Печать
Просмотров: 1827

КАМНЕМ ЛЕЖАТЬ ИЛИ ГОРЕТЬ ЗВЕЗДОЙ (Цой)
Едем по вятской земле, вокруг — леса, поля. И вот, среди поля, как корабль в море, храм Всемилостивого Спаса – величественный, огромный, полуразрушенный. Когда-то вокруг храма стояло две тысячи домов села Вяз. Сейчас в храме уже идет служба. Обновлены купола, крыша. Огонь веры вновь разгорается. 


Нас встречает староста Прихода Наталья Городилова, восклицает: «О, это вы Моисеев? А я ваш фильм в ютубе видела. "Вот, думаю, — живешь на свете и не знаешь, что дело твое востребовано и дает плоды там, где ты не ожидаешь. Рассказывает нам, как они (члены общины), будучи простыми людьми, взялись за такое большое дело, и как неоднократно в самые трудные моменты приходила вдруг чудесным образом помощь в строительстве. Вроде бы все умения, навыки, связи посвящаешь делу, за которое взялся, но и этого бывает мало. Нужна дисциплина духа, важно укротить собственную стихию, собрать себя, настроить. Человек, не владеющий своим духом — решето, мехи ветхие, в которые не наливают молодое вино. Но берешься за дело, и вдруг наваливается гора трудностей, одолевает пучина сомнений тягостных раздумий. И тогда важно не отчаиваться, продолжать вести внутреннюю брань. Одержишь победу во внутренней реальности, — реализуешь дело в реальности объективной. Внешнее дело — это форма и продолжение духовной практики. Лишь практическим делом измеряется подлинность и крепость веры, и в этом же общем деле (по-гречески ЛИТУРГИЯ), вера лишь крепнет. А действие – это росчерк нашей веры. Действуя, мы лишаемся иллюзий и обретаем действительность. 

Здесь, на этой круглой земле мы самотестируемся и определяем направление нашего дальнейшего странствия. Многие объединяются во временные союзы для достижения своих целей. Но вопрос: во имя чего? Если в центре этих целей — "Мне надо", "Я хочу"-- то каждый при случае рвет на себя, и дело превращается в подгребание под себя и удерживание любого ресурса. Можно ли такое общее дело считать литургией? Ведь само по себе наше «Я» — это искра, и если отлетит от костра, неминуемо погаснет и никого не согреет. Важно не забывать, что: «Только там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я среди вас».
Вот с такими размышлениями заходим внутрь храма, осматриваем фрески. Лики святых сбиты рукой атеиста-кощунника. На одной из фресок — Господь подает руку апостолу Петру, тонущему в волнах, со словами: «Маловерный, зачем ты усомнился!». Мы видим в этом прямое послание к нам, вновь учащимся ходить по вере.
Сайт храма https://vk.com/topic-62431870_32825815
Вижу вдоль дороги новенькие срубы домов. Михаил поясняет: «Это люди возвращаются на землю, заводят хозяйство, едут и из Германии, из Финляндии, из Петербурга. Пусть едут, в России много места, на всех хватит, кто пожелает обрести здесь родину. 
«Тех, кто спасен, тех, кто спасен», — подтверждает Виктор Цой из динамика.
Мы строим будущее по лекалам прошлого. Воцерковляясь, многие из нас пытаются зачастую из мира сделать копию монастыря и часто надрывают силы и терпят крушение. В современных условиях, нам важно творчески синтезировать прошлое в реалиях настоящего. Улавливать и воплощать суть и принцип православия.
В последней новелле фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» мы видим как мальчик  вызвался отливать колокол по велению князя и сказал при этом, что отец ему передал секрет изготовления колокола. Вся новелла о том, как через мучительный поиск, мальчик открыл секрет отца заново, и извлек из колокола чудесный звук, изумивший народ, князя и иностранных послов.
https://www.youtube.com/watch?v=JIcgpwOjZmE
Так и наше поколение призвано вновь открыть утеряный секрет. Для нас важен опыт святых благоверных князей, которые, оставаясь в миру, старались строить жизнь по Евангелию на поприще деятельного служения — служения Богу через служение обществу. Мы обращаемся к сонмам святых за помощью и они, в свою очередь, на нас смотрят с надеждой . Именно нам -- живущим на земле -- время  действовать. И об этом Цой тоже пел : "Завтра действовать будем мы!"  И это завтра начинается уже сегодня.

КАК ДРЕВНИЙ ОБЕТ ОБЪЕДИНЯЕТ РУСЬ
Михаил посчитал своим долгом свозить гостей из Москвы в Николо-Великорецкий мужской монастырь. Именно благодаря явлению чудотворной иконы Николая Великорецкого удаленная от центра, скрытая за непроходимыми лесами и болотами Вятская страна стала известна Москве и всей Православной России.

Ежегодно, в период между 3 и 8 июня, небольшое село Великорецкое, затерявшееся среди бесконечных лесов и полей на севере Вятского края, становится духовным центром этой древней православной земли. Здесь можно услышать не только вятскую речь с характерным для нее «оканием» и «цоканием». Здесь можно услышать всю Россию — от Калининграда до Владивостока, сквозь голоса которой изредка пробивается иностранная речь из Мадрида, Лондона, Нью-Йорка и даже далекой Австралии.
В прошлом году из Кирова в Великорецкое вышла колонна численностью в тридцать три тысячи человек, а в торжествах на реке Великой приняли участие, по некоторым оценкам, до девяноста тысяч паломников.
Но почему каждый год тянутся сюда десятки тысяч людей?
Еще во времена татаро-монгольского ига в вятские земли, располагавшиеся за непроходимыми болотами и лесами, хлынул поток переселенцев из русских княжеств. Именно тогда, в утешение всем страждущим жителям Вятской страны и явился чудотворный Образ. В «Повести о Великорецкой иконе» говорится, что это произошло в 1383 году при князе Дмитрии Донском. Один крестьянин вдруг увидел в лесу сияние светозарных лучей, пошел на свет и обнаружил икону Николая Угодника.

Был в том селе человек, который много лет уже не мог ходить. Ночью во сне явился ему святитель Николай и сказал, у кого в селе хранится его чудотворный Образ. Больного принесли к иконе, и он исцелился. Тогда жители села, пораженные чудом, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ.
В 1392 году в последствии было решено перенести образ с берегов реки Великой в центр Вятского края, город Хлынов(Вятку). Жители села Великорецкого, отпуская от себя образ, взяли с граждан Вятки обет, что те ежегодно в мае месяце с крестным ходом снова будут приносить образ к месту его обретения - на реку Великую.
Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки – Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память о данном ими обете. И с тех пор беды обходили этот край стороной. Даже страшная эпидемия холеры, свирепствовавшая в 1831 и 1848 годах по всей России, здешнего края не коснулась.


Правда, был один поучительный случай в 1551 году, когда жители Вятки не совершили в обычное время крестного хода с образом на берега реки Великой. Среди жаркого лета вдруг выпал глубокий снег, начались морозы, и сильный холод стоял с 1-го до 12 июня до тех пор, пока граждане не опомнились и не отправились в крестный ход. Тогда вновь вернулась жара, и затем последовал небывалый урожай хлеба и плодов.

Эта история разлетелась по всей Русской земле. В 1555 году царь Иоанн Васильевич (Грозный) повелел привезти икону в Москву по рекам. Образ путешествовал более месяца, и везде, как сообщают сказания, местные жители – как христиане, так и «неверные», встречавшие чудотворный образ - получали исцеления и становились свидетелями многочисленных чудес.
Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля. В эти дни на Красной площади велось строительство каменного Собора Покрова на Рву, будущего символа России, известного также как Собор Василия Блаженного. Сердца москвичей были настолько тронуты чудесами, проистекавшими от Великорецкого образа, что рядом со строящимся Покровским Собором они соорудили временную деревянную церковь и освятили ее во имя Николы Великорецкого, поставив в ней копию вятской иконы. 
Мастера Покровского Собора (Василия Блаженного), вопреки указанию, задумали храм о девяти пределах. В случившемся царь увидел знак свыше и, повелел, чтобы один южный придел был освящен в честь Великорецкой иконы.
3 августа 1556 года царь Иван Васильевич и Святитель Макарий лично проводили Великорецкую икону в Вятку. А в 1614 году, когда юный Михаил федорович Романов утвердился на престоле, то по его распоряжению чудотворную икону вновь привозили в Москву.
В ХХ веке грянула революционная смута и с 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все эти годы шли к святому месту, пробираясь лесными тропами по 3-5 человек. Вся мощь атеистического режима так и не смогла окончательно погасить огонь живой православной веры.

В 1999 году многовековая традиция возродилась с новой силой. Меняются поколения, но из века в век по-прежнему идут пешком русские люди, исполняя обет, данный предками святителю Николаю, лапти сменились сапогами, сапоги сменились кроссовками. Однако, как и прежде, за пять дней преодолевают паломники неизменные сто восемьдесят километров, прикасаясь к чуду и обретая новый благодатный опыт…

Мы прибыли сюда ранней весной. Паломников было немного, и мы почти без очереди окунулись в святом источнике. Когда нам выпадет еще такая возможность, а летом в купель можно и сутки в очереди простоять.
В Москве можно задохнуться от плотности эманаций, испарений жгучих страстей, потоков и пересечений всевозможных интересов, а тут омылся в чистейшей родниковой воде. Из купели вышел обновленный, снова дышу.