ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЛОВУШКИ ДЛЯ КАЖДОГО
Поиск

Surikov_Iskushenie.jpg«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.» (Евангелие от Матфея). Ухищрения темных сил настолько многочисленны и разнообразны, что простому человеку их трудно понять, даже многие опытные старцы и подвижники были прельщаемы вражескими ухищрениями и впадали в тяжкие грехи, а потому святой апостол Павел в Послании к Коринфянам, предостерегая от лжеучителей, сказал, что иногда и сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. XI, 14-15).
О каких явлениях сатаны в виде Ангела светлого и о каких его служителях говорит апостол?
Святой апостол Павел говорит здесь о том, что сатана для прельщения благочестивых людей может иногда являться к ним в виде светлого Ангела и под предлогом добрых дел искушать их. И они могут казаться благочестивыми, принимая на себя вид служителей правды, опознать их непросто. Для разъяснения этого возьмем следующий рассказ из жития преподобного Никиты, затворника Печерского. В Киево-Печерском монастыре при игумене Никоне один из монахов, Никита, просил у игумена благословения подвизаться наедине, в затворе, но игумен отклонял его просьбу, говоря, что он молод, не должен сидеть в затворе, а должен вместе с братией работать и приносить пользу; для спасения же своей души не следует принимать подвиг выше своей силы, чтобы не возгордиться и не впасть в тяжкий грех. «Служа с братией, — говорил игумен, — за свое послушание ты получишь награду от Отца Небесного». Но Никита не послушал игумена, и поступил в затворники. За его высокоумие, по попущению Божию, явился к нему дьявол. Никита услышал голос его, будто бы молящегося вместе с ним, а самого его не видел, только ощущал благоухание. Прельстившись таким явлением, Никита подумал: «Если бы он не был Ангел, то не стал бы со мною молиться», — и стал просить его, чтобы он явился ему видимо. Тогда услышал голос, говорящий: «Не явлюсь тебе, потому что ты молод, чтобы ты не возгордился и не ниспал». Затворник со слезами сказал: «Никак не прельщусь: игумен научил меня не слушать бесовских прелестей: твои же повеления все буду исполнять. Тогда, дьявол, овладев им, сказав ему: «Невозможно человеку во плоти видеть меня. Сейчас же пошлю я ангела своего, чтобы находился он с тобою, а ты исполняй волю его». Злой дух тотчас же предстал пред ним в образе Ангела, и Никита, видя его, поклонился ему как истинному Ангелу. Бес же сказал ему: «Отныне ты не молись; читай книги, так будешь беседовать с Богом; приходящим к тебе будешь говорить поучения, а я постоянно буду молиться Творцу всех за спасение твое». Затворник поверил бесу, и еще больше прельстился, перестал молиться, стал прилежно читать только ветхозаветные книги. По научению беса, он знал наизусть весь Ветхий Завет, а Евангелие, апостольские книги никогда не читал, и слышать о них не хотел, и другим не давал говорить из Нового Завета. Бес представлялся ему постоянно молящимся за него, и он радовался, думая, что за него молится!
Он начал даже пророчествовать. Слава его росла, потому что слова его сбывались. Однажды он послал сказать князю Изяславу, что в тот день убит князь Глеб Святославич в Заволоне и, что ему надо скорее послать сына своего Святополка на престол в Новгород. Как он сказал, так и сбылось. Через несколько дней получили известие об убийстве князя Глеба. После этого пошел слух о затворнике Никите, что он прозорливый, и стали его слушать князья и бояре.
Бес будущего не знает и о будущем предсказывать не может, но он подстрекает людей убивать, красть, а о том, что случалось, извещал затворника. Так как затворник Никита не читал Святого Евангелия, Деяний и Посланий апостолов — то по этому признаку все преподобные отцы Печерские узнали, что он прельщен бесом. Придя к нему, они прилежно молились и молитвами своими отогнали от него беса, и тот не являлся уже к нему. Когда вывели Никиту из затвора и попросили его рассказать что-либо из Ветхого Завета, тот клятвенно уверял, что он никогда не читал тех книг, которые знал прежде наизусть, а потом с трудом научили его грамоте. Когда молитвами преподобных Никита пришел в себя, то горько плакал и долго исповедовал грехи свои.
После того жил воздержно, послушливо, смиренно и во всех добрых делах преуспел. Человеколюбивый Господь, видя его раскаяние, за добрые дела простил ему грехи его. Впоследствии он был епископом Новгородским, и за добродетельную жизнь Бог прославил его чудесами. После смерти, через четыреста пятьдесят лет, нашли его нетленные мощи, от которых по молитвам его до сего времени многие получают исцеления.
Этот рассказ объясняет слова святого апостола Павла, как сам сатана для прельщения людей принимает вид светлого Ангела и обманывает простых, в духовном деле неопытных людей. Пути Божии непостижимы, сокровенных дел Божиих без воли Его никто не может знать; даже Ангелы небесные без Его воли не могут предсказать будущее.
Другой поучительный пример, из жития Паисия Великого. В то время, когда святой Паисий подвизался с одним учеником вдали от монастыря, в пустыне, пришли к нему два инока и усердно просили благословить их на отшельническую жизнь. Преподобный, внимая их просьбе и видя их способными к уединению, благословил на подвиг. Иноки, найдя удобное место, поселились в пустыне. Но дьявол позавидовал им и решил погубить их.
У одного отшельника были украдены вещи. Он, отправился к одному старцу, о котором шла молва как о прозорливце, надеясь, что он укажет вора. Но так как дар провидения был у старца не от Бога, а от дьявола, то этот «прозорливец» оклеветал в краже двух иноков — учеников преподобного Паисия. Получив такой ответ, потерпевший монах пошел в монастырь, к которому принадлежали оба указанных подвижника, и, рассказав о случившемся, просил защиты против этих монахов-отшельников. Игумен и старцы поверили этому и приказали схватить оклеветанных монахов и привести в монастырь; избив, их посадили в темницу, а после суда лишили иноческого чина и подвергли пытке за украденные вещи. О всем этом узнал преподобным Паисий. Жалея двух невинно пострадавших иноков и желая изобличить ложь, он оставил на время свое уединение и отправился в монастырь. Когда иноки узнали о приходе в их монастырь великого подвижника, то пришли приветствовать его и принять от него благословение. Пришел вместе с другими и инок «прозорливец». Когда все поздоровались с преподобным Паисием и приняли от него благословение, он спросил: «За что изгнали двух молодых подвижников?». Все молчали, только некоторые из братии осмелились сказать, что они воры и за это удалены из монастыря. Тогда Паисий спросил: «Кто вам сказал, что они воры?». Иноки указали на старца «прозорливца». Обращаясь к нему. Паисий спросил: «Правда ли то, что ты сказал?». «Сказанное мною правда, ибо открыто мне Самим Богом», — отвечал старец. «Если бы от Бога был дан тебе дар прозорливости, а не от дьявола, то не было бы видно дьявола в твоих устах», — сказал Паисий. Все ужаснулись, услышав это, так как знали, что преподобный никогда лжет; и все укоряли «прозорливца» за его ложь и заставляли просить прощения у преподобного Паисия. Старец, устыдившись своего обмана, просил прощения у Паисия и молитв его. Когда святой Паисий помолился, то видимо для всех стоящих из уст старца «прозорливца» вышел нечистый дух и, превратившись в дикого вепря, с яростью бросился на преподобного Паисия, желая его растерзать. Но Паисий Великий силою молитвы запретил ему это и прогнал его в пропасть. По малоопытности своей прельщенный нечистым духом старец после того покаялся в своих грехах и просил прощения у святого Паисия.
Когда святого апостола Иоанна Богослова привезли на остров Патмос, на место его изгнания, и предали игемону, правителю острова, Мирон, тесть правителя, принял в дом свой Иоанна Богослова и ученика его Прохора. Старший сын Мирона, Аполлонид, имел в себе духа-прорицателя, который рассказывал сокровенные вещи, а потому все считали Аполлонида за пророка. Как только святой апостол Иоанн вошел в дом Мирона, тотчас же Аполлонид скрылся и убежал в другой город, боясь, чтобы не был изгнан Иоанном из него дух-прорицатель. В доме Мирона стали печалиться о том, что Аполлонид пропал без вести. Вскоре Аполлонид прислал Мирону письмо, в котором извещал, что апостол Иоанн есть волхв, что он чародейством своим выгнал его из дома и возвратиться он не может, пока Иоанн не будет погублен. Мирон, прочитав письмо, побежал к зятю своему, игемону, и сообщил о содержании письма. Игемон приказал схватить Иоанна и бросить на съедение зверям. Иоанн же просил Игемона потерпеть немного, пока он пошлет ученика своего к Аполлониду, обещая возвратить его домой. Игемон позволил послать ученика, а самого Иоанна заковал в цепи и посадил в темницу. Прохор пошел к Аполлониду с Иоанновым письмом, в котором написано было так: «Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу-прорицателю, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца и Сына и Святого Духа выйти из создания Божия и никогда не входить в него, и не быть даже на острове сем, а быть в безводных местах, а не в человеках». Когда Прохор пришел с письмом к Аполлониду, тотчас же бес вышел из него. Аполлонид пришел в себя, как будто пробудился от сна, и пошел вместе с Прохором.
Возвратившись в город, он не сразу пришел домой, но сначала прибежал в темницу и, припадая к ногам Иоанна, благодарил его за то, что он освободил его от нечистого духа. Родители, братья и родственники Аполлонида, узнав о возвращении его, тотчас собрались к нему; все радовались его возвращению, и апостол Иоанн Богослов был освобожден из темницы.
Аполлонид рассказывал о том, как стал прорицателем, так: «Много лет тому назад, когда я спал крепким сном, какой-то человек, став слева от моей постели, разбудил меня. Разбудивший меня был весьма черен собою, чернее угля, глаза его блистали, как горящие свечи, и я затрепетал от страха. Он сказал мне: «Открой уста твои». Я открыл, и он вошел в меня, и чрево мое стало полное; с того времени он стал мне открывать о добре и эле и о всем, что случается в людях. Когда апостол Христов Иоанн вошел в дом наш, тогда сидящий во мне нечистый дух сказал: «Аполлонид, чтобы не умереть тебе, беги отсюда, этот человек волхв и хочет тебя умертвить», — я и убежал в другой город. Когда я подумывал возвратиться, дух нечистый говорил мне: «Если Иоанн не умрет, ты не сможешь жить в своем доме». Но когда я увидал пришедшего Прохора, нечистый дух мгновенно вышел из меня таким же образом, как и прежде вошел во чрево мое; мне стало легко и я не чувствовал в себе тягости, рассудок мой просветлел и на душе стало радостно». Услышав это, все поклонились святому апостолу Иоанну Богослову. Святой апостол начал учить их, они уверовали во Христа.
И еще один случай с прорицанием. В городе Филиппах, когда святой апостол Павел со своими спутниками, апостолами Силою, Лукою и Тимофеем, шел в молитвенный дом, встретилась им одна одержимая прорицательным духом служанка. Идя за Павлом и другими апостолами, она кричала: «Эти люди рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения». Так делала она много дней. Павел вознегодовал, обратился и сказал (нечистому, прорицательному) духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее!» И дух вышел в тот же час; после чего она перестала прорицать, т.е. сказывать сокровенные дела человеческие (Деян. XVI, 16 - 18).
Из этих рассказов видно, что просвещенные Духом Святым мужи, в которых обитает благодать Божия, не только сами могут избавиться от нечистого духа, но имеют власть повелевать ими.
В житиях святых еще много можно найти таких примеров, но для назидания достаточно и этих.
Простой народ верит прорицателям по своей неопытности; а они зачастую сеют вражду между ближними. Приходящим к ним, они указывают, что их знакомые навели на них разные несчастия. Иногда они могут прямо открывать прошедшие сокровенные дела человеческие, чтобы этим возбудить в людях, раздражение, вражду, и ненависть. Знахарям открываются для прельщения людей только такие дела человеческие, через которые можно посеять в семействах вражду и нарушить мир. Клевещут на многих невинных людей, потому что не могут слышать слова Христова и являются исполнителями злой воли. Господь Бог не дал нам заповеди открывать чужие грехи и осуждать людей. Бог дал нам наиважнейшую заповедь: любить Бога и ближнего, а потому просвещенные Духом Святым преподобные отцы с любовью относились не только к добрым, но и к злым, прикрывали дурные поступки их, наставляли их к покаянию. В таких людях именно обитает Святой Дух, они — живые храмы Пресвятой Троицы.

Юрий Водолазкин