Печать
Просмотров: 994

1588255422_krasnov.jpgНе так давно телеведущий ЦЕНТРАЛЬНОГО телеканала Дмитрий Киселёв в своей программе «Вести недели» выдал нечто, вызвавшее, мягко говоря, неоднозначную реакцию у аудитории и даже иски в Генпрокуратуру со стороны КПРФ. Он предложил в порядке достижения общественного согласия поставить в России памятники Деникину, Врангелю, Колчаку и Краснову. 

Насчёт Врангеля, Колчака и Деникина у меня лично вопросов нет. Эти люди имели свои принципы и честно сражались за них в Гражданской войне. Да, проиграли, за что, как многие их соратники, заплатили кто жизнью, кто эмиграцией. Но при этом они остаются частью нашей общей истории и её героями, которых можно не поддерживать, можно не любить, можно осуждать, но нельзя презирать.
А вот с Красновым и другой заметной фигурой белого движения - генералом Шкуро история принципиально иная… Да, оба эти генерала тоже имели принципы, тоже сражались за них в Гражданской войне и тоже попали в эмиграцию. Однако, когда Германия напала на СССР, Пётр Краснов в первый же день войны выпустил воззвание к казакам, где писал: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!» А весной 1943 года в первом номере изданного в Берлине журнала «На казачьем посту» высказался ещё более определённо: «Идите в германские войска!» Менее образованный Шкуро выражал ту же мысль более просто: «Хоть с чёртом против большевиков!»

 


С чёртом против большевиков
Слов нет, у обоих генералов были более чем веские причины ненавидеть коммунистов и их власть. Тем более, что оба командовали казаками, а устроенный казакам геноцид в ходе Гражданской войны поражает воображение своей жестокостью. И тем не менее… Есть грань, переходить которую любой патриот России, как бы он ни относился к действующей российской власти, не имеет морального права: можно бороться с властью, можно даже восставать против неё, но недопустимо, чтобы свалить эту власть, помогать врагу уничтожить свою Родину. Перейдя эту грань, человек, каким бы прекрасным и светлым героем он ни был до этого, одномоментно из борца за идею становится заурядным предателем.
Поэтому, когда немцы пришли к генералу Деникину, проживавшему в только что захваченной ими Франции, и предложили посотрудничать в «борьбе с большевиками», старый генерал выставил их вон, заявив нечто вроде того, что если бы большевики дали ему командование одним из своих фронтов, он бы с огромным удовольствием гнал фашистов из России. Сказал это, понимая, чем это для него может кончится. Но иначе сказать просто не мог – честь русского офицера не позволяла. Поэтому, если в России поставят памятник Деникину, я лично с чистой совестью положу к нему цветы.
А вот Краснов и Шкуро (как и ряд других заметных фигур в эмиграции) эту грань, к сожалению, перешли. Первый стал начальником Главного управления казачьих войск при Министерстве оккупированных восточных территорий Германии. Второй – группенфюрером СС и начальником резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС. Верили ли они всерьёз, что Гитлер, победив ненавистных им большевиков, оставит России не то что независимость, а хотя бы территориальную целостность? Очень сомневаюсь в подобной наивности! Скорее всего, мечтали о том, что, уничтожив Россию-СССР как единое целое, немцы расплатятся с ними «казачьими» территориями (разумеется, в статусе германских протекторатов).
Примерно так же, кстати, рассуждали Бандера и его подельники по УНА-УНСО, вот только «кинул» их Гитлер: возомнившего о себе Бандеру до 1944 года изолировали в лагерь (правда, в весьма комфортные условия), а укрофашистов рассовали по разного рода полицейским формированиям творить такие мерзости, которых чурались даже немецкие эсэсовцы. И нет никаких сомнений, что созданным Красновым, Шкуро и прочими «казачьим» формированиям отводилась на оккупированных территориях в точности такая же роль. Вот только Дон и Кубань, по счастью, под оккупацией находились существенно меньше Украины.
Удирали оба предателя, как и многие их германские хозяева, сдаваться «западным союзникам», чтобы предложить свои услуги уже им. Но англичане проявили чёрную неблагодарность (ибо не то было время, чтобы кому-то ссориться со Сталиным) и выдали беглецов в СССР, где тех судили и повесили в компании нескольких других коллаборационистов.
И у меня лично сей факт никаких негативных эмоций не вызывает, скорее приходит мысль о том, что «получили то, что заслужили». Потому что осуждены и повешены были тогда не казачьи атаманы и белые офицеры (тогда бы они были жертвами политической расправы и вполне заслуживали нашей памяти), а предатели, воевавшие против своей Родины. Что, согласитесь, не одно и то же. Если кого действительно жалко в этой истории, так это без малого 2,5 тысячи казаков, поверивших своим былым вождям, выданных вместе с ними англичанами советской стороне и в лучшем случае попавших в лагеря – в полном соответствии с «законами военного времени».


Пантеон антигероев
nazism_06_1.jpgНо вернёмся к инициативе Дмитрия Киселёва и его специфическим подходам к общественному единению. Сам Киселёв, оправдываясь, заявил, что-де фамилии эти перечислил «условно», потому что, мол, для создания общественного единства «нужно ставить памятники совершенно разным людям», которые все «составляют смысл нашей общей культуры».
Любопытная, согласитесь, логика. Если следовать ей, то первым поставить памятник нужно любимцу либералов князю Андрею Курбскому, которого они считают «первым диссидентом». Возможно, и мы его таковым считали бы: когда в опалу попали его приятели из «Избранной рады» (было за что!), он, опасаясь за свою жизнь, сбежал к врагу – в Речь Посполиту и вёл со своим бывшим государем заочную полемику в форме взаимных посланий. Типичный «инакомыслящий»! Но штука в том, что полученные после бегства от польского короля поместья на Волыни Курбский оплатил банальной изменой Родине: будучи одним из главных военачальников Ивана Грозного, он прекрасно знал систему обороны, мобилизационный потенциал и разработанные заранее стратегические планы на случай польского вторжения. И всем этом щедро делился с «новой родиной», что стало причиной ряда поражений русских войск. Более того, сам вместе с другими перебежчиками активно принимал участие в польских походах на Русь. То есть, формально «борясь с царём», воевал против своей страны и народа, и руки его были по локоть в русской крови.
Или вот другой кандидат в киселёвскую «галерею памяти толерантных потомков»: украинский гетман Иван Мазепа. Тоже своего рода «диссидент», только с национальным уклоном. Который, будучи полусуверенным правителем украинских земель, захотел на иноземных штыках стать совсем уже суверенным. Для чего нарушил присягу и перешёл на сторону вторгшегося в страну врага, предав не только царя Петра, которому был обязан всем, но и Россию. Впрочем, для украинских «самостийщиков» предавать всегда было излюбленным занятием – начиная от иуды-гетмана Выговского, расплатившегося с союзниками-крымчаками отданным в рабство населением нелояльной ему Полтавы, до приснопамятного Степана Бандеры. Есть из кого выбирать г-ну Киселёву в качестве символов, «составляющих смысл нашей общей культуры»!
Ну, и, конечно, никак не обойтись задуманному Киселёвым пантеону без незабвенного генерала Власова, тоже Fo9eokuwZUw.jpgвроде как «боровшегося с коммунистами». А также без «выбравших свободу» советских предателей и перебежчиков всех мастей, сдававших Родину оптом и в розницу. Если удастся, то и Горбачёв с Ельциным в эту компанию совершенно органично впишутся: тоже ведь разваливали и предавали страну исключительно «по причине неприязненного отношения к коммунизму»...
Кстати, к сведению товарищей из КПРФ, большевики в 1918 году даже г-на Киселёва в смысле такого рода «креативности» переплюнули: в город Свияжск на «военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина», товарищи Лев Троцкий, Всеволод Вишневский и Демьян Бедный привезли и установили памятник… Иуде Искариоту. И это не исторический фейк – свидетелями события был датский дипломат Хеннинг Кехлер (Henning Kehler). А что?! Тоже ведь «борец с религией» - Христа предал… Как видите, во все времена «оригинальных» идей, кажущихся потомкам идиотизмом, хватало.


Если памятник – то один на всех
«Что положено Юпитеру, не положено быку» - говаривали древние. Обратное столь же верно: то, что сходит с рук обычному человеку, как не к месту сказанная глупость, в устах человека публичного, а тем более – озвучивающего официальную точку зрения, является ударом по тем, чью точку зрения он озвучивает.
Выскажи Дмитрий Киселёв своё скандальное предложение за столом в компании друзей, это вызвало бы в худшем случае упрёк вроде: «Ну, ты, Дим, ляпнул! Сам-то понял, что сказал?!». Но здесь случай принципиально иной. То, что сделал Дмитрий Киселёв, будучи своего рода информационным лицом официальной власти, как говорил Талейран «это хуже, чем преступление, это – ошибка!». Ошибка политическая и бросающая тень на всю официальную пропаганду, которой сегодня и так не больно-то доверяют. Ибо отныне Дмитрий Киселёв навеки останется в памяти (если кто забудет, та же КПРФ охотно напомнит) «человеком, призывавшим ставить памятники гитлеровским прислужникам», а значит в глазах воспитанного на неприятии фашизма среднего зрителя – источником, доверия не заслуживающим. Найти же ему замену будет непросто. Впрочем, остаётся у Киселёва последний шанс: не оправдываться, а честно покаяться, ибо прощать кающегося грешника – в нашей православной традиции. Вот только позволит ли гордыня пойти на такой смелый шаг?!...
И последнее. Необходимо абсолютно точно понимать: признавая целостность всей нашей истории без деления её на периоды «плохие» и «хорошие», мы не вправе стричь под одну гребёнку всех исторических личностей, эту историю творивших. Критерий допустимости здесь может быть только один: когда решалось, быть или не быть России, на чьей стороне был этот человек. Всё остальное – глубоко вторично.
Поэтому истинным символом примирения, как мне кажется, должны стать не памятники «всем-всем-всем», а один большой памятник всем жертвам Гражданской войны – «белым», «красным», «зелёным», погибшим от террора, голода, болезней – всем! Я вижу этот монумент так: Родина-мать, склонившись, плачет над двумя своими сыновьями – «белым» и «красным» - убившими друг друга. На постаменте – надпись: «Всем жертвам Гражданской войны 1918-1921гг.», и чуть ниже – другая: «НИКОГДА БОЛЬШЕ». И пусть в День Народного единства 4 ноября к памятнику этому приносят цветы люди и под красными, и под «имперскими» флагами.

Владимир Хомяков
член Центрального совета движения «Народный Собор» движения
"Народный Собор"