Печать
Просмотров: 2036

0_38f7f_4bfb649_orig.jpgДЛЯ ЧЕГО СТРОИЛИ ХРАМЫ В ГОРОДЕ СВЯТОГО ПЕТРА

Владимир Алексеевич Дервенев
Глава Паломнического отдела Санкт-Петербургской Епархии
Действительный член Русского Географического Общества
Действительный член Всемирного клуба Петербуржцев

Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях.

Ваше преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры
Вы все, приезжая в Санкт-Петербург и входя в ворота Александро-Невской лавры, по левую руку видели каменный храм, у дверей которого висит чудная табличка «МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ - ПАНТЕОН РУССКОЙ СЛАВЫ, БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА».

К сожалению не все знают, что это отнюдь не капище во славу всех языческих богов и даже не склеп, как гласит упомянутая табличка, а САМЫЙ ПЕРВЫЙ каменный ИСТОРИЧЕСКИЙ СОБОР Петербурга – собор Благовещения Пресвятой Богородицы Александро-Невской лавры, а сам день освящения первой Благовещенской церкви - 25 марта 1713 и является официальной датой основания самой Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Проектировка монастырского комплекса была поручена Петром I итальанскому архитектору Доменико Трезини. Первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена в 1712 году, и уже через несколько лет, в 1717 - 1723 годах, на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный двухэтажный храм, в строительстве которого принимал личное участие Государь Петр Алексеевич, а после его освящения самолично пел на клиросе, алтарничал, читал часы и Апостол. Это здание является самой старой постройкой на территории лавры, и первым каменным храмом Санкт-Петербурга.
12 сентября 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в нём освятили придел Александра Невского и только после этого мощи Св. Благоверного князя Александра Невского были перенесены в монастырь. Мощи были вывезены из Владимирского Боголюбского Рождественского монастыря почти за год до того - 11 августа 1723 года и 20 сентября и были привезены в Шлиссельбург, где и оставались почти целый год – вплоть до 1724 года - ведь храм в будущей лавре ещё не был достроен. 30 августа (ст.ст.) / 12 сентября (н.ст.) мощи были перенесены в Санкт-Петербург и установлены в Благовещенской церкви, где находились в серебряной раке вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Через три дня после перенесения - 2 сентября 1724 года (ст.ст.) - Указом было установлено празднество перенесения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Почему же Петр Великий избрал для места строительства сакрального центра будущей столицы империи, места хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского столь пустынное, болотистое место, да еще на таком большом удалении от строящегося Санкт- Петербурга и на еще большем удалении от самой Невской битвы, которая, как мы знаем проходила у места впадения реки Ижора в Неву?
Как мы знаем, Петр Алексеевич очень внимательно относился к истории России, к житию святых В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, он сам читал старинные русские летописи, особенно те, где говорилось о победах русского воинства, о его Святых заступниках. Петр знал из новгородских летописей, что дозорные молодого князя Александра Ярославича, встречавшие флот варягов, расположились на месте впадения в реку Неву РЕЧКИ ЧЕРНОЙ.
И именно здесь , в этом месте им было явление первых святых земли Русской – родичей князя Александра Ярославича мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба, что стали заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Как повествуют летописи, челн, со стоящими в нем князьями Борисом и Глебом, проплыл по реке Черной в Неву мимо дозорных, которым Святые князья поведали, что не оставят своего родича и дружину его без помощи в предстоящей сече с сильным и беспощадным врагом. Сейчас бывшая речка Черная носит имя МОНАСТЫРКА, и именно на ее берегу в месте впадения в Неву и повелел царь Петр Алексеевич возвести храм для хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского, к которому и были обращены слова Святых заступников земли Русской.
Почему же вместо исторического названия перед входом в храм мы видим надпись УСЫПАЛЬНИЦА? Действительно, нижний храм двухэтажного собора служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (Алексея Разумовского, А.М. Голицына, И.И. Панина, И.И. Шувалова, И.И. Бецкого, А.А. Нарышкина, А.А. Вяземского и А.А. Безбородко и другие захоронения). За левым клиросом церкви находится надгробная плита с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", автором которой является великий поэт России Гавриил Романович Державин и завещанной самим полководцем, но значит ли это что это не храм Божий, а склеп - ни в коей мере.
Сей собор был один из немногих продолжал оставаться храмом в первые несколько лет после революции октября 1917года. В Благовещенском оборе продолжали совершаться богослужения, там служились литургии, там и крестили и отпевали, и венчали, даже несмотря на то, что в 1922 году из него изъяли церковные ценности. Благовещенский собор, последний из действующих храмов Александро-Невской лавры, по решению Леноблисполкома, был закрыт лишь 15 февраля 1933 года. aleksandro_nevskaya_lavra_.jpg
С 1948 – 1949 годов оба этажа здания Благовещенского собора Александро-Невской лавры были заняты экспозицией Музея городской скульптуры, который не выехал от туда по сей день. В 2013 году по бумагам сей собор был возвращен Александро-Невской лавре, но музей из храма так и не выехал и до сих пор богослужения в соборе так и не совершаются. И сейчас для того, что бы например, поклонится и помолиться об упокоении светлой души болярина Александра Суворова на месте его упокоения необходимо купить билет в т.н. музей у входа в который до сих пор весит кощунственная надпись МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ПАНТЕОН РУССКОЙ СЛАВЫ, БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА.
Получается, что собор, действовавший с 1713год по 1933год. собор, что был специально возведен для хранения честных мощей Св. Благоверного князя Александра Невского является не храмом Божиим а простым склепом.
Я уверен, что сей факт тут возмущает не меня одного.

 

На этой неделе в городе Санкт-Петербурге общественность взорвала новость о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви. Как заявил в одном из интервью на эту тему директор музея Четырех Соборов Николай Витальевич Буров: "Все наши музеи работают в том режиме, к которому привыкли. У нас режим динамичного развития. За сезон мы примем только в Исаакиевском соборе около 4 миллионов посетителей, этот музей дает высокую прибыль и мы планируем перечислить налогов в бюджет города около 60 млн. рублей" Но неужели это главное предназначение для такого православного собора как кафедральный собор во имя Св. Исаакия Далматского? Ведь Исаакий не просто ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМ, он строился как ГЛАВНЫЙ СОБОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, как символ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ, символ Великой России...
В истории Санкт-Петербурга было четыре собора во имя св. Исаакия Далматского и уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I).
В 1723 году царь Петр I, что был рожден в день памяти Св. Исаакия Далматского подписал Высочайший указ, предписывающий всем чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме, а служивому и рабочему люду с верфей молиться в этом храме. (записи об этом сохранились в походном журнале храма)
Нас же больше интересует нынешний - 4-й Исаакиевский собор, построенный на месте предшествующих, строительство которого обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - более чем 23 000 000 рублей серебром. Храму, судьбе которого была предназначена стать ГЛАВНЫМ СОБОРОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ придавалось огромное значение. Когда предложили создать в Петербурге торговый порт для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, Государь-Император Николай Павлович его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.
Никакой критики не выдерживает постоянно насаждаемое нам мнение о том, что собор никогда не был храмом как таковым, а был собором лишь для показа, показа чего. Не секрет, что со времени своего освящения в его стенах ежедневно проводились богослужения, в том числе торжественные в честь святых, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии.
Особое воодушевление у горожан вызывали такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное "чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков" (Отечественная война 1812года). C 1814-го года этот праздник отмечается 25 декабря. Особой красочностью отличалось участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных легендарной воинской славой гвардейских полков.
"Стройными рядами, под звуки серебряных труб и барабанов, конным или пешим строем стекались на площадь мужественные преображенцы, семеновцы, измайловцы, гусары, уланы, кавалергарды, кирасиры и егеря.
Особое значение придавалось дню прославления Св. Благоверного Великого князя Александра Невского, тезоименитого трем русским императорам. В этот день совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Александро-Невскую лавру. Помимо городского духовенства, в процессии шествовали кавалеры главных российских орденов, и во главе шествия кавалеры ордена св. Александра Невского с образами своего небесного покровителя и сейчас в Санкт-Петербургской епархии делается все, что бы возродить эту славную традицию.
Так же странно слышать о том, что этот храм никогда не передавался русской православной церкви, а был в ведении государства. Отчасти это так, но лишь отчасти, ибо находился собор в ведении особого управления церквей Двора, заведовавшего помимо Исаакиевского собора всеми храмами Зимнего дворца и иных императорских и великокняжеских резиденций. Да утверждения а том, что собор “тяжким бременем на государевой казне” тоже не выдерживают никакой критики - для покрытия расходов собора попечительским советом собора созывалась ревизионная комиссия и по итогам ее заседания, сверив доходы и расходы, и лишь затем прошение о выделении средств на покрытие недостающих расходов собора, за подписью всех членов попечительского совета собора отправлялись в Управление церквей Его Императорского Двора и редко когда расходы на содержание собора выходили за рамки его доходов. Особо вызывает негодование безапелляционное - "храм никогда не был приходским, прихода там не было", но тогда откуда появилось легендарное Исаакиевское православное братство, что занималось религиозно-нравственным просветительством, борьбой с пьянством и развратом, благотворительностью, помощью неимущим, более 30-ти общественных столовых и школ для бедных было на содержании данного общества. Так, прихожанками графиней Орловой- Давыдовой и графиней Воронцовой-Дашковой была учреждена школа для бедных девочек, а на Английской набережной убежище-мастерскую для обучения увечных воинов портновскому мастерству. maxresdefault.jpg
Кстати, в Исаакиевском соборе всегда уделялось большое внимание, как бы сейчас сказали музейному делу, ведь приезжавшие в столицу иностранцы всегда считали необходимым для себя побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы других государств, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы и для всех их находились священники, что знакомили гостей с этой жемчужиной Санкт-Петербурга.
Еще раз хочется отметить, что кафедральный собор во имя Св. Исаакия Далматского всегда был символом ИМПЕРСКОЙ ВЕЛИКОЙ И МОГУЧЕЙ РОССИИ, ведь именно о ЗОЛОТЫХ КУПОЛАХ ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО грезили воины Северо-Западной добровольческой Белой армии Н.Н.Юденича когда шли на погрязший в красной смуте Петроград, о чем писал в своем самом пронзительном произведении о Белой армии прекрасный русский писатель Александр Куприн. Да и неспроста, новая богоборческая власть большевиков нанесла удар расколом по русскому православию именно в Исаакиевском соборе - назначив ИМЕННО ЭТОТ СОБОР главным собором т.н. ОБНОВЛЕНЦЕВ. И почему либеральной общественностью через не менее либеральные СМИ нам насаждается мнение о том что Русская Православная церковь желает отобрать у людей ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ МУЗЕЕВ РОССИИ, тогда как в письме митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия речь идет лишь о передачи собора в пользование церкви, чтобы там проходили ежедневные службы и велась приходская жизнь, чтобы двери храмов всегда были открыты для верующих.
На прошлой неделе на странице информагенства ТАСС вышла статьч "В РСТ считают, что число туристов в Исаакии сократится после его передачи церкви" http://tass.ru/obschestvo/3945019, по прочтении которой я пришел в полное недоумение как профессионал в области туризма с более чем 25-летним стажем.
Постараемся по-шагово разобрать все посылы экспертов, что были озвучены в данной статьи:
01. "Мы ожидаем, что количество туристов, безусловно, снизится, к примеру Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" сейчас один из самых посещаемых туристических объектов Санкт-Петербурга и в то же время переданный РПЦ Казанский собор, обладающий очевидной историко-архитектурной ценностью, гораздо меньше посещается, он не является популярным объектом ни для туристических групп, ни для самостоятельных туристов", - отметил заместитель директора СЗРО РСТ Павел Румянцев.
Данное заявление не выдерживает никакой критики, так как достаточно побывать в Казанском кафедральном соборе, чтобы убедиться в обратном - многочисленные туристские группы, не говоря уже про индивидуальных туристов, что постоянно прибывают в собор. И это происходит несмотря на то, что Казанский кафедральный собор сознательно игнорируется и не включается в число рекомендуемых исторических и культурных объектов для посещения в Санкт-Петербурге ведущими туроператорами.
02."Туристская функция для храма совсем не первостепенна, - напомнил Румянцев. - Даже если РПЦ учредит свое экскурсионное бюро в Исаакиевском соборе, велика вероятность, что экскурсоводы в нем будут не светские, а воцерковленные, что изменит содержание экскурсий, скорее всего, акцент в них сместится на вероучение".
Это заявление также не выдерживает никакой критики… Безусловно туристическая функция для храма совсем не первостепенна (в любом храме главное это молитва и церковные службы), но экскурсии для туристов имеют огромный миссионерский эффект, более того красота и торжественность православных Богослужений вызывает огромный интерес у туристов, и многие из них специально просят гидов привести их в действующие соборы именно во время православных служб, для того чтобы присутствовать во время этого действа. Абсолютно лишены истины слова некоторых экспертов о том, что собор лишится сборов от туристов, так как исходя из опыта работы ведущих музеев Европы, которые расположены в Великих соборах все говорит как раз об обратном, обратимся к опыту Италии на примере 5 самых популярных для туристов соборов:
- Дуомо Милано Милан - вход в собор бесплатный. Лифт на крышу собора стоит 10 EUR.
- Санта-Мария-дель-Фьоре Дуомо Фиренце Флоренция - вход в собор свободный. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе - 30 EUR .
- Музеи Ватикана Ватикан - вход в собор Св. Петра бесплатно, в музеи Ватикана 16 EUR.
- Кафедральный Собор Сан Лоренцо Генуя - вход в собор свободный Музей церковных ценностей, вход в который находится внутри собора 16 EUR, Епархиальный Музей религиозного искусства, находящийся очень близко 12 EUR.
- Кафедральный Собор Святого Марка Венеция - вход в базилику бесплатный. Осмотр собора Сан-Марко длится около 10 минут. Полный билет включая базилику, Pala D`Oro и сокровищницы 10 EUR. Во все эти и другие соборы-музеи Италии посетители должны быть соответствующе одеты - колени и плечи должны быть прикрыты, запрещено посещать храма в открытых (шорты, мини- юбки, топики, майки) и вызывающих нарядах. кто не соответствует этим нормам, не смотря даже на купленные билеты в соборы-музеи НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. Фото- и видеосъемка запрещены. исходя из приведенных выше примеров можно утверждать, что проблем с дресс-кодом для туристов при посещении храмов быть не может, если заранее туристы будут информированы о правилах посещения Православных святынь, более того для многих верующих туристов всегда было шоком, что в Исаакиевский собор, на куполе которого возвышаются освященные кресты пускали туристов в непотребном виде - включая купальники и даже нижнее белье. А совмещать бесплатный вход в собор с оплатой дополнительных услуг для туристов вполне можно, о чем говорит опыт соборов-музеев Европы.
03.Отдельным вопросом, по мнению представителей туриндустрии региона, будет организация посещения собора зарубежными туристами, а также туристами с ограниченными возможностями, для которых в музее создавалась доступная среда. В этом также нет никаких причин для беспокойства, ибо вся инфраструктура музея останется, а Исаакиевский собор сейчас один из лучших музеев для приема зарубежных туристов и туристов с ограниченными возможностями (и никто не собирается это оборудование демонтировать), за что хочется сказать отдельное спасибо руководству музея. 04."сотрудничество с РПЦ у нас безусловно, есть - сказал Румянцев - Благодаря этому взаимодействию возможно посещение туристами Соловков, Александро-Невской лавры, Псково- Печорской лавры и других религиозных объектов, таких мест, куда никого не пускают, нет, но при работе с каждым из таких объектов туроператорам приходится использовать индивидуальный подход. Финансовое взаимодействие строится по-разному - на некоторых объектах идет оплата экскурсионной деятельности, на других, где экскурсоводами выступают, например, монахи, принимаются пожертвования".
Безусловно приоритеты в экскурсиях, что будут проходить в Божьем храме Исаакиевский собор должны отличаться от экскурсий в музее Исаакиевский собор, которые подчас являются даже богоборческими, но снизит ли интерес у туристов к собору если в храме Божьем будут больше рассказывать о православных службах, о назначении церковной утвари, о Величественных Крестных ходах и так далее, что связаны с главным собором российской империи, я уверен в обратном. Безусловно для того, чтобы у гидов была новая информация должны быть созданы специальные епархиальные курсы для сотрудников и руководителей туристских организаций с привлечением в качестве преподавателей на них историков, географов, культурологов и теологов под патронажем Санкт-Петербургской митрополии, Комитетов по развитию Туризма, Образования и Культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, РГО, Всемирного клуба Петербуржцев, ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга и исторических обществ с последующие выдачей свидетельств на право проведения экскурсий, при том, не только экскурсий по Исаакиевскому собору, но и по всем другим соборам и монастырям, что расположены на территории Санкт-Петербургской митрополии. Как я полагаю ля этого у нас достаточно времени.
05. "Большинство опрошенных нами членов СЗРО РСТ высказали обеспокоенность, - сказал Румянцев. - Позиция профессионального объединения в том, что на данный момент мы не можем поддержать это решение с точки зрения туристической доступности… тут можно лишь добавить то, что для туристической доступности храмов невозможно сделать ничего большего, чем просто открыть двери храмов Божьих для людей, о чем и ратует Русская Православная церковь.
И в заключении хотел бы напомнить, кем же был Святой Преподобный Исаакий Далматский, во имя которого был освящен главный собор Российской империи, на главным входом которого начертано “ХРАМ МОЙ, ХРАМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ” и насколько его житие созвучно с тем что сейчас происходит в граде Святого Петра – будущий Святой Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии, живя отшельником в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378). Когда император собирался на войну с варварами, прп. Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви в империи для христиан, для молитв, для Богослужений и прекратить все гонения на православных - ОТКРОЙТЕ ДВЕРИ ХРАМОВ БОЖИХ ДЛЯ МОЛИТВ ГОСПОДУ. За это приближенные императора избили святого, а 290c68821a544f0fac2e6831d431c9dd.jpgВалент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела чудесным образом избавили преподобного Исаакия от гибели. Придя к императору в другой раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне если его требования останутся неуслышанными, ибо его устами говорит сам Господь. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, спрятался в деревянном амбаре, в котором и погиб, когда амбар подожгли преследователи. И, как сказал на одном из круглых столов ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий – " Санкт-Петербургская епархия и русская православная церковь в целом безусловно за совместное использование соборов с музеями, но тут главное, чтобы это был МУЗЕИ ПРИ ХРАМАХ, а не как у нас сейчас ХРАМЫ ПРИ МУЗЕЯХ..." Неужели у кого-то найдутся слова против этого постулата?..