ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Русский язык возвращается в рекламу
Поиск

С 3orig-15471289225a882dce0622b849422e92c27ad56241.jpeg марта этого года, т. е. со дня опубликования в газете «Голос Украины» вступил в силу закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, имеющих отношение к охране интеллектуальной собственности» от 3 февраля 2004 г. за № 1407-1V. В частности в законе «О рекламе» приняты (по предложению Кабмина) изменения, касающиеся использования языка рекламы. Законом в предыдущей редакции в статье 6, по предложению Степана Гавриша, была установлена исключительность использования языка в рекламе на всей территории Украины.

Русский язык оказался фактически запрещен для использования в рекламе. Теперь же новая редакция статьи 6 такова: «Применение языка в рекламе осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины о языках». Действующий же закон «О языках» не несет в себе ограничений, вытекающих из предыдущей редакции ст. 6 закона «О рекламе». Русский язык может снова использоваться в рекламе на всей территории Украины. Но закон можно снова изменить в худшую сторону. В недрах нынешнего Кабмина уже готов законопроект, практически запрещающий использование русского языка во всех сферах.
Некоторые СМИ Харькова распространили в свое время информацию нашего объединения «За культурно-языковое равноправие», что эта поправка (прежняя редакция ст. 6) нарушила пять статей Конституции Украины и ряд других законов и международных обязательств. Так подпункт «с» пункта 1 статьи 13 Европейской Хартии региональных языков требует «избегать практики, препятствующей использованию региональных языков или языков меньшинств в экономической и социальной жизни».
Наше общественное объединение и редакция газеты «Работа и Жизнь» явились инициаторами рассмотрения Харьковским горсоветом проблемы, возникшей после вступления в силу закона «О рекламе». Также от имени нашей организации были разосланы письма-обращения к нашим землякам-депутатам с просьбой дать разъяснения по мотивам голосования, ведь 9 депутатов харьковчан проголосовали за запрещение русского языка в рекламе. Ответов мы не дождались, но я смог задать некоторым из них соответствующие вопросы на пресс-конференциях. В ответ прозвучали уверения, что наши земляки выступят инициаторами пересмотра злополучной статьи. Но вместо них это сделал Кабмин.
Депутаты же горсовета оказались на высоте. Их обращение к ВС о неприемлемости для городских СМИ таких ограничений в рекламе сыграло свою положительную роль в защите свободы слова и подтолкнуло правительство к выправлению законодательных ошибок.
В отношении вида знаков для товаров и услуг, приводимых в рекламе, статья 6 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, действующей для Украины с 25 декабря 1991 г., которая также вошла в упомянутый закон, гласит: «Каждый товарный знак, который зарегистрирован надлежащим образом в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть».
Таким образом, внесенные изменения возвращают Закон «О рекламе» в правовое и конституционное поле Украины, а вместе с тем всех нас (власть и граждан) к здравому смыслу. Правда, руководителям СМИ и рекламодателям (т. е. простым гражданам и юридическим лицам) нужно иметь в виду, что это не последняя попытка «наезда» на русскоязычную печать. До сих пор продолжает действовать закон о введении НДС на печатную продукцию «на великом и могучем», что является фактом откровенной и демонстративной дискриминации русскоязычных СМИ. Поэтому напрашивается вывод, что объединение усилий всех заинтересованных сторон в ликвидации препятствий для свободного обмена информацией — веление времени.
Председатель Харьковского городского Общественного объединения «За культурно-языковое равноправие», руководитель общественного аналитического центра «Россия-Украина-Европа»

 

Геннадий Макаров

архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004