Скандал на Украине, вызванный бурной деятельностью архиепископа Александра (Драбинко), набирает силу. Обойти вниманием эту тему в данных условиях, значит стыдливо замолчать историю которая, по сути, является весьма поучительной притчей.
В последнее время именно молодой архиепископ Александр (1977 года рождения) олицетворял курс на так называемую «законную автокефалию от Московского Патриархата».
Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. В подтверждение этого, сейчас голос в защиту Драбинко подали все враги Православной Церкви раскольники–филаретовцы, униаты, либералы, националисты. Его моральный облик и ранее вызывал, по меньшей мере, недоумение у паствы.
Ведь он сам размещал свои фото в интернете, которые не вяжутся с образом архиерея. И даже обзывал блатными «кликухами» других архиереев. Как известно, троих Митрополитов он в своих стихах обозвал «колхоз», «малина» и «привоз».
21 февраля 2012 года Синод УПЦ, лишил его почти всех постов за «недостойный образ жизни и интриганство». Но, отделавшийся легким испугом, тогда он выводов не сделал и вот теперь оказался замешан в резонансное уголовное дело с похищением монахинь. В случившихся в Киеве событиях еще много непонятного, но уже сейчас можно восстановить общий ход происшествия, приведшего к очень интересным каноническим и церковно-политическим последствиям. Звезда бессменного личного секретаря митрополита Киевского Владимира очень быстро взошла на небосклон киевской церковной политики. Может эта начальная скорость и стала причиной всех дальнейших событий.
Некая Наталья Панько организовала «церковный МММ» и при известном покровительстве она смогла получить помещение в Покровском женском монастыре города Киева.
Она принимала "инвестиции в куплю-продажу свечей-икон-колоколов". Затем пошли "инвестиции в беспошлинный ввоз в Украину по церковным каналам престижных иномарок". Рассказывалось о некоем "церковном благотворительном фонде, возглавляемом архиепископом Александром".
Но именно события, связанные с этим монастырем стали фатальными для шедшего к успеху младоархиепископа.
В конце 2012 года "церковный МММ" лопнул. Драбинко оказался уже не в роли "духовника и владыки" околоцерковной мошенницы, исправно получавшего проценты на вложенные средства, а в роли очередного обманутого вкладчика.
Нажитые непосильным трудом миллионы пропали. И тут друзья-комиссионеры Александр и Сергей Бут вспомнили, что проценты от прибыльной схемы инвестиции в псевдоцерковные денежные потоки получал в виде пожертвований от Панько и тот самый женский монастырь.
14 июня 2013 года у игуменьи Каллисфении (Шамайло) зазвонил мобильный телефон. Архиепископ Александр застал мать-игумению в пригороде Киева в монастырском скиту и вызвал ее для серьезного разговора в свой кабинет в Лавре.
Разговор в лаврском кабинете архиепископа Александра закончился ничем. Игуменья сообщила своему сановитому собеседнику, что не может ничем помочь ни ему, ни его другу Буту, так как все полученные от Панько деньги уже успела вложить в работы по реставрации и реконструкции монастырских зданий.
Мать Каллисфения и монахиня Екатерина уже вызвали к Лавре такси, чтобы вернуться в монастырь, но внезапно исчезли. Когда через три дня, 17 июня, монахини все-таки нашлись, "источники близкие к архиепископу Александру" прокомментировали их исчезновение так, что будто-бы монахини в тот вечер "потерялись в Лаврских пещерах, куда спустились помолиться по благословению наместника Лавры митрополита Павла". На что из уст уже самого митрополита Павла достаточно едко прозвучало: "Никто в пещерах ночью не молился. Не давал я благословения и на молитву в подвале загородной дачи, куда на самом деле матушки были вывезены с заклеенными скотчем ртами прямо из митрополии в 23.20. Выезд машин был зафиксирован на видео". И действительно, по версии следствия, деловой партнер Александра Драбинко - Сергей Бут, вместе еще с несколькими людьми, насильно вывезли двух монахинь из Лавры на своих автомашинах и удерживал их в подвале загородного дома, вымогая денежные средства. Тогда и прозвучала сумма "предъявляемых" комиссионерами претензий матери Калисфении - около 1 млн. 800 тыс. долларов.
17 июня монахини неожиданно вернулись в монастырь. По их словам, похитители, вывезшие их с территории Лавры с заклеенными скотчем ртами, так и не добившиеся ничего за эти два дня, просто выбросили их на одной из дорог в пригороде Киева, откуда матушки смогли добраться до своей обители.
Вечером 16 июня архиепископа Александра задержали в Лавре и доставили сначала в отделении милиции, а затем в здание Главного управления МВД Украины, где Драбинко провел не только воскресный вечер, но и ночь на понедельник, весь следующий день и ночь на вторник. Тогда же, вечером 16 июня, милиция задержала друга и доверенное лицо Александра Драбинко - Сергея Бута.
Архиепископ Александр пошел на сделку со следствием и благодаря этому пока проходит по данному делу только как свидетель. Появилась информация, что Драбинко предпочел воспользоваться программой защиты свидетелей, которая подразумевает возможность изменить место жительства, паспортные данные и даже изменить до неузнаваемости внешность.
Какая роль была отведена архиепископу Александру в истории с мошенничеством Натальи Панько, дело об исчезновении и возможном убийстве которой сейчас также расследует милиция, а также какую роль Драбинко сыграл в деле с похищением монахинь, еще предстоит выяснить следствию.
Ясно одно чаша терпения Божьего переполнилась и Драбинко никогда не будет прежним.
Младоархиепископу, который для многих был соблазном, долго все сходило с рук. Многие вопрошали, сколько же из-за этого архиерея будет имя Божие хулиться у язычников?
Казалось, кому как не ректору Ужгородской украинской богословской академии должно быть ясно, что Закон Божий для всех писан. Но знание Закона Божьего само по себе не спасает. Ум служит чувству, а развитый интеллект способен обосновать любую блажь. Человеку необходимо живое духовное соприкосновение, нужен собственный внутренний мистический опыт Богопознания.
А это, как правило, сильное внутренне потрясение, когда человек не просто абстрактно размышляет о сущности греческого слова метанойя, а размышляет, к примеру, сидя в наручниках. Тогда он оказывается в горниле внутренней трансформации, тогда он уроки постигает не умом, а душой. Человек, жизнь которого представляет одну восходящую линию мало чего стоит. Человеку важно испытать чувство страха Божьего, которое, как известно, начало спасения. И тогда перед ним открываются два пути, либо измениться и спастись, либо окончательно погибнуть.
Сергей Моисеев
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013