Печать
Просмотров: 722

Kozak90876.jpgВ начале 90-х годов казалось, что Галиция играет главную роль в Украине.
Именно на западе нашей страны возникли первые общественные организации и политические партии. Львовская интеллигенция и поныне живет мыслями о том, что именно она является элитой, на которую возложена миссия быть пастырем украинского народа.
Активные галичане свою энергию направляют на «национальное воспитание» украинцев. Они хотят видеть всю Украину «большой Галицией». Доказывают, что отличительная черта «настоящего украинца» — нелюбовь к москалям. Объясняют «схиднякам», что те такие же украинцы, как и они, только испорченные русификацией.
В первых украинских правительствах галичанам традиционно отдавались под руководство культура и образование. Их работа на «идеологической ниве» не прошла даром.

В государственных программах для учителей по большинству школьных предметов (за исключением математики) в числе образовательных целей появился пункт «национально-патриотическое воспитание учащихся». Пункт нелишний, формирование национального самосознания у граждан — святая обязанность каждого государства. Однако в нашей стране почему-то прививается не украинское, а галицкое самосознание. Что не одно и то же.
История была не слишком благосклонна к Западной Украине. Галичане вынашивали, бережно хранили и передавали из поколения в поколение ненависть к оккупантам, будь то поляки, немцы или русские. Галичане заявляют, что до 1991 года Украина была колонией. Это правда — их Украина действительно была колонией. Галичане испытывали отношение к себе, как к людям второго сорта. Их ущемляли по национальному и религиозному принципу, не давали возможности получить равноценное с поляками или австрийцами образование, не допускали к административным должностям в своем же крае. Они выстояли, сохранили свой язык и культуру, но комплекс неполноценности остался. Теперь галичане объясняют украинцам: вы тоже были колонией, вас тоже угнетали, вы тоже — люди второго сорта. На этой сомнительной исторической идее Украины, как колонии, и построены современные учебники национальной истории. Воспитание собственной второсортности, при этом, называется формированием национального самосознания, которое должно стать основой украинской государственности.
Абсурдно, но факт: украинцы начали испытывать национальное унижение лишь с 1991 года. Галичане, взявшие на себя роль идеологов нового государства, убедили украинцев, что оказывается, нашу страну столетиями угнетали злобные соседи. История народа-победителя — предстала перед нами, как непрестанная череда обидных поражений. Странно, но прежде украинцы угнетенными никогда себя не чувствовали. Мы осваивали Сибирь, а, оказывается, это было подлой политикой правительства, направленной на выселение нашего народа. Мы строили в своей стране самые мощные в мире электростанции, а теперь говорят, что москали специально портили экологию в Украине. Мы гордились тем, что грозный шаг наших армий знают близкие и далекие соседи, а выяснилось, что украинцев использовали те самые трижды проклятые москали в каких-то корыстных интересах. Как бы там ни было, но людьми второго сорта мы никогда себя не чувствовали. К галичанам есть серьезная претензия. Не надо Украине такого национального самосознания, в котором присутствует чуждое ощущение собственной неполноценности. Не надо доказывать, что на востоке живут украинцы, «испорченные москальским тлетворным влиянием». Не надо этих «испорченных украинцев» перевоспитывать. Не надо комплексы своей второсортности переносить на других людей.
Аркадий Жаронкин

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005