Общаясь с пятнадцатилетней крестницей, стал выяснять, что им задали читать на лето? Она сказала, «Войну и Мир». Осознавая насколько это непосильная задача для современного подростка, спросил смотрела ли она советский фильм Бондарчука «Война и мир»?
Выяснилось, что она не видит в этом необходимости, так как она видела американский на эту тему.
Понимаю, что тут я бессилен донести разницу между этими фильмами одними словами. Ведь, если я к примеру, спою арию, которую исполняет Карузо, то крестница будет думать, что она слушала этого чувака Карузо в моем исполнении и так сказать уже имеет исчерпывающее представление о предмете исследования.
Выяснилось, что из советских фильмов моя Крестная дочь не видела практически ничего!!!
Я поговорил с крестницей, и мы все-таки посмотрели несколько фильмов «Курьер», «Вий» и «Собачье сердце». Приоткрыв завесу непознанного Советского кино, она была изумлена, оказывается это — «прикольные фильмы»!
На повестке — культура клипа, поэтому про чтение я промолчу. Моя заметка будет посвящена кино.
Мы говорим, что Запад захлестнула культура отмены!? Но культура отмены шагает и по России, она еще не достигла крайних форм, но путь тот же.
В начале ХХ века наша цивилизация —Русский Мир — погрузилась во тьму воинственного безбожия, тогда это поветрие пришло к нам с Запада и навело много бед. Теперь через сто лет — новая напасть — воинственное невежество. Это поветрие рукотворное и тоже имеет Западные корни! На Западе всеобщий нигилизм возведен в доблесть, достиг крайних форм. Бытийные вопросы сняты с обсуждения. При капитализме человек должен быть идеальным потребителем, а идеальный потребитель должен всегда быть невеждой, жить страстями — хотеть хлеба и зрелищ! Воинственное невежество дает человеку ощущение свободы от «лишних знаний», от груза опыта, накопленного его народом и человечеством в целом.
Это можно объяснить и простой геометрией – чем меньше круг знаний, тем меньше площадь соприкосновения с неизвестным.
Гордому, невежественному уму нельзя ничего рекомендовать. Гордый ум всегда все знает про эту жизнь! Гордый на зло «кондуктору» не будет ничего смотреть из рекомендуемого из принципа!
Чем хороши советские фильмы?
В Советский период на кино – важнейшее из искусств, было возложено много задач: воспитание, просвещение, образование, далеко не на первом месте было развлечение. Советский режиссер не был зависим от кассового сбора и не был рабом коммерческой составляющей. Он воспитывал зрителя, поднимал его до своего уровня и не угождал вкусу зрителя, как мог боролся с партийной цензурой, переходил на Эзопов язык. Поэтому многие произведения вневременные, являются шедеврами мирового киноискусства. И самое главное, эти фильмы снимались в эпоху, когда в кино реализовывался катарсический принцип, а не пустого развлечения.
Катарсис — термин, введенный Аристотелем означает возвышение, очищение, оздоровление. Это процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения, в том числе через сопереживание при восприятии произведений искусства.
Советская культура замешана на русской классической литературе. Слава Богу, что коммунисты, (конечно же преследуя свои цели) оставили классику и в образовательной программе, и в киноискусстве. Благодаря этому, люди моего поколения (50) остались русскими людьми.
Да, не было прямой проповеди Христа, но воспитание христианского сердца было. К примеру, по силе Евангельской проповеди мало, что сравнится с работой Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В моем личном пантеоне фильмов этот занимает первое, неоспоримое место. Не представляю, как бы я видел самую мрачную эпоху на Руси, правление Великого князя Василия I, не посмотрев этот фильм. Это больше, чем кинофильм! По глубине и силе переживания это мистерия близкая Пасхальной службе!
Однажды, во время просмотра фильма «Андрей Рублев» у нас дома замироточила икона «Въезд в Иерусалим».
В моем понимании есть три фильма, три ключа к русскому дискурсу. «Андрей Рублев», «Калина красная» и «Брат».
Андрей Рублев — это вековой уклад средневековой Руси. О том, в каких условиях выковывался фундамент современной русской государственности.
«Калина красная» это о наших родителях, о поколении, выросшем на безбожных заветах Ильича.
«Брат» о нашем поколении из 90-х, о нас, обо мне в частности и о моем старшем брате.
«Брат» вышел на экраны, когда Россия переживала национальную катастрофу, находилась в самой низкой точке своего падения. Казалось, что это необратимо. Огромные ресурсы тогда вкладывались в то, чтобы растоптать Россию, включить механизм окончательного распада, уничтожить национальное самосознание. И вдруг, никому не известный режиссёр Алексей Балабанов снимает малобюджетный фильм, о простом русском парне, который в эпоху строящегося общества потребления во главу угла ставит не Золотого тельца, а служение Правде!
Много сильных кинолент, которые получились не хуже классических произведений, по которым они сняты.
В детстве я много читал, моей настольной книгой была «Легенда о Тилле Уленшпигеле» Шарля де Костера. Это было издание с потрясающими воображение иллюстрациями художника Павла Бунина.
Уленшпигель худощавый, подвижный, веселый, но в то же время борец, являвшийся носителем неудобной правды, стал моим героем. Со словами «я ваше зеркало» Уленшпигель обличал человеческие и общественные пороки. Многие в ужасе отшатывались, отказывались узнавать себя в подносимом им зеркале. Постепенно из беззаботного весельчака Уленшпигель превратился в борца за независимость своего народа.
И вот уже в зрелом возрасте я посмотрел потрясающий фильм «Легенда о Тилле» режиссеров Алова и Наумова 1976 г. Этот фильм глубже книги — катарсический. Не будет преувеличением, если скажу, что катарсические фильмы открывают человеку духовное зрение.
Некоторые знакомые, посмотрев «Легенда о Тилле», мне потом говорили: «Серега, мы про тебя с Олей фильм смотрели». «Только ты жил в другую эпоху и боролся не за Новороссию, а за свободу Фландрии».
Из детских фильмов особенно хотел выделить киноленту «Максимка». Он снят в 1952-м году (период Сталинского русского ренессанса) по рассказу морского офицера Станюковича. Рекомендуя эту киноленту к просмотру и детям и взрослым говорю, что однократный просмотр этого фильма делает человека русским! Русским не по происхождению, а по духу, по принадлежности к культурному коду. В этой картине все прекрасно! Молодой Вячеслав Тихонов явил потрясающий образ благородного ангелоподобного русского морского офицера. К слову, остальные актеры тоже каждый на своем месте, как говорится точнейшие попадания. В самый кульминационный момент звучит прекрасная русская песня «Ой, да ты калинушка», которую Тихонов споет еще раз в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Некоторые молодые люди резко воцерковившись считают, что они уже не нуждаются. Они участвуют в Таинствах Церкви, напрямую сообщаются с Христом, читают только духовную литературу. И думают, что им уже не нужны никакие культурные подпорки.
Христос говорил, что малая закваска взбраживает все тесто и соль осаливает всю пищу, но не предлагал потреблять лишь закваску и соль. Бывает, что даже духовно практикующий человек попадает в замкнутый круг и сам не видит себя. Не знает, как поступить в сложной жизненной ситуации.
Многие фильмы документально отражают дух времени, дух эпохи в которую они сняты. Современный фильм «Чапаев», куда менее правдоподобен по сути и по духу чем кинолента 1938-го года. В конце 80-х я учился в ХСТ (Харьковский строительный техникум), на архитектурном отделении. Иногда нас организовано водили в кино. Помню «Холодное лето 53-го» и «Взломщик». Есть художественные фильмы, отражающие эпоху. «Взломщик» один из них. Фильм фактически документальный.
Главную роль сыграл солист панк группы «Алиса» Константин Кинчев. Играл он самого себя, солиста группы «Алиса». Фильм мрачный, жесткий, по сюжету беспросветный. Нет ни одной оптимистичной линии. Сейчас я понимаю умом, а тогда может быть душой — авторы фильма просто кожей чувствовали надвигающийся на нашу Родину ураган. Советский Союз вскоре взломают, запылают межнациональные конфликты. Центральные районы городов превратятся в стихийные рынки. Россию и осколки империи накроют: бандитизм, передел собственности, грабительская приватизация, обнищание народа.
Во «Взломщике», конечно же, всего этого нет, он снят еще до этих событий. Но все это есть в символичном отображении, в атмосфере тогдашнего Питера, жизни рок-клуба.
В двухтысячных, в Харькове, на православной книжной ярмарке перед Свято-Покровским монастырем восемь лет я простоял в мороз и жару в красной палатке под флагом «Русь Триединая», занимаясь просветительской деятельностью. Реализовывал книги и диски с фильмами. Было много и советской классики. Поговорив с человеком, предлагал посмотреть тот или иной фильм. Потом неоднократно люди приходили, спрашивали: А как вы знали, что именно в этом фильме ответ на мучающий меня вопрос?
Думаю, если Бог даст некий властный кабинет, то посетителям (считающими себя русскими) буду давать список с фильмами пусть подчеркнет просмотренное, чтоб мне знать, о чем, в принципе, можно говорить с этим человеком? Если человек не подчеркнет ни одного фильма, буду считать, что посетитель ошибся адресом.
Вообще думаю, что обязательный просмотр определённого количества выбранных фильмов должен быть введен в программу образования.
Составил сначала небольшой список фильмов, который рекомендовал крестнице к просмотру, но не мог остановиться и решил список расширить. Получилось около ста тридцати рекомендуемых и уже не только пятнадцатилетней девочке, а всем. И этот список далеко не полный, это так сказать кандидатский минимум. Некоторые фильмы в этом списке для детей, а некоторые, напротив не для детей.
Есть несколько иностранных фильмов, которые не мог обойти вниманием. Фильм «Криминальное чтиво» без последнего монолога героя лишь набор эпизодов, которого играет Сэмюэл Джексон. Последний эпизод этого фильма замыкает конструкцию, ставит его вряд с великими произведениями!
Напомню, что культура отмены — это страшное богопротивное зло, влекущее суровые последствия. Вспомним, что случилось с поколением, которое совершило французскую революцию? Оно было истреблено в междоусобной борьбе и в Наполеоновских войнах. Что произошло с гитлерюгентом, сжигавшим классическую литературу? Поколение русских людей, которое выросло в ленинско-троцкистский период целиком погибло в Великую Отечественную и посей день мы ощущаем демографическую яму! Но уже во время войны Сталиным (бывшим семинаристом) были сделаны выводы, на экраны вышли эпичные фильмы о русских национальных героях. Эти кинополотна оживили дух народа, помогли одержать Победу и, в последствии, на этих фильмах воспиталось не одно поколений русских людей.
Культурой отмены с 2014-го года в острой фазе заболела Украина и теперь это поколение гибнет в войне. Остатки этого поколения будут рассеяны по другим народам, потеряют себя.
Бог дает человеку избрать два пути проклятия и благословения!
Изберем благословение!
Сергей Моисеев,
председатель Харьковской областной
общественной организации «Русь Триединая»
P.S. Подробно о каждом фильме не пишу аннотаций, все можно найти в интернете. Если есть аналогичный фильм с тем же названием, указываю год сьемки, фамилию режиссера или актера сыгравшего главную роль.
СПИСОК ФИЛЬМОВ РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ПРОСМОТРУ
Детские
МОРОЗКО
БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО с Тихоновым
МАКСИМКА с Тихоновым
БУРАТИНО
ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ
ПРИНЦ И НИЩИЙ 1972 г
АЙВЕНГО
ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО
ТРИ ОРЕШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
РОБИНДЗОН КРУЗО с Куравлевым
ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ
Эпичные
ТИХИЙ ДОН 1958г
БОРИС ГОДУНОВ (Бондарчук)
ВОЙНА И МИР (Бондарчук)
ОСВОБОЖДЕНИЕ (Бондарчук)
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ Говорухин
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ Бортко
ПРОТИВОСТОЯНИЕ сериал
ВИЗИТ К МИНОТАВРУ сериал
БРАТ 1-2 Балабанов
Катарсические
АНДРЕЙ РУБЛЕВ Тарковский
КАЛИНА КРАСНАЯ (Шукшин)
ДРУГ Шакуров 1987 г.
ВЗЛОМЩИК с Кинчевым
ОВОД 1980 г
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА (Бондарчук)
ЛЕГЕНДА О ТИЛЛЕ Алов Наумов
ОСТРОВ Лунгин
ИЕРЕЙ-САН
Фильмы Тарковского для продвинутых
ИВАНОВО ДЕТСТВО (Тарковский)
СОЛЯРИС
ЗЕРКАЛО
СТАЛКЕР
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Трилогия Соловьева
АССА
БЕЛАЯ РОЗА ЭМБЛЕМА ПЕЧАЛИ – ЧЕРНАЯ РОЗА ЭМБЛЕМА ЛЮБВИ
ДОМ ПОД ЗВЕЗДНЫМ НЕБОМ
Просветительские фильмы
ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ 10 серий по 45 мин
РИМ Паломничество в вечный город
ВИЗАНТИЙСКИЙ УРОК Тихон Шевкунов
РУССКИЕ БЕЗ РОССИИ Михалков
РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ Говорухин
БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ фильмы студии Неофит
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ 1965 г.
Исторические
ЧАПАЕВ 1934 г.
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ 1938 г.
ИВАН ГРОЗНЫЙ (Эйзенштейн)
СУВОРОВ
УШАКОВ
АДМИРАЛ НАХИМОВ
МИНИН И ПОЖАРСКИЙ
ТАРАС БУЛЬБА (Бортко)
РОССИЯ МОЛОДАЯ
КАК ЦАРЬ ПЕТР АРАПА ЖЕНИЛ с Высоцким
ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!
ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 53-го (последняя роль Папанова)
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ Сериал
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА 1978
ЭСКАДРОН ГУСАР ЛЕТУЧИХ
ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ
АДМИРАЛ КОЛЧАК
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ с Балуевым
ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ
ЦАРЕУБИЙЦА с Янковским
Военные фильмы
ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
ОФИЦЕРЫ
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ 1972 г
ИДИ И СМОТРИ Климов
СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ
ТЕГЕРАН-43 (Алов Наумов)
ЧИСТИЛИЩЕ Невзоров
КАВКАКЗСКИЙ ПЛЕННИК Меньшиков, Бодров
ПИСЬМА МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА Ролан Быков (о ядерной войне)
Приключенческие
АЛЫЕ ПАРУСА
ДАРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА
ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА 1985 г
КАПИТАН ФРАКАСС
ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН с Ливановым
ПРИКЛЮЧЕНИЯ КВЕНТИНА ДОРВАРДА
ВИЙ с Куравлевым
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ
ПИРАТЫ 20-ГО ВЕКА
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ 1989 г.
СТАТСКИЙ СОВЕТНИК
Жизненные
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
ДУБРОВСКИЙ 1988
СТАРШИЙ СЫН с Караченцовым
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
РОДНЯ
КУРЬЕР
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ
МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ по Пушкину с Высоцким
ГАМЛЕТ (Смоктуновский)
СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК Михалков
ЭКИПАЖ 1979
НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИ ЧЕСКОГО ПИАНИНО
УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 1
НАЧАЛО Куравлев Чурикова
МЕРТВЫЕ ДУШИ с Калягиным
ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ
ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ
Комедии
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
ФОРМУЛА ЛЮБВИ (Захаров)
ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЕТЯ
АФОНЯ
БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (Захаров)
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (Гайдай)
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА
О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН Харатьян
ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ с Мироновым
ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ с Мироновым
СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
КИН ДЗА ДЗА трагикомедия
МЫ ИЗ ДЖАЗА
ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН
Я ОСТАЮСЬ (последняя роль Краско)
Зарубежные
КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ 2004
ИМЯ РОЗЫ 1986
СЕМЬ САМУРАЕВ Куросава
МАТРИЦА 1999