ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - НЕПРИЗНАННЫЙ НАРОД
Поиск

6733333_900_771x517111.jpg
Русины веками ощущали себя составной частью русского народа; смотрели на восток и видели там своё спасение. Они, честно говоря, мало что знали об Украине. Они знали о России, о Руси, своей прародине. В этом направлении развивались их культурные связи ХVІІІ — ХІХ веков. Поэтому степень украинизации Подкарпатской Руси была очень невысокой.
«я Русин был, есм и буду...»
Так начинается стихотворение Александр Духновича (1803-1865) — поэта, священника и, как его называют, выразителя прав русинов на этническую самоиндефикацию.

Александра Духнович был важнейшей фигурой карпато-русского возрождения — литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение — «Истинная история карпато-росов». Национально-политическим кредо всех карпаторусских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими.
В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет «Сокращенную грамматику русского языка».images775323.jpg
Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. За свои русские убеждения он преследовался мадьярами до конца своих дней, находясь под постоянным полицейским надзором.
Также следует отметить карпато-русcких патриархов — Адольфа Добрянского-Сачурова (1817-1901) и Ивана Раковского (1815-1885).
Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Как богослов Добрянский формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А. Хомякова. Добрянский был непримиримым противником языкового раскола среди ветвей русского народа.
Раковский, будучи священником-униатом, не решался открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, перешли в православие, вслед за чем, собственно, и начался крестный ход Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса.
Когда Австрия распалась, Подкарпатская Русь была единодушна в своем желании воссоединиться с Россией, но в то время в Росии уже хозяйничали большевики. На подкарпатской же Руси поддерживали белых, это сделало невозможным воссоединение Подкарпатской Руси с Россией.
Подкарпатская Русь на условиях федерализма была присоединена к Чехословацкой республике.
Чешское правительство приложило всевозможные усилия, чтобы украинизировать карпатороссов.
Характерно, что этот народ практически не дал пронацисских формирований типа «Галичины», но наоборот молодежь бежала в СССР, чтобы вступить в Красную Армию и бить Гитлера. Но Сталина воля маленького народа не интересовала, у него на этот счет были свои соображения. После второй мировой войны процесс украинизации русинов активно продолжился, было украинизировано более 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправлено 187 тысяч русинов.
Русины (карпатороссы), как отдельная народность общерусского корня, признаны сегодня в Словакии, Сербии, Венгрии, Польше... Да и в прошлом все государства, в состав которых входило Закарпатье (Австрия, Австро-Венгрия, Венгрия, Чехословакия), признавали русинскую национальность, вводили её в государственный реестр при переписи населения. Почему же Украина, конституционно закрепившая принципы демократии и права, лишила русинов даже прав национального меньшинства?! Почему продолжается насильственная украинизация карпатороссов? Может потому, что термины русин и русский, если говорить объективно, научно, являются идентичными? По крайней мере, так считалось ещё в первой половине ХХ века.
Материалы недавней (2001 год) переписи населения называют «понад 130 національностей» Украины. Учтены и самые малочисленные: курды (21 тыс. чел.), караимы (1,2 т. чел.), крымчаки (400 чел.), турки-месхетинцы (300 чел.).
Русины, а их по А. Майбороде («Форум націй», №6, 2003 г.), которые по его словам «ідентифікували себе русинами» — 10,1 тыс. чел. А По И. Мировичу («Русский мир», №3, 2003 г.), русины — это две трети из более чем 700 тысячного населения Закарпатской области. Прибавим, есть русины и в сопредельных регионах Украины и зарубежья.pr.aleksiu-mowi.jpg
Итак, русины в Закарпатье есть и таковыми себя называют. С.И. Митряева (2001 г.) — год переписи — перечисляет «Общество карпатских русинов в Ужгороде» (2500 чел.), Русинське науково-освітнє товариство в Ужгороде (100 чел.), Общество подкарпатских русинов в Мукачево (3 тыс. чел.). Есть в перечне и Руський рух України (50 чел), но его, судя по названию, можно относить к русинскому и к русскому. Вместе с тем С. И. Митряева, называя население Закарпатья «полиэтничным» — украинцы, венгры, русские, румыны, ромы (цыгане), немцы, евреи — не упоминает русинов.
Более того, газета «Моя Родина» сообщает о 76 детских садах и 128 общеобразовательных школах с использованием (из статьи не ясно полностью или частично) венгерского, румынского, русского, словацкого, ромского, еврейского, польского, армянского языков. Русинский не назван. Или потому, что вышел из употребления, или по «забывчивости» автора статьи.
Другими словами, русины как бы есть и их как бы, нет.
О русинах, их происхождении, этническом названии, месте среди других этнических групп Закарпатья — нет единой, всеми принятой, точки зрения.
Есть определение географическое. Русины — это славянское (или славяноязычное) население Закарпатья и сопредельных регионов.
Есть определение историческое. Русины — это «живая старина», идущая от Древней Руси. На это указывает их обозначение. Будь это этноним (самоназвание) или прозвище, неоспоримая связь с понятием «Русь», — язык, сохраняющий следы языка населения Древней Руси.
Закарпатье с древнейших времен испытывало волны нашествий и завоеваний. До 1945 г. оно переходило из рук в руки. Не случайно ему непрерывно сменяли название — Червонная Русь, Угорская Русь, Подкарпатская Русь и т. д. Его коренное население не было этнически единым, в нем находили место, сплетались, рождали новое этническое качество многие языки, культуры, антропологические типы. Но в основе и коренной осью «Закарпатского субстрата» было и оставалось славянское население. Сегодня русины с полным основанием относят себя к славянам и ведут начало от Древней Руси.
Есть определение, этнографическое обозначение «русин», либо этноним (самоназвание), либо прозвище. Вокруг этого вопроса нет единого мнения.
Этноним или прозвище «русин», относим ко всему славянскому или славяноязычному населению Закарпатья и сопредельных регионов.
Во всех документах русины числятся как представители этнографической группы, что в корне неверно. Одно дело бойки, лемки, полищуки, — это действительно этнографические группы, а русины это — этническая общность, которая включает и бойков, и лемков, и гуцулов.
Некоторые украинские учёные считают русинов субэтносом. И этот субэтнос может стать этносом, а может быть ассимилирован в течение ближайших десяти лет.
Единого мнения в доступной нам литературе обнаружить не удалось. По всей вероятности ответить не смогут и русины. В их среде сегодня есть, по меньшей мере, четыре направления (см. Самарский «Новая история русинов», 2003 г.) пророссийское ориентируется на тождество этнонима или прозвища «русин» с обозначением «Русь» (в понимании Россия), язык. Элементом подтверждения может служить наблюдение И. Свенцицкого («Живая старина», 1900, №1,2). Исследователь установил связь, может быть даже тождество, в говоре бойков и жителей севера России. Причем в таких существенных деталях, как обозначения животных, растений, видов пищи, в обозначениях одежды, орудий труда, в сходстве некоторых обрядов, игр, суеверий.
Официальные филологи навязывают мнение, что это, мол, диалект украинского. Но русинский язык представляет собой уникальную ветвь, исходящую от старославянского, некогда официального языка древней Руси. В русинском языке огромный массив старославянских слов. И не смотря на то, что многие стали уже архаизмами, они по-прежнему воспринимаются людьми. На этом языке проходят Богослужения в православных храмах.
Государство, в правовом отношении, обязано относиться к русинам цивилизованно, как к людям соответствующей национальности. А у нас последовательно, особенно в последние годы, ведётся политика непризнания русинов: их, мол, нет, не должно быть, это происки каких-то сепаратистов или авантюристов.
Почему же Украина лишает русинов даже прав национального меньшинства? Первое, это то, что Конституцией определена унитарность украинского государства.
Но, между тем, есть Крымская автономия. И уже сейчас многие трезво мыслящие политики понимают, что унитарное государство нам не подходит. Будущее Украины — за развитием территорий, земель, потому что каждая территория — уникальна, самобытна, имеет свою специфику. А по пути унификации идти бесперспективно. Даже националисты делают попытку создать Галицкую ассамблею, они и сейчас ведут разговор об особом статусе Галиции.
Сейчас навязывается процесс ускоренного, форсированного формирования украинской политической нации. При этом многие ссылаются на примеры стран Запада. Но ведь там этот котёл, переплавлявший нации и народности (США, Франция), действовал столетиями. А здесь за 10-20 лет пытаются всех неукраинцев превратить в украинцев?!
Даже украинские националисты, из числа более рассудительных, например, профессор Шпорлюк, предостерегают от искусственного форсирования этого процесса, в частности, навязывания украинского языка.
Время от времени в русинской среде поднималось движение за создание государства или автономии и всякий раз терпело неудачу.
А 1 декабря 1991 г. в Закарпатье (территориально это и есть Подкарпатская Русь) был проведён абсолютно легитимный референдум, на котором 78% населения высказалась за автономию (самоуправляемую административную территорию) Закарпатья в составе Украины. Именно такой статус Подкарпатской Руси — Закарпатья предполагалось закрепить в Конституции Украины. Однако свободное волеизъявление русинского народа было проигнорировано центральной властью.
Но, несмотря на это, ещё и сегодня большинство русинов общаются на языке своих отцов и дедов, на языке, который отличается от украинского, ничем ему не уступая в литературном отношении. Более того, языковед, историк Николай Грицак составил словарь, который, к сожалению, до сих пор не издан; словарь из 240 тысяч русинских слов, и доныне употребляемых в крае. Это, кстати, почти в два раза превышает лексический состав украинского литературного языка!
А. Майборода придумал термин «політичне русинство», назвал его движением маргиналов и связал с происками коммунистов. Напротив, И. Мигович возвестил об «оголтелой украинизации, разрушении памятников и десантах из Львова».
Оба утверждения без конкретизации и пояснений. И, таким образом, все сводится к словесной перепалке, и намеренно или произвольно затемняет главное.
Главное в другом. Пора понять и Майбороде и Миговичу, русины один из этносов современного мира. У них долгая история и сложный путь этнического развития. Их язык лексически богат. Он интересен как реликт — более других славянских языков сохранил корни древнеславянского языка. Он вышел из обихода, но у него есть возможность вернуться, как вернулись иные древние языки. Русинские общества, о которых сообщила С. Митряева, и памятник А. Духновичу в Ужгороде подтверждают оптимистический прогноз.

Семен Авербух,
Сергей Моисеев

архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004