ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - 1917 – ГОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА НА РУСИ!
Поиск

IMG_8381.JPGБеседа с русским художником Филиппом Москвитиным
АКТИВАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА
Православные люди знают, что 2017-й год — это год столетия восстановления Патриаршества на Руси!
В Москве есть художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона Патриарха Московского и всея России. Чтобы увидеть жизнь Патриарха в картинах, мы отправились в мастерскую художника.


Филипп Москвитин с 1992 года принимает активное участие в выставочных проектах в разных городах России. Автор многих персональных выставок, состоявшихся в таких центральных залах, как музей храма Христа Спасителя, Александро-Невская лавра, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, залы Союза художников, союза писателей России, Российского фонда культуры. Картины Филиппа Москвитина находятся в собраниях музеев, частных коллекциях в России и за рубежом.
Развивая московскую школу живописи, он создал обширную галерею портретов святых и великих людей России. Людей, которые внесли большой вклад в сохранение и созидание православной цивилизации. Значительная часть его работ посвящена осмысления эпохи революционной смуты. Недавно на выставке церковного искусства в Московском союзе художников была экспонирована его работа «Патриарх Тихон».
Мне стало интересно, как в современных условиях выковался дух, по сути, классического русского художника. Как пояснил художник: «В 90-е годы стали доступны книги, которые ранее издавались в эмиграции за рубежом. Мы читали Ивана Ильина, Достоевского «Бесы», Солоневича «Народная монархия», «Окаянные дни» Бунина и других мыслителей, которые пытались осмыслить что же случилось в революцию 1917 года. Обращаясь к этой теме, я писал портреты Государя, Государыни и постепенно стал понимать, что ключевой фигурой новомучеников был не только Государь и его святая Семья, но и Патриарх Тихон. Он нес на себе бремя России во время гонений.
В 1917 году он восходит на патриарший престол, видя, что уже расстреливают Кремль, обстреливают иконы. Он шел на свою голгофу сознательно. С одной стороны мы видим почести Патриарха. На нем митра Патриарха Никона, жезл святителя Петра, облачение для него шили специально. Он — глава Церкви. Но на него падает крест всей гонимой Церкви, ведь он во главе.
По сути, народ сформулировал задачу на поместном соборе так: «Нет у нас Царя — нужен Патриарх». Одна глава пала — надо восстановить Патриаршество. Тогда народ получил опору и заступничество в лице Патриарха Тихона. Его задача была спасти Церковь от полного уничтожения. Патриарх Тихон возвышает свой голос, обличая советскую власть в ее годовщину: «Вы довели народ до людоедства, вы обещали свободы, но эти свободы обернулись свободой греха».
Люди готовы были по призыву Патриарха собрать средства для голодающих и собирали, но мы же знаем, каким было секретное письмо членам политбюро Ленина: «мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
Большевики не давали Церкви самостоятельно собирать помощь голодающим. Голод в стране стал предлогом для борьбы с Церковью.
По замыслу автора, на картине Патриарх собой закрывает Алтарь. За ним фреска «Тайная вечеря». Он держит в руках жезл святителя Петра, опирается на святость предыдущих первосвятителей Киевских и Московских, и он благословляет нас — будущее поколение русских людей. Не только золотой первосвятительский цвет присутствует в его одежде, но и синий — Богородичный. Мы знаем, что он почил на Благовещенье и его мощи сейчас в Донском монастыре, в котором он был практически заточен».
Слушая этот рассказ художника, я невольно перенесся в недавнее прошлое. Когда, прибыв в Москву (28 февраля 2014 года) на конференцию в институт стран СНГ, познакомился с Филиппом Москвитиным. Конечно, мне тогда было не до искусства, но буклет художника с изображениями героев русской истории подействовал на меня вдохновляюще.arest.jpg
Мы обменялись визитками, и я поехал в Донской монастырь, приложился к мощам Патриарха Тихона. Мой московский соратник, хоругвеносец Максим Марков там же помазал меня маслом, освященном на мощах Патриарха Тихона, вручил икону Донской Божией Матери. Делая шаг в неизвестность, я чувствовал какое-то особое волнение за предстоящий день, но пример стояния в истине Патриарха Тихона и русских Новомучеников в годину всеобщего потрясения не давал места малодушию. На что опереться, когда рушатся все видимые опоры? Только на веру и на примеры наших исповедников.
На следующий день (1 марта 2014 г) мне довелось совершить, может быть, самое важное дело в своей общественной жизни — дать старт «Русской весне», выступив с трибуны и осенив Донской иконой Божией Матери многотысячный митинг.
Художник рассказывал о феврале 1917 года, когда солдаты сжигали в топках паровозов своих офицеров, уничтожали образованных людей и сами пытались руководить страной. А перед моими глазами мелькали картины из недавних событий тогдашней Украины.
«Только Великая Отечественная война отрезвила страну от большевицкого угара. Нужно было опираться на народный патриотизм, на русских героев, святых Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. С каждым годом имя святителя Тихона все больше будет значить для России» – отмечает автор картины».
И как я понимаю его всей душой. Лично я верю, что с благословения Патриарха Тихона и предстательства сонма Новомучеников русских началась на Украине битва за имя русское, за веру Православную, за Новую Русь — Новороссию.
Филипп Москвитин убежден, что придет время, когда именами Новомучеников будут называться улицы и площади. «Мы не радуемся столетнему юбилею гражданской смуты в России, но радуемся, что у нас есть миллионы защитников и их предстательством мы еще живем в России, и Господь нам дает еще время на покаяние. Но подлинного покаяния еще не было — это видно, потому, что раскол в обществе еще не уврачеван».
Мне думается, что очень важная задача художника приблизить образы Новомучеников к нам, вложить эмоциональный заряд, достучаться до сердец зрителей. Эти образы становятся частью нашей жизни благодаря визуализации. Это очень важно сейчас, ведь современного человека отличает клиповое сознание, клиповое мышление. Многие привыкли все воспринимать на уровне картинок. Очень важна правильная визуализация смыслов, их надо прописывать через образные ряды. И Филипп Москвитин один из немногих поистине русских художников в России, которые работают в области церковно-исторической живописи, поднимают эти темы. Художников подобных ему можно по пальцам пересчитать.
Его работа — это активация спящего культурного кода русского самосознания! Здесь есть та составляющая, которая интересна широкой аудитории. Мы видим, как наш народ изголодался по настоящей русской живописи. Наша задача помочь художнику донести свое творчество до самой большой аудитории, достучаться до школьников, молодежи, до всех тех, кто интересуется историей России.
«В своих картинах я показал разные ипостаси святителя. Есть образ Первосвятителя как Божьего избранника, на которого падает крест страданий за всю Церковь. Есть трагический сюжет, когда его уводят на Лубянку, на допрос, но то малое стадо, которое присутствует при его аресте получает первосвятительское благословение.
А есть сюжет, когда он осуществлял миссию в Северной Америке, объезжал Аляску на оленях, на байдарке алеутов. У него окормлялись индейцы, эскимосы, алеуты. Это принятие в нашу православную цивилизацию других народов. Русское православие не смотрит на национальности. В русский народ вливались и вливаются разные этносы и становятся единым русским народом.
Вот на одном из полотен он прощается с Америкой и уезжает в Россию. Этот сюжет прощания навеян картинами Нестерова и где-то перекликается с Рембрандтской картиной «Блудный сын».amerika.jpg
Поэтому Патриарх Тихон мною изображен и как миссионер, и как Первосвятитель, и как исповедник. Есть полотно, где он с Государем выходит из собора после молитвы. Это год 300-летия празднования Дома Романовых. Тогда он уже после Америки, будучи архиепископом, возглавлял Ярославскую кафедру. Эта картина навеяна кинохроникой и фотографиями. Но фотография — это сиюминутно, а картина заставляет созерцать, картина учит зрителя смотреть.
На выставки русских реалистов -- Серова, Левитана, Айвазовского, стоят огромные очереди. Люди стоят на морозе, подходят иностранцы и спрашивают:
— Вы идете на Малевича, на квадрат?
— Нет, какой квадрат? Мы идем на Серова!
Сейчас ощущается голод на реалистическую живопись.
У меня практически готова тематическая выставка, посвященная Патриарху Тихону. На некоторые картины потрачено по несколько лет жизни, ведь каждая требует подготовительной работы. Сделано много эскизов. Для каждого человека изображенного на полотне, сделаны рисунки с натуры, этюды. Это такой художественный метод, который заложили Александр Иванов, Василий Суриков и другие наши великие художники.
В этом году будет четверть века, как я работаю над этой темой. В 2006 году мною была проведена персональная выставка в музее храма Христа Спасителя. Было представлено 130 работ.
Из них 100 живопись и 30 графика. Сейчас эта выставка усилилась, появились образы сподвижников Патриарха, святителя Илариона, священномученика Владимира митрополита Киевского, митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Серафима (Чичагова), портреты Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы Федоровны. На этой выставке будут представлены не только современники Патриарха, но предшественники на Первосвятительской и Московской кафедре, а именно Патриархи Иов, Гермоген и Адриан, и митрополиты Филарет и Иннокентий. А так же образы русских апостолов, предшественников его миссионерского служения. К выставке готово 100 работ по теме: «ПАТРИАРХ ТИХОН И ЕГО ВРЕМЯ -- 1917 ГОД». Думаю, этой выставке найдется достойное место."

 

С художником и единомышленником Филиппом Москвитиным беседовал редактор газеты «Русь Триединая» Сергей Моисеев

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2017