Печать
Просмотров: 580

663213_900.jpgПравославное сознание далеко не всегда осмелится отделить предавшего церковь священнослужителя от самой Церкви, к его предательству отношения не имевшую. Мы в нашей газете, до настоящего времени, не трогали деяний бывшего Митрополита Киевского Филарета Денисенко, за аморальное поведение и нарушение монашеских обетов лишенного сана.
Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. При рождении нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет, третье имя Филарета Денисенко — товарищ Антонов, такова была его агентурная кличка в КГБ. Все начинается с малой лжи: сначала человек составлял донесения на Лубянку — и этой же рукой благословлял паству.

Благодаря верной службе двигался вверх по церковной иерархии.
И это в советские времена, когда безвестные святые мученики и исповедники, подобно отцу Арсению, своими страданиями и кровью спасали нашу Церковь. Но Господь милостиво ждал обращения высокопоставленного грешника, не являя Своего Гнева наш «герой», видимо, истолковал милость Творца иначе. Чужая душа потемки, но на этом примере мы видим, как малый, нераскаянный грех неминуемо влечет за собой еще больший, как непотушенный в лесу костер может вызвать огненный ураган, который не уймется, пока не испепелит все живое. Так и с душой человека: кажется, что он может справиться с той стихией, которой даст погостить в своей душе, потешится ею и выселит. Но гость внезапно объявляет себя хозяином и, наоборот, требует быть послушным орудием, и далее, зная все слабые стороны своего подопечного, требует вовлечения в грех других людей.
«...Должны искушения прийти; однако горе тому человеку, через которого приходят искушения».
А тут еще и подходящая политическая обстановка обрисовалась, захотелось свою национальную церковь под своим началом обрести. Только Церковь — богочеловеческий организм, и для Господа нет ни эллина, ни иудея. Если бы православие было национальной религией, то не вышло бы за пределы Иерусалима. Но Церковь, рожденная сошествием Духа Святого, ознаменовалась тем, что Апостолы обрели знание разных языков и смогли проповедовать по всему миру. И мир, наверно, давно бы рухнул в тартар, если бы Церковь копировала политическую карту мира, где каждое маломальски младенческое государство-однодневка создавало свою национальную младенческую церковь. Апостольский камень веры был бы раздроблен волнами житейского моря, человек неминуемо бы пришел к выводу, что он сам мера всех вещей и нет объективных нравственных законов, на страже которых Церковь призвана стоять до конца времен, и врата ада не одолеют Ее. Но враг рода человеческого добивается, чтоб все действовали подобно ему, по похотям сердца своего, как он, будучи ангелом Денницей гордо воскликнул: «Я аки Бог!» После чего был свергнут с неба, но все же увлек с собой треть ангелов.
Сам Христос, совершая чудеса на глазах тысяч изумленных людей, не брался свидетельствовать о себе, говоря: «Если Я свидетельствую о Себе, то свидетельство Мое ложь». Поэтому и был послан предтеча Иоанн Креститель, провозгласивший пришествие Спасителя.
Кстати, Кравчук сейчас утверждает, что ошибался, выступая на стороне Денисенко, какой с него спрос, человек был партаппаратчиком, и в глубине души думал, что и Церковь живет по политическим калькам, но Филарет, человек сведущий, хорошо знал, что творит, когда провозгласил сам себя Патриархом так называемой Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.
Всякий церковный раскол является потенциальной ересью, потому что рано или поздно расколу приходится как-то богословски оправдывать свое положение, доказывая, что он — явление в жизни Церкви необходимое и неизбежное. Между тем, единство и единственность Православной Церкви является ДОГМАТОМ, исповедуемым ежедневно каждым Православным христианином в Символе веры. В своем самооправдании раскольники всегда искажают учение Церкви о Себе Самой, и поэтому, рано или поздно, любой неуврачеванный раскол становится действительной ересью, влечет за собой создание параллельной церковной иерархии. Последний противоречит догмату о единстве Церкви. И именно таким является раскол КП в Украине.
В 1991-92 гг. Филарет, движимый исключительно властолюбием (о его «національній свідомості» свидетельствуют постоянные выступления против автокефалии вплоть до 1991 г.), объявил о создании независимой Церкви. Поначалу многие епископы под его нажимом согласились с этим. Но, в итоге, после всех перипетий, Филарет был поддержан только двумя епископами. Таким образом, желание создать автокефальную церковь никак не было соборной волей украинских православных. По всем элементарным представлениям, функции Филарета как митрополита оканчивались там, где он вступает в противоречие с остальным епископатом и более не может быть блюстителем соборности. Он становится только равным среди равных. Однако он не согласился с этим, ушел в раскол и создал параллельную церковную иерархию, поставив своих епископов в те города, где уже существовали законные, благодатные, святые, апостольские церкви.
Страшно подумать, но этот человек на шаг был от того, чтобы стать Патриархом Всея Руси, его шансы были велики, но Соборный разум выбрал Алексия II. В самопровозглашении себя патриархом Всея Руси-Украины видна месть за несбывшуюся мечту, он и белый куколь носит, подражая Московскому Патриарху. Недаром говорят: «Дьявол обезьяна Бога и улавливает он в свои сети, если возможно и избранных».
«И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». (2 Кор. 11,14-15)».
В любом государстве, каким бы ни был его уклад, существуют основные законы, согласно которым осуществляется руководство этим государством, и соблюдение которых — обязанность каждого гражданина. Во всех социальных институтах имеются нерушимые нормы, обязательные для соблюдения и сформулированные в виде клятвы: в армии — присяга на верность Родине, в медицине — клятва Гиппократа и т.п. Их соблюдение имеет не только морально-этическое значение. Ведь тот, кто их нарушил, несет и криминальную ответственность, согласно законам общества, в котором живет.
Уклад Церкви базируется на божественном праве, и в этом укладе главное место занимает иерархия. Отношения между членами иерархии точно и четко были определены, и каждый, кто сам вознамеривается нарушить эти отношения, создает разлад в Церкви и наносит вред самой цели бытия Церкви в мире. Вследствие этого виновным перед Церковью и достойным осуждения может быть каждый член иерархии, который каким-либо своим поступком создает разлад в Церкви и препятствует достижению ее цели в мире.
В связи с этим, каждый епископ перед своей хиротонией дает присягу (клятву), что делал в свое время и Денисенко, свято сохранять священные каноны, как этого требует 2-й канон Трулльского и 1-й канон VII Вселенского Соборов: все догматы веры, принятые на Вселенских Соборах, как и канонические постановления тех же Соборов, являются богодухновенными, поскольку все были приняты вдохновением Духа Святого. В это Православная Церковь свято верит, и пренебречь этим может только человек неверующий.
Об авторитетности и нерушимости канонов в 641 году Александрийский Патриарх св. Иоанн Милостивый говорил: «Лучше погасить солнце, чем нарушить Божественный закон». А Киевский Митрополит святитель Петр Могила ответил шляхтичам, которые просили его не лишать сана духовенство, нарушившего канонические нормы: «Я не смог бы этого сделать, если бы об этом сказал и Ангел с неба». Следовательно, кто нарушает каноны Церкви, сознательно ставит себя вне границ Православной Церкви.
«Служба» священника отлученного от служения в дальнейшем становится кощунством и хулой на Духа Святого. А хула на Духа Святого, согласно евангельской истиной, является смертным грехом. По словам Спасителя: «...кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 29)».
Сегодня многие из сторонников так называемого Киевского Патриархата, к сожалению, верят в распространенный расколоначальником миф, будто те меры церковного наказания, которые были применены в отношении бывшего Предстоятеля УПЦ, «были направлены, — как он заявил 14 апреля 1992 г. на пресс-конференции в Укринформагентстве, — против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви». В этой сознательной лжи, конечно, имеется доля правды. И правда эта заключается в том, что испытав поражение на Патриарших выборах 1990 г., Филарет действительно взял курс на отделение УПЦ. Однако поводом к этому был страх осуждения со стороны всей церковной полноты за те преступления против Церкви, которые он совершил за 30 лет своего пребывания в епископском сане в лоне РПЦ.
Пребывая в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Это и прозвучало в заявлении 26-ти народных депутатов Верховной Рады Украины 20 января 1992 года: «Не секрет, а достояние гласности, что именно митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность со службами КГБ для того, чтобы угодить власти КПСС, послужить безбожной власти, не столько в интересах Церкви, как ради карьеры и возможности удерживать Церковь в Украине в руках единодержавной диктатуры. Все это отвращает от Церкви людей, сводит на нет проповедническую, миссионерскую работу честного священника, усугубляет вражду между конфессиями и способствует расколам.
Наше депутатское сознание призывает провозгласить очевидный факт: митрополит Филарет (Денисенко) является преградой на пути духовного возрождения Украины, очищения общества от сталинских болезней, он должен оставить должность Предстоятеля Украинской Православной Церкви, дать ей возможность сберечь свое единство, правильно самовыразиться в новых государственных условиях, окормить измученный народ чистой верой и духовной силой».
Священнослужители Украинской Православной Церкви обвиняли митрополита Филарета в успехах униатов в Галиции, в возникновении и распространении автокефального раскола. Из-за грубого и деспотического управления Киевской Митрополией из юрисдикции Московского Патриархата ушло множество клириков и мирян, которые не желали больше терпеть произвол Киевского митрополита и его гражданской жены. Количество жалоб, которые поступали в Патриархию, стремительно возрастало. Поместный Собор РПЦ, который тогда намечалось созвать, должен был рассмотреть выдвинутые обвинения в адрес митрополита Филарета. Чтобы обеспечить себе неприкосновенность (а не руководствуясь церковной необходимостью и, тем более, не из патриотических рассуждений), митрополит Филарет стал активно форсировать процесс получения автокефалии для УПЦ с ним во главе.
31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре проходил Архиерейский Собор РПЦ, на котором обсуждалось прошение епископата УПЦ (принятое под авторитарным давлением митрополита Филарета), о предоставлении УПЦ статуса автокефалии. В ходе обсуждений все чаще звучали обвинения в адрес митрополита Филарета, который использовал предоставленную УПЦ самостоятельность и независимость в управлении не на преодоление раскола и возвращение тех, кто отпал в унию, а сделал ее средством усиления своей личной власти. Собор предпочел, чтобы митрополит Филарет ушел в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце-концов с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку: «Если я сказал, что я это сделаю, — значит, я сделаю. Я подам просьбу Архиерейскому Собору УПЦ о том, что я прошу забрать от меня вот эти полномочия — права Предстоятеля УПЦ и выбрать на это место нового Предстоятеля».
Вернувшись в Украину, посоветовавшись с бывшим тогда президентом Украины Леонидом Кравчуком, прихватив архив и церковную казну УПЦ, митрополит Филарет отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, который и по сей день раздирает хитон Христов — Его Святую Православную Церковь в Украине.
По уставу об управлении УПЦ временное управление УПЦ перешло к более старшему по хиротонии члену Священного Синода УПЦ — Митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму.
Владыка Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. В Киеве проведение Собора было невозможным. Вспоминает Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим: «...Но, к большому огорчению, ответа на мою телеграмму я от Филарета не получил. Тогда я позвонил ему по телефону и сообщил, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мне, как старейшему среди епископов Украины и Местоблюстителю Киевской Митрополии, необходимо созвать в Киеве Собор епископов для избрания нового Предстоятеля, и выразил надежду на то, что Филарет будет принимать участие в Архиерейском Соборе. На мое обращение последовал такой ответ: «Вы думаете, что епископы вас послушают? Вас здесь камнями побьют, если вы приедете в Киев созывать Собор. Вы ног отсюда не унесете». После этого мой собеседник бросил трубку». Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ.
Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора,88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет: отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.
Освободив митрополита Филарета от должности Предстоятеля УПЦ, Архиерейский Собор в Харькове мерой пресечения избрал запрещение в священнослужении митрополита Филарета до окончательного решения этого вопроса Архиерейским Собором всей Русской Церкви.
Свою единогласность выразили все Восточные Патриархи.
Вот что писал Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока: «Поздравляем Вас с принятием действий относительно Украины. Наши поздравления Митрополиту Владимиру, единственному законному Предстоятелю в Украине. Всегда с вами в братском союзе».
Филарет начал собирать в свою лжецерковь всех бродячих и расстриженных лжепастырей, которые находились под запрещением Православной Церкви. 29 апреля 1998г. он озвучил уже явную ересь. Он счел возможным «существование двух самодостаточных семей Православных Церквей». Таким образом «филаретовщина», которая была «трагедией украинского Православия», стала трагедией Православия Вселенского, поскольку дала толчок антиканоническим действиям разного рода раскольникам в других Православных Церквах.
После того, как три филаретовских «епископа», возглавляемые Адрианом (Стариной), возвели на императорский престол Большой, Малой и Белой Руси какого-то Дальского, а в императрицы — Наталию Коваленко, терпение у Русской Православной Церкви было исчерпано. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Основывая Церковь, Спаситель знал, что среди пшеницы будут расти и плевелы (Мф. 13, 24-30), знал, что будут неурядицы, когда в Его Церковь — во двор овчий, будут проникать волки в овечьих одеждах (Мф.7,15). Чтобы предотвратить это, Он дал своим последователям-апостолам, а те в свою очередь, епископам так называемое право «вязать и разрешать»: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Сам Иисус Христос положил начало дисциплинарной мере — отлучению от Своей Церкви, когда сказал: «... а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17), то есть пусть будет отлученным от этой Церкви. Позже святые апостолы объясняли это в своих посланиях и применяли на практике.
Поэтому Денисенко напрасно вселяет надежду своим последователям о признании в будущем «КП» равноправной Церковью-сестрой в семье Православных Церквей, поскольку здесь речь идет не о признании самостоятельности, автокефальности, а о признании церковности как таковой, что невозможно в принципе, поскольку игнорирование раскольниками церковных канонов настолько явно, что этого не допустит и сам Бог — Основатель Церкви.
Раскол — это ересь, потому что его представители думают, что они стоят выше соборного сознания Церкви и что они могут сами разрешить определенные внутрицерковные вопросы. Это абсолютно невозможно с канонической точки зрения. То, что раскольники произносят православный Символ Веры, недостаточно и ни о чем не говорит. Нужно еще и находиться в этой Церкви, быть в евхаристическом единении с другими Поместными Православными Церквами. Они же не находятся в таком единении ни с одной Православной Церковью мира.
Печальным почерком раскольников является их агрессивность, стремление любой ценой утвердиться в лоне какой-либо законной Церкви. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как каноническую Церковь. Но в Церковь Христа Спасителя обманным путем не войти. Человек приходит в храм не для того, чтобы поучаствовать в спектакле под названием «служба Божия», а приобщиться к спасительным таинствам Христовым, и спасение его измученной души не может быть обусловлено тем, «признает или не признает» Константинополь отлучение Филарета от Церкви.
Неодиночными являются случаи, когда Таинства, которые касаются их самих, а также родных и близких, они принимают подальше от места своего служения в канонической Украинской Православной Церкви под видом обычных мирян.
Даже свата Леонида Кравчука, покойного журналиста Анатолия Москаленко, после «панихиды», отправленной самим Филаретом, «переотпевали», по просьбе семьи, канонические священники.
«Церковная деятельность» бывшего Киевского Митрополита стала возможной исключительно благодаря поддержке со стороны государственной власти. Если бы этой поддержки в 1992 г. не было, то не было бы и того раскола, который есть сегодня.
Позиция Украинской Православной Церкви относительно единства православных в Украине была определена ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром:
«Сегодня многие говорят о «соединении ветвей Православия». В действительности же — есть истинная Церковь, есть отход от этой Церкви и есть возвращение в эту Церковь с целью опять стать ее членом, клириком или епископом. Мы должны помнить, что нет греха, который бы не прощал Господь, и нет греха, который бы Церковь не покрыла своей любовью. Церковь ожидает тех, кто ушел. Ожидает, чтобы они вернулись. И тогда будет Единственная Церковь...».
«Украинская Православная Церковь берет свое историческое начало от Крещения Руси, что имело место в 988 году в городе Киеве во времена Великого князя Владимира. До 1448 года составляла единственную Русскую Православную Церковь (Киевскую Митрополию) Константинопольского Патриархата. После установления (а не самопровозглашения) автокефалии Русской Православной Церкви Киевская Митрополия (УПЦ) осталась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. После воссоединения Украины с Россией в 1686 г. на основе грамоты Константинопольского патриарха Дионисия вошла в состав Московского Патриархата (Русская Православная Церковь). В 1990 г. получила статус «самостоятельной и независимой в управлении». А связь с Московским Патриархом исключительно молитвенная, это связь повзрослевших детей, но детей благодарных, которые помнят своих родителей.
26 июня 2006 в Харькове на площади Свободы происходило молитвенное стояние православных христиан против намечаемого приезда раскольника Филарета Денисенко в Харьков. Около 2 тыс. православных христиан с иконами, хоругвями, плакатами вышли на защиту Православия. Принимали участие и казаки.
В обращении к главе Харьковской областной государственной администрации от православной общественности Харьковщины было выражено беспокойство информацией о намеченном приезде гражданина Денисенко.
И что Вселенская Православная Церковь которую составляют 15 поместных Церквей не признают самосвятской УПЦ КП.
Так же было отмечено, что в течении последних десяти лет боевиками Киевского Патриархата только в Западной Украине захвачено более 3000 Православных храмов. В декабре 1994 года была разоблачена преступная группировка «Чин Святителя Илариона», действовавшая по вербовке наемников в «горячие» точки СНГ под прикрытием УПЦ КП. 9 марта 2001 года боевики УПЦ КП участвовали в массовых беспорядках в Киеве.
Филарет нарушив ряд Апостольских Правил и Постановлений Вселенских Соборов, учинил церковный раскол, — самый страшный грех, который, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью.
Члены Канонической Православной Церкви, составляющие большинство православных Украины, никогда не поддержат идею создания «поместной церкви», как несущей в себе огромный разрушительный заряд. И поэтому мы считаем приезд в наш город самозванного «патриарха» недопустимым и кощунственным. Приезд Филарета в Харьков может вызвать такую же реакцию верующих, какую вызвал его недавний приезд в Одессу, из которой ему пришлось бежать в машине «скорой помощи» под усиленной охраной милиции. Уважаемый Арсен Борисович, искренне просим Вас учесть мнение и настроения православных харьковчан и не допустить приезда в наш город лжепатриарха Филарета. В противном случае, вся ответственность за возможные негативные последствия такого визита для Филарета и его команды ляжет на руководство Харьковской ОГА.
Неужели непонятно, что деятельность Филарета навлекает гнев на наше отечество, а также поддержка его властями, представители которой зачастую не имеют элементарного представления о сути происходящего. Думая, по аналогии, что и здесь все сводится к элементарной борьбе за власть. Отчасти это правда, но власть эта простирается за пределы материального мира. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. ( Мф. 10,29)» И все равно мы смотрим на членов УПЦ-КП не как на врагов, а как на заблудших братьев.
Зам. главы облгосадминистрации Ярослав Ющенко (племянник нынешнего президента) принял письмо от православных христиан Харькова для ознакомления и принятия решения. На вопрос граждан, когда приезжает Филарет, Ярослав Ющенко сказал, что он не знает точно.
А будет ли с ним встречаться губернатор, ответил утвердительно. Но весьма странно, что столь занятой человек, в должности губернатора намечая встречу, не обговаривает время.
Поинтересовавшись, верующий ли наш губернатор и получив утвердительный ответ, нам пришлось напомнить, что по апостольскому правилу всякий вступающий в общение с раскольником, который находится под анафемой, рискует навлечь на себя то же определение. Так, согласно 10-му Апостольскому правилу, «если кто-то с отлученным от церковного общения помолится, если это будет даже и в доме, тот да будет отлучен».
Как нам было заявлено, губернатор не может частному лицу запретить перемещаться по Украине, но зачем тогда «туристу» привозить с собой мощи Великомученицы Варвары?
Зачем он едет в город, в котором он точно знает, что его никто не ждет? И не нужно говорить о «любови», которую раскольники якобы к нам питают. Диавольское лицемерие — вот истинное лицо их ненависти к канонам Святой Матери-Церкви.
По некоторым данным, Филарет собирается отобрать Свято-Антониевский храм при университете Каразина. Ход продуман, ведь университет — это молодежь наше будущее, к тому же храм расположен в здании бывшего кинотеатра «Юность» на Университетском спуске в непосредственной близости от Епархиального управления. Видно, не терпится, пользуясь сложившейся сиюминутной политической коньюктурой, свести счеты с нашим правящим архиереем Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом, который сыграл не последнюю роль в сокрушении лжепастыря.
У некоторых православных христиан во время молитвенного стояния замироточили иконы, а икона Божией Матери «Явление Божией Матери на войне» задышала — на внутренней стороне стекла иконы появилась испарина.unnamed098765434567654.jpg
Эти чудеса подтверждают, что Господь и Божья Мать всегда приходят в тяжелые времена на помощь.
Мы видим, как тысячу лет наши предки терпеливо созидали, берегли, множили, терпя напасти, гонения, отражали прямые вторжения и передали нам самое драгоценное сокровище нетленное. И все это ради нас, будущих потомков! Огромный счет оплачен слезами, потом и кровью, чтоб мы те, кто осознал какое богатство получил по наследству, были счастливы на земле и, главное, могли обрести жизнь вечную.
Теперь наш черед сдавать жизненный экзамен, теперь время жатвы и отделения зерен от плевел. Но Бог не по силам креста не дает, а значит, не только мы в Него верим, но и Он в нас.

 

Сергей Моисеев

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006