Печать
Просмотров: 479

151575753_0_0_0_0_600x0_80_0_0_577d462f3ed548b335956a01f3bbda13.jpgВ последнее время много копий поломано на теме голодомора. Был ли он геноцидом украинского народа как настаивают пропрезидентские политические силы? Много говорилось очевидных разумных доводов по поводу трагических событий тридцатых годов ХХ века. И какие бы аргументы не говорились о том, что коммунисты деление людей по национальному признаку считали пережитком буржуазного прошлого и их цели и задачи целиком сводились к классовой борьбе.
Истреблялись все, кто не являлся пролетарием: дворянство, духовенство, и крестьянство, которое не проявляло пролетарской сознательности и цеплялось за частную собственность и, почему-то, не горело желанием идти в колхоз. Раз разумные доводы не действуют на наших оппонентов, то мы приходим к подтверждению того, что разум человека обслуживает чувства, а не наоборот.


Чувство иррационально — не нравится нам, к примеру, человек, а разум поможет объяснить почему. А если приглянется кто, то по этому поводу есть в народе поговорка о том, что любовь зла — полюбишь и … без всяких обьяснений.
Поэтому пришло время говорить о действиях наших политиков на языке психиатрии.
Сегодня, наверное, мало кто знает, что «кликуша» — это не ругательство, а больная кликушеством. Малая Советская энциклопедия говорит о кликушестве, что это «одно из проявлений истерии, выражавшееся в судорожных припадках с выкрикиваниями» (о «порче» и т.п.). Кликушество было распространено прежде среди русского крестьянства и было связано с предрассудками и суевериями («порча», «наговор», «злой глаз»).
Явление кликушества как частной формы истерии и обусловленность этого заболевания изучены крупнейшими отечественными психиатрами: В.М. Бехтеревым, Н.М. Поповым, Н.Ф. Высоцким и, особенно, нашим замечательным соотечественником Н.В. Краинским. Они заложили основу современных знаний об этом основательно забытом заболевании.
А теперь посмотрим, как соотносится развитая Краинским и его коллегами наука о нервных заболеваниях, истерии и кликушестве с украинскими политическими реалиями начала XXI века.
Кликушество — частный случай истерии. Ему подвержены в основном женщины, хотя бывают и исключения среди мужчин. Опасность многократно усиливается тем, что при наличии в окружении внушаемых лиц, те тоже впадают в аналогичное состояние. Болезнь индуктивно передается к следующим лицам, приобретая характер эпидемии, которая может поразить полдеревни.
Элементы истерической психопатии обязательно присутствуют в поведении людей, которых общепринято считать здоровыми. К ним относятся, прежде всего, актеры и публичные политики. Без умелой игры «на публику» они были бы профессионально непригодны.
Вопрос здоровья или нездоровья сводится к балансу между этой игрой и собственным отношением к ней. Существует угроза переиграть, так «перевоплотиться в образ», что дорога назад становится затруднительной.
В «цивилизованной» Европе кликуш «лечили» единственным способом: их, как ведьм, или как одержимых бесами, сжигали на кострах.
Краинский в книге «Порча, кликуши и бесноватые» писал в 1900 году: «Все указания, которые мне удалось найти в сочинениях по русской истории до 1600 года касаются колдовства в форме порчи.
Здесь мы остановимся и посмотрим, как эти, более чем столетней давности медицинские наблюдения соотносятся с кампанией беспрецедентного нагнетания русофобской и антикоммунистической истерии, развернутой вокруг 75-й годовщины голода 1932-1933 годов. В частности, с разыгранным 24 ноября 2007 года действом, названным «траурным шествием от Софиевского собора к Памятному знаку жертвам Голодомора».
В терминах наших непросвещенных предков организаторы сих мероприятий явно имели цель внушить украинскому народу, что в 1932-1933 годах он стал жертвой порчи наведенной на него бесовской большевистской властью, пришедшей от «северного соседа». Проклятие той давней бесовской порчи не снято до сих пор, все наши бесчисленные «негаразди» уже после 1991 года также являются следствием семидесятилетнего господства марксистских безбожников.
Бесов, понятно, нужно изгонять. Методы проверены веками, в основном средними. Первым делом, нужно повсеместно уничтожать их образы. Для этого порой даже приходилось делать специальные чучела, чтобы затем их прилюдно сжечь и, тем самым, «победить». На Украине проще — есть готовые. Это так называемые «памятники эпохи тоталитаризма». Например, многочисленные «родины-матери» на могилах «совецькіх окупантів». Чего их жалеть? И вот Ющенко дает команду в следующем 2008 году, объявленном «годом памяти жертв Голодомора» (дикторы нередко сокращают просто до «года Голодомора» — какой контраст с «годом семьи», объявленном в России на 2008 год), снести эти бесовские знаки!
Во время траурного хода от Софиевского собора прекрасно поставленный голос невидимой народу драматической актрисы (угадывается творческий почерк народного депутата от Руха и народной артистки Украины Нины Матвиенко), записанный после многократных репетиций и тщательной режиссуры, полифонически запричитал на все голоса про «голодних діточок».
В.М. Бехтерев в работе 1903 года «Внушение и его роль в общественной жизни» в главе «Эпидемии кликушеств и порчи» дает такой рецепт борьбы с кликушеством: «Очевидно, что внушение, систематически проведенное при условии разобщения кликуш друг от друга и обособлении их от здоровых или освободившихся от припадков с целью устранения от взаимовнушения и влияния одних на других, является одним из важнейших лечебных мероприятий, к которым отныне следует прибегать в каждом случае эпидемии кликушества, порчи и бесноватости».
Увы, Бехтерев и в кошмарном сне не мог plak.jpgпредставить, что наступит время, когда телевидение будет транслировать в прямом эфире, а позже многократно показывать в записи то, от чего здоровых людей нужно «обособливать». Он не дожил до появления термина «охлосуггестия», которым названа предельно циничная прикладная наука манипулирования толпой посредством гипноза. Именно охлосуггестия, а не вандалы-разрушители монументальной композиции работы скульптора В. И. Агибалова, превратила бывшую площадь Октябрьской революции в Киеве во всеукраинский Майдан невменяемости.
Ще не вмерла?
Голод 1932-1933 годов нужно помнить, а память его жертв чтить. Но мне неизвестны примеры, чтобы где-то за пределами Украины устраивали из трагических юбилеев мазохистские «праздники». Я не могу представить, чтобы правительство США выпустило памятные монеты, посвященные разгрому Пёрл-Харбора или террористическим атакам 11 сентября 2001 года. Такие монеты принято чеканить в честь событий, составивших национальную гордость, а не трагедия. Но Национальный банк Украины 23 ноября 2007 года ввел в обращение серебряную монету «Голодомор — геноцид українського народу» номиналом 20 гривен и монету из нейзильбера номиналом 5 гривен. Подобное зацикливание на исторической трагедии на медицинском языке, как было сказано выше, называется «бегством в болезнь».
В этом контексте вовсе не удивительны шокировавшие многих слова Ющенко, сказанные им 23 ноября на телепрограмме «Свобода слова» Савика Шустера: «Чрезвычайно утешает и чрезвычайно приятно то, что наш разговор, который, кажется, начинался с дискуссии, потихоньку, потихоньку пришел к прекрасному, хорошему диалогу. Особенно большое наслаждение («велика насолода»), когда слушаешь пожилых людей...». Напомню, что за несколько минут до заключительных слов Президента пожилые люди вспоминали о своих страданиях и погибших родственниках. Странная «насолода» всё это слушать...
Лексический анализ текста патетического обращения Ющенко к «моему народу» 24 ноября на Михайловской площади выявляет в нем зловещие двусмысленности. Читаем: «Мы должны одеть Украину в чистую сорочку и убрать с ее тела символы тоталитарного режима...». Напомню, что численность населения Украины с 52,2 миллионов человек в «тоталитарном» 1991 году опустилась за годы «самостійності» до 46 миллионов, вымирание страны идет с темпом в одну условную «Полтаву» в год. Знает ли Гарант Конституции и по совместительству любитель этнографии, в каких случаях и кого принято ОДЕВАТЬ в чистую сорочку? Обращаю внимание на пассивный залог — здорового человека обычно не ОДЕВАЮТ (если речь не идет о тяжелом скафандре водолаза или сложном наряде невесты), он ОДЕВАЕТСЯ сам. Легче и проще сорочки одежды нет. В сорочку ОДЕВАЮТ только беспомощное тело... Хорошо, если это тело больного, но ещё живого человека... Собственно, именно с «тела» Украины Ющенко и призывает «убрать символы тоталитарного режима».
Еще более двусмысленно прозвучали последние слова президентской речи: «Вечная память и слава Украине!». С не очень уместной в траурном контексте «славой Украине» всё понятно — это часть бандеровского приветствия, без прославления бандеровщины Ющенко давно обойтись не может. Но разве «вечную память» поют живым?! Память — это знание о том, чего уже нет, что ушло в прошлое. Объект «вечной памяти» не живет в настоящем времени, тем более у него нет будущего. «Вечную память» не поют, ею отпевают.
Что всё это значит? Случайные недоработки спичрайтеров Президента или закономерные фрейдистские оговорки?

 

Александр Смирнов

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007