 августа 1898 года стал величайшей исторической датой. В этот день молодой - тридцатилетний - Император Всероссийский, по собственному почину, обратился ко всему миру с предложением созвать международную конференцию, чтобы положить предел росту вооружений и предупредить возникновение войны в будущем.
8 Сентября 1380 года на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча сошлись русская рать и ордынское войско хана Мамая. По традиции битва должна была начаться схваткой двух лучших воинов. Русским поединщиком был монах Троицкого монастыря, бывший брянский боярин, воин Александр Пересвет, которого великий Сергий Радонежский перед этим постриг в «великую схиму», высший монашеский чин, благословив на битву и его, и все русское войско.
К 440-летию битвы на Молодях
Речь пойдет о незаслуженно забытых предках; если не о великих, то более чем выдающихся, достойных благодарной памяти потомков, но, увы, по какому-то роковому стечению обстоятельств веками пребывающих в тени.
Кто слышал, например, о Дмитрии Хворостинине? Узкие специалисты по истории Отечества, дотошные любители старины. А ведь этот воевода с княжеским титулом сыграл в истории России Ивана Грозного роль, равную по значимости с теми, что выпали на долю тех, чьи имена прозвучали на Красной площади в ноябре 1941 года так кстати. Еще одно имя - Михаил Воротынский… Что вы знаете о нем? Очень мало, скорее ничего.
Если ехать из Москвы по Варшавскому шоссе на юг, то в 40 км от МКАДа встретится село Молоди. Здесь 2 августа 1572 года русские ратники истребили идущую на Москву татаро-турецко-ногайскую орду. . Давайте помянем их, доблестно сражавшихся и умиравших здесь тем знойным летом. Они честно делали свое трудное дело. Ведь есть такая профессия – Родину защищать. И они ее защитили, отстояв столицу.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 26 июля начал трехдневный визит в Киев по случаю 20-летия предстоятельского служения митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Дня Крещения Руси.
По приглашению митрополита Владимира в праздничных мероприятиях в Киеве также приняли участие представители поместных Православных церквей.
Утром 26 июля под его председательством состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви. Во время июльских патриарших визитов в Украину именно в Киеве проходит заседание Синода.
Начало 19 века, с точки зрения военной истории, как правило, ассоциируется с началом наполеоновских войн в Европе. Военная история начала 19 века – это, прежде всего, острое мировое геополитическое противостояние и создание военных союзов в Европе для борьбы с наполеоновской Францией. Однако в это непростое для нашего Отечества время его солдатам приходилось решать боевые задачи не только на полях Аустерлица и впоследствии Бородино, но и в других уголках Евразии, а в частности на Кавказе.
Внук Ивана III Великого, Царь Московский и всея Руси Иван Васильевич Четвертый, прозванный Грозным, появился на свет 25 августа 1530 года. Говорят, в момент его рождения над Москвой бушевала гроза и чуть ли не земля дрожала, но его папенька, Василий Иванович, вряд ли замечал эти пустяки. Рождение сына было великой радостью: князю к тому моменту перевалило за 50, появления наследника он полжизни ждал. Первая жена Василия, Соломония Сабурова, после 20 лет бездетного супружества была пострижена в монахини. Вторая, Елена Глинская, разродилась наследником только через четыре года после свадьбы.
Чудо свершилось, и теперь важнейшей заботой великого князя стало строительство обетного храма, заложенного чуть ранее — в пору, когда князь и его молодая супруга путешествовали по монастырям, избывая епитимью, наложенную на Василия за вынужденное двоежёнство, и вымаливая сына.
Результатом победы Петра Первого под Полтавой, которая произошла 8 июля 1709 года, стало возникновение Российской империи. Но идея этого геополитического проекта родилась на поколение раньше... в Киеве. Об этом читайте в главе из новой книги «Воскрешение Малороссии» писателя Олеся Бузины.
...Вместо того, чтобы изучать, историю у нас насилуют. И в советские времена, и сейчас школьникам давали только набор дат и сиюминутные политизированные трактовки событий. Победившие в Гражданской войне коммунисты объясняли прошлое со своих партийных позиций, абсолютизируя классовую борьбу. Для них в истории самым важным были забастовки, восстания рабов и бунты Разиных и Пугачевых. Отход от этого взгляда наметился только накануне Второй мировой войны, когда в учебники вместе с классовостью стал проникать советский патриотизм.
Бывший госсекретарь США времён Джорджа Буша младшего госпожа Кондолиза Райс в недавно изданной книге своих мемуаров написала следующее: «Принято считать, что потеря Украины для России равносильна потере Техаса или Калифорнии для США. Но это не точно, эта потеря была равносильна утрате всех первых тринадцати колоний (имеются в виду первые 13 штатов, вошедшие в состав США).
Славянство, в том числе и кириллический алфавит, зародилось в Киеве и распространилось на Россию. До XVII столетия Малороссия принадлежала Польше, а Германия в конце Первой мировой войны признала ее кратковременную независимость. Во время Второй мировой войны кое-кто из нацистских лидеров тоже соблазнял независимостью в обмен на сотрудничество. Все это убеждало россиян в том, что Москва только во времена слабости была не в состоянии сохранить единство славянских народов — украинцев и русских.
27-28 июля в канун празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Патриарх Кирилл посетил Украину с уже ставшим традиционным пастырским визитом.
Критики, отмечая, что количество людей в этом году на встрече с Патриархом уступало его прошлым визитам, объясняют этот факт снижением популярности нашего архипастыря. На самом деле, если первые визиты были явлением экстраординарным, это был своего рода прорыв плотины, и Патриарха всюду окружало людское море десятков тысяч людей, то сейчас, когда визиты Святейшего приобрели, системный характер все вошло в привычное русло.
И, тем не менее, со всей Украины в Киев отправились тысячи людей. Харьковчане, многие миряне, бросив свои дела, в общей сложности на пяти автобусах выехали на встречу со Святейшим Архипастырем. На одном из автобусов в Киев прибыло Харьковское отделение Верного Казачества.
26 марта 2011 года, в городе Изюме, прошло мероприятия, посвященные 900-летию победы 27 марта 1111 года, когда объединенные силы русских князей под руководством Владимира Мономаха, разбили половцев на реке Сальница близ Изюма.
Торжества начались с открытия памятного знака. Погода выдалась далеко не весенняя, срывался снег, дул сильный ветер, но когда все приглашенные собрались у памятника, и началось его освящение, то сквозь плотные, казалось, непроницаемые облака пробилось солнце, и лучи осыпали всех золотым дождем. Луч с неба держался ровно столько, сколько мы находились у памятника.
Нам стало ясно, почему день выдался пасмурным, ведь солнечный луч, пробившийся сквозь тучи, осветивший памятник помог всем ощутить значимость происходящего. В том сражение полегли наши далекие предки, и теперь мы вспомнили о них.
Сколько споров ведется о том, что такое украинская элита, была ли она когда-либо и кого к ней можно отнести! Ах, как хочется видеть среди предков и богатых, и родовитых, и образованных, и при этом не иноземцев и иноверцев! Родовым гнездом именно таких аристократов является город Острог, ныне находящийся на Ровенщине, в 55 километрах от областного центра. Когда-то там жил род, способный прославить любую страну — русские князья Острожские. Которые явили пример стояния в истине, когда их соплеменники дворяне массово отрекались от своего народа (подробно о том как это происходило, мы писали в прошлом номере).
В начале 1941 года делегация советских военных чиновников и конструкторов приехала в Германию. В ходе визита немцы продемонстрировали образцы своей лучшей, на то время, бронетехники.
Советские специалисты увидели новейшие танки. Однако, члены делегации из СССР упрекнули немецких коллег в том, что те не показали представителям дружественного (на тот момент) государства свою современную технику, представив лишь устаревшие машины. Этот упрек озадачил немцев, которые не скрывали от русских ничего. Незадолго до этого в Германию приезжала американская делегация, которая пришла в восторг от этих новейших боевых машин.
Анна, дочь Ярослава Мудрого, по рождению принадлежит Русской земле, по материнской линии — шведам, по месту в истории — Франции.
Внимание к Анне не ослабевает и в историографии, литературе, искусстве. К 1972 году французский исследователь Ж. Юлли в книге «Anne de Kiev...» составил библиографию из почти 500 названий (только на западноевропейских языках). В книге учтены и рассмотрены даже детали — портреты, статуя, автографы, варианты имени. Книга издана Украинским католическим университетом (Рим, 1973 г.), имеет явную тенденцию в украинистику, начиная с заглавия.
Поток внимания всегда возрастал в зависимости от развития отношений России и Франции, а сегодня подхвачен не в меру тенденциозно в украинской литературе.
Несмотря на такое обилие в биографии Анны много темных мест и белых пятен, успешно заполняемых вымыслами и домыслами.
Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Евангелие от Луки
СТРАШНЫЙ СУД
В середине 1966 года на заседании коллегии Госкино СССР состоялся показ только что смонтированного фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». Картину просмотрели на одном дыхании, несмотря на то, что она шла три часа пятнадцать минут. Чуть меньше времени ушло на ее обсуждение. Фильм произвел огромное впечатление. Многие из выступавших говорили о нем как о выдающемся произведении искусства. «Все они очень-очень хвалили картину, — вспоминал Тарковский, и это было весьма неожиданно для меня, потому что я еще сам не понимал, что получилось. И это меня очень поддержало. Я был очень благодарен коллегам, и для меня было много неожиданностей в тех комплиментах, которые они мне расточали. И эта коллегия как-то очень-очень хорошо на меня подействовала». Сразу после этого картина была названа «антиисторической» и положена «на полку».
Выражение — слуга народа — произносят, когда хотят подчеркнуть классовую и идейную удаленность человека власть имущего от народа. Потому, что, как правило, эти самые власть имущие люди в большинстве своем даже не подозревают, в чем истинный смысл власти. Пресловутая ницшеанская воля к власти сама по себе является грехом. И человек, рвущийся к ней, не понимает, что лишь усугубляет свою участь.
Возле города Славяногорска, на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположилась древняя иноческая обитель — Святогорский Успенский монастырь.
Одна из существующих версий его основания предполагает происхождение обители во время возникновения иконоборческой ереси в Византии и связывает его с бегством в русские края византийских иноков.
Наследники Владимира Мономаха пренебрегли заветом великого князя, хранить единство, разделили землю на уделы. В результате непрекращающейся борьбы за Киевский престол, Южнорусские земли обезлюдели.
Глубоко религиозный князь Андрей Боголюбский (1111 - 1174) не смог смириться с этим. Он хотел видеть Русь великим, Православным государством, ни в чем не уступающим Византии. А для этого считал он, принципом управления должно быть единовластие. Его отец, Юрий Долгорукий это тоже понимал и стремился утвердить самовластие в Киеве. Князь Андрей видел, что время Киевской Руси прошло.
Великому киевскому князю Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом была прислана икона и поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде (сейчас пригород Киева).
Еще с ветхозаветных времен известно, что если хочет Бог наказать — народ дает ей плохого пастыря или отнимает разум, но если хочет облагодетельствовать, напротив, дает разумного и наделяет его мудростью. И их высокие нравственные качества превращаются в прочный национальный фундамент на века, и даже тысячелетия. Некоторые последующие строители, возводя стены, замешивают раствор на страстях. Из-за этого часть сооружения рушится. Но сам фундамент остается незыблем, его никто не в силах поколебать, так как покоится он на прочнейшем основании — на камне веры.
«Детьми разума» — назвал книги Джонатан Свифт. А. Д. Аддекон сказал: «Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду».
Книга — мыслехранилище. Храм слова мысли. Самое ценное изобретение в истории человечества. Мы хотим рассказать о строительстве мыслехранилища и о первостроителе храма. Хотим рассказать о том, как было сделано изобретение и об изобретателе.
Благо у первокниги юбилей. Мы хотим рассказать об «Апостоле» Ивана Федорова и Петра Мальярославца. Дата выхода его 1564 год в Москве и 1574 год во Львове.
А теперь скажите: Иван Федоров — первопечатник российский или украинский? Вероятно, и то, и другое.
Историки и краеведы наградили Ивана Сирко — кошевого атамана войска запорожского (вторая половина 17 в.) многочисленными хвалебными эпитетами. Среди них есть это ноу-хау харьковских краеведов и сопоставлен Сирко с Гильгамешем.
Лик или личина?
Но, известно, Гильгамеш — полуреальный, полумифический персонаж древних шумеров. Полубог, получеловек. Он символизирует тщетность попыток человека достичь бессмертия. Сирко же, утверждают, «здобув безсмертя у пам’яті вдячних нащадків». Но так ли это применительно к Слобожанщине и конкретно к Харькову с его окрестностями.
Шел Иван Большой Колпак по дороге от Ростова к Угличу, просил встречных:
покажите мне обвитого узищем! Сколько греха на Русском царстве, столько и уз на нем. Не знаю кто, не знаю где, тянет меня! Как сама земля тянет, ибо есть он — начальник мира.
Миновал Иван Большой Колпак село Демьяны, пил воду из речки Ишны, говорил людям, сильно сокрушаясь:
— Господи! Какие вы мелкие! Овцы и овцы! Не в прародителя вашего, не в Демьяна Куденеича, старорусского богатыря! Сожрут вас волки. Имя тем волкам Литва.
Шел Иван Большой Колпак — через Шугорь, через Борушки, мимо села Согило по темному бору, над Устьей-речкой, и стал перед ним, как гора Света, белый монастырь святых князей Бориса и Глеба.
«Вот он кол, к которому веревкой меня привязали и притянули».
Был Иван Большой Колпак сед от старости, подвигами да пророчествами знаменит, потому и встречал его у Святых ворот игумен с келарем, со всей монастырской братией.
Уже полвека спорят о том, кто же создал таинственную «Велесову книгу»: языческие волхвы XIX века или белоэмигрант Ю.П. Миролюбов, сообщивший о ней миру в 1953 г? Но мало кто обращает внимание на содержащиеся в ней пророчества Славянорусов, будто бы изреченние верховным богом Сварогом их прародителю Орию.
«Сказал Орию Сварог наш: «Я — Иствара. Сотворил вас из перстов моих, и будет сказано, что вы — сыны Творца. И ведите себя как сыны Иствароговые, и будете как дети мои, и Даждь-бог будет отец ваш. Его достойно слушайте, и он вам скажет, что должны вы делать, и как говорить, и что творить. И, народ великий, победите вы весь свет и потопчете роды иные, которые, извлекая силы из камня, чудеса творят, без коней повозки.
Что касается духовных основ спецоперации России в Сирии, то, действительно, для нас, православных христиан, это земля апостола Павла. Это земля арабских православных христиан, которые были глубокими русофилами. Сегодня я возрадовался сутра, возблагодарил Бога, помолился святому апостолу Павлу – покровителю Дамаска, великому миссионеру, апостолу языков, – когда узнал, что стражи исламской революции из ислама разблокировали осаду города Алеппо. Чем же для нас, православных русских христиан, важен город Алеппо? А вот почему. Знаменитый диакон Павел Алеппский пришел в XVII веке и вместе с Патриархом Макарием приехал в землю казаков, то есть в Малороссию, и Великороссию, на Московскую Русь. И он написал знаменитую книгу «Путешествие Патриарха Макария, архидиакона Павла Алеппского в страну казаков и Московию». Эта книга – это антитеза всей русофобской западной литературы, то есть будущему маркизу де Кюстину и многочисленным хроникам западных пропагандистов, а не историков, которые рисовали страшную варварскую Россию, страшных русских царей-садистов, врагов демократии и так далее, и так далее. Американская пропаганда, по сути, просто переписывает эти древние, давние – еще со средних веков – русофобские тексты.
Село Триполье, Обуховского района, Киевской области. На правом берегу Днепра. Несколько раз менялось название — Триполь, Треполь, Комсомилля, ныне Триполье.
По сообщениям прессы в селе Ульяницы Каргопольского района Киевской области намереваются воссоздать облик поселения Трипольской эпохи.
Триполье в энциклопедии Брокгауз-Ефрон заслуживает внимание как упоминаемое в летописи место встречи Святополка, Владимира и Ростислава (1093 год). Перешло к России по Андреевскому договору (1666 год).
В советское время упоминается как место боя партийно-комсомольского отряда с кулацко-нациолистической бандой Зеленого. Археологические открытия рассматриваются исключительно с позиций материалов культуры.
Начало XVII века на Руси отмечено смутным временем. После смерти царя Федора Ивановича, не оставившего наследников, род Рюриковичей прекратился. В цари был избран Борис Годунов. Вскоре в Польше объявился самозванец, будто бы чудом спасшийся от смерти царевич Дмитрии. Многие поверили в Лже Дмитрия, тем более что он рассылал повсюду грамоты с обещаниями уменьшить поборы и установить справедливый порядок. Как известно эта схема, когда претендент на власть является ставленником «друзей» из за рубежа сейчас получила широкое распространение.
Популистские лозунги самозванца сделали свое дело и когда он вступил из Польши в Русь, города без сопротивления сдавались его войску, и в Москве его тайно и явно поджидали. Весной 1605 года внезапно скончался Борис Годунов, его наследники были убиты, и уже 1 июня Лжедмитрий вступил в Москву.
Но он и года не продержался на престоле. При нем поляки хозяйничали в Москве, как у себя дома. Недовольные москвичи подняли восстание, самозванца казнили и «выкрикнули» в цари на Красной площади князя Василия Шуйского.
Поведал нам это некто из благородных шляхтичей по имени Ян Пиглавский, латинской веры. Как-то летом 1628 года пришел вместе с большим числом своих людей в Киево-Печерскую лавру, хотел видеть пещеры и в них святые мощи поскольку слышал о них от многих немало преславного.
Он рассказал: «Пришли мы в пещеру святого Антония, осмотрели все святые мощи и, подивившись, пошли. Когда шли в город, еще по дороге, один юноша некто по имени Лементовский, слуга Яна Молского, розболелся настолько сильно, что едва смогли донести его до города. Болезнь его была во всем теле, но больше всего болели шея и плечи, так, будто у него были переломанны кости и разорванны жилы.
В июле, когда к истории Полтавской битвы прибавится еще один год — нашим читателям будет интересно узнать об одном эпизоде Северной войны на землях Харьковщины.
К тому же этот эпизод имеет прямое отношение к истории и жизни православной церкви.
Не громкими бранными подвигами, не страданиями, принесенными на алтарь Отчизны славна Каплуновка, но чудным проявлением Божьего милосердия, святою иконою Божией Матери, явленной здесь.
Первый храм в этом селе во славу Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1688 году. Годом раньше выходец из Умани Иван Александрович Уманов принял священство по рукоположению митрополита Белгородского Авраамия. Этому-то священнику и указала Пресвятая Богородица на Свой чудотворный образ.
Случилось это при следующих обстоятельствах.
В Древней Руси пост соблюдался очень строго, люди жили в духовной очевидности, понимали, что добровольное самоограничение лучше вынужденного. Понимали, что человек способный к самоограничению укрощает в себе стихийное начало, обретает внутреннюю свободу, постясь, человек трудится над воссозданием в себе образа и подобия Божьего.
На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но присутствовали за богослужением, носили простую одежду.
В начале поста стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома, и они оставались закрытыми до истечения пасхальной среды.
На земле существуют отражения, отзвуки различных сущностей духовного мира — вся земля являет собой некий грандиозный метасимвол. Священная география Триединой Руси — треугольный в плане Кремль. С древних времен известно Косинское предание, что именно отсюда, с Боровицкого холма, с места, где стояла келия старца Вукола, воздвигнется Царствие треугольное.
Прошли столетия, и в центре Москвы мы видим сакральный символ, центр нашего русского Треугольного царства — треугольный в плане Кремль.
Символично, что в центре Кремля высится Иван Великий, колокольня — памятник основателю русского государства, Ивану Великому III. Вдоль Кремлевской стены льется людская река. Спасская башня, сколько ты всего видела за пятьсот лет!
И теперь это треугольное царствие русской цивилизации заняло огромную территорию от Курил до Карпат. Сейчас уже на наши плечи упала тяжесть необъятного русского креста, которые несли наши отцы, деды и прадеды. Мы вновь учимся ходить по вере. Вспоминаем, что русский человек — это человек, у которого в сердце прописана Москва как ис-торический оплот Русского мира, как единственный независимый центр мирового православия — Третий Рим!
Наверное ни одна церковно-государственная доктрина не вызывала и не вызывает до сих пор таких страстей и церковных и политических, как доктрина Москвы-Третьего Рима. И эпоха собирания древнерусских земель вокруг Москвы и эпоха Смуты и эпоха становления Российской Империи, трагедия раскола, освобождение славян от турецкого ига, превращение России в крупнейшее государство мира и мировые войны и многое много другое – все так или иначе связано с этой доктриной. Вопрос же единства русского мира просто немыслим без этой доктрины.
В начале XVI века крымские татары часто беспокоили Малороссию хищническими набегами.
Однажды им удалось зимой прорваться сквозь пограничную стражу и вторгнуться в нижнюю Подолию. Они там разграбили несколько местечек во время ярмарок и угнали немало скота. Набег их был столь стремителен, что военные команды нигде их настичь и схватить не могли. Их судьбу решила стихия.
Когда возвращались они в свои улусы, в степи разыгралась страшная вьюга. Они не смогли дальше продвигаться и вынуждены были стоять по шею в снегу. После этого ударил жестокий мороз с сильным ветром возвещал им неминуемую гибель. И как пишет летописец — «они порезав своих лошадей и скот, повлазили в их туловища искать спасения в слабой и краткой сей теплоте, но все до последнего там погибли, и найдено по весне более четырех тысяч трупов».
Накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского с женой и сыном совершили паломничество в Симонов Успенский монастырь. Этот монастырь связан с именем преподобного Сергия и был в числе самых почитаемых во всей России.
Игумен земли Русской своими руками возводил здесь первый деревянный храм и собственноручно выкопал рядом пруд.
Многие отмечают, что сегодняшняя попытка разорвать Русскую Православную Церковь, и лишить Патриарха Московского титула и Всея Руси, не первая. Гадают, чем же это все закончится?
Но заглянем в историю. Когда в XV веке Русь была политически разделена, на Русь Московскую и Русь Литовскую, и Литва доминировала (несколько раз литвины приходили штурмовать Московский Кремль), то литовские князья уже пытались разделить и Русскую Церковь. Что же вышло из этой дерзкой попытки предпринятой могущественным в земных делах Великим князем Литвании, Руссии Витовта, описал граф Михаил Владимирович Толстой в книге «Рассказы из истории Русской Церкви».
Существует предание, согласно которому евангелист Лука написал первую икону Божией Матери на крышке стола, за которым трапезничал Христос с учениками. Увидев икону, Дева Мария ее благословила: "Благодать Моя да пребудет с нею". Один из списков этой иконы был подарен Константинопольским императором Великому князю киевскому Юрию Долгорукому. С тех пор образ, впоследствии названный Владимирской иконой Божией Матери, не покидал землю русскую. Через него Богородица множество раз являла чудотворную силу свою, защищая Русь от завоевателей, утешая и воодушевляя ее народ в суровую годину испытаний.
В 1155 году благоверный князь Андрей навсегда покинул Вышгород, взяв с собой величайшую ценность -- чудотворный облик Богоматери. За несколько верст до Владимира кони, запряженные в телегу, где лежала икона, стали. Их били, погоняли изо всех сил, но все напрасно... В ту ночь от иконы произошло чудо: князю явилась Пресвятая Богородица и приказала образ дальше не возить, оставить во Владимире. Князь повиновался.
Почему в Библии говорится, что Творец запретил человеку вкушать от Древа познания добра и зла?
Древо это не символизирует только нравственные понятия, которые Бог якобы скрыл от людей. В Библии «познать» — значит владеть, а «добро и зло» — это все созданное. Речь идет о притязании человека властвовать над миром независимо от Бога, распоряжаться им по своему усмотрению. В том числе — по-своему строить этические принципы. Это и означает желание «быть как боги»...
Понять, каким образом в человеке возобладали самость, своеволие, ложное самоутверждение, не так уж трудно. Ведь, по словам апостола Павла, трагедия Адама повторяется в каждом из нас. Это исконный недуг человечества, преодоление которого возможно лишь на путях возрастания в нем черт богоподобия, возрастания, сменившего у Homo sapiens биологическую эволюцию. Процесс этот сложен и исполнен драматизма. Слово «дух» Библия нередко употребляет в негативном смысле. В силу заложенной в него свободы человек может направлять свою духовность ко злу.
Если присмотреться, то под налетом внешней гламурной плесени в Москве можно обнаружить древние сваи, фундамент, на котором по сей день базируется культурный код нашей цивилизации. Иногда важно выпасть из житейской центрифуги и посетить источники, которые отмечены в духовной географии Руси.
Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году как родовая вотчина Великих Московских Князей и Царей. Впервые дворец на этом месте отстроил Иван Грозный, при дворце воздвигли храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь бывали Великие Князья и Цари из рода Рюриковичей, Борис Годунов, даже хан Кучум тут гостил. А авантюрист Лжедмитрий разыграл здесь спектакль встречи с матерью Марией Нагой. После того как первым Лжедмитрием выстрелили из Царь-пушки в сторону Запада, второй Лжедмитрий почему-то свой лагерь поначалу основал именно здесь.
Десять веков назад настоятель Киево-Печерской лавры Феодосии Печерский как-то принимал у себя князя Изяслава. После духовной беседы гостя угостили обедом -- ему подали казалось бы ничем не примечательные продукты -- хлеб, чечевицу и немного рыбы.
Отведав кушанья, князь сказал Феодосию: "Всех благ мира полон дом мой, но никогда не ел я таких вкусных яств, как у тебя сегодня. Слуги мои постоянно готовят разнообразные и дорогие кушанья, и все же они не так вкусны. И прошу тебя, отче, поведай мне, отчего так вкусны яства ваши?"
Вся его бурная деятельность, как в миниатюре, изобразилась в одном эпизоде его морской службы. В июле 1714 г., за несколько дней до победы при Гангуте, крейсируя с своей эскадрой между островами, он был застигнут страшною бурей. Все пришли в отчаяние, не зная, где берег. Петр с несколькими матросами бросился в шлюпку (офицеры на коленях умоляли его не подвергать себя такой опасности), сам взялся за руль, встряхнул опустивших руки гребцов грозным окриком: "Чего боитесь? Царя везете! С нами Бог!" Благополучно достиг берега, развел огонь, чтобы показать путь эскадре, согрел сбитнем полумертвых гребцов, а сам, весь мокрый, лег и, покрывшись парусиной, заснул у костра под деревом.
Сибирь новгородцы называли Югорскою землею. Лет за сто до Ермака к Сибири подходили и русские рати. В 1483 г. по повелению Ивана III совершен большой поход московской «судовой рати» в Западную Сибирь. В результате этого похода установилась вассальная зависимость вогульских князей от Московского княжества и Иван III получил титул великого князя Югорского, князя Кондинского и Обдорского.
Местные жители Сибири вогуличи и остяки были язычниками.
Где-то в конце 15 века царь Мамет основал город Сибирь. Царство Сибирское много лет входило в царство Казанское, а столичный город, так и именовался – Сибирь. Сибирский хан Едигер, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань.
Часто приходится слышать, от заболевших украинством борцов за чистоту расы, что дескать русские это наследники Орды, а Украинцы-это славяне и практически не имели ничего общего с Ордой, поэтому, все должны признать что Украина це Европа!
Но так ли это? И откуда тогда в украинском эпосе взялся загадочный казак Мамай? Он что тоже европеец? Известно, что в украинском эпосе есть думы о «Марусе» о «Байде», но напрочь отсутствуют былины Киевского цикла о князе Владимире, Илье Муромце и других богатырях. И почему эти устные сказания сохранились в России, а не в окрестностях Киева? Этого щекотливого вопроса украинствующие сепаратисты стараются избегать. В довесок есть еще один неудобный вопрос. Куда же делись Половцы? Но обо всем по порядку.
В середине прошлого века жители Мурома любили приводить гостей на берег Оки и указывали им на старое русло реки. Его, по преданию, завалил каменной глыбой Илья Муромец, когда пробовал свою молодецкую силу.
Муромец — своего рода профессиональное прозвище: на Киевской Руси мурами звались каменщики. Хотя известно, что Илья, прежде чем приступить к ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на печи — муромке.
Когда я впервые посмотрел фильм архимандрита (теперь епископ Егорьевский) Тихона Шевкунова «Византийский урок», радости моей не было предела. Я многим тогда говорил, что, когда в СССР испытали водородную бомбу, в мире наступило силовое равновесие. Но это не помешало стране проиграть битву с Западом на идеологическом фронте. А этот фильм восстановил идеологическое равновесие!
Во всяком случае, в сознании моих знакомых, которые этот фильм просмотрели, устойчивый миф о примате и превосходстве Запада сыпался окончательно и бесповоротно.
«Братья и друзья, сыновья земли Русской! Соберемся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны — в удел Симов, и восхвалим победу над поганым Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим!» (Повесть XV века «Задонщина»)
ТОРГОВЦЫ СЕНСАЦИЯМИ
О битве на поле Куликовом известны тысячи работ.
Все они признают значение битвы, воздают должное русским воинам.
Только в последнее время здесь угнездился червь сомнения. Предпринимаются попытки умалить и даже отменить сражение.
Нет контактов