Печать
Просмотров: 595

Le9oYsbSzJY-620x349.jpgНа фоне глобального потепления отлаженный климатический механизм все чаще стал давать збои. Мы как то стали привыкать к сообщениям о небывалых засухах и наводнениях. Наблюдать за капризами погоды люди стали во время первых выходов в море.
Тот, кто правильно предугадает направление ветра и силу волн, мог расчитывать на успешное путешествие и благополучное возвращение.
С развитием земледелия люди поняли; если ты не занимаешься погодой, она займётся тобой.
Первые метеонаблюдения в Харькове начались в 1738 году. Но дело как-то не пошло, и вскоре они были прекращены. Хотя местные помещики иногда вели "дневник погод", среди них и Василий Назарович Каразин (как же без него "наш пострел и здесь поспел"), да так вот наблюдения эти систематизировались, на их основе пытались составить прогноз на ближайшие дни. Вот странные, спроси у любого крестьянина, он тебе всё по одним приметам, предчувствиям да по ломоте в спине на недельку вперёд и расскажет. Нет, страшно далеки были от народа первые прогнозисты и прогнозистки. Вообще метеонаблюдения сродни попыткам заглянуть в будущее слишком много прямых и косвенных факторов нужно учесть, связать воедино и поэтому в рецепт правильного прогноза примешана немалая доля интуиции.
Официальные наблюдения начались в январе 1892 года и прерывались только в период фашистской оккупации. Метеостанция была основана на базе университета, где благополучно размещается и по сей день.
Подъём промышленности в период индустриализации требовал новых скоростей во всех сферах, в том числе и в транспорте. С лошади пересаживались на автомобиль, с автомобиля на самолёт. Увы, авиации больше всего доставалось от заведующего небесной канцелярии (прости господи, что скажешь). Потому в 1932 году вместе с постройкой нового Харьковского аэропорта появляется новая гидрометеостанция, одна из лучших в СССР.
Таким образом, наши предсказатели погоды на сегодняшний день накопили достаточно обширный материал для некоторых выводов. Итак; 20-е годы прошлого века, самое спокойное десятилетие для Харьковских синоптиков, ни одного погодного рекорда, а вот самое беспокойное 50-е годы: 5 рекордов. Но обо всём по порядку:
На 38 и 54 годы приходятся два самых жарких лета, хотя максимум температуры зафиксирован в июле 36-го и августе 46-го -- 38 градусов (в тени естественно).
Наиболее холодным выдалось лето в 1976-м и 1978-м годах. Средняя температура составила +17.
Зима 53-54 годов стала наиболее холодной в прошлом веке, хотя рекорд -- 36 принадлежит январю 40-го года.
За период...именно за период ноябрь 89 -- март 90 средняя температура воздуха была +2,5 градуса. Назвать зимой это время лично у меня язык не поворачивается. Зато зима 1897-98 годов длилась без одной недели 5 месяцев.
Несмотря на то, что самой снегообильной считается зима 86-87 года, снежный буран который начался 17 января 1970 года навсегда останется в памяти горожан. Снегопад и метели продолжались без перерыва трое суток. Высота сугробов составила от 70-ти сантиметров до 3 метров. Остановились поезда и общественный транспорт, не работало большинство предприятий. Харьков обратился за помощью к военным.
Вот, что пояснил при встрече с корреспондентом Юрий Андреевич Гуровой (председатель Харьковского горисполкома в 1969-76 г.г.): -- "Cамым необычным впечатлением для меня от тех событий которые происходили в 70-м году, на Харьков свалилось стихийное бедствие.
Обстановка разворачивалась очень критично. Во первых -- это был выходной день. Это было уже после восьми часов вечера. Я не смог доехать даже на своей машине домой, вызвал другую машину и вернулся на работу. В исполкоме городского Совета нельзя даже было создать оперативную группу, потому что эта оперативная группа была выходная. Всю свою работу я вынужден был перевести в Городское управление Внутренних дел. Все действовали оперативно, слаженно. Нужно было выручать председателя Харьковского облисполкома Андрея Павловича Бездетко, который возвращаясь из Белгорода в Харьков застрял на полпути и туда был откомандирован бронетранспортёр.
На следующий день мы выяснили что обстановка серъёзно усугубляется и справиться с заносами в течение 2-3 часов не удастся. Детские садики оставались без хлеба, без продуктов. Пришлось откомандировать спортсменов-лыжников на доставку хлеба в рюкзаках с хлебзавода. Приходилось решать многие вопросы которые были связаны с водоснабжением и бесперебойной работой городского хозяйства. Президиум штаба был переведен на казарменное положение, фактически по три-четыре дня не уходили домой и только могли поспать урывками на рабочих местах. Удивительно было то, что после моего обращения к гражданам города о том, что транспорт городской не будет работать, наши сомнения не подтвердились, все люди абсолютно точно и вовремя не пользуясь городским транспортом пришли на работу, даже точнее, чем в обычные дни. Мы пользовались особыми полномочиями коими были наделены органы местной власти в период чрезвычайных ситуаций.
На заводе дорожного машиностроения, на площадке готовой продукции стояли 30 бульдозеров. Мы не глядя на то, кому они были предназначены, задействовали их в этой ситуации. Большую помощь нам оказывали военные, военная техника, военные строители. Короче говоря, были выведены все, кто только мог держать лопату и инструмент, для того чтобы очистить город. В этот период времени особое удовольствие нам доставляла работа студенческих отрядов которые вышли на очистку города и делали эту работу весело и интересно. Студенты в паузах на отдых поднимали дух своих соратников гитарой, прекрасной песней "Сердце на снегу" которая как нельзя подходила к этим событиям.
Через двое-трое суток город был полностью очищен от снега, начал ходить гордской транспорт".
Кстати события января 70-го не побили рекорд продолжительности харьковских метелей. Метель в декабре 1938-го длилась 74 часа, в феврале 71-го 69 часов, январь 70-го-65 часов. В январе 1954 снег шёл каждый день, но таких последствий как в 70-м не было.
В книге местных рекордов ещё несколько дат: самый ранний заморозок-10 сентября 1900 года, а самый поздний -- 2 июня 1916-го. Декабрь 1936 года-самый мутный в 20-м веке с 14 по 17 число туман держался более 73 часов, а 22-26 декабря 62 часа. Наиболее дождливым оказался 1919-й -- 141% от нормы, а через год наоборот случился самый засушливый-63% от нормы. Громыхнуло с неба в 1937 уже 22 марта, а самая поздняя гроза зафиксирована в ноябре 1902 года. Если к грозе добавить сильный порывистый ветер получится шквал, а с ливнем и градом зафиксирован 1 июля 1974 года. В этот день штормовая полоса шириной 2-3 километра ворвалась в город со строны аэропорта и быстро продвигалась с юга на север. Сначала были выдавлены огромные витрины свежепостроенного Дворца Спорта, затем в районе Москалёвки повален 30-тонный портальный кран. Свалив затем башенный кран возле Гончаровской плотины, шквал повернул к Центральному рынку.
Юрий Андреевич Гуровой хорошо запомнил и эти события:
-"Я должен сказать что стихийные бедствия связанные со снежными заносами и те события которые были POGOD12.jpgсвязаны с ураганом они к сожалению совершенно не были запрогнозированы синоптиками. Это было совершенно неожиданно. Ну если говорить откровенно прекрасный летний день, заканчивается работа....
Я находился у себя на рабочем месте, складывал последние бумаги для того чтобы уйти домой. Посмотрев в окно я вижу, что на площади Тевелева (пл.Конституции) происходит что-то невообразимое. Крыши домов летят на тротуар, люди все врассыпную попрятались по подъездам. Из гостиницы "Харьков" передают, что деревья из сада Шевченко перелетают через площадь Дзержинского и падают возле гостиницы. В общем что-то невообразимое. Опять-таки были предприняты те же сами экстренные меры и когда правительственная комиссия через три дня должна была приехать и установить объём материального ущерба, который нанёс нам ураган, так председатель облисполкома и секретарь обкома говорят "Юрий Андреевич, ты пожалуйста немножечко помедленней выполняй работы, а то комиссия не поверит, что у нас стихийное бедствие было".
Но наибольший резонанс вызвало падение двух главных крестов Благовещенского собора, и это несмотря на то, что количество обращений ко всевышнему надо думать увеличилось за время шквала многократно. Вес главного креста превышал 5 тонн. И еще одна цифра, которую сразу трудно осмыслить. Было поломано и повреждено.... 50 тысяч деревьев.
Можно сказать -- так, что же синоптики даром свой хлеб едят? Синоптик конечно не бог и всё предугадать не может, но точность местных прогнозов достаточно велика. По области сбывается 90 процентов предсказаний, по Харькову 87. Почему по городу меньше? Да потому что, такие промышленные мегаполисы как Первая Столица сами достаточно сильно влияют на погоду. В городах чаще выпадают осадки, и чаще бывает туман, температура в среднем на 1.5 градуса выше, чем за городом. Прогноз, который ежедневно составляется на ближайшие 5 суток, рассылается по 23-м адресам: это и обладминистрация и МЧС, главное управление сельского и коммунального хозяйства, облавтодор, ГАИ, железная дорога и даже почему-то метрополитен.
А в плохую погоду, по телефону 001 бывает до семи тысяч обращений харьковчан.
Отечественные метеошаманы не скрывают, что для составления погодных карт, они используют в основном американские, немецкие и британские системы.
Именно эти государства впереди погоды всей. Впрочем, это совершенно логично.
Ураган, пронёсшийся по индустриальным районам этих стран, нанесёт в тысячи раз больший ущерб и убытки, чем проявись тот же ураган где-нибудь в Ливии или на островах Кука.
Хорошая погода выгодна большинству землян: политикам и аграриям, медикам и лётчикам, но особенно представителям страховых компаний. Торнадо и штормы бьют этот бизнес сильнее, чем любой другой. В 1992 году ураган "ANDREW" стоил им 15,5 миллиардов долларов, что привело к банкротству семи из них. Прогнозирование погоды удовольствие дорогое, но оно того стоит.
Ну а у нас к счастью штормит по большей части в парламентах разного уровня, а фронты через Украину уже более полувека проходят только атмосферные. И слава Богу.

Виктор Кофанов

архив газеты Тайны века 2004 г

Фотография сделана на следующее утро. Металлический киоск стихия перенесла на 20 метров.