ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Очищение смехом
Поиск

1005x558_2018041616171764ef2a08c712344.jpg

 

Что ж, смех — дело серьёзное. И я хочу начать с представления официального документа, очень официального. Может быть, самого официального из всех, которые существуют. «Нобелевская премия присуждается Чарльзу Спенсеру Чаплину за то, что он научил людей смеяться».
Научил. Научил людей всей земли. Потому что, если Маяковский называл себя «председателем земного шара от секции поэзии», то мы можем назвать Чарли Чаплина «председателем земного шара от секции смеха».


Да, он был председателем земного шара от этой секции и символом века. Он и его смех. Так же, как и во второй половине века символом стала улыбка Гагарина.
Да, люди «валом» шли на Чаплина, потому что узнавали в нем себя, свои недостатки, пороки века своего, а значит, и их собственные недостатки и пороки, над которыми он так тонко, мягко, по существу, и вместе с тем, проникающе сильно смеялся. Американский поэт Уолт Уитмен сказал о том, что человек велик тем, что не похож ни на кого из других людей. Чарли Чаплин показал величие души и подлинное величие духа маленького человека, так похожего на тысячи таких же, как он.
У Горького — «трагически прекрасный человек», у Чаплина — печально-несчастный, несчастно-счастливый человек.
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье актеров варьете (если вдуматься в то, что составляет характер его ролей, появится мысль, что при динамике движений динамика и экспрессия образа могут быть определены наследственностью).
С 16-ти лет, а по другим данным — с девяти, пел и танцевал на сцене мюзик-холла. В 18 лет был принят в известную группу пантомимы Ф. Карна, где овладел искусством пантомимы, акробатики и эквилибристики.
Опять-таки, глядя на его «работу» на экране, думаешь о том, что наследственность была развита хорошей школой, в которой Чарли был «отличником». Присущая ему клоунская техника плюс актерский талант оказались помноженными на то, что составило остроту жизненных наблюдений юноши, и это создало первые произведения истинного искусства.
В 1913 году группа выезжает на гастроли в США. Игрой талантливого актера (те же динамика, экспрессия) интересуется кинокомпания «Кистоун» и предлагает подписать контракт. Чарли привлекает перспектива сниматься в кино, и он соглашается. Его руководителем становится режиссер М. Синнет, а дебютом — роль Изегаля-мошенника в комической ленте «Зарабатывая на жизнь» (1913 г.), известной у нас под названием «Чарли счастливец».
Совершенное искусство Чарли Чаплина — актера театра — трансформировалось применительно к требованиям кино. «Шлифовке», успеху ее способствовали мастерство английской клоунады, которым владел Чаплин, а также влияние на Мальца Линдера.
Постепенно вырабатывался образ известного Чарли Чаплина: с его котелком, усиками, тросточкой, белыми ботинками, определявшими «замечательную» утиную походку. Интересно, что вначале Чаплиным был создан тип злобного и застенчивого пройдохи по прозвищу Гуз, и только иногда на экране появлялся в его исполнении по-своему человечный, но отверженный неудачник, вызывающий не только смех, но и глубокое сочувствие. И это был зародыш будущего Чарли.
1914 г. Чарли Чаплин снимается в 34 фильмах фирмы «Кистоун»: половина из них — с его сценариев (поражаешься его творческой работоспособности). Чаплин выдвигается в число талантливейших комиков американского кино, и, что так существенно для Америки, он независим. На следующие два года он заключает контракт с фирмой «Эссеней», а на новые два — с фирмой «Мичуэлл», как сценарист, режиссер, актер.
Чарли Чаплин становится всемирно известен. Критика не может нахвалиться, критика, — самая строгая публика, встречает его новые фильмы с энтузиазмом. Чарли убеждает эмоционально жизненной правдой. Следуя традициям мирового гуманистического искусства, Чаплин возвеличивает «маленького человека». Подмастерье, кельнера, мелкого служащего бродягу, чаще всего, вечного каторжника. Знамениты фильмы, такие как «Бродяга», «Банк» и «Завербованный» — 1915 г., «Полиция» — 1916 г., «Тихая улица», «Эммигрант» — 1917 г.
Да, «маленький человек» Чаплина гоним, но он неистребим. Чаплин — лицедей, эксцентрик, и это — как профиль лица социальных нелепостей, алогизмов жизненного порядка.
В 1918-1923 гг. Чарли Чаплин сотрудничает с фирмой «Ферст Инионал» и именно здесь создает фильмы, ставшие особенно известными: «Собачья жизнь», «На плечо!», «Удовольствия дня», «Малыш», «Праздный класс», «День насущный», «Пилигрим». Вот краткое содержание некоторых из этих фильмов. «На плечо!» — грамфарс, в котором сплавлены изображения кошмаров оконной жизни, и гротескно-пародийный показ, милитарист-шовинистических представлений о войне. А вот «Пилигрим» — гротескно-реалистическое повествование о беглом каторжнике, надевшем на себя сутану священнослужителя. Сценарий фильма полон иносказаний как о судьбе маленького человека в буржуазной Америке, так и о судьбе собственно художника.
Именно с фильмов этого времени берет начало сочетание драматического и комического у Чаплина, как главное качество его искусства, столь блестяще воплощенное в образе Чарли.
Эффекту артиста способствует соединение таких противоречивых черт героев, как душевное простодушие и изворотливость, сентиментальность, отзывчивость, подчас жестокость, жизненная неудачливость и удивительное ощущение свободы в жизни. Форма противоречий от крайностей фарсового комизма, реакцией на который будет смех, до глубокой грусти как души гигантских переживаний действительности.
Герой Чарли с комизмом стремится соблюдать все манеры «приличного господина», даже будучи предельно униженным, обездоленным. И в этом — не только беспощадное разоблачение фальши условностей, но и высокое стремление защищать человеческое достоинство, что является одной из главных черт творчества Чаплина-гуманиста.
Смех и грусть у Чаплина как бы выходят друг из друга, оставляя «посередине» то, что серьезно и непреходяще.
Чаплин отстаивал интересы маленького человека, но и сам был всецело зависим от недоброй воли толстосумов от индустрии. И он решает, уже располагая к этому времени такими возможностями, создать собственную фирму. Решение это осуществляет в 1923 г. Фирма называется «Чарльз С. Чаплин фильмкорпорейшн». И новая фирма определяет не только форму, но и содержание. Если раньше Чаплин снимался коротко — или среднеметражные фильмы, то теперь он готовит комические полнометражные (выполняя огромную подготовительную работу). Первым таким фильмом стала психологическая драма «Парижанка». Сюжет фильма — любовь и ее крах. Идея — разоблачение лицемерия, корысти, фальши буржуазного общества с его бесчеловечным общественным мнением. Этот фильм Чаплина как автора сценария и режиссера заслужил признание кинематографистов всего мира, но только не американского обывателя.
Следующей работой была комическая «Золотая лихорадка», с вернувшимся на экран Чарли. Поставленный в 1925 г., этот фильм стал шедевром эксцентрической комедии. Сюжет картины — человек. Это повествование об удачливом золотоискателе. В нем звучат некоторые автобиографические мотивы. А на экране Чаплин — актер и клоун столь экспрессивный, что картина имеет триумфальный успех.
И, наконец, 1928 г. — «Цири» — лирическая трагедия. Тема ее — крушение иллюзий и надежд в современном Чаплину обществе. Ну, а художественная форма — виртуозная отчаянная клоунада.
«Огни города», 1931 г. (у нас «Огни большого города»). Апофеоз поэтического воплощения темы маленького человека, синтез комедийных и мелодраматических мотивов, в степени «комедийного романа», как определил сам Чаплин. Еще этот фильм можно было бы назвать величественной лирической киносимфонией, лейтмотив которой — любовь бродяги Чарли к слепой девушке, а фон — современная Чаплину американская жизнь с бесчеловечием углубляющимся контрастом между бедностью и богатством.
Необходимо отметить, что зрелость Чаплина по времени совпала с общим развитием социально-критических тенденций в американском кино в духовной сфере и художественной форм воплощения, с появлением кино звукового. И уже в фильме «Новые времена», где существенным новым сюжетным элементом является протест людей труда против эксплуатации, образ Чарли утрачивает прежнюю условность. Фильм этот был создан Чаплиным в 1936 г.
И через 4 года, вначале фашистской агрессии против Европы, появился фильм «Великий диктатор». В этой смелой антифашистской сатире Чаплин сыграл две роли: парикмахера Чарли и диктатора Хинкеля (гротескная карикатура на Гитлера). Завершается фильм ораторским обращением Чаплина к зрителям — поэтическим призывом к сопротивлению и борьбе против фашизма.
К борьбе против фашизма Чаплин неоднократно призывал и правительство стран антигитлеровской коалиции. Призывал безотлагательно открыть второй фронт, всемерно помогать советскому народу.
Кончилась «горячая» война, и началась «холодная». И Чаплин создает в 1947 г. самое сумрачное и горькое из своих произведений — фильм «Месье Верду».
Верду — тот же маленький человек, но не добрый простак, а ставший женоубийцей ради денег. В этом образе, как в фокусе, отразилась порочная мораль буржуазного общества, социальным поведением которого стало стремление обогатиться даже ценой массовых убийств. И Чаплину «не прошел даром» этот фильм. Маккартисты подняли против него компанию клеветы, подвергая великого артиста политическому террору, обвиняя в приверженности к коммунизму.
Но Чаплин отвечал на эту гнусную кампанию только еще более активным творчеством. Он начинает работать над фильмом «Огни Рамны», заканчивает в 1952 г. В 1972 г. фильм получает Оскар за музыку. И это одна из вершин искусства Чаплина, глубокое и объемное философское произведение. Внешний сюжет — мелодрама. Любовь старого клоуна к юной балерине, по сути же — размышления о жизни и смерти, о любви и творчестве.
Этот фильм стал своеобразным началом подведения итогов жизненного пути Чаплина. В нем он — автор сценария, режиссер, актер и композитор (да, именно так, кстати, Чаплин мог замечательно петь, демонстрируя прекрасный голос) — обращается к собственной артистической биографии, представив ее в несколько ином, менее счастливом варианте. И для него «конечный вывод» земной мудрости, художника, есть великая сила искусства, связующая человека с жизнью.
Чаплин уезжает из США. Европа с почетом встречает его. Он поселяется в Швейцарии в 1953 г., а через 4 года снимает в Англии «Короля в Нью-Йорке» и играет в нем главную роль. Этот фильм можно рассматривать как своего рода месть актера той Америке, из которой он принял решение уехать. В фильме — столь испытанное средство эксцентриады, средство осмеяния культа наживы и погони за сенсациями в этой стране.
А еще через 2 года произошло значительное событие в личной жизни Чаплина. У него родился сын. Отцу было 70 лет. Последней режиссерской работой Чаплина в 78 лет стала эксцентричная комедия «Графиня из Гонконга». Как актер он снялся в эпизодической роли.
Можно смело сказать, что люди разных стран любили Чаплина. Уважали его и организации этих людей. Ценили и награждали премиями.
В 1954 г. он был награжден международной премией за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами. В 1972 г. получил Оскара и в этом же году — золотой приз на международном кинофестивале в Венеции за творчество в целом. Нобелевская премия... что ж, — Чарльз Спенсер Чаплин был великим учителем смеха. Юмор — это способ показать людям, как часто они бывают смешны и нелепы, когда ослепленны страстями и пороками. Его смех зачастую наталкивал на серьезные размышления. Ведь не даром он сам о себе говорил: «Я стал большим, играя маленького человека!»
Давид Риссенберг

 

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004