ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Надежда среди волнений
Поиск

vbghj0898.jpg26 января 2012 года состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Внешне – обычное заседание. Почему же так много тревог и смущений было вокруг него?
Ответ прост. Сам факт его проведения подвергался сомнению. Не все его хотели. На это заседание с волнением смотрели верные чада канонической Церкви Украины. Оно вызвало немало злобных комментариев в среде врагов Православия.
В чем особенность этого события? Заседание Священного Синода состоялось (повторимся, при известном сопротивлении сил, в нём крайне не заинтересованных) в период тяжёлой болезни и госпитализации Предстоятеля Украинской Церкви – Блаженнейшего Владимира. Тогда, когда главные решения, касающиеся жизни Церкви, должны приниматься не им, а другими людьми. И от того, какими людьми будут приниматься эти решения, зависит судьба нашей Матери-Церкви. Все это понимали – и друзья, и враги.


Сегодня, когда мы уже знаем, что заседание Синода состоялось, можно пока негромко, но определённо сказать: у всех сторонников канонического единства с Московским патриархом, у всех противников надуманной украинской автокефалии, у всех, кто молится о сохранении Русского мира, появилась надежда.
Мы познакомим читателя с решениями Синода, вызвавшими в отдельных пунктах вздох облегчения. Однако автор просит внимания для небольшого отступления. Давно хотелось об этом сказать, но всё не было повода. Теперь он, кажется, появился.
Мы часто судим своих архиереев. Грешен в этом и пишущий эти строки. В чём тут грех? В осуждении? Безусловно. Но не только. Мы как бы «забываем», что возглавляет Церковь не митрополит, не патриарх, а Сам Христос Бог. И без Его воли не может быть поставлен на служение ни один священник или епископ. И если мы без уважения отзываемся о том или ином епископе, мы выказываем неуважение к Главе Церкви. Словно не верим, что на каждом канонически рукоположенном пресвитере или архиерее лежит благодать Господа нашего Иисуса Христа.
Но что делать, говорят нам, если мы знаем о сомнительных деяниях того или иного отца или владыки? Наверное, важнее всего не быть похожим в отношении к этому отцу на ветхозаветного Хама. А подражать братьям его, которые, увидев наготу отца своего, отвернулись, не стали смотреть на неё, покрыли её. А ещё надо помнить, как часто великие русские святые упорно призывали молиться сугубо за священноначалие. Потому что знали светочи нашей веры, как тяжела миссия владык и как сильна против них брань демонских сил.
Конечно, никто не призывает мириться с действиями, направленными на раскол, на нарушение Устава и канонов. Но мы не должны забывать слова Христовы: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).
С почтением и смирением мы, народ Божий, крепко молясь за своих отцов и владык, можем говорить: «Владыко, это нас тревожит, а это сильно смущает. Если вам дорого наше спасение, за которое вы ответите перед Богом, помогите, разъясните и, если ошиблись, опомнитесь».
Те, кто сегодня следит за ситуацией в украинской Церкви, знают о существовании двух вполне чётко проявленных устремлений среди нашего духовенства. Сохранить каноническое единство с Москвой желает большинство священнослужителей. Меньшинство (хотя и очень активное меньшинство) поддерживает идею отделения, автокефалии, и в этом смыкается с отнюдь не церковными, а политическими силами оранжевого и посторанжевого направления. Так вот, «посвященным» называть те или иные имена не нужно – они и так знают, о ком пойдёт речь. Тех же, кто не интересуется борьбой внутри нашей Церкви, а просто молится с Ней и за Неё, этих братьев и сестер, мы не будем напрасно смущать и просто расскажем, что же решил Синод.
Заседание прошло под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, – старейшего по хиротонии епископа Украинской Церкви. Так должно быть в период, когда болеет Предстоятель, и так было. Участники заседания выслушали информацию о визите Святейшего Патриарха Кирилла в Луганскую и Черновицкую епархии и записали в журнал заседания слова благодарности Патриарху Московскому и всея Руси за духовную поддержку верующих Украины.jhg.jpg
Горячо поблагодарили Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву за визит и совместную молитву с епископатом, духовенством и верующими Украинской Православной Церкви.
Была высказана благодарность Богу за радость от пребывания на земле Украины десницы святого великомученика Димитрия Солунского.
Всем, кто хоть немного знаком с новейшей историей нашей Церкви, известно, каким важным стал для неё Харьковский Архиерейский Собор 1992 года. Участники Собора сумели тогда противостоять раскольникам и сохранить единство с Московским патриархом. Не зря упоминание о Соборе и сегодня, спустя два десятилетия, вызывает злобное шипение у недругов канонической Церкви. С этим же Харьковским Собором связано начало предстоятельского служения на Киевской кафедре Блаженнейшего митрополита Владимира. Потому на последнем, январском, заседании Синода было принято решение торжественно отметить 20-летие и Собора, и поставления на кафедру нашего Блаженнейшего.
Журнал № 5 заседания содержит одно из наиболее принципиальных решений. За сдержанным тоном протокола прочитывается крайне важное. Объяснимся совсем кратко. Ещё в начале июля 2011 года состоялся юбилейный поместный Собор УПЦ (МП). Проходил он остро, сторонники автокефалии были активны. В документах Собора появились сомнительные и смутившие многих формулировки. В частности, не был упомянут Патриарх московский как наш отец и господин, и вообще тот факт, что УПЦ является частью Русской Церкви был проигнорирован. Тогда же была создана комиссия, в задачу которой входило подготовить изменения и дополнения к Уставу по управлению УПЦ. Изменения были и остаются необходимыми, так как отдельные положения Устава открывают путь к самочинной автокефалии. От того, кто будет готовить эти изменения, зависит очень многое.vgikhhj8.jpg
Синод 26 января утвердил состав этой комиссии, которую возглавляет Преосвященный Илларион, митрополит Донецкий и Мариупольский. Что позволяет надеяться на то, что комиссия будет способствовать каноническому единству и церковному миру, а не «революционным» преобразованиям? Прежде всего, её состав, утверждённый Синодом. Среди членов комиссии отметим присутствие священнослужителей, чьи взгляды в вопросах каноничного единства известны, и, к счастью, эти отцы никак не могут быть заподозрены в скрытом или явном сочувствии автокефалии. Словом, вздохнем с облегчением.
Решения, записанные в журналах № 7 и № 8, тоже очень серьезны и – как пишут светские СМИ, пытающиеся судить о делах Церкви – весьма резонансны.
Но сначала два слова в пояснение. На предыдущем своем заседании 23 декабря 2011 года Синод поручил возглавить Киевскую епархию (о главенствующем положении этой епархии, думаю, говорить не стоит) архиепископу Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру (Драбинко) и двум викариям Киевской Митрополии. Так вот, в четверг 26 января Синод это решение отменил. Временное управление Киевской епархией поручено Преосвященному Павлу, митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
Ну и наконец, журнал № 7, который тоже требует краткой информации к размышлению. В Киеве строится кафедральный собор в честь Воскресения Христова и духовно-просветительский центр Украинской Православной Церкви. Не секрет, что с благотворителями было оговорено: через строительные счета будущего собора будут проходить средства и на другие нужды Церкви – издательскую деятельность, миссионерское телевидение, обновление храмов. Средства, с Божьей помощью, проходят весьма значительные.
Недавно была назначена аудиторская проверка хода строительных работ и финансирования строительства.
На заседании Синода с докладом об итогах проверки выступил Преосвященный Павел. Заслушав доклад наместника Печерской лавры, Синод принял решение: с целью усовершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве кафедрального собора и духовно-просветительского центра освободить Преосвященного Александра, архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского от должности настоятеля храма Всех Святых (данный храм входит в комплекс Кафедрального Свято-Воскресенского собора). Также принято решение освободить протоиерея Георгия Коваленко от должности главы приходского совета Свято-Воскресенского кафедрального собора Киева. Контроль за строительством и финансированием собора поручен Преосвященному Софронию, митрополиту Черкасскому и Каневскому.
Уже вечером 26-го в средства информации, враждебно настроенных по отношению к каноническому Православию, появились материалы, полные желчи. В недопустимом тоне упоминался владыка Агафангел. А главное, изо всех сил подсказывался вариант «сопротивления». Мол, Блаженнейший митрополит Владимир ещё может не утвердить решения Синода.
Желая услышать авторитетное мнение по этому вопросу, утром следующего дня я связался с Василием Анисимовым, заслуженным журналистом Украины, автором книг, посвященных трагедии украинского церковного раскола, руководителем пресс-службы УПЦ. В ответ на мой вопрос, может ли последовать «неутверждение», Василий Семенович весьма удивился. А что, собственно, неканоничного, нарушающего Устав было сделано? Ничего. Всё абсолютно в рамках церковного права, которое Блаженнейший Владимир всегда уважал и в рамках которого всегда действовал сам. Больше того, как человек Церкви, Блаженнейший Владимир воспринимает голос Священного Синода в духе апостольской нормы, то есть как голос Самой Церкви, голос Её соборного разума.
Тем же из нас, кто склонен в трудную для Церкви минуту сразу впадать в смятение, наверное, стоит ещё раз напомнить себе: надеяться надо не на аналитиков и политиков, а на Господа Бога. Поскольку в Его руках судьба каждого из нас и судьба Церкви. А Её, по словам Самого Господа, и врата адовы не сокрушат.

 

Ян Таксюр

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012