ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ
Поиск

257534_800786756.jpgХрамы, как место средоточия духовной жизни, являются отражением наивысших достижений в области архитектуры, искусства, строительства. Создавая храмы, которые во все времена являли собой образное представление о Доме Божьем, люди старались выбирать для них самые лучшие места и не жалели ни сил, ни средств на их строительство и украшение.
Храмовое зодчество всегда опиралось на веками устоявшиеся каноны, обусловленные особенностями религиозных представлений и обрядов. Но вместе с тем оно было подвержено влиянию времени, выражавшемуся в смене стилей, вкусов, материалов, технологий.
Храм, это место где человек обращался к Богу, место, с которым органично связан весь цикл человеческой жизни от рождения до смерти. Ведь здесь крестили детей, венчались, отпевали покойников, поминали усопших.

И, наконец, это просто было место общения единоверцев в праздники и в будни.
Трехсвятительская церковь — одна из интереснейших харьковских церквей, она построена в 1915 году на переломе исторических эпох, судьба пощадила этот уникальный архитектурный памятник, но не пощадила тех, кто его создал и сохранил.
Этот храм по своей архитектуре, конструкции росписи начала ХХ века отличался и отличается от всех храмов, как Харьковской епархии, так и храмов других епархий.
Свое наименование Трехсвятительский храм получил в память о высокочтимых на Слобожанщине отцах православной церкви Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Решение о возведении новой церкви во имя Трех Святителей было принято сходом жителей домов, расположенных в центральной части района Заиковки, 29 января 1906 года и утверждено Епархиальным управлением.
Вероятно, что на выбор наименования для храма оказало влияние совпадение имен благотворителя Григория Гольберга, бывшего в числе инициаторов создания церкви, отдавшего много сил и средств на ее возведение, а также его братьев Василия и Ивана с именами святителей. В Харькове в память о Григории Гольберге еще бытует обывательское название храма Трех Святителей как «Гольберговской церкви».
В конце XIX — начале XX веков застройка района нынешней Москалевки постепенно уплотнялась, появились дома высотой в 3-3,5 этажа. По мере обживания участка у новоселов зрело желание обзавестись собственной церковью. Инициативу в этом вопросе проявили поселившиеся на Заиковской улице в конце XIX века Григорий Осипович Гольберг и его жена Мария Семеновна.
Откуда и когда в Харькове появилось семейство Гольбергов, доподлинно не выяснено, но известно, что в числе купцов 2-й гильдии на рубеже веков состояло пять родных братьев — евреев, принявших православную веру: Александр, Василий, Григорий, Дмитрий и Иван Гольберги, которые сообща занимались торговлей железо-скобяными товарами и красками.
Проживали братья раздельно, в собственных домах и в наемных квартирах.
Наиболее преуспел в делах один из братьев — Григорий Осипович Гольберг (1859 года рождения), наделенный организаторскими способностями и особо отличавшийся приверженностью православию, чем снискал себе широкую популярность в городе. В 1903 году Григория Осиповича и его супругу Марию Семеновну причислили к купцам 1-й гильдии. В последующем Г.О. Гольберга избрали председателем Городского купеческого общества, членом харьковского благотворительного общества.
Пожелание поселенцев построить храм было поддержано епархиально Преосвященным Арсением — архиепископом Харьковским и Ахтырским, усмотревшим в этом содействие началам православия и возможность противодействия распространению сектантства.
Строительство Трехсвятительской церкви относится к такому периоду развития архитектуры, когда ведущие зодчие были одержимы поисками новых творческих путей. Однако для многих из них понятие «новое» отождествлялось с понятием «национальное». Стилистические тенденции в искусстве, порожденные имперским прошлым, отходят на второй план. Взгляды архитекторов все больше обращаются к собственному наследию, порождая стремление к созданию своей, национальной традиции.
Не мог остаться в стороне от этих веяний и Харьков, являвшийся в то время четвертым после Москвы, Петербурга и Варшавы индустриально-культурным центром империи. Конец XIX — начало XX веков ознаменовались строительством в Харькове ряда крупных церквей в «неорусском» и «неовизантийском» стилях.
К числу первых относится Трехсвятительская церковь, имевшая аналоги, в частности, в Петербурге.
Рассмотрев несколько проектов, строительный комитет остановился на предложении опытного архитектора Ловцова. Его проект не вступал в противоречие с каноническими требованиями и содержал прогрессивные, новаторские черты.
М.И. Ловцов являлся одним из основоположников так называемого «неорусско-византийского» стиля в архитектуре Украины. Он был автором таких известных произведений, как Благовещенский собор и Александро-Невская церковь психиатрической больницы в Харькове. По его проектам капитально реконструировали многие храмы города.
Впервые была применена конструктивная основа, рожденная новым для культового зодчества строительным материалом — железобетоном. В данном случае центральный купол опирался на перекрещивающиеся арки, пролет которых соответствует размерам храмового зала. Это позволило освободить внутреннее пространство от традиционных несущих столбов, увеличить площадь, где размещаются молящиеся, обеспечило равномерное освещение интерьера, создало условия для беспрепятственного обзора иконостаса и всех священнослужителей с любой точки храма.
Начатое строительство Ловцов не смог довести до конца, почти сразу после закладки храма он умер. Его дело продолжил другой талантливый архитектор В. Н. Покровский, будучи по натуре новатором, он проявил бережное отношение к замыслам своего предшественника.
Для исполнения росписей храма был приглашен талантливый петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов. Он был воспитанником Академии художеств, где обучался под руководством И.Е. Репина и В.А. Серова.
Торжественный акт освящени2797289877656454.jpgя Трехсвятительского храма, строительство которого было в основном завершено в конце 1914 года, состоялся 29 мая 1915 года. О том, как проходило знаменательное событие, повествуют красочно написанные статьи, опубликованные в журнале «Вера и разум», а также на страницах газет того времени. Как следует из публикаций, о торжественном освящении храма позаботились благочестивые и щедрые Гольберги.
Совершить чин освящения изъявил желание Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. До этого, с 1901 по 1903 год, Владыка Флавиан возглавлял Харьковскую кафедру, а в 1915 году был любимым и величественным Святителем, Первостоятелем церкви Киева.
28 мая к вечеру в храм доставили из Куряжской обители святую чудотворную икону Озерянской Божьей Матери.
На богослужении присутствовали представители Императорского Двора, представители городских властей, военных, именитое купечество.
После обычного многолетия началась Божественная литургия. В конце литургии Высокопреосвященный Антоний произнес слово, посвященное торжеству. Указав на то, как часто богатства и роскошь тратятся на суету и тщеславие, он отметил положительный пример, поданный супругами Гольберг.
Ведь дело было сделано нешуточное — площадь храма позволяла разместить в нем одновременно до 650 человек. На строительство ушло около 2 миллионов штук кирпича. А общая сумма всех затрат составила 200 тысяч рублей в ценах того времени.
Гольберги также намеревались подарить для создания подворья приобретенные ими участки № 95,97 и 99 по Заиковской улице, расположенные рядом с участком храма с восточной стороны. К сожалению доведению этого замысла до завершения помешала революция 1917 года.
Уже в первые годы в послеоктябрьской России большевистские власти развернули широкую кампанию по борьбе с религией. В массовом порядке закрывались церкви, конфисковывалось в пользу государства церковное имущество. Заправляло этим «Общество воинствующих безбожников», поощрявшее глумление над верой и ее ревнителями. Лишь немногим храмам посчастливилось уцелеть от сноса, а их сокровищам — от разграбления.
В таком положении оказалась и Трехсвятительская церковь, которую закрыли в 1923 году, но использовали в качестве склада для хранения церковного имущества, свозимого безбожниками из других храмов.
В 1925 году 50 жителей района Заиковской улицы, (ныне 1й Конной Армии) представлявших местных верующих, проявили мужество, сравнимое с мужеством первых христиан, не побоялись обратиться в советские органы с заявлением, в котором просили разрешить Православному религиозному обществу при Трехсвятительской церкви устраивать молитвенные собрания и управлять церковным имуществом.
Членом Совета был также староста прихода В. И. Скоркин. До революции 1917 года он был совладельцем Товарищества по торговле церковной утварью и парового завода восковых свечей, а при советской власти работал бухгалтером института «Охматдет».
По популярности среди населения Харькова в 1920-х годах Трехсвятительская церковь занимала одно из ведущих мест. В 1929 году по количеству прихожан (1918 человек) она находилась на третьем месте в городе и уступала лишь Святодуховской церкви (5045 человек) и Николаевской церкви на Павловке (2028 человек), превосходя по этому показателю городской и кафедральный соборы. В приходе церкви состояло 932 мужчины и 986 женщин. Из них 729 человек имели среднее и высшее образование, 1083 человека — начальное, а число неграмотных составляло всего лишь 20 человек. Наиболее многочисленными возрастными группами были: от 20 до 25 лет — 280 человек, от 25 до 30 лет — 468 человек, от 30 до 50 лет — 500 человек, старше 50 лет — 404 человек.
Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного совета заканчиваются 1929 годом.
Старостой церковной общины Трехсвятительского храма В.И.Скоркин был бессменно с 1922 по 1937 год. Но богоборческая власть была бессильна повлиять на прихожан храма и в 1938 году арестовала Скоркина, а также настоятеля отца П.Фомина, их расстреляли по ложному обвинению в антисоветской деятельности.
Трехсвятительский храм устоял на крови мучеников за веру и продолжал действовать до предвоенных лет. Служба в нем возобновилась в 1941 году, продолжалась в годы Великой Отечественной войны, когда Харьков был оккупирован фашистами, хотя официальная регистрация состоялась только в 1944 году.
В 1968-1974 годах настоятелем храма был протоиерей Петр Лапоногов, при котором были выполнены позолотные работы. Оставили о себе память протоиерей Василий Каюн (1980-1984 гг.), протоиерей Владимир Березовский (1984-1985 гг.), протоиерей Алексей Кобзев (1985-1990 гг.), протоиерей Анатолий Цололо (1990-1995 гг.). Успешно действует храм и в наши дни под руководством настоятеля с марта 1995 г. протоиерея отца Иоанна (Лизана).
В храме венчаются, служат панихиды и, конечно, проводятся ежедневные и все праздничные службы. Для отправления своих религиозных обрядов часть подвального помещения занимает небольшая община харьковских староверов.
Особую художественную значимость и ценность Трехсвятительской церкви придают ее уникальные интерьеры, которые с момента освещения храма и до настоящего времени вызывают заслуженное восхищение. Нельзя не согласиться с восторженным отзывом о них современника, написавшего еще в 1915 году следующее.
«Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он еще прекраснее внутри... Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял ее основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно им продумано и согласовано.
На них изображены согласно христианской иерархии святители, отцы и патриархи церкви, знаменитые труженики, первопроходцы, миссионеры православия, проповедники и учителя — святые Сергий Радонежский и Иов Почаевский.
Сергий Радонежский — великий чудотворец XIV века, возведший храм Святой Троицы, дабы, глядя на нее, «...побеждался страх ненавистной розни мира сего», вдохновитель победы в Куликовской битве. Он представлен художником, в отличие от московских митрополитов, как бы в молитве безмолвной, сердечной, обращенной внутрь в стремлении «... единствовать и безмолвствовать». Рядом с ним — Иов Почаевский, как некий старец «святолепен и ангеловиден».
Среди икон храма весьма почитаема прихожанами икона «Всех святых» (XVIII век), аналог которой находится в Киево-Печерской лавре.
Трехсвятительская церковь стала не только одной из лучших церквей такого типа в Харькове, но по праву является архитектурным памятником всей Украины.
Это великолепное как в архитектурно-художественном, так и в инженерном отношении сооружение. Если вам доведется попасть на службу в Трехсвятительский храм, вы не сможете не отметить пение невероятной красоты.
Но это лишь внешняя, так сказать, зримая сторона церкви, как объединения людей, ведь главное в том, что Господь незримо присутствует в храмах Своею благодатью.
Еще Пифагор говорил, что первообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах, потому, что их трудно уразуметь и изложить. В храме Божьем можно испытать то, что ни словом сказать ни пером описать. Мистический духовный опыт Богообщения— это ваш неразменный капитал, (мистический, так как это внутреннее достояние человека), то, что ни отнять, ни передать невозможно. Недаром Серафим Саровский говорил, что смысл жизни человека в стяжании Духа Святого. Не сомневались в этом и оборотистые купцы Гольберги, которые накануне кровавой революционной жатвы смогли сделать самое удачное вложение в своей жизни и достойно вписать свои имена в памяти потомков и нетрудно догадаться, что и в книгу, которая ведется от сотворения мира.
Сергей Моисеев
P/S
Редакция газеты благодарит настоятеля Трехсвятительской церкви, протоиерея отца Иоанна за предоставленные материалы, изложенные в книге «Трехсвятительская церковь в Харькове», на основе которой подготовлена данная статья.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004