ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - РУСЬ ВРАГУ НЕ ОТДАДИМ!
Поиск

RusTriedin_21013_03_WEB.jpg
Завершилось гастрольное турне по Украине праздничного архиерейского хора Александро-Невской лавры под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Валерия Рязанова
Хор был создан в 2010 г. – по инициативе епископа Выборгского Назария (Лавриненко), наместника Троицкой Александро-Невской лавры, в рамках подготовки к 300-летнему юбилею знаменитого монастыря. Основными задачами коллектива стали возрождение церковно-певческих традиций Невской обители, поиск малоизвестных песнопений и введение их в празднично-концертную практику, расширение репертуара и гастрольной деятельности.
В течение десяти дней хор посетил с выступлениями Харьков, Изюм, Свято-горск, Полтаву, Киев, Винницу и Почаев. Организаторами данной акции выступили: студия «Православное пение» Эдуарда Вакина и общественная организация «Русь Триединая».
Поддержку оказали: Представительство Россотрудничества в Украине, а также Генеральное Консульство Российской Федерации в г. Харькове.
ХАРЬКОВСКИЙ ДЕБЮТ
Взявшийся за плуг и озирающийся не благонадежен для Царствия Небесного, поэтому не будем стыдливо умалчивать заслуги правителей России перед Украиной.
Именно в правление Романовых земли Слобожанщины, малоосвоенной окраины русского государства, превратились в богатый процветающий густонаселенный край.
К слову, по некоторым показателям, ни Советский Союз, ни современная Россия не смогли приблизиться к России 1913 года. Прибыв в Харьков, хористы первым делом посетили Благовещенский собор и приложились к мощам святителя Афанасия, патриарха Цареградского и Лубенского чудотворца. Этот Константинопольский патриарх происходил из знатного рода, связанного с императорской династией Палеологов. А герб Палеологов Двуглавый орел стал впоследствии символом не только русской государственности, но и символом духовной преемственности от Рима Второго – к Риму Третьему.
Вечером первого марта органный зал Успенского собора был переполнен. Предваряя выступление хора, я напомнил собравшимся, что история – это не набор разрозненных фактов, это всегда смыслы и наша задача эти смыслы выявить. В этом году мы отмечаем сразу три знаменательные даты: 1025-летие Крещения Руси, 400-летие Дома Романовых.
Эту дату трудно не заметить, ведь избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова стало отправной точкой дальнейшего развития нашей цивилизации, которая ныне именуется «Русский Мір». И третья знаменательная дата – трехсотлетие основания Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. За минувшие столетия Александро-Невская Лавра, созданная по указу Петра Первого, стала духовным сердцем столицы Российской империи.
Успенский собор, в котором состоялся концерт, увенчан колокольней в честь победы над Наполеоном, а названа она в честь святого благоверного князя Александра Невского. Здесь перед Полтавской битвой 2 июня 1709 года на Литургии царь Петр сам читал часы. В этом храме возносили свои молитвы: Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, и святой царь Николай II.
Теплые, просветительские и в то же время воодушевленные комментарии Валерия Рязанова создали в зале весьма доверительную атмосферу. Регент начал с того, что пообещал публике представить в течение вечера, явленные в песнопениях «страницы нашей истории; нашей – это значит и вашей, ибо история у нас одна».
Первым «краеугольным камнем» концерта стала русская молитва. Начался он с величания святому благоверному князю Александру, написанного композитором Б. Додоновым, и молитвы «Царю Небесный» (киевлянина А. Веделя).
Наряду с традиционными песнопениями прозвучала «Покаянная молитва о Руси» П. И. Чайковского. Зритель познакомился с некоторые гимнами Государства Российского. В частности, с Преображенским маршем, исполнявшимся в период, когда в России еще не было государственного гимна. Криками «браво» встретили харьковчане неофициальный русский национальный гимн «Гром победы раздавайся», написанный в 1791 г. в стиле полонеза белорусским дворянином О. Козловским на стихи Г. Державина на взятие русскими войсками под командованием Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны.
Этот идейный ряд завершился исполнением гимна А. Львова «Боже, Царя храни», к словам коего приложили руку поэты В. Жуковский и А. Пушкин. Это сочинение было официальным государственным гимном Российской империи с 1833-го по 1917 год. Хор провез этот гимн через все города и всегда находились люди, которые слушали этот гимн стоя. Не были исключениями Винница и Почаев. Ведь в сознании православного человека этот гимн связан с памятью о семье святых Царственных мучеников. Сейчас уже для многих очевидно, что большевики, убив семью последнего русского самодержца из рода Романовых Николая II, не смогли убить идею монархии. Более того, они невольно послужили ее возрождению, на новом историческом витке.
Произведение «Восстаньте, воины Христа» (на слова С. Пронина), продирижировал автор Владислав Панченко – известный петербургский композитор, много писавший для кино (в частности, для фильмов «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Операция «С Новым годом!» и др.), неоднократно приезжавший с выступлениями в Харьков в прошлые годы.
Если говорить о прозвучавших военных гимнах, то самым известным из них, наверное, можно назвать «Прощание славянки». Существует множество текстов, написанных на бессмертную музыку военного дирижера В. Агапкина. Хор Александро-Невской лавры выбрал версию А. Мингалева – «Встань за веру, Русская земля!».
Особенно возвышенно и проникновенно прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая». Ее исполнение Валерий Рязанов предварил словами: «Среди русских песен есть самая русская, поскольку она самая духовная и по сокровенности приближается к молитве». Регент отметил, что вообще все жанры русской музыки удивительным образом связаны с духовностью.
В насыщенную и разнообразную программу вошли несколько современных духовных песен. В частности, сочинения широко известного православного барда иеромонаха Романа (Матюшина) «Колокольный звон» и «Отче наш» А. Иванова белорусского священника.
Известно, что наместник Александро-Невской лавры Назарий (Лавриненко) многое делает для развития современного духовного творчества. Так, в лавре уже третий год проводится конкурс композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящается».
Сочинения победителей конкурса неизменно включаются в репертуар хора. А в 2009 г. с благословения епископа Назария был выпущен сборник «Отзвуки Небес», который на сегодняшний день, по мнению специалистов, является наиболее серьезной попыткой систематизировать современную духовную поэзию.
Прозвучала хоровая версия романса Б. Шереметева на известные стихи А. Пушкина «Я вас любил». К высоким сводам возносилось триумфальное «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») в малоизвестном первоначальном варианте: «Славься наш, славься наш, русский царь»!
Завершающим номером основной программы стала песня православной бардессы Г. Лупандиной «Княже Александре», посвященная покровителю Александро-Невской лавры святому благоверному князю Александру.

Ой, веди нас, княже,
Пусть в бою поляжем
Станем вместе, как один
Русь врагу не отдадим!

Валерий Рязанов признался, что это любимое песнопение коллектива, посвященное Александру Невскому. И процитировал иеромонаха Романа: «И покуда у нас так пред Богом поют, на Руси ничего не случится». Зал долго аплодировал гостям из северной столицы России. Генеральный консул РФ в Харькове Сергей Алексеевич Семенов в приветственном слове, завершавшем концерт, выразил надежду, что концерты хора Александро-Невской лавры еще больше укрепят прочные дружеские духовные и культурные узы между Украиной и Россией.
От имени Харьковской Епархии протоиерей Михаил Скорик выразил слова благодарности творческому коллективу: «Подобные концерты зажигают человеческие сердца и пробуждают дух к молитве.
Главное, чтобы душа не умерла от реховной земной суеты. И сейчас – под воздействием музыки – наш дух пробудился, торжествует, здравствует». Дети и родители одной из харьковских воскресных школ вручили подарки регенту В. Рязанову – для детей воскресной школы Александро-Невской лавры.
ЧУГЕВ-ИЗЮМ
На следующий день хор отправился в город Изюм. По пути на краткую экскурсию заехали в Чугуев – некогда центр военных поселений, в котором на летних сборах часто бывали русские императоры. Доблестью чугуевских полков ковалась слава России. В этом городе сохранился исторический центр, построенный в середине XIX века по проекту знаменитого петербургского архитектора Стасова. Когда-то здесь был возведен древнейший на Слобожанщине деревянный Преображенский собор. Его освятили в 1640 году. Два придела храма были посвящены святым: пророку Илье и преподобному Михаилу Малеину, – ангелухранителю царя Михаила Фёдоровича Романова, что обеспечивало храму особое покровительство.RusT1riedin_2013_03_WEB.jpg
Покровский полковой собор в XIX веке был освящен с двумя придельными престолами святого благоверного князя Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.
В городе сохранились многие исторические здания, в том числе: торговые ряды, здание Юнкерского училища, рядом с которым расположен царский путевой дворец, в котором некогда состоялось примирение Александра II и имама Шамиля.
Изюмская земля связанна с важными вехами русской истории. Прибыв в Изюм, в Вознесенском соборе мы приложились к общечтимой русской святыне, чудесным образом обретенной святителем Иоасафом Белгородским, чудотворной Песчанской иконе Божией Матери. Настоящей реликвией Изюма является Напрестольное Евангелие в серебряном с позолотой окладе, дарованное храму Свято-Преображенскому собору царем Петром I после Полтавской битвы.
В 1111 году здесь Владимиру Мономаху, сумевшему силой нравственного авторитета объединить под своим началом русских князей, удалось нанести историческое поражение половцам. Имя Владимира Мономаха на Украине незаслуженно предано забвению, на то есть причины, но оно еще займет достойное место в нашей истории. Ведь не случайно именно с шапкой Мономаха связанна идея русской государственности.
Как и в Харькове зал Дома культуры был переполнен, каждое выступление сопровождалось долгими рукоплесканиями. Владыка Елисей, архиепископ Изюмский и Купянский, оказал гостям прием в Архиерейском доме и благословил на дальнейший путь.
СВЯТОГОРСК
Следующим пунктом нашего маршрута был один из древнейших монастырей Православной Руси – Святогорская Лавра. Первые монахи пришли сюда из Византии еще до крещения Руси.
510 лет назад эта земля перешла во владение Ивана III. Это была самая южная русская духовная обитель в степи и сторожевой пост. Тесная связь монастыря с русскими государями видна из многочисленных царских грамот. Об этом нам поведали в Лаврском музее.
В воскресенье хор из Петербурга, разделившись на два состава, помогал братии Лавры на Божественной литургии в Успенском соборе, которую возглавил наместник архиепископ Святогорский Арсений. Самостоятельно они исполнили Херувимскую песнь и два песнопения по запричастном стихе: «Да воскреснет Бог» и «Отче наш».
Участники хора также посетили с лаврским экскурсоводом, иеромонахом Модестом, пещеры и Всехсвятский деревянный скит. По окончании экскурсии владыка Арсений принял певчих в архиерейских покоях. ПОЛТАВА
Наш путь продолжался. Даты, места, события, все связанно незримыми нитями духовно-исторической географии. И вот мы в городе, который выдержал длительную осаду шведского войка, но не пошел по стопам Мазепы и тем самым предопределил исход решающей битвы в Северной войне. Могли ли мы обойти вниманием полтавчан?
Валерий Рязанов в Полтаве был в состоянии, какого-то особого вдохновения, концерт пролетел, как одна минута, зал несколько раз рукоплескал стоя. И задушевно, вместе с хором залом была исполнена известная каждому украинцу песня П. Майбороды «Рідна мати моя».
Это был оглушительный успех. Кто-то из зрителей заметил: «Вот, наконец то нам привезли настоящее искусство, это нужно всемерно пропагандировать, тогда и общество оздоровится». Поужинав в Крестовоздвиженском женском монастыре, мы отправились в древнерусскую столицу – Киев.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
В Киеве мы остановились в Киево-Печерской Лавре. В X веке в воды Днепра вошли разные племена, а вышел единый русский народ. Крещение, произошедшее 1025-лет назад, всецело определило нашу историческую судьбу.
Спасибо Владиславу Пустовому (заместителю председателя Союза православных братств Украины) который, провел нам подробную обзорную экскурсию. С особенным трепетом гости из Санкт-Петербурга прикладывались к мощам первых русских святых угодников, отцов – основателей Руси.
Всем уже стало очевидно, что это не простые гастроли – это паломничество и духовная миссия. Сейчас мало кто знает, что Святой Благоверный князь Александр Невский по титулу был и великим Киевским князем.
Митрополит Павел, наместник Киево-Печерской Лавры, встретил нас в восстановленном Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
Владыка Павел благословил нашу группу и показал, как ведутся работы, в том числе и в алтарной части. В соборе ведется роспись стен. Как выяснилось, значительную часть средств на роспись стен храма выделил Владимир Путин.
В ходе поездки мы обратили внимание на то, что в России две Лавры и обе Свято-Троицкие, а на Украине три и все Свято-Успенские. Может это обусловлено тем, что Украина противостоит цивилизационному вызову, а Лавры очаги духовности, которые помогают народу мобилизовать духовные силы.
Под впечатлением от поездки регент хора Валерий Рязанов отметил – «Украина — это сердце Святой Руси»! Второй регент хора Антон Марущак после того, как хор помогал братии на Божественной литургии в Трапезном храме Лавры, поведал журналистам о том, что Лавры объединяет певческая традиция: «Первая братия Александро-Невской Лавры была взята из Киево-Печерской.
Когда в Почаевской Лавре после периода униатства была утеряна традиция, в том числе и певческая, то для восстановления ее был вызван регент из Александро-Невской Лавры».
СОФИЯ КИЕВСКАЯ
Что только не пережил самый древний храм Руси София Киевская, который тысячелетие нерушимой стеной стоит в центре города. Сейчас это национальный историко-культурный заповедник.
На территорию заповедника мы прошли через ворота колокольни, которую возводил Петр I. В 1709 году у стен этой колокольни состоялась торжественная встреча победителей Полтавской битвы во главе с русским царем, поэтому ее часто называют Триумфальной.
Когда-то София была главным храмом Руси, он внушал современникам мысль о незыблемости христианской веры и мощи растущего государства. Здесь посажено зерно, которое дало плод не в сто, а в тысячи крат. И теперь ветви выросшего дерева раскинулись от Курил до Карпат.
За века не потускнели красочные мозаики храма, все так же в апсиде Софийского собора предстает перед нами величественный Образ Богородицы Оранты с воздетыми руками в заступнической молитве. Перед этим Образом в Софии Киевской молились великие князья о благоденствии русской земли. Этот Образ Богородицы именуют Нерушимой стеной. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение».
Знаменательно, что Праздничный Архиерейский хор Александро-Невской Лавры выступил в Архиерейском доме Софии Киевской 6 марта, ведь именно в этот день ровно 400 лет назад (21 февраля по старому стилю) и был избран на царство Михаил Федорович Романов.
Обращаясь к гостям, руководитель представительства Россотрудничества в Украине Константин Воробьев сказал: «В Софиевском соборе – сегодня собрались послы России, Армении, Казахстана, Белоруссии, руководители государственных и общественных организаций Украины, представители духовенства, известные музыканты, искусствоведы, историки, журналисты.
Уверен, что эти и дальнейшие выступления коллектива в Виннице, Почаеве станут значительным событием в культурной жизни Украины и нашим подарком по случаю славных дат нашей общей великой истории».
Как и в других городах в исполнении хора звучал обширный репертуар духовных песнопений, военных маршей, гимнов и народных и казачьих песен.
По окончании концерта Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов отметил: «В очередной раз убедился, что правда не в силе, а сила в правде, а правда в Боге. И то, как братья, донесли до нас простую и не всегда очевидную мысль заставляет нас благодарить и аплодировать».
Прибывший из Санкт-Петербурга на торжества в Киев, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Владыка Назарий, в своем выступлении обратил внимание собравшихся на духовные связи между Киевом и Санкт-Петербургом: «В 1716 году первые 20 монахов в Александро-Невскую Лавру прибыли из Киева, они привезли и пение, и устав. Мы духовно едины и какие бы границы, какие бы политические процессы нас не разделяли. Господь судил нам жить вместе».
КИЕВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
На следующий день аншлаг был и в малом зале Консерватории им П.И. Чайковского. В числе зрителей мы увидели известного киевского политолога Ростислава Ищенко, а также нашего сподвижника, лидера киевской общественной организации «Народный Собор» Игоря Друзя.
Особенно впечатляюще звучал в Киеве выдающийся шедевр «Песня о Днепре» М. Фрадкина на слова Е. Долматовского, посвященный воинам, павшим в боях за Днепр.
Солировал бас Ивана Новоселова.

Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днипро, Днипро, ты течешь вдали
И волна твоя как слеза…
На берегу Днепра это звучало особенно проникновенно. Раскатистый бас Ивана подхватывал хор. И зрители в зале слез не сдерживали.
ВИННИЦА
Православная Винница встретила нас в лице протоиерея Николая Давидовского, который много лет трудится над возведением храмового комплекса на Вишенке. 20 лет назад перед самой Крестопоклонной седмицей Великого Поста им была зарегистрирована новая православная община. Приходила ли отцу Николаю мысль в те дни, что он возложит на себя бремя многолетнего сооружения грандиозного храмового комплекса, который станет православным центром не только для христиан Вишенки, но и для Винницы и всей Винницкой области?
Название будущего храма определилось само собой: раз был поставлен Крест, – значит произошло Воздвижение Креста. Да и день регистрации общины пришелся на Крестопоклонную неделю Великого поста.
Но мало лишь воздвигнуть крест, его нужно еще и отстоять. На этот же участок свои претензии выразила и католическая община. Известно, что в основе всякого Божьего дела лежит духовный подвиг. Перед нравственным выбором предстал, и отец Николай, когда ему настоятельно советовали не служить на Пасху возле креста, иначе он будет арестован и получит три года тюрьмы. Но мог ли он не выйти к ожидавшим его людям?
Он вышел. И неожиданно для себя увидел, что на Пасхальную службу собралось огромное число людей, а милиция, оказавшись в меньшинстве, действовать не решилась.
Но на этом борьба не прекратилась, злоумышленники пытались сжечь крест, жгли и первую деревянную церковь. Но все эти козни в конечном итоге лишь выявляли силу Божию, послужили укреплению духа верующих, привлекли внимание жертвователей.
Тяжелые испытания и труды не остались без духовного утешения. Замироточила икона Божией Матери на иконостасе. Позже замироточили на иконостасе иконы Христа Спасителя, святителя Николая и Воздвижения Честнаго Креста Господнего. Храмовый комплекс на Вишенке – это зримое подтверждение того, что Православие — это не только отдельные храмы, где можно поставить свечку или исполнить требы – это огромная общественная деятельность Церкви. По сравнению с задачами, которые были насущными еще 10-15 лет назад, благоустройство храмов, организация монастырской жизни приоритетной должна стать образовательная, воспитательная и просветительская деятельность.
Воплощение этой идеи мы увидели в построенном комплексе, который включает в себя православную гимназию-интернат. Особое внимание здесь уделяется духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей. Сегодня при храме действует ежедневная воскресная школа для дошкольников, многоуровневая воскресная школа детей, прекрасный детский хор, молодежная организация и воскресная школа для взрослых.
В Виннице мы так же посетили Свято-Преображенский кафедральный собор, бывший некогда доминиканским костёлом. Но особо впечатлила Николаевская церковь, возведенная в середине XVIII столетия, которая выполнена без единого гвоздя и поставлена на месте Николаевской церкви ХІІІ века, построенной монахами, бежавшими от татаро-монголов. Этот храм не только памятник архитектуры, но и зримый символ духовной стойкости Православия.
Везде на нашем пути нам сопутствовал образ благоверного князя Александра Невского и здесь, на вратах мы увидели его изображение. Здесь венчался, гроза польской шляхты, сподвижник Богдана Хмельницкого Иван Богун, а в 1910 году на Литургии молился император Николай II. Ему настолько понравилось храмовое пение, что одной из певчих он подарил золотой крестик.
Вечером в двухъярусном актовом зале храмового комплекса мы увидели уже привычную картину: яблоку негде упасть, а люди все прибывают и прибывают.
Хор представил прибывший с нами в Винницу Наместник Лавры – епископ Выборгский Назарий. Выяснилось, что ученик и помощник Валерия Рязанова Антон Марущак, родом из Винницы. Валерий Михайлович предоставил Антону возможность руководить хором во время исполнения некоторых произведений.
И здесь благодарные зрители не хотели расставаться с братьями из Санкт-Петербурга. Со словами благодарности вы ступил митрополит Винницкий и Барский Симеон.
ПОЧАЕВ
К оплоту Православия на западной границе Руси мы пробивались по ночной дороге сквозь метель. Почаевская Лавра единственная, которая никогда не закрывалась со времени ее основания в 1240 году.
Когда на Русь обрушилось страшное батыево нашествие, монахи бежавшие из Киева в эти земли молились о сохранении Отечества и в ответ на молитву явилась Богородица в столпе огненном, как некогда в Неопалимой Купине – в кусте, который горел и не сгорал, – явился Господь пророку Моисею, так и русскому народу Богородицей было явлено, что Русь пройдет через горнило огненных испытаний, но не погибнет, а окрепнет и возродится.
На камне отпечатался след стопы Богородицы. И по сей день из этого отпечатка бьет чудотворный источник, от которого подается всем верующим чудесная помощь.
Соборы Лавры впечатляют масштабом, благолепием и стилистическим разнообразием. Большой Троицкий собор возведен в древнерусском стиле. Собор этот творение архитектора Щусева, зримая проповедь Православия в западном крае.
Впечатляет все, в том числе и паникадило, подаренное императором Николаем II. А величественнейший Свято-Успенский собор, возведенный раскаявшимся в злодеяниях графом Потоцким является образцом барочного стиля. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа – во имя святителя Николая Чудотворца.
Мы приложилась к мощам преподобных Почаевских Иова и Амфилохия. Приложились и к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери. Утром, разделившись на два состава, хор помогал братии Лавры на Божественной литургии в Успенском соборе.
В семинарии концерт был особенно волнительным, я смотрел на лица зрителей, молодых семинаристов, на них читалось чувство некоего изумления. Исчезло и время, и расстояние. Осталось одно живое духовное переживание; и вот оно множится, переливается от хора к зрителю и становится общим. Звуковые образы вторгаются сразу в чувства человека и содействуют духовному пробуждению нашего народа и воскрешению Руси.
Воочию именно здесь мы увидели, ощутили эту самую «Святую Русь». Далеко не все потеряно. Жива Русь! – невольно думал я, глядя на этих неизбалованных, по-детски простых зрителей. «И разумные из народа вразумят многих». (Даниил 12.33) Символично, что сейчас в Лавре возводится третий храм в честь Преображения Господня. Это ведь преображение и веры, и всех народов Руси.
Митрополит Владимир, наместник Почаевский, викарий Киевской епархии пригласил нас в свои покои. Он отметил, что небольшой хор из двух десятков человек производит огромное впечатление, а как представить нашим ограниченным умом пение сонмов ангельских. Владыка говорил, что от нас требуется твердое исповедание веры, и тогда мы станем свидетелями мощного духовного возрождения.
Эти слова были созвучны словам, которые мы слышали и от владыки Арсения в Святогорской Лавре. Владыка Арсений в проповеди на неделю о блудном сыне процитировал святого Серафима Вырицкого (духовника Александро-Невской Лавры) который, предрекал, что после духовного падения молодежь наша обратится к Богу. «Да так, что превзойдет и прошлых подвижников.
Мы стоим на пороге будущего возрождения». Понятно, что это будет нелегкий путь, может быть, нам еще предстоит пройти сквозь суровые испытания. Мы были переполнены впечатлениями и назад все мы возвращались духовно окрепшими.
Такую поездку сразу не осмыслить. Что это было? Сейчас по прошествии нескольких дней после события, трудно осмыслить произошедшее, ведь ни в чем так не путается человек как в значениях. Слишком близко событие, а большое, как известно, видится на расстоянии. Очевидно одно – Русь врагу не отдадим!
Одним действием человек решает, как правило, одну задачу, а Господь одним событием множество. По ходу поездки выяснилось, что некоторые хористы по многу, раз были в Париже с гастролями, но ни разу на Украине. Гастрольный тур позади – прочерчена линия вдоль Украины с Востока на Запад. Места, которые нам приходилось посещать, так или иначе, были связанны с общими важными историческими вехами в судьбе России и Украины.
Это было похоже на стремительный рейд духовного спецназа, пробивку туннеля, или прокладку силового кабеля. Ведь и исторические даты, и памятные места, которые связаны с образами великих князей, от князя Владимира, крестителя Руси, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, и русских царей напомнили нам о том, что дух один, а дары различны, как и формы служения. Эти примеры помогут нам вернуть утраченный идеал и смысл творческого и общественно-политического служения как форм ответственного благоверного служения людям и Господу.
Вспомним, что двуглавый орел, наследованный из Византии это образ Симфонии – гармоничного взаимодействия светской и духовной власти и именно на этой формуле выросла наша цивилизация.

Сергей Моисеев
В материале использованы фрагменты статьи о харьковском концерте Анны Минаковой
Фотограф Дарда Валерия

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013