ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПРОГНОЗ ФАНТАСТА УЖЕ РЕАЛИЗОВАН
Поиск

61743404383.jpgВ Великобритании отметили очередную годовщину смерти выдающегося писателя Джорджа Оруэлла, автора двух культовых антиутопий: «1984» и «Скотный двор».
Газета The Guardian провела на своем сайте опрос: «Прав ли был Джордж Оруэлл в своих предсказаниях будущего?», то есть, в первую очередь, сбылись ли в современном мире опасения Оруэлла насчет тоталитаризма, постоянного наблюдения за людьми и деформации языка. 89% опрошенных ответили «Да», сообщает Радио «Свобода».
На современном Западе (при всей условности этого понятия) множество людей считает, что современность все больше напоминает мир «1984» и «Скотного двора».
Комментаторы довольно быстро перешли к сопоставлению 1948-го (года, когда был написан «1984») и 2013-го годов в Британии, делая при этом выводы в духе «При Оруэлле порядок был!»


Отсутствие реальной демократии, свертывание гражданских свобод, повсеместное наблюдение за публичными пространствами – при помощи видеокамер и за частной жизнью людей – опосредованно (через слежку за их деятельностью в социальных сетях).
А самый частый аргумент – та самая «порча языка» – использование его не просто для достижения политических целей, но для формирования сознания людей – как и завещал в «1984» О'Брайен.
Даже критично настроенные по отношению к Оруэллу комментаторы готовы согласиться с ним в том, что язык современной западной политики и «околополитики» и вправду все больше начинает походить на «новояз»
Результаты опроса говорят об объективных проблемах западного, в частности, британского общества, которое само себе ставит достаточно неутешительные диагнозы.
Впрочем, некоторые комментаторы говорят о современной реальности как о «гибриде» миров Оруэлла и Хаксли.
Вывод, возможно, достаточно неожиданный – Оруэлл для жителей Британии по-прежнему современен. Тем более интересно перечитать его новыми глазами и по-русски, – думая более о настоящем, чем о прошлом.
Для этого имеет смысл обратиться к исследованию современного политического языка. В мире Оруэлла именно язык – главный инструмент насилия, даже более мощный, чем классический полицейский аппарат.
Осмысление идей Витгенштейна, визуального искусства Германии и СССР и, наконец, собственный опыт столкновения с языком пропаганды и контрпропаганды привели Оруэлла к неутешительным выводам: «Политический язык – и это относится ко всем политическим партиям, от консерваторов до анархистов, – предназначен для того, чтобы ложь выглядела правдой, убийство – достойным делом, а пустословие звучало солидно». И далее: «В наше время политическая речь и письмо в большой своей части – оправдание тому, чему нет оправдания».
Только настроившись на противодействие современному «новоязу», можно понять, что «оптимизация» означает, как правило, сокращение, а то и уничтожение, «эффективный менеджер» – бюрократа, стремящегося к максимальному свертыванию социальных программ.
Если же удерживать власть можно, не прибегая к перевоспитанию каждого несогласного в подвалах «Министерства любви», а всего лишь сохраняя контроль над телевизионными «кнопками» – отказ от жестких методов происходит сам собой; дело в минимализации издержек.

 

Федор Коротков

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013