Печать
Просмотров: 1701

ВСЕХ ОКОРМЛЮ, УТЕШУ, ПРИМИРЮ
В 2007 года делегация Русской православной церкви и хор Московского Сретенского монастыря посетили страны, где живут наши соотечественники за рубежом. Впервые за долгие годы верующие храмов и монастырей русского зарубежья, особо почитающие этот Образ Богородицы, смогли поклониться великой русской святыне -- Державной иконе Божией Матери. Архимандрит Тихон Шевкунов создал о той исторической поездке фильм «РУССКИЕ» 

 

https://www.youtube.com/watch?v=JmE8XJDORyc
А в 2008 году по благословению патриарха Алексия состоялся крестный ход «Под звездой Богородицы». Восемь лучей крестного хода прошли с Образом «Державной» иконы Божией Матери по разным уголкам и весям Руси. Крестоносцы в общей сложности пешком преодолели 60 тысяч километров. Один из лучей крестного хода из Иерусалима в Москву проследовал через Харьков.

При полном безучастии властей на крестный ход под имперскими флагами собралось около 30 тысяч человек. Даже в Москве восемь лучей Крестного хода собрали меньше участников, чем один луч в одном городе Харькове. Это было незабываемое событие. Тогда мы («Русь Триединая») совместно с организацией «Родительский комитет» запечатлели этот Крестный ход в документальном фильме «Подвиг покаяния». Фильм расходился на дисках и доступен в youtube:
https://www.youtube.com/watch?v=QVxjXG4zbH8


ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК КАК КОМАНДА ВПЕРЕД…(В.Цой)
С тех пор прошло несколько лет, и каково было мое удивление, когда в начале марта, позвонил знакомый общественник из Москвы и сообщил, что группа вятских православных единомышленников по зову сердца взялась за строительство храма в честь иконы Божией Матери «Державная». Оказалось, что наш фильм вдохновляюще подействовал на членов новой общины, и теперь они приглашают меня на воздвижение Поклонного креста.
Я сразу, не раздумывая, согласился. Едешь в поезде и думаешь: «Ну вот отправился в такую даль, а что в Москве дел нет? Господи открой мне, где быть и в чем участвовать, чему отдать внимание, а чем пренебречь». Но на нашем жизненном пути есть знаки и маленькие значки, которые внимательный человек заметит.

И вот – на вокзале в Кирове, нас встречает инициатор всего мероприятия Михаил Давыдов. Садимся в машину, а в машине звучит голос Виктора Цоя: «Кому некогда ждать, садятся в седло». Думаю: «Надо же, почему, когда я прохожу реперную точку своего жизненного пути, то обязательно столкнусь с песней или образом Виктора Цоя». Мало, кто знает, но Виктор Цой – это пророк. Говорю: «Ну вот и Виктор с нами». А Михаил в ответ: «Да уж, Витя Цой – это пророк!».
Реперная точка пройдена. У меня уже нет вопросов, и мы с Михаилом общаемся, как давние знакомые. Делюсь с ним размышлениями: «Если священство и царство наделено атрибутами, и ни у кого не возникает сомнений, кто есть кто, то с пророками дело сложнее. Как его распознать и как отличить от лжепророка? Пророки — это не предсказатели будущего, а неформальные носители правды Божией. Сейчас это слово редко употребляется, -- но это музыканты, поэты, художники, журналисты, писатели, общественники, но лишь те, кто ориентируется на сочетание своей совести с Евангелием. Пророки — это передаточное звено из духовной реальности в земную повседневность, их задача улавливать, транслировать и отстаивать.  Напоминать что человек это прежде всего дух! Это живые нервы эпохи и общества.
И важно, чтобы в центре общественной конструкции находился сверхпроводник, человек, наделенный Богом особой харизмой. И тогда не ослепленное страстями большинство, толкаемое закулисными дирижерами чувств, тащит за собой видящих, а зрячая единица ведет духовно слепых.
Именно поэтому с древних времен существует три вида помазания: Священства, царства и пророчества. Если с первыми двумя видами все более-менее понятно, то с пророчеством все гораздо сложнее, здесь нет общей очевидности и сразу не скажешь, где пророк, а где лжепророк. Даже ученики Христа спрашивали об Иоанне Крестителе, сомневаясь в его призвании.
Может, спорно сказано, но в моем восприятии песни Цоя – это, по сути, перевод Евангельских принципов на общедоступный язык переломной постатеистической эпохи.
Когда новые ветра поколебали массы людей, когда молодое поколение в начале девяностых было брошено на произвол судьбы. В новых условиях «свободы» казалось, что каждый человек -- сам мера всех вещей, и на что было опереться в рассуждениях, как поступить? И вот тогда многие, еще не знающие Евангелия, в том числе и я, нашли опору в простых, обращенных напрямую к сердцу, установках:

...Ты должен быть сильным! Ты должен уметь сказать: Руки прочь! Прочь от меня! 
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть? 
Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь плыть или не плыть?

Мчимся по прорытой в глубоком снегу дороге, и Михаил знакомит с окрестностями, по ходу рассказывая об истории края, северо-
востоке Руси. 


Я, представитель Юго-Западной окраины Руси, впервые оказался на Северо-Восточной окраине древней Руси. И мне было интересно узнать историю заселения вятского края. 

Что же мне подскажет генетическая память при встрече с знакомым ландшафтом? Ведь это Предуралье, а мои предки по матери Пановы и Буторины из уральских казаков. Считается, что род Пановых на Урале пошел от есаула Ермака Никиты Пана. Михаил поясняет, что климат здесь практически уральский. Март, а вокруг сугробы снега. «Да,— говорю, – у нас в Харькове снега уже нет и в помине».


СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ОКРАИНА РУСИ
Оказалось, что еще в начале XIII в конце IX - веков в бассейн Вятки стали проникать русские, в основном Новгородцы. Они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев. Они и основали город, по некоторым источникам после 1181 года, тогда он назывался Хлынов. (Вяткой он стал официально называться лишь в ХVIII веке при Екатерине II.) Приток русских на Вятку усилился во второй половине XIII века в связи с монголо-татарским нашествием. К услугам поселенцев были дремучие леса, которые могли прокормить охотой, рыболовством, бортничеством. 

В общерусских летописях Вятка впервые упоминается в 1374 году, в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. После этого похода новгородцы сожгли свои суда и отправились по берегу Ветлуги на Вятку, где и обосновались.

В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. На берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила. А в русском языке с тех пор укоренилось слово "Свистопляска", как напоминание о былых междоусобных войнах.
При Иване Великом III вятская земля была окончательно включена в состав Московского государства. Местная знать переехала в Подмосковье, а в городе появился московский наместник. Централизованное государство обеспечило мирную жизнь и дальнейший рост развития города.


ТРИФОН-ВЯТСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Во всех уголках Руси сияли святые подвижники, не был исключением и Вятский край. Именно поэтому словосочетание Святая Русь — это не красивая фигура речи, а реальность того времени.

Молодой подвижник Трифон Вятский поселился в пустынном месте. Около того места, где поселился преподобный, росла огромная ель, которой покланялись местные языческие племена. К ней собирались для жертвоприношений остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы, приезжал остяцкий князь Амбал, вогульский Бебяк.
Это было огромное и необычайно широкое дерево. На ели висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам, — золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей.
С теми из христиан, кто не был тверд в вере, но смеялся под деревом, ломал его ветви или брал что-нибудь из приношений, случались несчастья  и даже смерть. Дабы имя Господне не хулилось у язычников, Трифон решился истребить языческое мольбище. С молитвой срубил его и сжег.
Остяки были потрясены и не могли понять, как мог он сделать это без всякого вреда для себя. И не знали, как им отомстить святому за истребление священного дерева.
Приказчик Строгановых Третьяк Моисеев, который знал преподобного, сказал им: «Я знаю этого человека, о котором вы говорите. Он муж святой. Исполните все, что он говорил вам: учение его ведет к бессмертной жизни». И остяки приняли крещение. Много чудес впоследствии свершилось по молитвам святого Трифона на вятской земле…

Мы заехали в Киров и посетили Успенский Трифонов монастырь, основанный святым Трифоном в 1580 году. Нас особенно впечатлил величественный Успенский собор с шестью куполами, напоминающий Успенский собор в Московском Кремле. Его называют «Сердцем» монастыря.

История его постройки тоже чудесна и объясняет, почему Россию называли Домом Пресвятой Богородицы. Ведь в русской истории очень много свидетельств того, как Богородица давала прямые указания благочестивым людям, что и как им делать.
Как часто бывает в жизни, вятчане, взявшись за обустройство нового монастыря с энтузиазмом, вскоре отвлеклись на собственные заботы и охладели к стройке. Хотя царь Иоанн Васильевич (Грозный к врагам Отечества) дал грамоту на строение монастыря и пожертвовал обители ту землю, которую просил преподобный Трифон. Сверх того царь пожертвовал обители колокола и богослужебные книги.
И вот 8/21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, поселянин Никита Кучков во сне увидел Царицу Небесную с Небесными Силами и со святым Иоанном Предтечею. Пресвятая Богородица сказала собравшемуся множеству народа: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, зачем же ныне вы забыли о своем обещании? Есть у вас и строитель, данный вам Богом. Он скорбит и в молитвах непрестанно просит о том Господа». В страхе пробудился Никита от сна. Немедленно он пошёл в Хлынов и рассказал о своем видении. 
В тот же день была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
В последующем преподобный Трифон сам ходил в Москву. Иоанн Васильевич, а впоследствии и его сын Федор Иоаннович принимали участие в строительстве монастыря.
Ездил преподобный и в Казань. В то время митрополитом Казанским был Гермоген. Преподобный Трифон предрек Гермогену, что он будет патриархом в Москве и что скончается мучеником…
С благоговением, приложившись в Успенском соборе к мощам святого Трифона Вятского, мы отправились дальше. Обозрели красивый вид с набережной Грина на раскинувшуюся под горой реку Вятку. 

Теперь понятно, почему Александр Грин стал автором многих возвышенных романтических произведений. В юности он напитался этой красотой.
Приезжаем в Пасегово, меня знакомят еще с одним членом оргкомитета Натальей Викторовной Моисеевой. 

Однофамилица и мне еще одна подсказка — приехал по адресу.

МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ… (В Цой)
Мы с Михаилом представители одного поколения. Понимаем друг друга с полуслова. Хотя я из Харькова, а он сибиряк, дальний родственник знаменитого героя войны 1812 года Дениса Давыдова. Он принадлежит к тому деятельному классу, на котором сейчас держится Россия. Закончил военное училище в Ленинграде. Служил в железнодорожных войсках. Чем он только не занимался. И сахар вагонами продавал, и сельское хозяйство поднимал, и вот сейчас взялся за строительство коттеджного поселка «Новые стрижи». Но к 50-ти годам, пройдя сложный путь духовного поиска, понял то, что хорошо понимали наши предки, — сначала надо построить храм, а село приложится. Кстати, именно наличием храма отличается село от деревни. Где ступает нога американца, почему-то появляется «макдональдс». Куда ступает нога русского человека, возводится храм. Так было, и вновь мы приходим к этому.


Слушаю человека, которого первый раз вижу, и нахожу много сходного в наших путях и этапах сложного вызревания. Делюсь и своим опытом. Ведь люди делятся на два типа: переживших личную встречу с Богом и тех, кто еще не имеет своего личного откровения. Как говорят, ориентируется по приборам, или вообще находится в состоянии духовной спячки. …А тем, кто ложится спать, спокойного сна, — поет Виктор Цой из динамика автомагнитолы.
Духовное переживание передать крайне тяжело. Когда пытаешься это сделать, то до других доносится лишь внешнее словесное описание, бледная тень, нечто схематичное и грубое, вызывающее недоумение и насмешки. Но Михаил мне, как давнему знакомому, рассказывает свой опыт. Как пережил клиническую смерть на операционном столе, и услышал слова: «Назад его на землю, он еще ничего не сделал!». Хотя ему казалось до этого, что его жизнь одна сплошная деятельность.

Входя в новый духовный опыт, человек обнаруживает, что прежняя жизненная стратегия была в корне не верна. Я много раз видел, как после пережитого озарения, человек буквально впадал в ступор, у него буквально наступал паралич воли от осознания, что его собственная воля глубоко повреждена, а безошибочно действовать можно лишь сочетая Божественную волю со своей, но как ее распознать в шумном потоке повседневности? 
Парадоксы воцерковления иногда приобретают гротескные формы, когда человек боится действовать. По каждому чиху испрашивает благословения, тяготясь своей свободой, неизменно сопряженной с ответственностью. Вспоминаю даже такой анекдотичный случай в Харькове, когда женщина-методист православно-педагогических курсов попросила двухметрового детину (в прошлом братка) вкрутить лампочку, в ответ услышала от неофита: «Ты что, сестра? Не знаешь, что я без благословения ничего не делаю!».
Но Михаил не впал в эту крайность. Он исполнен энергии и веры. Дело веры – это хождение по водам. И берясь за что-то, неофит обычно, подобно апостолу Петру, с радостью делает первый уверенный шаг. Вот и Виктор Цой из динамика о том же: «Я сделал шаг на недостроенный мост…».